Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 октября 2021 г.
Спецпроекты ЛГ Белорусский дневник

В звёздах отражается Бог

Человек-событие Александр Шимбалев: физик, богослов, священник

20 октября 2021

Уроженец Гомеля, он после школы, не отыскав в перечне факультетов белорусских вузов вожделенной астрономии, уехал в Одессу и поступил на физический факультет местного госуниверситета – там специальность «астрономия» была.

С 1996 года читает этот предмет в Белорусском государственном педагогическом университете им. Максима Танка...

И всё бы ничего, не будь Александр Альбертович Шимбалев ещё и протоиереем одного из главных православных храмов Минска. Согласитесь, неожиданно? Этакий Николай Коперник современности, автор 20 книг, нескольких учебников, более 80 научных и научно-методологических изданий. Как же пройти мимо разговора с личностью, в которой горит великий дух подвижничества? Наша беседа состоялась в аудитории, оборудованной как планетарий – с картой небесной механики на стенах, моделями галактик и телескопами.

– Александр Альбертович, звёзды и Бог – казалось бы, направление одно, но пути постижения так далеки друг от друга. А может, это и не так, может, я заблуждаюсь?

– Стремление разделить звёзды и Бога – исключительно элемент атеистического мышления, долгие годы усиленно культивировавшегося в нашем обществе. До этого начиная ещё с древнейших времён никто этих понятий не разделял, скорее наоборот, видимая нам Вселенная доказывала божественное начало всего сущего. Вспомните древний принцип познания: узнай Творца через творение, то есть «естественное богопознание». Это настолько просто, что даже человеку, ещё не научившемуся общаться с Богом через молитву, открывается светлый путь истины через созерцание красоты и гармонии мироздания, через разнообразие и бесконечность всего сущего. Осознание Бога намного сложнее и проще, чем мы это себе представляем. Однажды удивившись совершенству и красоте цветка, мы уже делаем шаг к Господу.

– А как же быть с научным атеизмом, живущим и поныне в головах многих наших сограждан? Или он тоже своеобразная религия?

– Безусловно, атеизм – религиозная форма сознания, точнее, своеобразный культ веры в неверие Божественного промысла, притом весьма жестокосердный. Мне кажется, что за атеизмом скрывается нечто другое, может, какой-то культ. Из истории мы знаем примеры обожествления сил природы, духов предков, неких необычных мест. Но забываем об одном из противных свободному человеку культов – Цезаря. А ведь в первые века христианства народы античности заставляли поклоняться наравне с олимпийскими богами ещё и изваяниям римских императоров, приравненных к богам. Существовали целые ритуалы обожествления, со своими молитвами, гимнами и жертвоприношениями. Христиане этого принять не могли и подвергались жестоким гонениям. Где появляется атеизм, ждите появления культа героя, культа вождя или Цезаря.

– Вы физик, богослов, служите в приходе преподобного Серафима Саровского в Минске. Как это в вас сочетается? Не мешают ли друг другу астрономия и теология?

– Наоборот, помогают. Священник ведь не должен быть оторван от жизни. Это мы немного одичали в единообразии прошлого века. До 1917 года ни у кого не вызывало удивления, если за университетской кафедрой, в анатомическом театре, за преподавательским столом гимназии или реального училища стоял человек, которого через несколько часов можно было встретить в храме уже в иерейском, а то и архиерейском облачении. И физика, и богословие постигают научными методами законы бытия, материи, духовных основ человека и общества. Они могут и не пересекаться, существовать особняком, но подспудно дополнять друг друга и более полно являть картину нашего мира.

– Иногда, глядя на звёздное небо, ощущаешь почти мистический ужас от колоссальной механики, от той шевелящейся тайны мироздания, висящей бездной над головой. Кто я, кто мы, что наша Земля? Песчинка на ладони вечности! Где здесь наука и где Бог?

– Ваше состояние естественно, оно присуще любому мыслящему человеку, который пытается представить себе эту дурную бесконечность, сравнить нашу маленькую Землю, ничтожную по сравнению с Солнцем, а потом представить, что во Млечном Пути более двухсот миллиардов таких звёзд, как Солнце. Здесь есть от чего прийти в ужас! Но человечество не впадает в ступор, оно продолжает жить. Потому что в человеке – образ Божий. Каждый из нас сотворён по образу Божьему, и образность эта сакральна и непостижима. Без неё нет, собственно, человека. Представить невозможно, чтобы подобными вопросами задавались, скажем, собака или обезьяна. А вот человеку это дано. Возможность постижения сущего – изначальный дар человека, его божественная искра. Другой вопрос, как он ею распоряжается. Мы сами выбираем, куда, в какую сторону нам идти – к свету Божьему или во мрак запустения.

Человек со времени осознания себя человеком знает о конечности своей земной жизни, но не страшится смерти. Для физических и социальных наук это загадка, а теология даёт очень лаконичный ответ – все в образе Творца, живущем в каждом из нас. Ведь человек сотворён потенциально бессмертным, и, даже того не осознавая, мы про это знаем и помним. Поэтому человек живёт так, как будто будет жить вечно. Однако многие из нас настолько этот образ в себе затеняют, что вовсе отпадают от своего Создателя. И тогда появляются разные страхи.

