Часто, воздавая почести человеку, говорят, что он весь отдаётся делу и совсем не думает о себе. Это не про Запесоцкого. О себе он не забывает и, самое главное, не делает вида, что это не так. Он одевается по последней моде, ездит в шикарных автомобилях, друзей принимает в лучших ресторанах, отдыхает на лучших курортах. Его окружают молодые и красивые женщины, он общается с принцами, послами, министрами, академиками, поп-звёздами… Словом, Запесоцкий вполне мог бы сойти и за денди, и за светского льва, и за Нарцисса.
Однако большая ошибка, которую, кажется, некоторые совершают, останавливаться только на этой внешней стороне. Нередко достоинство человека видят в том, что он самодостаточен и ему безразлично, как его оценивают друзья. Это также не про нашего «юбиляцера». Про Запесоцкого совсем не скажешь, что ему неважно мнение окружающих. Весь вопрос в том, какое мнение и каких окружающих. Он сам создаёт окружение, которое может его оценить. К примеру, в помещениях Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов и в его печатных изданиях можно увидеть много-много фотографий Запесоцкого с разными людьми, в разных ситуациях. Но сам этот университет – один из лучших и самый оригинальный среди гуманитарных высших учебных заведений страны – является детищем Запесоцкого, в буквальном смысле его авторским произведением. И его фотографии на стенах университета так же уместны, как и фотографии отца семейства на стенах дома.
Редко какой научный форум собирает такое количество выдающихся учёных, проходит с такой регулярностью и приносит такие результаты, как ежегодные Международные Лихачёвские чтения, которые проходят в СПбГУП. В их центре находится Запесоцкий: он их открывает, он их ведёт, он выступает с центральными докладами. И это опять-таки естественно, ибо сами эти чтения от общей идеи до конкретного воплощения (тематика, программа, список участников и т.д.) являются результатом его инициативы и творческого напряжения, поддержанного, разумеется, коллегами, соратниками, помощниками.
Нельзя сказать, что способность извлекать радость и удовольствие из публичного признания и славы, обрести и возвеличить себя в общественно значимом деле есть нечто уникальное. Это свойственно многим, быть может, даже всем людям. Уникальность Запесоцкого заключается в том, что он делает это открыто, демократично, дерзко. Не знаю, станет ли такое поведение общераспространённым, а имя Запесоцкого нарицательным, но что он действительно задаёт некий особый стиль жизни, в этом нет сомнения.
Запесоцкий отличается разнообразием интересов и как человек, и как исследователь: выпускник Ленинградского института точной механики и оптики, он имеет ряд изобретений в этой области, он был ведущим на телевидении, популярным лектором, диджеем, организатором общегородских праздников, автором многих популярных фильмов. Он изучал проблемы молодёжи, образования, роль средств массовой информации в обществе, ряд философских тем, творчество Д.С. Лихачёва и многое другое. Он прекрасно сочетает научные труды с публицистикой, является плодовитым, возможно, и даже, скорее всего, самым плодовитым среди пишущей братии, его библиография насчитывает более 2000 названий.
В его жизни и творчестве есть, однако, главные, стержневые вещи, которые придают цельность его личности и определяют его основные заслуги. Он является выдающимся организатором в научно-образовательной сфере, доказательством чего является созданный им и уже упоминавшийся выше Гуманитарный университет, ставший центром культурологического образования. Ему, первому в стране доктору наук в области культурологии, принадлежит особая заслуга в утверждении и развитии этого направления научной мысли. Он взял на себя нелёгкий труд обоснования и практического продвижения культурологии как науки и университетской дисциплины. И многое для этого сделал. И, надо думать, ещё сделает. Ведь ему пока ещё только 60.
Нелегко, наверное, человеку с таким именем и отчеством, как Александр Сергеевич, сохранить своё лицо, не потеряться. Запесоцкий смог. Люди, знающие его близко, уже акцентируют внимание не на том, что он Александр Сергеевич, а на том, что он Запесоцкий. Запесоцкого вообще трудно категоризировать, подвести под какое-то общее понятие. Не только как индивид, но и как общественное явление он остаётся единственным в своём роде. Когда не могут найти определение, обычно прибегают к аналогиям, метафорам. Если воспользоваться аналогиями из наиболее популярной сегодня политической сферы, я бы сравнил его с Берлускони или Саркози. Но и это мало помогает. Я бы ограничился тем, что Запесоцкий равен самому себе. Не знаю, чем руководствовалась газета, называя рубрику «Юбиляция». Я бы хотел, оставаясь верным смыслу термина, завершить свою поздравительную речь словами: Запесоцкий есть Запесоцкий.
Абдусалам ГУСЕЙНОВ, академик Российской академии наук, директор Института философии РАН