Вот «Мцыри», поэма, вроде бы для сцены не предназначенная, но поставленная в столичном театре «Школа драматического искусства» как спектакль учеником Анатолия Васильева Константином Мишиным, к тому же сыгравшим одного из главных героев, их здесь три, Мцыри поверженного, Мцыри, окрылённого надеждой, и Мцыри борьбы – артисты Евгений Поляков и Георгий Фетисов.
В этом спектакле нет понятной сюжетной истории, человек выведен в мир природы и вечных космических стихий, частью которых он является. Жизнь человеческая предстаёт освобождённой от быта и житейских забот.
Человек борется не с соседом по лестничной клетке, а с... барсом… Он живёт в природе, в космосе, а значит, в музыке, в молитве, в танце, органическом соединении, в гармонии с Вечным и с Богом. Да, это – Лермонтов! Его герой, преодолевая себя, восходит к горным высям, высвобождая тело и дух для связи с надземным. В спектакле соединяется разное, порой, кажется, несоединимое: африканские песнопения, написанные Стефаном Микусом, восточные единоборства, боевые искусства и танец. Духовные и этнические мотивы в музыке Александра Маноцокова, грузинские национальные костюмы, но и прекрасная их стилизация, сближающая с природой, художника Ольги Васильевой. Безупречно красива хореография Иры Гонто и Константина Мишина.
Сложен и многолик человек, личность, коротка, но и прекрасна жизнь человеческая, если она направлена к звёздам, к вершинам, к небу, к совершенству. Совершенен поверженный человеком барс – Алан Кокаев. Дивно звучит голос Мадонны – Светланы Найдёновой. Прекрасна музыка людских хоров. Незабываемы танцы с бамбуковыми палками, серпами, камнями. Замечательный спектакль, приближающийся к поэту, приближающий зрителя к нему.
Хотя такой спектакль – нечастое счастье. Кажется, «Маскарад» мог быть проще в постановке, всё-таки не поэма, а специально написанное для театра сочинение. Кстати, великая эта на все времена и эпохи драма была написана Лермонтовым в 21 год.
Как он мог тогда понимать, чувствовать душевную опустошённость Арбенина? Его остывающие страсти игрока... Жестокость и неспособность прощать. Усталость и смерть при жизни. Не каждому режиссёру, актёру дано приблизиться к великому. Не сумели сделать этого ростовчане, которые привезли на фестиваль свой «Маскарад». Свой – не лермонтовский. В постановке Никиты Ширяева. У них – во всём спокойный, бестрепетный, ровный артист Сергей Власов, и это – гордец и мученик Арбенин! Хорошо носит фрак, элегантен, но и, кажется, пуст... Как и Нина – Кристина Гаврюкова. Бойкий и никакой другой Звездич – Вячеслав Огир. Декоративная злодейка Штраль – Юлия Борисова, однокрасочная. Не отличить друг от друга характерами, индивидуальностями Казарина и Шприха, доктора и неизвестного... Зато множественная суетливая массовка. Красивые костюмы. Какие же дорогие затраты на спектакль! Беспрестанно заполняют собой сцену танцы – зачем? Просто для красоты? Вниз-вверх дёргают люстру. Заполняют сцену свечами. Набор приёмов и только. Отвлекают от происходящего, впрочем, среди героев ничего, кроме танцев и словоговорения, не происходит. И в актёрах-то ничего. Пустота. Не проживают. Не сжигают себя. Не взаимодействуют. Показывают, не живут. Это – всё разное. И отвлекать-то не от чего. Долго танцуют мазурку, долгий романс Нины перед отравлением. Понимаю, жестоко, но приходится об этом сказать даже не только ради... Лермонтова, но ради самого театра, который недавно потерял руководителя, обновил его, каким путём теперь идти – для них сейчас важно понять.
Но на фестивале был ещё один «Маскарад», поставленный столичным режиссёром Юрием Ерёминым, ставшим в последнее время особенно близким Ставропольскому театру, как драма в одном действии. Сценография, костюмы – тоже режиссёра. Арбенин – Игорь Барташ, Нина – Полина Полковникова, Неизвестный – Александр Ростов. Премьера к 200-летнему юбилею великого земляка.
Вот, кажется, тот же последний предсмертный вальс Нины с Арбениным и её романс, они предложены автором, но всегда разные в разных спектаклях. И это уже компетенция режиссуры. Вставные номера, дивертисменты у ростовчан... В ставропольском спектакле несколько кругов вальса, всё убыстряющихся, вот уже идущих в сумасшедшем ритме, не на балу, а дома, вдвоём, вокруг кровати, теперь пустого бывшего ложа любви. Потом Арбенин один будет повторять судорожные одинокие метания вокруг Нины, уже покойной, под ту же мелодию, но в другом ритме и в пластике отчаяния и безумия. В этом спектакле герой Барташа ляжет потом рядом с остывающей возлюбленной – и застрелит себя. Наверное, тоже право режиссёра выбрать для героя не безумие, а самоубийство. Кажется последняя цитата из «Ромео и Джульетты». Но там недоразумения и вражда погубили счастье молодых. А здесь – сам Арбенин, оказавшийся неспособным к любви, к доверию, к пониманию и прощению. Хотя судьбой ему всё-таки был дан миг ясности, любви, гармонии. Не каждому и это даётся. Арбенин – игрок, его внутренние запасы доброты и прощения давно истощены. Он умер при жизни. Это прекрасная, многогранная актёрская работа. Вокруг него в спектакле – достойная Арбенина компания.
Красавец Звездич, яркий, но поверхностный, артист Александр Кошелевский, более всех любящий самого себя. Циничный к добру и злу, равнодушный Казарин – Владимир Петренко. Страстная, влюблённая в Звездича баронесса Штраль борется за Звездича скорее по азарту, тщеславию, самолюбию. Беспринципный Шприх – Владимир Лепа.
Нет, всем им не до любви. Как, кстати, и большинству в сегодняшнем мире. Есть в этом спектакле совсем новая, даже по сравнению с драмой, очень расширенная режиссёром роль Неизвестного. Он здесь появляется рядом с героем в роли слуги, собеседника, сопровождающего. Он всё время тенью за ним следует, у него нет собственной жизни, его сжигают ненависть и жажда мести. Это ведь тоже возможный вариант судьбы Евгения Арбенина. Эту роль блистательно играет выросший в театре в крупного мастера Александр Ростов. Конечно, лучше смерть, чем жизнь без любви. Лучше небытие, чем существование во лжи и ненависти. Это был выбор самого Лермонтова. И стало режиссёрским решением талантливого, неординарного, безумно красивого ставропольского спектакля. Его декорации: круги, цилиндры, пёстрые и траурные домино отсылают к Баксту и Серебряному веку. Круги человеческого ада.
Улицы и дома Ставрополя, Град Креста в переводе с греческого, помнят Лермонтова. Отсюда начинался его Кавказ. Здесь он служил, здесь отбывал свою ссылку после стихотворения «На смерть поэта». В Ставрополе у поэта были друзья и единомышленники, здесь он встречался с сосланными сюда декабристами, были здесь у него и враги. Он любил Ставрополь и оставил многие виды его на своих картинах и зарисовках. Здесь, по собственному признанию, легко писалось.
Отсюда в мае 1841 года он отправился в Пятигорск навстречу своей трагической гибели.
Здесь же, на Северном Кавказе, на курорте развёртывается действие его самого большого и знаменитого романа «Герой нашего времени», появившегося в 1840-м, совсем незадолго до смерти поэта. Уже в самом заголовке – уровень авторских притязаний, заявка на масштабное осмысление времени, не просто портрет одного из всех, а герой своего времени!
Театр, который сегодня, спустя почти 200 лет, берётся за воспроизведение на сцене этого романа, а его ещё надо перевести с языка прозы в драматургию, должен преодолеть и это расстояние в веках и суметь найти точки соприкосновения той жизни, тех героев со временем другим, сегодняшним.
Так воплотить в какой-то мере alter ego великого автора, чтобы он был близок, понятен, интересен людям, молодёжи другого тысячелетия, XXI века...
Ни Лермонтов, ни ставропольский актёр Игорь Барташ не скрывают недостатков Григория Александровича Печорина. Увлёкся и выкупил Бэлу – Карина Бижукова, у её брата за коня, держит её в наложницах, а потом охладевает к ней, но и рыдает над её трупом. Возобновляет роман с замужней Верой и одновременно волочится за юной княжной Мэри, хотя всерьёз ни одна, ни другая, ни третья ему не нужны. Сначала отнимает мазурку на балу, потом саму девушку у влюблённого Грушницкого, артист Илья Калинин, а в итоге и вовсе убивает того на дуэли.
Умён, заметен, но не лёгок и не слишком приятен в общении, жесток, замкнут, высокомерен, эгоцентричен – таков Печорин в ставропольском спектакле того же известного столичного режиссёра Юрия Ерёмина. Но и очень узнаваем. Мотив многих его поступков – скука! Сегодня это многим понятно, близко. И иным служит оправданием. А расплата за грехи и вседозволенность – в одиночестве и собственной совести. Режиссёру с актёрами удаётся создать убедительные картинки жизни, быта, характеров века минувшего и нынешнего одновременно. Добиваться такого слияния удел лишь талантливых спектаклей. Очень хорош Максим Максимыч в исполнении Александра Ростова: звёзд с неба не хватает, но способен услышать собеседника, почувствовать чужую беду, сострадать. Доброта нынче ох! как редка и как необходима... «Герой нашего времени» – это портрет, составленный из пороков всего нашего времени», – так считал сам Лермонтов. А красоту своих творений Лермонтов щедро дарит. Даже если это просто обращение к романсам и музыке на его слова, что сделал Ставропольский государственный театр оперетты. А сам Лермонтов – универсальный, всеобъемлющий русский гений в прозе ли, в пьесах, в стихах, в картинах оставил нам такие уроки страданий человеческих, чувств и страстей на все времена, так вовремя случился прекрасно проведённый в его честь и по его произведениям театральный фестиваль, что нам, всем его участникам, ещё думать и думать о нём.
И снова вспоминаешь разговор четырёх офицеров из повести «Тамань», начинающих спектакль «Герой нашего времени»: «Верите ли вы в судьбу?.. Может ли сам человек распоряжаться своей жизнью или всё предопределено свыше?..» Вопросы для каждого. Фаталист и мистик Лермонтов – сложный, загадочный для нас пример. На все времена. Хорошо бы фестиваль, обращённый к жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова, сделать постоянным.
Кстати, стихотворение
И скучно, и грустно,
и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
подписанное М. Лермонтов, впервые вышло в свет 20 января 1840 года в тогда уже существующей «Литературной газете»...