САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

Что стоит за самосожжением в Удмуртии?

13.09.2019
Что стоит за самосожжением в Удмуртии? Навязывание национальных языков в республиках РФ нередко нарушает права русских, полагает Наталья ХОЛМОГОРОВА.

«Прошел запой, а мир не изменился…»

08.09.2019
«Прошел запой, а мир не изменился…» 8 сентября Борису РЫЖЕМУ исполнилось бы 45 лет... О внутреннем мире поэта размышляет Александр БАЛТИН.

Томск позвали к топору

01.09.2019
Томск позвали к топору Об уникальном международном фестивале в Сибири рассказывает Юрий ТАТАРЕНКО.

«Опять нас отымели, замарали…»

14.09.2019
«Опять нас отымели, замарали…» Кто не знает ЛЕСИНА? Женю знают все. Редактор, поэт, хулиган с новыми стихами на сайте «ЛГ».

Был краток век «Бычков в томате»

09.09.2019
Был краток век «Бычков в томате» В стихах Михаила ОКУНЯ не просто ностальгия по юности – скорее это возвышенная печаль.

«Лунный свет, превышающий скорость окна…»

02.09.2019
«Лунный свет, превышающий скорость окна…» Излюбленный прием Алексея ОСТУДИНА – каламбур. Но при этом он еще и тонкий лирик.

Мастер-класс главреда "Литгазеты" Максима Замшева на Пушкинфесте

Смотреть все...

«Вновь я вспомнил родимый дом...»

15.09.2019
«Вновь я вспомнил родимый дом...» Марина ГЕРАСИМОВА и АНТОН ХРУЛЕВ рассказывают о поэтическом сборнике «Подворье».

Перформансы нашего времени

10.09.2019
Перформансы нашего времени О романе Александра ПРОХАНОВА «Гость» размышляет Галина ПАНКРАТОВА.

Каким журналистом был Довлатов?

03.09.2019
Каким журналистом был Довлатов? Андрей БАБИН рассказывает о том, что именно публиковал в газете «Советская Эстония» Сергей ДОВЛАТОВ.

Русофилы – не шпионы

13.09.2019
Русофилы – не шпионы Сергей БАБУРИН возмущен антирусской и антиболгарской провокацией.

Церковь ценит труд писателя

10.09.2019
Церковь ценит труд писателя Митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ подробно рассказывает о 10-м сезоне Патриаршей литературной премии.

Судить нельзя помиловать

06.09.2019
Судить нельзя помиловать О суровости приговоров участникам недавних московских протестов размышляет Николай ТРОИЦКИЙ.

Блог Михаила Лифшица

ЧИТАЛ ОХОТНО АПУЛЕЯ, А ЦИЦЕРОНА НЕ ЧИТАЛ

 

Писатели не только свое пишут, но еще и оценки другим писателям дают. Чтобы, как говорится, и тем и этим войти в историю: «не только создал гениальные романы, но еще и Шекспира не любил».

 

Валентин Катаев превозносил писателя Юрия Олешу и его роман «Зависть». Дмитрий Быков восторгается писателем Леонидом Удачиным и его романом «Город Эн», ставит Л. Добычина выше Михаила Булгакова.

 

Подавленный эрудицией и смелостью высказываний писателя, читатель пригибает голову и шепчет: «Да… Что мы знаем?.. А оно вишь как на самом деле…Нам до такого глубокого понимания далеко…»

 

Дорогие читатели! Не страдайте от комплекса неполноценности! Читайте Чехова, Толстого, Булгакова, Катаева. Если захотите, еще Добычина и Олешу.  Критически относитесь к писательским оценкам, у литераторов своя игра, достаточно посмотреть на литературные конкурсы и премии. Чем больше люди будут читать, тем труднее будет литературным критикам морочить читательские головы!

