10 февраля в Брянске берёт старт крупный выставочный проект недавно возрождённого Союза русских художников (СРХ). Одноимённая организация существовала в России сто лет назад и объединяла лучших художников реалистического направления. В 2008 г. союз был воссоздан и в своей новейшей истории успел заявить о себе не менее ярко, чем его предшественник. Накануне открытия выставки председатель СРХ Юрий ГЕРАСИМОВ ответил на вопросы «ЛГ».
– Идея возрождения Союза русских художников витала в воздухе ещё в конце 1980-х. Тогда, в условиях начавшейся в стране перестройки и переоценки культурных ценностей, художники реалистического направления невольно искали пути сохранения прежних ориентиров и традиций. Речь на тот момент не шла конкретно о СРХ, но эта организация всё чаще упоминалась как пример редкого единения мастеров на основе общих принципов и убеждений. Ведь в начале ХХ столетия под её эгидой надолго сплотились такие имена, как А. Бенуа, В. и А. Васнецовы, М. Врубель, И. Грабарь, К. Коровин, Б. Кустодиев, Ф. Малявин, В. Суриков, Н. Рерих и др.
Последовавшие вскоре распад СССР и лихолетье 90-х надолго отодвинули реализацию задуманного. Но сама идея никуда не уходила, а только набирала мощь. И вот в 2008 г. мы наконец-то собрались с духом и решили, что пришло время. Официально мы зарегистрировались как «Содружество русских художников», но все наши выставочные проекты и иная деятельность носят название «Союз русских художников», и именно под таким брендом нас знает широкий зритель. Для самоидентификации мы ещё иногда добавляем к этому уточняющую характеристику – «Новое время».
Объявляя себя продолжателями дела союза столетней давности, мы неизбежно задавали себе самую высокую планку, что являлось и до сих пор остаётся для всех художников мощным стимулом к творческим достижениям.
– Россия – многонациональное государство. Вас никогда не обвиняли в национализме?
– Вопрос о значении слова «русский» в названии организации самый задаваемый. Но ответ на него был дан ещё столетие назад участием в рядах того союза М. Аладжалова, К. Бакста, И. Бродского, И. Грабаря, К. Юона и многих других. Сегодня Союз русских художников также объединяет авторов не на основе национальной принадлежности, а на основе приверженности русской реалистической школе живописи. Доказательством тому – участие в нём В. Кураксы, С. Пена, Э. Петровой (в девичестве – Самедова). Все они – достойные русские художники.
– Однозначно ли было воспринято возрождение Союза русских художников в художественных кругах?
– Безусловно, положительно воспринявших эту новость было намного больше: искусствоведы, журналисты, простые зрители. Однако были и те (преимущественно художники), кто поспешил обвинить нас в несоответствии уровню мастеров столетней давности и даже в самозванстве. Причём критика усиливалась по мере того, как мы достигали всё большего успеха: не нравилось то, что мы активны в организации выставок; что не ставим во главу угла звания и судим о каждом авторе по его готовности именно к конкретному вернисажу; что принимаем не каждого желающего, а достойного по своему творческому потенциалу мастера; что требуем экспонировать только новые, нигде ранее не выставлявшиеся произведения. Всё это было очень ново и неожиданно для современного художественного мира.
– Какие у вас отношения с другими творческими объединениями, организациями, тем же Союзом художников России, с которым ваше название отчасти созвучно.
– В России на сегодня действительно существует немало различных по формату, задачам и статусу творческих объединений и союзов. К примеру, тот же Союз художников России объединяет несколько тысяч мастеров по профессиональному признаку, представляя не только реализм, но и другие направления живописи. Его существование просто необходимо. Мы же, для сравнения, являемся сугубо идейным объединением исключительно художников-реалистов, которые договорились, если так можно выразиться, о совместных правилах поведения и выставочной деятельности. В подспорье у нас нет ни мастерских, ни фондовых хранилищ, ни выставочных площадок.
– За счёт чего же существует Союз русских художников?
– За счёт энтузиазма, поддержки со стороны единомышленников среди музейных работников и представителей власти, а также членских взносов (смеётся). Энтузиазм – самое главное в каждом деле. Ни передвижники, ни Союз русских художников столетней давности не имели постоянных спонсоров. Но благодаря прочной гражданской позиции каждого из художников, общей сплочённости и рвению в историю отечественной живописи вписывались ярчайшие страницы. С уверенностью могу сказать, что в нынешний СРХ входят не менее крепкие по духу и прочные по убеждениям художники. Ну а насколько будут ярки наши дела, судить будущим поколениям.
