Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 апреля 2019 г.
Станционный смотритель

За ним следить победа уставала

Более десяти лет молодёжную стройку возглавлял немолодой руководитель

24 апреля 2019
Начальник «ГлавБАМстроя» Константин Мохортов, 1982 год

На строительстве БАМа отличились тысячи рабочих, инженеров, управленцев. Звёздами Героев Труда отмечены лучшие из лучших. Их имена недаром носят разъезды магистрали и улицы бамовских городов. Они остались не только в летописи БАМа, но и в учебниках.

Именно на БАМе к задачам строительства магистрали впервые подошли комплексно. Одновременно с железной дорогой строили всё, что необходимо для жизни и работы. Жильё, предприятия, наконец, школы, поликлиники, больницы. Бамовские задачи мобилизовали производство, науку, армию.

Одним из самых опытных бамовских руководителей был Константин Владимирович Мохортов. Когда о будущей магистрали заговорили на всю страну, ему уже было за 60. Всю жизнь он прокладывал пути. Мохортов из той плеяды управленцев, которые взяли на себя ответственность за свою отрасль в годы войны и послевоенного восстановления страны. Ещё до войны Константин Владимирович стал заместителем начальника Омской железной дороги. Но, несмотря на то, что его биография и до 1974 года была богатой, Константин Владимирович стал настоящим бамовцем.

Среди железнодорожных строителей о Мохортове ходили легенды. Рядом с ним просто невозможно было относиться к работе с прохладцей. Выволочки практически не требовались: его понимали с полувзгляда. Большую стройку невозможно просчитать, во многом она развивается непредсказуемо, в режиме постоянных «форс-мажоров» и «нештатных ситуаций». Но Мохортов не только «зашивал там, где порвалось». Опыт позволял ему многое предвидеть. Именно поэтому немолодой руководитель возглавлял молодёжную стройку более десяти лет. Его заслуженно считали незаменимым.

В нём сразу можно было увидеть настоящего профессионала и лидера. По выправке, по обстоятельной манере выражать мысли и… по глазам, в которых многое можно было прочитать. И любовь к жизни, и уважение к труду, и внимание к любому нюансу стройки, и счастье, потому что этот человек занимался любимым делом. «Он выделялся многими качествами: импозантной внешностью и поставленной речью, умением принимать быстрые и правильные решения, в нём всегда присутствовали интеллигентность и дипломатия», – писал историк БАМа Иван Шестак.

Мохортов из тех, за кем шли профессионалы высочайшего класса. Шли, потому что доверяли этому мудрому и мужественному человеку, который не боялся отстаивать свою точку зрения в самых высоких кабинетах, перед первыми людьми государства.

Несмотря на ранг заместителя министра, он руководил стройкой не из Москвы. Штаб Мохортова все эти годы находился в Тынде. Разумеется, регулярно приходилось летать в столицу, не только для рапортов, споров и совещаний, но и для обстоятельных бесед с министрами, с учёными, чей вклад в строительство БАМа тоже нельзя недооценивать. Мохортову довелось работать с тремя председателями Совета министров СССР – Алексеем Косыгиным, Николаем Тихоновым, Николаем Рыжковым. Для каждого из них БАМ был и заботой, и гордостью. И, хотя в таком деле скрытая пружина конфликта всегда натянута, Мохортову они доверяли.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1984 года за выдающиеся производственные успехи, достигнутые при сооружении Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, обеспечение досрочной укладки главного пути на всем её протяжении, проявленный трудовой героизм Мохортову Константину Владимировичу присвоено звание Героя Социалистического Труда. Это было не юбилейное награждение, а самое что ни на есть заслуженное потом и кровью.

12 лет Мохортов возглавлял ГлавБАМстрой. Срок невероятный для столь напряжённой стройки. В 1986-м, ощутив, что отдал магистрали все силы, Константин Владимирович передал рычаги управления главком своему молодому преемнику Ефиму Басину. Мохортов был спокоен за судьбу своего дела: он оставил БАМу не только налаженное хозяйство и сотни построенных объектов, но и плеяду учеников.

Опыт таких профессионалов, как Мохортов, постоянно приходит на выручку современным строителям железных дорог. В профессиональном сообществе первого начальника бамовского строительного главка не забыли. Каждый день о нём напоминают поезда, станции, улицы городов, построенных в мохортовские времена. В его честь названа улица в Тынде, учреждена памятная медаль. Три года назад на 30-м километре линии Бамовская – Тында Дальневосточной железной дороги между станциями Штурм и Муртыгит был открыт новый разъезд, значительно увеличивший пропускную способность перегона. Он носит имя Мохортова. Сам факт строительства нового разъезда – наилучшее подтверждение тому, что магистраль живёт и развивается, что она востребована, а, значит, труды Мохортова не пропали даром.

26-Разъезд Мохортова РИА 2580800_preview_wm.jpg

Рабочие строят железнодорожный разъезд имени Константина Мохортова в рамках создания второй очереди БАМа. Амурская область, 2015 год


Герои в погонах


Мохортов – настоящий полководец БАМа, но под стать ему были и офицеры. В том числе и в прямом смысле слова военнослужащие, ярко проявившие себя на строительстве магистрали. Среди первых бамовских командиров было немало таких, знакомством с которыми гордятся и сорок лет спустя. Они – настоящие первопроходцы магистрали. Один из них – Степан Николаевич Пальчук, полковник железнодорожных войск, Герой Социалистического Труда. Он родился неподалёку от западных рубежей Советского Союза, в Брестской области, в деревне Медны, в крестьянской семье. А трудовой подвиг совершил на Дальнем Востоке. После окончания Ленинградского высшего Краснознамённого училища железнодорожных войск и военных сообщений имени М.В. Фрунзе и Военной академии тыла и транспорта он объездил весь Союз. В Ленинграде и в родной Белоруссии бывал нечасто. Но БАМ стал для него главным делом жизни. За шесть лет воины-железнодорожники, которыми командовал Пальчук, возвели 90 мостов разной конструкции на восточном участке БАМа. Всякий раз работать приходилось в бездорожье, преодолевая спешку и нехватки. При строительстве мостов в условиях БАМа нештатные ситуации случаются ежедневно. Пальчук как истинный командир полка не боялся взять ответственность на себя – и ни чутьё, ни расчёт его не подводили. В посёлке Этыркен, что на границе Амурской области с Хабаровским краем, имя Степана Пальчука носит школа. 

26-Palchuk_Sth_Nkl_gst81.jpg

Но главный, решающий памятник строителю – железная дорога, проложенная в непроходимой тайге на века. Её называли «дорогой в ХХI век», и время показало обоснованность этой формулы.




КАЛЕНДАРЬ

4 января 1975 года 

Для оперативного управления строительством БАМа Министерство транспортного строительства СССР приняло решение создать Главное управление по строительству Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.

8 сентября 1975 года

При Президиуме Академии наук СССР создан Научный совет по проблемам Байкало-Амурской магистрали для координации исследований по строительству магистрали и освоению прилегающих к ней территорий.

1 января 1981 года

Создана Байкало-Амурская
железная дорога с управлением в Тынде, с тремя отделениями: Северобай­кальским, Тындинским
и Ургальским.

 



Тэги: БАМ
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Идут по БАМу поезда…

    01.12.2021
  • Путешествие за «золотым звеном»

    07.08.2019
  • Дорога в ХХI век

    10.07.2019
  • Бамовский Ленинград

    10.07.2019
  • Кинолетопись магистрали

    03.07.2019
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Кадры, которые решали всё

    28 голосов
  • Необходимость БАМа

    22 голосов
  • Просека в будущее

    22 голосов
  • Объект чрезвычайного назначения

    21 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS