Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 октября 2017 г.
  4. № 39 (6615) (04.10.2017)
Общество

Живи всегда в своих учениках

04 октября 2017
Николай Богданов-Бельский. «Сельская школа». Конец XIX в.

В День учителя вспомним о наставниках


Почти на каждом творческом вечере мне приходит из зала записка с вопросом: «Как вы, поэт, можете работать в школе?» И всякий раз я отвечаю: «Просто повезло!»


После десятого класса поступала на режиссёрский – слава богу не поступила! Учитель, а тем более словесник – «сам себе режиссёр». Абсолютно уверена, что слова «поэт» и «учитель» не только не антонимы – синонимы: настоящий поэт – всегда учитель, а настоящий учитель – всегда поэт.

Я вспоминаю своих учителей…

Татьяну Андреевну – мне, четверокласснице, принёсшую «Записные книжки Чехова».

Раису Степановну – давшую последнюю трёшку, когда болела моя мать.

Инну Борисовну, поставившую – на уроке музыки! – «пятёрку» за чтение стихотворения и ответившую возмутившемуся этим Лёшке Хаустову: «Стихи – это тоже музыка…»

Ивана Павловича – учителя математики, написавшего на доске формулу и воскликнувшего: «Вы только посмотрите, какая красота!»

Николая Соломоновича – учителя английского, первого почувствовавшего во мне поэтический талант и направившего к профессиональному критику. (С которого, между прочим, началась моя поэтическая судьба.)

Семёна Рувимовича – навязавшего мне классное руководство и тем самым превратившего из предметника в учителя…

Я помню все эти «уроки французского».

Когда мои друзья говорят: «Вставать каждый день в 6 часов утра – это подвиг!..», я думаю: подвиг – это когда Инна Борисовна на каждый урок приносила пластинки с Шаляпиным и Лемешевым, купленные в «Берёзке», а в придачу – проигрыватель (весивший килограммов пять!)!

Конечно, всё меняется.

Во времена моего босоногого детства учитель мог ходить по школе в тапочках и вылинявшей кофте, и при этом родители (не говоря уже об учениках!) стояли перед ним навытяжку. В «лихие» девяностые, когда рухнули разом все святыни, отец нерадивого ученика мог сказать учителю: «Я хозяин трёх коммерческих палаток, а ты кто?»

Сейчас «третье» время: нет былого пиетета, но нет и былого хамства. Нормальные люди понимают, что образование – тем более в России – больше, чем сфера обслуживания (это вообще совсем другая сфера!). Да, и учителя и дети стали рациональнее: селяви!

Исчезла былая патриархальность, но появились современные кабинеты, интерактивные доски, электронный журнал, прекрасная программа (в частности, по литературе), огромное количество источников информации…

Время разное, но «время всегда хорошее» (как называется одна современная книжка). Легко любить прошлое, ещё легче – будущее: трудно любить сегодняшнее.

Сегодняшний учитель – какой он?

Со всей ответственностью утверждаю, что нынешнее учительство – одна из самых продвинутых категорий населения. Современный учитель хорошо знает свой предмет, он активный гражданин и продвинутый пользователь (как сказали бы дети, юзер) интернета.

В течение одного дня и даже одного урока учитель решает множество задач: образовательных, национальных, психологических, нравственных, религиозных.

Современный учитель сочетает в себе традиционные знания и новейшие технологии.

За что лично я благодарна своей профессии? За необходимость, с одной стороны, «читать и перечитывать классику», а с другой – постоянно овладевать новыми умениями и навыками.

В китайском языке слова «учитель» и «ученик» обозначаются одним и тем же иероглифом. А значит, учитель – это не столько тот, кто умеет учить, сколько тот, кто умеет учиться.

Глубоко уверена: мои ученики дают мне больше, чем я им.

Мои ученики научили меня не кичиться своими знаниями и умениями (высокомерный учитель – это оксюморон!), то есть спасли от греха гордыни. Кстати, с Раскольниковым, впавшим в такой грех, это произошло, может и потому, что он перестал учить детей, ибо за них «медью платят».

Мои ученики научили меня расти вслед за ними: из урока в урок, из класса в класс. Научили меня не болеть ими, во всяком случае, быстро восстанавливаться после болезни.

Мои ученики научили меня быть терпимой – они ведь такие разные: гуманитарии и технари, тонкие и толстые, русские и нерусские, верующие и атеисты.

Мои ученики научили меня осваивать новое и перечитывать старое, любить Леонардо и граффити, Моцарта и рок, Пушкина и рэп. Научили меня слушать и, главное, слышать другого: не все поэты это умеют.

Мои ученики научили меня любить их больше, чем свой предмет: я точно знаю, что слезинка ребёнка не стоит всей мировой литературы. Научили меня находить поэзию не только в стихах, но во всём – проверке тетрадей, приготовлении обеда, мытье полов.

Пожилой герой Паустовского, мимо которого прошла стайка молодых людей, поймал себя на мысли, что «надо быть ближе к молодости». А я ловлю себя на мысли, что надо быть ближе к детству (недаром одну из своих книг я назвала «Детство-отрочество-детство»).

Мои ученики научили меня видеть ребёнка в каждом взрослом.

И самое главное – находясь рядом с детьми, я научилась «быть как дети».

А не это ли заповедал нам Бог?

Тэги: Профессия Ученики День учителя
Обсудить в группе Telegram

Инна Кабыш

Инна Александровна Кабыш (род. 28 января 1... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Профессия, без которой не обойтись

    23.11.2023
  • «Талант – это чувствительность»

    19.05.2023
  • Мой мастер

    13.10.2022
  • Филипп Шветский: «Мне кажется, девушки сильнее мужчин»

    24.02.2021
  • Кто такие писатели?

    12.02.2021
  • Филипп Шветский: «Мне кажется, девушки сильнее мужчин»

    27 голосов
  • К вопросу о „вредительстве“

    21 голосов
  • Мой мастер

    20 голосов
  • Я бы в токари пошёл

    17 голосов
  • Не читая Пушкина

    14 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS