Соблазнение покинутых
Люди склонны верить в чудеса. Даже самые неверующие. И не только потому, что сама жизнь есть необъяснимое чудо. Ведь постоянно случается то, чего никто не ожидал, ломающее планы людей и их судьбы. Нужна какая-то опора, что-то заслуживающее доверия – особенно в эпоху смут, крушения всяческих ценностей. На что и, главное, на кого опереться слабому, изверившемуся, много раз обманутому человеку? Кто выручит, кто спасёт? Только чудо. Ведь и вправду есть люди с какими-то необыкновенными способностями: обладающие феноменальной памятью, свободно разговаривающие на многих языках, а также с некой таинственной придурью, чувствующие другого человека, способные предвидеть, исцелять, прорицать – творящие настоящие чудеса.
Нет, здесь не будем говорить о тех из них, кто от Бога – старцах и старицах, молитвенниках и духовидцах, наше «кино» – про других. Помню, давным-давно одна цыганка в Одессе рассказала мне кое-что из моей жизни, чего она никак не могла знать, а потом предсказала что-то из будущего. Оставила без денег – она обладала ещё и гипнотическим даром – но предсказания её – вот чёрт! – сбылись. Были ещё и русские «бабки-целительницы», обитавшие обычно возле монастырей, они действительно могли что-то, чего не могли врачи в районных поликлиниках, которые и сами порой посылали больных к бабкам. И они как раз не брали денег (разве что печенье и сахар).
А теперь – тьма колдунов, ведьм, ясновидящих, экстрасенсов и психотерапэутов. Их, спекулируя на тяге людей к чуду, показывают многие телеканалы, они участвуют в разнообразных, богопротивных «битвах экстрасенсов» – современные бабки-вещуньи и колдуны-чародеи исцелять не могут, но изымать деньги научились не хуже одесской прорицательницы.
И, наконец, есть телеколдуны, творцы чудесных грёз, заказчики и изготовители сериалов, они – наши главные маги и вещуны, и тут уже совсем другие бабки.
В 2009 году неожиданно хорошие рейтинги были у художественно ничтожного сериала «Вольф Мессинг: видевший сквозь время». Маститый сценарист Эдуард Володарский собрал все легенды и мифы про заслуженного артиста РСФСР Вольфа Григорьевича Мессинга – менталиста, выступавшего в СССР с психологическими опытами «по чтению мыслей» зрителей. Все несусветные байки вплоть до знакомства Мессинга с Фрейдом, Эйнштейном, Гитлером и Сталиным режиссёры Усков и Краснопольский воплотили на экране. Надули «менталиста» почти до масштабов библейского пророка…
Творцы сериала «Вангелия» оказались куда креативнее, они сделали качественный рывок в биографическом кино. Да, конечно, они использовали все легенды о Ванге, гулявшие по жёлтой прессе (их, кстати, не так уж и много – всё-таки реальная Вангелия Гуштерова (1911–1996) – человек из совсем недавнего прошлого), однако сценаристы Владимир и Татьяна Сотниковы под руководством продюсеров Анатолия и Наталии Чижиковых беззастенчиво добавили от себя то, чего не было и категорически не могло быть.
Главную роль играют пять актрис: в детстве и юности – очень хорошо и трогательно Кристина Пакарина, Даша Отрошко и Наталья Николаева, в зрелости – жёстко, непреклонно Ирина Рахманова (она запомнилась дебютом в роли отвязной Белоснежки, которой наслаждаются перед отправкой в Афган бойцы «9 роты»). Выдающаяся актриса Елена Яковлева мастерски создаёт образ мудрой провидицы Ванги в старости. Напомним, начинала она в большом кино «Интердевочкой», создав такой трепетный образ валютной проститутки, что после этого фильма сотни тысяч советских девочек стали мечтать о панели – у многих мечта осуществилась.
В первых шести сериях баба Ванга рассказывает своё «житие» простодушной московской журналистке Алисе (её, чудаковатую и искреннюю, убедительно играет Карина Разумовская). Мы узнаём о рождении Вангелии, детстве и молодых годах, о «становлении» её дара, о голосах умерших, о видении белого коня и старца с посохом, который благословил Вангу на чародейство, о первых чудесах, которые она совершала, главное из которых – нахождение украденной у отца овцы. Его сыграл Евгений Князев, прославившийся исполнением роли Вольфа Мессинга в «сериале-отце», а здесь он убедителен в роли простого болгарского батрака… В школе для слепых Ванга познакомилась с русской эмигранткой Ольгой, которую играет прелестная Карина Андоленко; в сериале «Страсти по Чапаю» она поразила редким сочетанием чистоты и женственности; и здесь хороша, тургеневская девушка, бунинская женщина. История дворянки Ольги замещает недостаток чувственной романтики в истории главной героини...
Милая пастораль, ничто, как говорится, не предвещало. Кольнуло только то, что священник Иона, который призывает Вангу прийти в храм и покаяться, изображён тупым, корыстным сектантом, в то время как Ванга – истинно верующей во Христа. Да и в истории Ольги от серии к серии проявлялся чрезмерный мелодраматизм вперемежку с пошлым детективом. Мужем Ольги становится врач-психиатр, даже психотерапевт, обладающий гипнотическим даром, и тут запахло доктором Фрейдом, но нет, он оказался агентом советской разведки, который выведывает у загипнотизированного врага военные тайны. Подумалось, что нас куда-то заманивают. Куда?
Внезапное саморазоблачение
После демонстрации первых шести серий на Первом канале был показан документальный фильм «Ванга» о съёмках «Вангелии», должный, наверное, подстегнуть интерес к сериалу. В нём говорилось о нефти на карте Калмыкии, которую слепая провидица нашла для Кирсана Илюмжинова. Кирсану Николаевичу можно верить, он не только с Вангой встречался, но и с инопланетянами. Бывший пресс-секретарь президента Ельцина, а ныне руководитель телекомпании «Останкино» Сергей Медведев, посещавший Вангу в последний год её жизни, тоже сыграл в сериале самого себя и подтвердил, что сняли всё, как было на самом деле. Действительно, Ванга предрекла победу Ельцина на выборах 96-го года, правда, боюсь, тут главную роль сыграла не она, а другие чудодеи, и не из Болгарии.
Создатели сериала несколько перестарались, нагоняя мистику: «Вангу должна была играть народная артистка СССР Инна Чурикова… Инна Михайловна уже ехала подписывать контракт, как вдруг поскользнулась на крыльце Ленкома и сломала руки. А вскоре беда случилась с режиссёром фильма Сергеем Борчуковым. Он попал под поезд и потерял полфаланги большого пальца на ноге». Эти полфаланги испугали больше трагедии двух башен и «Курска», которые якобы предсказала Ванга. Пиар пиаром, мистика мистикой, но полфаланги, отрезанные поездом, это какой-то гротеск.
Далее Медведев сказал страшные вещи: «Конечно, многое придумано. Придумано, если честно сказать, почти всё». Как всё? Всё? Так, значит, нам морочат голову? «Что меня очень смущает – это встречи её с известными людьми. Допустим, встреча с Гитлером. Она никак не могла состояться». И завершает словами, напомнившими об известном монологе из «Карнавальной ночи»: «Кто же она такая – человек с уникальными способностями, ангел Божий или посланец сатаны? Однозначно ответить на этот вопрос наука сегодня не может».
Наука не может, но Православная церковь (и русская, и болгарская) ответила давно: к православным бабкам-целительницам баба Ванга отношения не имеет. Протоиерей Дмитрий Смирнов выразился короче и беспощадней: «Ванга – бесовский коммерческий проект».
Будем знакомы. Царь
Вторая половина сериала покатилась вразнос. Да, с Гитлером получилось смешно. Ну не слушал он пророчеств Ванги о поражении в войне и новорождённого жеребёнка со звездой во лбу не видел потому хотя бы, что никогда в Болгарии и Македонии не был.
В сериале показано нашествие фашистов в 41-м – жители села, где жила Ванга, бегут, в страхе крича: «Немцы, немцы!», а она мужественно остаётся. На самом деле Македония, где располагалось её село, была оккупирована не немцами, а как раз болгарами, союзниками нацистской Германии.
Ольга (Карина Андоленко) |
По Ванге, есть судьба, которая предначертана, но есть и выбор, который остаётся за человеком. Если слушаться прорицаний, то всё будет нормально – слушают её в фильме с пользой для себя только выдуманные персонажи – Ольга и Алиса. В «сериале чудес» царь Болгарии Борис приехал советоваться с Вангой в 1942 году, когда ей было чуть больше 30 (известной прорицательницей она стала гораздо позже). Ванга ему предрекла, что от державы его останется одна скорлупка. Царь хочет изменить предначертанное: «Германия завязла в войне с Россией, я разорву военный союз с Гитлером». Пророчица строго предупредила: «Попробуй, но помни дату – 28 августа». Через год Борис в ставке Гитлера смело заявляет, что выходит из военного союза, и тут же под взглядом нацистского экстрасенса падает замертво – не учёл монарх пророчеств.
На самом деле Борис из военного союза не выходил, и 28 августа скончался в Болгарии! И от «державы» его осталась отнюдь не скорлупка, после войны Болгария стала цветущей, развитой аграрно-промышленной страной, где в том числе расцвёл дар Ванги. В 1967 году она стала госслужащей с зарплатой 220 левов; посетители из соцлагеря платили в кассу 10 левов, из капстран – 50 долларов. Но, как нам показали в «Субботнем вечере», посвящённом сериалу, она брала доллары от клиентов и минуя кассу. Вообще эта передача поразила отсутствием представителей Церкви, специалистов по экстрасенсорике и безобразной перебранкой после заявления болгарского биографа Ванги о том, что её в юности изнасиловали.
Бред
Ванга – последний бренд Болгарии. После вступления в Евросоюз дешёвых болгарских перцев, груш, сигарет, «Плиски», промышленных товаров мы не видим. Про Габрово (столицу юмора) забыли, так же как про футболиста Стоичкова, – остались только «Золотые пески» да Ванга. Её настоящая жизнь была бедна на события. Безвременно ушедших брата и мужа она не спасла, последнего даже от алкоголизма отвратить не спасла. Как подать её историю максимально смотрибельно? Баек про царя Бориса, Ельцина, Гитлера и страшных птиц, вонзающихся в башни Нью-Йорка, явно недостаточно, потому сценаристы и выдумали параллельную лирико-детективную историю Ольги. И в ней особенно много обидного вранья.
В сериале после катастрофического начала войны Берия даёт указание Судоплатову передать через нашего болгарского агента германскому резиденту (а через него Гитлеру) предложение о прекращении войны и объявлении её «приграничным конфликтом» в обмен на «несколько областей» СССР!
Это – глупость, гадость.
Если бы Сталину нужны были какие-то переговоры с Гитлером, то они были бы проведены через дипломатов в нейтральных странах. Зачем так бездарно палить агентуру? А предлагать территории в обмен на прекращение войны – бессмысленное предательство, в начале войны Гитлер не сомневался в скорой победе.
Далее. Арестованного мужа Ольги в гестапо почему-то не казнили. После Победы Ольга ищет его, ездит по концлагерям и по наводке Ванги («там раздвоенная ива на широком плёсе») находит и иву, и мужа в Дахау. Они приезжают в Москву, но тут мужу в МГБ предлагают участвовать в советском продолжении нацистского проекта «Аненербе» с опытами по манипулированию сознанием людей.
– Живых людей? – восклицает Ольга.
– Ну не мышей же, – досадует муж на наивность жены, которая и не подозревает об ужасах, творящихся в СССР.
Он не знает, как отказаться от участия в проекте, но Ольга хитроумно советует ему симулировать что-нибудь неизлечимое, например, болезнь Паркинсона, чтобы комиссоваться. Так он и делает, потом... Пересказывать дальнейший бред сериала, в который под мистическим соусом впаривается антироссийское мракобесие, нет желания.
Итак, итог. Кто на самом деле Ванга: экстрасенс, ангел Божий или посланец сатаны? Сомневаюсь, имею ли я право отвечать на этот вопрос. А вот в том, чьи посланцы творцы «Вангелии», кумиров и идолов, сомнений нет.
Тележрецы держат зрителей за мышей.