Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 декабря 2017 г.
Искусство

В Большом театре, сопереживая трагедии

21 декабря 2017

Все главные телеканалы снимали этот уникальный концерт Большого театра памяти жертв авиакатастрофы 25 декабря 2016 года. Помните?.. В прошлом году, под праздник Новый год, в день католического Рождества, к нашим героям, воевавшим в Сирии против международного терроризма, отправился культурный десант. Авиакатастрофа случилась ранним утром в акватории Чёрного моря.

Погибли все восемь членов экипажа самолёта ТУ-154 Минобороны России и восемьдесят четыре пассажира. Среди них десять военных и федеральных служащих, шестьдесят три артиста ансамбля песни и пляски имени Александрова и руководитель легендарного коллектива – дирижёр Александр Халилов, девять журналистов, а так же известная своим бескорыстием и благородством Елизавета Глинка - глава благотворительного фонда «Справедливая помощь». Спустя два дня, в Москве, в концертном зале им. Чайковского в исполнении хора и Симфонического оркестра Мариинского театра прозвучал в память о погибших «Реквием» Верди – произведение, вошедшее в историю музыки как самое театральное воплощение заупокойной церковной службы.

В этом году артисты Большого театра под управлением главного дирижёра Тугана Сохиева подхватили идею концерта памяти жертв авиакатастрофы, начатую Владимиром Гергиевым. В Большом театре исполняли «Реквием» Верди 17-го декабря на Новой сцене. В зале присутствовали родственники погибших, дипломаты, члены Попечительского Совета Большого театра, Генеральный директор Владимир Урин, любители музыки, но гениальная классика в виртуозном исполнении была понятна даже не меломану - в храме искусства звучала общая молитва, а души погибших возносились над театральными подмостками. С двух экранов, установленных на сцене, на нас смотрели их живые, открытые лица. Вот, зазвучали на латыни слова из мессы «Вечный покой даруй им, Господи…» И на фотокадрах один за другим появляются все девяносто два человека погибших. Строгие лётчики, журналисты, артисты в концертных костюмах или парадных мундирах, одни из них с воодушевленной улыбкой, другие - с задумчивым взглядом; маэстро Халилов, доктор Лиза...

Трагедия декабря 2016 года опечалила многих из нас. По всей стране тогда затеплились огоньки поминальных свечей, ведь Ансамбль песни и пляски имени Александрова был одним из эталонов русской культуры, устоявшей во время разрушительных тенденций в жизни постсоветского периода нашей страны. Хочется верить, что приняв смерть в день католического Рождества, души погибших вне зависимости от людских вероисповеданий, убеждений или заблуждений, увидели Свет Вечный. Грандиозное сочинение Верди для четырёх солистов, хора и оркестра, продолжительностью полтора часа - об этом, и музыка прозвучала искренней молитвой на одном дыхании. Вот, сигналят трубы, изображающие молнию, и в вышину улетают звуковые образы человеческого отчаяния и покаяния, истовой молитвы, ужаса и страдания, окрашенные удивительной гармонией и мистическим светом. Ошеломляюще воспринимались контрасты сочинения между мелодичными, умиротворяющими и грозными, громовыми музыкальными частями. Как точно и как глубоко понимают артисты Большого театра музыку композитора, который гениально высказался о горе от безжалостного вторжения смерти в прекрасную жизнь! В этом проникновении и соборности - суть национального искусства, та большая высота, которую, к сожалению, не так часто берут современные творцы даже на главной сцене страны. В Большом театре всё чаще навязывают зрителю модерновые постановки опер и балетов, в чужеродном провокационно-западном стиле, не вызывающем у нас особого сопереживания. На фоне таких скандально-шумных постановок последних лет, музыкальный шедевр Верди, блистательно и с особым воодушевлением исполненный артистами 17-го декабря, вызвал восхищение!

Концерт шёл без пауз, и уж тем более без аплодисментов, но в финале зрители наградили артистов долгой овацией. Стоя, мы аплодировали не только певцам и музыкантам Большого театра, но и тем, кто летел выступать для наших военных в Сирии. На концерте в память жертв авиакатастрофы 25 декабря 2016 года солировали Ирина Чурилова (сопрано), Агунда Кулаева (меццо-сопрано), Олег Долгов (тенор), Пётр Мигунов (бас). Певцы, музыканты, зрители - на аплодисментах мы смотрели друг на друга с чувством, что приподнялись куда-то за облака, туда, где летают ангелы и светлые души, охраняя нас, живущих пока на земле…

Ирина Кумова

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS