Сергей Телюк. Коллекция (3): стихи. – М.: Радуга, 2021. – 20 с.
Сергей Телюк. Коллекция (4): стихи. – М.: Радуга, 2021. – 40 с.
Сергей Телюк. Коллекция (5): стихи. – М.: Радуга, 2022. – 40 с.
Три поэтических сборника продолжают книжную мини-серию «Коллекция», на обложках – иллюстрации Ирины Телюк. Человек, читающий книгу, пейзаж и натюрморт – оформление каждого издания соответствует содержанию, передаёт особую атмосферу – уединённости, созерцательности и организованности пространства. В «Коллекции-3» автор – Сергей Телюк публикует поэму, посвящённую православной школе-пансионату «Плёсково». Уже с первых строк ощущается некоторая умиротворённость, во многом характерная для творчества этого поэта:
На правом берегу Пахры,
затерянный в лесах еловых,
храм, словно среди волн суровых,
не сгинул в бездне той поры.
Произведение повествует о непростых исторических реалиях, в которых существовал этот храм со своего основания до последующего воссоздания. Финальные строки поэмы звучат патетично и одновременно предельно искренне:
Пускай не сразу, понемногу,
отряхивая прежний тлен,
Россия поднялась с колен…
И слава Богу! Слава Богу.
Подлинность чувств и точная, чистая их передача, без вычурности, без игры – вот тот поэтический почерк, которым отличается Сергей Телюк. Впрочем, игра как часть нашей жизни, гармонично в неё встроенная, в некоторых стихотворениях присутствует. А своего апогея достигает она в так называемых лиризмах Агента Нулёва, знакомых читателю по прежним сборникам.
Откровенно и без фальши,
без сю-сю и без лю-лю –
я послал бы всех подальше,
так как искренне люблю.
Для стихотворений, вошедших в «Коллекцию (4)», характерна созерцательность. Поэт словно любуется сменой времён года и пейзажем, замечая каждое движение ветерка, каждую чёрточку, каждый штрих:
Вчера почудилось, что всё нелепо –
под вечер высь очистилась от туч.
Теперь над головой ночное небо,
но заскользил уже рассветный луч.
Совершенно иная по тональности, настроению и интонации «Коллекция (5)». Здесь поэт предельно серьёзен и строг, кажется, сам ритм стихов – жёстче и чётче:
Когда любовь не обоюдна,
в гармонию поверить трудно.
Как ни старайся – всё ж видны
швы оборотной стороны.
Размышляя об этих книгах, нельзя не упомянуть об изобразительно-выразительных средствах, которыми пользуется поэт. Они вплетены в его стихотворения бережно и искусно и становятся их органичной и гармоничной составляющей. Часто стихи написаны просто и лаконично, словно автор ведёт с читателем повседневный, обыденный разговор, но то там, то тут появляется яркий запоминающийся образ.
Луч солнца пробивается извне.
Так иногда спускаются по трапу
иль чуткий кот, протягивая лапу,
несмело прикасается ко мне.
Явления природы Сергей Телюк показывает живыми, действующими персонажами, которым присущи чувства и свойства, характерные для людей. Поэтому в его стихах часто можно встретить олицетворения:
Веселится солнце за окном.
Дождь с усердием стучит в стекло.
Ветер гонит листья помелом –
дворнику тут явно повезло.
В финале этого стихотворения поэт подмечает, что «по воле авторской дано / солнцу веселиться за окном». Всё в его поэтике выстроено и упорядочено. Человек – создатель произведений искусства, материальных предметов, а небо и судьба, высшие силы – творцы человека и обстоятельств, в которых ему приходится жить. И хотя, как пишет Сергей Телюк, «жизнь твоя – разменная монета, / и не исправить в одночасье это», а многие строки пронизаны печалью, горечью, болью и полны тревоги за настоящее и грядущее («небо как бездарнейшая проза», «от серости сплошной одна хандра», «нелепы нынче времена», и «никогда / не убежать в другие времена / от свистопляски нынешнего дня»), поэт не перестаёт надеяться на лучшее:
Но всё-таки хотелось бы чудес.
Неважно тут, со снегом или без
на Спасской башне прозвучат куранты –
И люди непременно будут рады.
Умение ценить каждый миг, видеть не только картинку целиком, но и малейшую её деталь, радоваться простым вещам, пребывать в состоянии умиротворения, находясь на природе, и оставаться в гармонии с окружающим миром – вот то, что, согласно философии поэта, непременно поможет человеку не опустить руки, потому что при любом раскладе «небо с каждым шагом ближе», «твой путь итожится известно кем», а в конечном счёте:
Останутся лишь только впечатленья,
подобно бабочкам, порхающим на воле,
где вовсе нелогичны сожаленья
и рассужденья о душевной боли.