– Юрий Дмитриевич, чего уже удалось достичь возрождённому союзу?
– Отвечу, может быть, для кого-то неожиданно: главное достижение – это то, что в прошлом году в нашу организацию из сорока с небольшим человек просились двадцать новых авторов для участия в ежегодной московской выставке. Для многих художников, в особенности молодых, приглашение в СРХ означает сегодня переход на новый качественный уровень в творчестве. Что касается самой выставочной деятельности, то помимо ежегодных московских выставок мы организовали три передвижных проекта, посетив более двадцати российских городов от Плёса до Белгорода и от Брянска до Самары. Особое значение для нас имели выставка в Минском национальном художественном музее и последовавшее затем приглашение в Гомель представлять Россию в рамках фестиваля «Культурная столица Содружества – 2011».
Передвижные выставки – своеобразная наша дань памяти предшественникам. Из переписки А. Васнецова и В. Переплётчикова видно, что участники того союза получали приглашения от многих городов, но не могли – и авторы сетуют на это в письмах – в силу ограниченных возможностей ответить на запросы.
– Позади уже четырёхлетний путь. По всей видимости, возрождённый союз окончательно оформился в стабильное объединение. Что, а точнее, кто представляет сегодня организацию?
– Возрождённый Союз русских художников – это пять поколений русской реалистической школы живописи от знаменитых ещё в советское время В. Сидорова и братьев Ткачёвых, которые являются почётными экспонентами, до недавних выпускников Художественного института им. В.И. Сурикова и Российской академии живописи, ваяния и зодчества.
Когда-то газета «Речь», комментируя одну из выставок союза столетней давности, отметила, что под его эгидой собралось практически всё лучшее, что было на тот момент в русской реалистической школе. Эти слова можно с уверенностью сказать и о нынешних участниках СРХ.
Возрождённый союз представлен прекрасной плеядой мастеров жанровой картины (А. Боганис, А. Дроздов, С. Гавриляченко, Н. Зайцев, И. Каверзнев, Н. Колупаев, Д. Петров, А. Смирнов, С. Смирнов, М. Фаюстов, Д. Шмарин), очень сильной по составу группой пейзажистов (А. Алёхин, А. Дареев, Н. Зудов, М. Изотов, А. Клюев, В. Куракса, Ю. Мокшин, В. Орлов, Ю. Орлов, В. Страхов, Н. Третьяков, Г. Цыплаков-Таёжный), редкими на сегодня мастерами графики и офорта (Н. Коротков, М. Кочешков, Ю. Ткачёв). Отдельно хочется выделить молодых авторов, чьё становление проходит в рамках СРХ: Ю. Блинова, Н. Зайцева, В. Копняк, А. Мочалина. Ну и, конечно, украшением любой нашей выставки являются произведения В. Сидорова, братьев А. и С. Ткачёвых, Г. Коржева. Все упомянутые художники представляют серьёзную силу в реалистическом искусстве.
– Каким вы видите будущее Союза русских художников?
– Как человек, возглавляющий объединение художников-реалистов, я и сам остаюсь реалистом (смеётся). А если серьёзно, то я хорошо понимаю, что СРХ не будет существовать вечно. Его возрождение было обусловлено историческими процессами, и ими же однажды будет продиктовано его завершение. Точно так же было когда-то с Товариществом передвижников, «Миром искусства», первым Союзом русских художников, Ассоциацией художников революционной России. Однако все эти организации, появляясь и перерастая затем во что-то новое, решали главную задачу – сохранения и дальнейшего развития такого уникального и самобытного явления, как русская реалистическая школа живописи.
Но нам пока думать о перерастании во что-то новое преждевременно. Впереди нас ждёт много свершений. Мы нацелены на проведение выставки в Русском музее в Санкт-Петербурге и Третьяковской галерее в юбилейный для нас 2013 год, передвижные проекты за рубежом. Но, чем бы всё ни закончилось, уверен, что создатели Союза столетней давности – А. Архипов, А. Васнецов, М. Врубель, К. Коровин, В. Переплётчиков – обязательно пожали бы нам руки. С этих торжественных слов я неизменно начинаю каждое открытие наших ежегодных московских выставок.
Беседу вёл