Подписчики моего телеграм-канала порою обвиняют меня в пессимизме (хоть я и называю это светлой грустью) и жаждут позитивного настроя. Не столь давно некоторые из них посоветовали мне смотреть блогера, радующегося всему. Имя этого чудо-блогера я не запомнил сразу. Оно выплыло потом, когда я увидел этого лоснящегося господина в рекламе Сбера. Увидел – и подумал: вот так должен выглядеть радостный человек? Так, будто Кен полюбил не Барби, а другого Кена?
Понимаю, судить по внешнему виду – моветон. Однако если человек всячески выпячивает себя, то почему мы должны молчать? Разве не ждёт он ответной реакции? Однако внешность лишь отражение того, что нам впаривают сегодня. Отражение этого отвратительного коктейля из «прими и полюби себя», «проработай травмы», «живи в моменте, живи осознанно». Подобная дрянь льётся изо всех щелей, которые давно стоило бы законопатить. Ведь вся эта ванильная чушь не имеет ничего общего ни с любовью, ни с осознанностью.
Общественное сознание сегодня – восстановленный из концентрата сок, напичканный химией. Что в основе? Либерально-рыночная мораль – раз. Протестантская этика – два. Упрощённая, а часто и извращённая буддистская мудрость (которая в данном случае не мудрость) – три. Людей одурманивают и превращают в идиотов. Это, в общем-то, классический американский сюжет о семье, где все как бы счастливы, где все улыбаются друг другу на воскресном барбекю после того, как хором спели в церкви. Всё прекрасно, пока не коснётся, например, денег. И за этой красотой по-американски, за обёрткой прячутся действительно страшные вещи, о чём прекрасно пи¬сали Эллис и Селби.
Не хочу повторять прогорклый нарратив о том, что мы взяли мерзость с Запада. Неважно, где мы взяли, – важно то, что мы породили, а породили мы позитивного Франкенштейна, ловящего человеков, дабы превратить их в персонажей утопии, которая на самом деле антиутопия. Помните, как в романе Хаксли было вещество, которое блокировало восприятие реальности и создавало позитивный настрой (сома)? «Сомы грамм – и нету драм».
Так вот, нас инфицируют такой сомой – «наркотиком позитива», уверяя, что исключительно так жить и надо. А всех хмурых, грустных и негативных вон за ограду! Неважно, что происходит в реальности, – важна позитивная картинка. От быта до систем образования и медицины, где наверх отправляются благообразные отчёты и цифры. Спрятать несчастных, превратить страну в Остров дураков (вроде того, что показал Носов в «Незнайке») – вот метод.
Легион коучей, астрологов, психологов учит стадо, как ему быть позитивными и благодарить Вселенную за всё. Но давайте начистоту: почему в этом прекрасном, сочащемся позитивом обществе становится всё больше разводов, мрачных диагнозов, брошенных детей? Почему растёт уровень насилия и тревожности? Почему неблагодарность – это норма? Где и что пошло не так?
Или просто всё это позитивное буйство – только иллюзия, обман и самообман? Символ такого общества – блогерша, зависающая на пьянках несколько дней, пока оставленный ею ребёнок ищет дома еду. Символ такого общества – бородатый, татуированный как бы альфа-самец, декларирующий свою мужественность, но не платящий алименты и не помогающий ребёнку.
С подлинной радостью это не имеет ничего общего. Стадо научают эгоизму и нарциссизму, уничтожая в людях, вымывая из них ответственность за себя, семью, родину. Для чего? Чтобы превратить в эталонное стадо и так управлять. Чтобы воспитать пластмассового потребителя. Чтобы расчеловечить, потому что больше не нужны люди, но нужны куклы, потерявшие способность грустить, сопереживать, мыслить. Стадо мчит к пропасти, и на тех, кто кричит «Осторожно!», вешают ярлык «негативный тип», означающий – враг. Они и вниз полетят с криком «Мы счастливы!» – полетят, изломанные изнутри.