– Вас знают в Беларуси как активного противника суеверий и астрологии, но, продолжая мысль о «затенении самим человеком в себе Божьего образа», хотелось бы узнать ваше мнение о ныне модном увлечении богемной среды экзотическими культами индейцев Амазонии, шаманами, тибетскими практиками, египетской «Книгой мёртвых». По воскресеньям люди истово бьют поклоны в православном храме, а на неделе бегут в кумирни к магам и прочим, участвуют в сомнительных и не всегда безвинных обрядах...

– Астрология – прародительница многих людских заблуждений и обманов, её сторонниками были многие именитые учёные, скажем, Тихо Браге, Иоганн Кеплер, где-то даже Лейбниц. К девятнадцатому веку эта область знаний приходит в запустение, не пройдя проверку научной методологией, однако её реанимирует Юнг и психоанализ. Хотя и к тому и к другому у научного сообщества имеется масса вопросов. Сегодня уверенно можно сказать, что астрология не является наукой, она не прошла научной проверки и превратилась в обычную гадательную практику.

Теперь о новомодных увлечениях отдельных наших сограждан. Они появляются прежде всего от неустойчивости в вере и от не всегда разумной тяги к излишним экспериментам. Если вера в человеке слаба или её на поверку и вовсе нет, есть обрядовость, а глубина богословского осознания отсутствует – вот здесь и начинаются шатания. Старое языческое порой смешивается с христианским. Яркий пример – тоже модный ныне культ Санта Муэрте, совместивший в себе элементы древних культов майя и ацтеков с католицизмом. Людей манит магизм – желание получить какие-то блага через несложные манипуляции, без глубокой духовной работы. Увлечение подобным небезопасно для душевного здоровья человека. Очень часто за модным кумиром маячит белый халат психиатра. Конечно, не дай бог такого, но повсеместно это – прежде всего выкачивание денег из неустойчивого в вере или вообще не пришедшего к ней человека. Я по своему священническому опыту знаю, сколько бед и трагедий несут людям подобные эксперименты над своей душой.

Действительно, человеку трудно бороться с подобными напастями в одиночку, а у Церкви накоплен многовековой опыт такого противостояния. В этом мне и видится спасение.

– Ныне многие публицисты утверждают, что именно мыслители Церкви, особенно западной, и придумали всю эту демонологию и дали методички инквизиции.

– Церковь имеет чёткое учение о том, кто такие эти бесы и почему они досаждают человеку. Прежде всего это отпавшие от Бога ангелы, служебные духи, возгордившиеся и возревновавшие к человеку, созданному по образу Божьему. Отсюда и все их козни. Борясь с грехом, мы, по словам апостола Павла, ведём брань «не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). Так и Церковь не призывает нас бороться со своим телом – тело нас к греху не склоняет, оно вполне без него обходится. Грех же приходит к нам по наветам тёмных сил и застаёт, что называется, врасплох. Человек часто на исповеди говорит: нашло какое-то наваждение – и всё сделал не так, как хотелось. Вот это и есть работа зла, желающего лишить человека Царства Небесного, и с ним, безусловно, надо бороться. Путь избавления – пост и молитва.

– Хотел бы озвучить вам информацию одного из прохожих с минской улицы: у него в округе жители 4–5 деревень последние годы ходят молиться не в церковь или костёл, а в молитвенный дом. Это начало новой реформации?

– Это элементарный человеческий фактор, означающий, что пастор баптистов или пятидесятников – одарённый и харизматичный человек. А священник и ксёндз, скорее всего, формально занимают свои места. Но я могу вам и обратный пример привести: знаю район, где лет десять тому назад была очень крепкая община пятидесятников, но сегодня её уже не существует. Сейчас многое зависит от личности, несущей на себе ношу пасторства.

– Не могу не поинтересоваться вашими литературными пристрастиями.

– Читаю много. Предпочтение отдаю богословской, научно-популярной литературе, когда-то зачитывался Гёте, русскими религиозными философами. Сегодня с удовольствием читаю Милорада Павича. Его роман «Хазарский словарь» – великое произведение.

– По своему мироощущению вы человек Востока или Запада?

– Скорее всего, человек мира. Надо у всех народов брать только лучшее и никогда не брать плохого.

Беседу вёл 
Валерий Казаков, собкор «ЛГ» в Республике Беларусь

Тэги: Валерий Казаков
Обсудить в группе Telegram

Валерий Казаков

Родился в октябре 1952 года на станции Реста (д... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Валерию Казакову – 70

    29.10.2022
  • Мы вернёмся к новой жизни. Только искалеченными

    20.04.2021
  • Непротивление злу добром ведёт к торжеству зла

    14.04.2021
  • Будет у детей книга – у мира есть будущее

    31.03.2021
  • Союз государств – не закрытый клуб

    29.03.2021
  • Толпа или Народ

    40 голосов
  • Мы вернёмся к новой жизни. Только искалеченными

    14 голосов
  • Валерию Казакову – 70

    12 голосов
  • Справедливости ради

    12 голосов
  • Замечательно быть соседями, но лучше братьями

    7 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS