130 лет назад появился псевдоним «М. Горький»: 12 сентября 1892 года Алексей Пешков обрёл своё знаковое литературное имя, подписав им рассказ «Макар Чудра» в тифлисской газете «Кавказ».
Художественные произведения и публицистические высказывания писателя по-прежнему востребованы читателями, хотя, по данным Российской книжной палаты, М. Горький давно не входит в двадцатку авторов, лидирующих по совокупным тиражам книжных изданий художественной литературы.
Ярким примером актуальности Горького сегодня может служить статья под заголовком «О детях», написанная 14 февраля 1917 года. Широко известна публицистическая статья писателя с одноимённым названием, созданная в конце 1930 года и напечатанная в февральском номере журнала «Наши достижения» за 1931 год, которая неоднократно переиздавалась. А вот первая знакома лишь узкому кругу специалистов-горьковедов, готовящих в настоящее время академическое издание публицистики писателя. Статья была написана для однодневной петроградской газеты «Увечным воинам», где и была опубликована 19 февраля 1917 года, и больше нигде и никогда не издавалась. В газете она соседствовала со статьями членов Государственной думы М.В. Родзянко, П.Н. Милюкова, А.С. Посникова, А.И. Шингарева, послов Франции и Великобритании Жоржа Палеолога и Джорджа Бьюкенена, юристов А.Ф. Кони и Н.С. Таганцева, историка П.Г. Виноградова, директора Пушкинского Дома Н.А. Котляревского, юриста, публициста В.Д. Набокова и др. Средства от продажи газеты должны были поступить в фонд «Петроград – увечным воинам».
Слова Горького, обращённые к согражданам в период Первой мировой войны, не потеряли своей значимости. Горький пишет:
«Мы всё ещё недостаточно глубоко чувствуем трагизм дней, переживаемых нами; мы забываем, что в эти дни бесчисленных несчастий, под впечатлениями ужаса, в атмосфере лицемерия и лжи – растут дети, будущее страны, завтрашние творцы жизни.
Никогда дети не воспитывались в условиях, способных так страшно отравить душу, как способны сделать это данные условия, и никогда на детей не обращали столь мало внимания, как в наши дни.
Потрясён до основания и разрушается весь порядок идей, выработанных мучительными усилиями человечества и лежащих в основе социального воспитания; пропаганда идеалов человеколюбия сменилась пропагандой человекоистребления.
Окрылённый человек – одно из величайших достижений мирового разума, воплощение красивой, детской мечты о человеке-птице, – окрылённый разумом человек бросает с небес бомбы на мирные города и нередко убивает маленьких людей – тех людей, которые встретили изобретение аэроплана с чистым восторгом, видя в этой победе техники осуществлённую сказку.
«Наутилус» капитана Немо и многое другое, что было любимо детьми, ныне стало бессмысленным и нечеловеческим по своим целям.
А рядом с этим дети трудящихся масс безжалостно эксплуатируются; труд их находит всё более широкое применение и чрезвычайно быстро истощает те силы, которые даны нам для будущего. Можно указать целый ряд условий, убийственных для техники1 детей-работников, я укажу только на быстрый рост полового разврата среди них.
Общество, если только оно сознаёт ценность детской жизни, должно бы, в своих же интересах, принять какие-то меры борьбы с теми условиями, которые созданы им и угрожают нормальному росту культуры.
Необходимо создать организации, которые взяли бы на себя охрану детей от ядовитых и тлетворных впечатлений текущего дня. Нужно напомнить детям – да, кстати, и самим себе, – человеческое, всё то хорошее, чем красна была жизнь.
Охрана детей – охрана культуры.
14.II.17.
М. Горький»2
Черновой автограф статьи, сохранившийся в архиве писателя и превышающий опубликованный текст в три раза, был преобразован в авторизованную машинопись, которая подверглась цензурной правке. Так, было вычеркнуто начало фразы «С очевидностью, понятной даже кретинам» в предложении «Потрясён до основания и разрушается…» и убрано последнее предложение: «И пора нам понять, что мы присутствуем на празднике свиньи, которая сбесилась». Однако и в опубликованном усечённом варианте статья Горького поднимала важнейшие вопросы сохранения будущего поколения, вопросы гуманизма, а проблемам охраны детства и культуры придавалось планетарное, всечеловеческое значение. Статья «О детях» является общественно-политическим документом эпохи, обличающим ужасы войны, её злодеяния против человека и человеческого, преступления против культуры и детства. Защита и воспитание детей – это непреходящие ценности, и какими бы тяжёлыми ни были времена, это забота о благополучии будущего.
Елена Кудрина,
ИМЛИ им. А.М. Горького РАН
1 Так в авторизованной машинописи, так в газете.
2 Публикация воспроизведена полностью, по нормам современной орфографии. (Впервые: однодневная газета «Увечным воинам». Петроград. 1917. 19 февраля. С. 2.)