Это «Финист. Первый богатырь» (режиссёр Дмитрий Дьяченко) и «Волшебник Изумрудного города. Дорога из жёлтого кирпича» (Игорь Волошин). «Финист...» – продолжение франшизы «Последний богатырь», «Волшебник...» – первая часть будущей франшизы. Кассовые сборы радуют прокатчиков миллиардными поступлениями. Однако измерение кинопродукции в денежном эквиваленте не всегда даёт верную оценку её художественных достоинств.
Удивили локации «Финиста...». Белогорье, где начинается фильм, находится высоко в горах и ничем не напоминает Русь былинную. Большая часть этой сказки-фэнтези разворачивается не здесь, а в далёкой стране среди песков, куда увезли в рабство главных героев: Финиста, его помощника Мелёху и Бабу-ягу. Заморский восточный колорит представлен с избытком. Допустим, согласимся с придуманными условными странами в условной сказке, ничего общего не имеющей с русскими народными, а что же с персонажами?
Финист Ясный Сокол (Кирилл Зайцев) красив, статен, обладает невиданной силой, но подвиги совершает исключительно ради собственной гордыни, бродя по лесам в поисках приключений. Он тешит своё самолюбие тем, что народ почитает его как первого богатыря и слагает о нём легенды. Финист успешно боролся с чудищами, но одного монстра победить не смог, страшная тварь ослепила его. Однако сочувствия среди соотечественников он не нашёл, они сразу отвернулись от своего кумира, ставшего инвалидом.
Его «неверный оруженосец» Мелёха (Сергей Лавыгин) неоднократно предавал Финиста, представляя собой тип вороватого приспособленца. Он подло бросает ослепшего Финиста одного в пустой избе, поступает в услужение к врагам, что, правда, не спасает его от рабства. Как только Финист обретает зрение, Мелёха снова прибивается к старому хозяину, но ненадолго. В восточной стране ловкач переметнулся к могущественному и загадочному изобретателю Анарифу, а как только Финист стал брать верх, опять оказался с ним рядом. Слуга всех господ не испытывает от предательства ни малейших угрызений совести. И, удивительное дело, за свои кульбиты не бывает наказан. Озабоченная проблемой вечной молодости Баба-яга (Юлия Пересильд – молодая, Елена Яковлева – старая), в начале фильма демонстрирует чудеса, но, попав в плен, даже не пытается ворожбой освободить себя и Финиста или вернуть богатырю зрение. Ближе к концовке фильма она опять начинает успешно колдовать, обрушивая на головы преследователей тонны спелых арбузов (под вагнеровский «Полёт валькирий»). Девица-красавица Злата (Кристина Строителева) на поверку вообще оказывается оборотнем.
Самый непредсказуемый персонаж, учёный Анариф (Фёдор Добронравов), поначалу вызывает симпатию. Он выкупает пленников, селит их в своём дворце, возвращает зрение Финисту. Однако под маской доброго благотворителя скрывается злой и жестокий колдун, извлекающий энергию из любых живых существ.
Сюжетная линия фильма выстроена неровно, герои не вызывают симпатии и эмоционального отклика, его справедливо критикуют за отсутствие оригинальности и явные сценарные «дыры». К спецэффектам претензий нет, они качественны, но однообразны. Жуткие клыкастые и когтистые чешуйчато-перепончатокрылые чудовища уже не удивляют, катастрофические разрушения тоже. Механические черепахи злобного Анарифа вообще напомнили шагоходы из «Звёздных войн».
Какой же «добру молодцу урок» извлечь из сказки про Финиста? Только один – положительных героев нет, а люди не то, чем кажутся (если немного перефразировать знаменитую цитату ныне покойного Дэвида Линча про сов).

Однако в мире настоящих сказок зло всегда уступает место добру, в прокате содержательную и достойную конкуренцию пустотелому «Финисту...» составил «Волшебник Изумрудного города...», продукт куда более качественный и продуманный. Сценаристы проявили достаточно бережное отношение к первоисточнику – книге Александра Волкова, выстроив драматургию вокруг традиционного сюжета. Вместе с тем сценарий деликатно осовременен, что представляется оправданным. Девочка Элли (Екатерина Червова) не расстаётся со смартфоном, пока ураган колдуньи Гингемы не уносит автомобильный домик-прицеп в волшебную страну. И там чудо современной техники оказывается бесполезным, мир гаджетов иллюзорен. Только встретившись с реальными трудностями, Элли узнаёт цену настоящей дружбы, удивляется многообразию окружающего мира, учится отличать правду от лжи, верность от предательства. Элли с замечательным псом Тотошкой сможет вернуться домой, только если поможет выполнить заветные желания Страшилы (Евгений Чумак), Железного Дровосека (Юрий Колокольников) и Трусливого Льва (голос Антона Вахи).
На пути в Изумрудный город к волшебнику Гудвину друзья сталкиваются с суровыми препятствиями. Злая колдунья Бастинда (Светлана Ходченкова) должна любой ценой отнять у Элли волшебные башмачки. У Бастинды не случайно появляется приспешник Урфин Джюс (Дмитрий Чеботарёв) – с явным прицелом стать полноценным героем следующих частей франшизы. Злодейства Бастинды сняты с размахом, она пытается помешать путникам, насылая на них людоеда, саблезубых тигров, дурманя загадочными грибами и сонным маковым полем. Но вопреки козням колдуньи команда друзей добралась до Изумрудного города, и в этом им помогли ум, смелость, верность и их добрые сердца. Те качества, которые и в обычной жизни творят чудеса. Вот здесь-то, на самом интересном месте, первая часть фильма закончилась, то есть экранизация не охватила всю волшебную историю.
Однако дробление книжных сюжетов Волкова может затянуть франшизу до бесконечности путём нагромождения спецэффектов в ущерб динамике. Что же касается первой части, то графика использована искусно и уместно, актёрские работы удачны, операторские решения помогают удержать внимание зрителя, забавные ситуации и шутки вызывают смех (в отличие от «Финиста...», где попытки юмора отзывались тишиной в зале).
Пока что дорога, вымощенная жёлтым кирпичом, ведёт героев фильма, а вместе с ними и юных зрителей в правильном направлении – к дружбе, доброте и к миру правильных книг.
Людмила Смирнова