Представьте себе такую картину. Стоит на берегу реки семилетний мальчуган с удочкой. К нему подходят несколько суровых мужиков в камуфляже и начинают требовать «фиш-карту». Мальчуган, потому как родился в заурядно-бедном русском городке, в семье, балансирующей на грани бедности и нищеты, конечно же, пугается и не понимает, чего от него хотят. Дальше, в зависимости от степени суровости представителей закона, у картины может быть два продолжения. Паренька либо просто прогоняют с реки с напутствием больше не попадаться, либо отбирают удочку и пытаются «стрясти» штраф с его родителей. В любом случае – рыбалка испорчена. Вместо радостных впечатлений, которые могли бы запасть в душу ребёнка на всю жизнь, – горечь, недоумение, испуг. И всё это в отношении людей, олицетворяющих для горе-рыбака государство.
Подобные картины вполне могут перекочевать из области воображения в реальность.
Дело в том, что власть имущие озаботились тем фактом, что народ у нас ловит рыбу по старинке, нимало не заботясь о пополнении государственной казны. «Непорядок», – на манер персонажа известного мультфильма подумал кто-то из властных небожителей. В декабре прошлого года были приняты поправки в закон «О рыболовстве», позволяющие взимать поборы с рыбаков-любителей. Это незамедлительно вызвало массовые протесты.
Автор сих строк сам не прочь с удочкой в руках попытать рыбацкого счастья. И потому может судить о настроениях людей, что называется, не понаслышке. Главное, что вызвало возмущение рыбаков-любителей, которых у нас, по официальным прикидкам, от 20 до 25 миллионов человек, – это даже не то, что придётся в очередной раз выкладывать деньги непонятно за что. К этому-то как раз все давно привыкли. Сегодня уже мало кто возмущается тем, к примеру, что цены на услуги ЖКХ растут и это не сказывается на качестве этих самых услуг. Поэтому надеяться на то, что деньги, взятые с рыбаков, пойдут на очистку и зарыбление водоёмов, трудно.
В случае с рыбалкой чиновники вольно или невольно покусились на то святое, благодаря чему миллионы людей ещё могут иногда почувствовать себя не просто винтиками-налогоплательщиками, но гражданами, хозяевами своей земли и страны. Пусть где-то там, в Сибири, олигархи качают нефть и прожигают сверхдоходы в куршевелях. Но зато мы можем прийти на любимое озеро, поймать десяток карасей, и плевать нам на всех этих толстосумов.
Потому-то настроение рыбаков на протестных митингах выражалось простой и ёмкой формулой: последнее отнимают!
– Нефть, газ, лес – всё под себя подмяли! Если теперь и рыбачить придётся за деньги, что народу бесплатного останется? Воздух?! – возмущался в разговоре со мной рыболов из Санкт-Петербурга Руслан Пугачёв.
Под влиянием реакции общества чиновники вынуждены были пойти на попятную. С самых высоких трибун было заявлено, что закон «О рыболовстве» будет действовать в прежнем виде, до тех пор пока не пройдёт «общественную экспертизу». На сайте Фонда общественного мнения было открыто обсуждение, на котором каждый зарегистрированный посетитель сайта мог предложить свои поправки в новый закон «О рыболовстве». На днях обсуждение было прекращено. Были предложены сотни редакций закона, оставлены тысячи комментариев. Об этом чуть ниже.
В марте состоялась памятная многим рыбакам встреча главы Росрыболовства Андрея Крайнего с Владимиром Путиным. На ней глава ведомства несколько раз заверил премьер-министра и «всех рыбаков-любителей» в том, что никто даже в страшном сне не думал заставлять их платить за удовольствие постоять с удочкой на берегу.
Однако спустя всего два месяца всё тот же Крайний на Всероссийском совещании по вопросам рыбохозяйственной деятельности во Владивостоке высказался в том смысле, что сама идея брать с рыбаков деньги не так уж плоха. Мало того, выступает против неё исключительно «люмпен-пролетариат, для которого главное – халява».
В общем, если в голову власть имущим втемяшилась какая-то мысль, они так просто от неё не отступаются. Недавно стала активно муссироваться идея об уже упомянутой «фиш-карте». То есть платишь, к примеру, 500 рублей в год и получаешь кусок пластика, дающий право рыбачить на большинстве водоёмов страны. Некоторые СМИ назвали такое решение компромиссом. Однако не надо быть аналитиком семи пядей во лбу, чтобы понять: чиновникам важно создать прецедент.
– Я против введения этой карты, – говорит рыболов-любитель, доктор технических наук, профессор Института государственного управления права и инновационных технологий (тоже, видимо, в понимании главы Росрыболовства «люмпен») Игорь Владимирович Варламов. – Ясно, что, как только рыбаки смирятся с мыслью, что им придётся платить, цена карты будет постоянно увеличиваться. В том числе и потому, что для контроля за рыбаками надо будет создавать целую армию инспекторов.
Результаты «общественной экспертизы» на сайте ФОМа были легко предсказуемы. Наибольшей популярностью пользовались, к примеру, такие редакции статьи «О платности рыболовства», предложенные участниками обсуждения: «Любительское рыболовство на водных объектах общего пользования осуществляется бесплатно». И наоборот, всякий намёк на возможное взимание платы приводил к «отрицательному голосованию». И это при том, что «продвинутые» пользователи Интернета не без оснований подозревали, что за платную рыбалку порой голосовали не реальные люди, а роботы.
По своей инициативе рыбаки проводили на других интернет-сайтах альтернативные голосования, где многие тысячи людей также высказывались против любой формы платной рыбалки.
Будет ли учтено «мнение народное»? С этим вопросом «ЛГ» обратилась к руководителю Центра общественных связей Федерального агентства по рыболовству Александру Савельеву.
– Новый проект закона «О рыболовстве», подготовленный с учётом мнений участников общественной экспертизы, поступит в Государственную Думу. Хочу заметить, что законопроект был подготовлен в правительстве РФ. Наше ведомство в его подготовке участия не принимало. То, в каком виде он будет принят, зависит теперь исключительно от профессионализма и ответственности народных избранников.
А как в Госдуме голосуют по спущенным сверху законопроектам, всем нам известно.