 

Стихотворение Иосифа Бродского

В наше время любое дело быстро специализируется, обрастает терминами, становится «проектом», теряет суть. Сторонники и противники защищают «проект» или борются с ним, высказываются «за» или «против», но при этом имеют в виду бренд, название «проекта» и не задумываются о сути дела. А того человека, который хочет высказаться по сути дела, не понимают, даже презирают, считают дилетантом и начинают выяснять, но не то, что этот человек хотел сказать, а, как  в давние времена: «Ты – чьих?» Человек должен сообщить,  за «красных» он, или за «белых». Сделав такой выбор, человек уже на законных основаниях должен молчать, не говорить по существу вопроса, а «озвучивать» только то, что велят авторитеты.

Обожатели и ненавистники поэзии Иосифа Бродского в полной мере воплощают сказанное. Читающие Бродского разбиты на два лагеря. Читатель, ознакомившись со стихотворением Бродского, обязательно заявляет о своем отношении к поэту. Так раньше было с В.В.Маяковским.  Теперь-то количество стихов Маяковского «в обороте» уменьшилось, остались только хорошо растолкованные, утратившие загадку.

И вот я с удивлением понял, что   некоторые обожатели и ненавистники не понимают  смысла любимых или хулимых ими стихотворений, и громко высказывают свое мнение о поэте Бродском, не умея ответить на простые вопросы: о чем стихотворение и, что тебе в нем нравится/не нравится. Помню, один из обожателей читал Бродского в парной, чем произвел впечатление на голых мужиков и возвысил авуары поэта в нашей банной  компании. Потом случайно выяснилось, что декламатор не понимал смысла им же прочитанного.

Вот тут-то нужны критики. Для того, чтобы разъяснить читателям, по словам Власа Дорошевича, что хотел сказать поэт стихотворением «Птичка Божия…» Тогда каждый сам решит, нравится ли ему стихотворение Бродского, и не обязательно будет записываться в партию сторонников или противников. Разъяснение должно быть проще и понятней, чем произведение, потому что читатель, не разобравшийся в стихотворении, заумное поучение тоже не поймет, а, скорее, и читать не станет.

В качестве примера разберем одно стихотворение. Это финальное стихотворение из сборника  «Часть речи».
 
Меня упрекали во всем, окромя погоды,
и сам я грозил себе часто суровой мздой.
Но скоро, как говорят, я сниму погоны
и стану просто одной звездой.

Я буду мерцать в проводах лейтенантом неба
и прятаться в облако, слыша гром,
не видя, как войско под натиском ширпотреба
бежит, преследуемо пером.

Когда вокруг больше нету того, что было,
не важно, берут вас в кольцо или это - блиц.
Так школьник, увидев однажды во сне чернила,
готов к умноженью лучше иных таблиц.

И если за скорость света не ждешь спасибо,
то общего, может, небытия броня
ценит попытки ее превращенья в сито
и за отверстие поблагодарит меня.

Мне это стихотворение нравится, попробую объяснить, почему.

В первой строфе поэт сообщает нам, что много он претерпел понапрасну. Да и сам он бывает собой недоволен. И предчувствует он скорую смерть, печальное событие, но смерть несет и избавление от повседневных мук, потому что, поэт уверен, он навсегда останется звездой. Так А. С. Пушкин был уверен: «И долго буду тем любезен я народу».

Во второй строфе рассуждение о своей звезде продолжено. Не думаю, что «лейтенант неба» свидетельствует о скромности поэта. Это - поэтический образ: раз звездочка и провода-просветы, значит, лейтенант. Дальше вновь о звезде на небе (а не на погонах), не сияющей постоянно, скрывающейся в облаке. Звезда светит - истинный поэт осознает смысл жизни и суть событий, доносит свет до людей. А народ бежит под натиском ширпотреба, не видя ничего. Перекликается с моим четверостишием «Кризис»:

Никто не изменил своих привычек,
Когда известье скверное пришло:
Все так же люди валят с электричек,
И также покупают барахло.


В третьей строфе о том же: люди не понимают, что вокруг них происходит, особенно, во времена перемен, когда «нету того, что было». Бывает, что поэтическое озарение (сон школьника) дает более точный ответ на важный  вопрос, чем специальная подготовка (таблицы). Мысль, близкая «поэту без диплома».

Четвертая, моя любимая строфа, указывает на главную задачу поэта – помочь людям увидеть мир. Обычный человек живет, как в броне, не понимает, что происходит вокруг него, даже «за скорость света» не скажет «спасибо». Поэт, пробив отверстие в броне, превратив броню обыденной жизни в сито, дает возможность читателю увидеть суть. Как в скоростном поезде «Сапсан», увидев горизонтальные дождевые полоски на окне, человек внезапно осознает огромную скорость поезда, и проникается уважением к создателям этого чуда техники. Продолжу «железнодорожное» объяснение:

Вот поезд мчится. Ты сидишь в вагоне,
 Как будто на диванчике в гостях.
 Вдруг дождь пошел. И от полос оконных
Ты вздрогнул вдруг: «Вот это скоростя!»


Заслуга его в том, считает Бродский, что он показал бесчувственному человечеству, что происходит вокруг. "Я весь мир заставил плакать над
красой земли моей" – стихотворение  Иосифа Бродского перекликается с этой строкой Бориса Пастернака.  


Вот так я понимаю это известное стихотворение Иосифа Бродского.

Поздравляю читателей блогов ЛГ с Рождеством Христовым!

Дмитрий Быков. Советская литература. Расширенный курс. Москва. Проза и К, 2017 г.

Курс лекций, апробированный Дмитрием Быковым в школе и в университете. Книга состоит из отдельных очерков (лекций). Лекции готовились в течение длительного времени, читались в разных аудиториях, поэтому есть повторения.

Дмитрий Быков резвится, как любимый клоун на арене. Во-первых, действительно, он – всенародный любимец. Во-вторых, Быков   читал все книги, о которых пишет, а больше никто этих книг не читал, разве что слышал фамилию писателя или название романа. Поэтому автор позволяет себе писать про советских писателей, что ему захотелось. Так и останется, так и запомнится. А оценки Быков раздает всякие. Но оценки все определенные и резкие. С некоторыми никак не могу согласиться, например, что Эдуард Асадов «стал самым известным советским поэтом», или, что «главные советские и постсоветские военные писатели – Стругацкие».

Советских писателей, упомянутых и оцененных в книге, больше, чем значится в оглавлении.  Если всех собрать, и тех, кому посвящена персональная глава, и тех, кто упомянут и  разобран  в «чужой» главе, то получится список достаточный. Действительно, расширенный курс советской литературы. Вот некоторые из глав (лекций).

Талант Максима Горького автор  признает и хвалит ранние произведения. Скучный роман «Жизнь Клима Самгина» называет хорошим. Хоть и остался из этого длинного романа только короткий вопрос «А был ли мальчик?» Пьесе «На дне» - много внимания, а любимая моя пьеса «Васса Железнова» даже не упомянута.

Обидная глава про Сергея Есенина. Не признает Дмитрий Быков большого таланта у поэта Есенина. То не так, и это не так. Я не смогу повторить  литературную эквилибристику автора на тему «Есенин не тянет», прочитайте сами, если захотите. Могу только опереться на мнение Великих княжон из Царского села  и Льва Троцкого, которые высоко ценили и любили Есенина. Дмитрий Быков рассказывает, что командир подводной лодки Маринеско грабил библиотеку, потому что не мог выйти в море без томика Есенина. Так что моряки тоже за нас, любителей и почитателей поэта.

Никто из читателей, которым меньше 100 лет от роду, не читал роман «Бруски», даже те, которые живут на улице Панферова в Москве. Но Дмитрий Быков посвящает Федору Панферову отдельную лекцию. Также как и Николаю Шпанову. Непонятно.

Чудесная добрая глава про Эдуарда Асадова, больше, как про героя Великой Отечественной войны, чем как про поэта. Жена моя считает, что Быков так хорошо написал про Асадова, потому что Асадов со своими «они студентами были, они друг друга любили» поэту Быкову – не конкурент, а до Есенина Быкову не допрыгнуть, сколько лекций не читай.

Анализ поэзии Сергея Михалкова проведен небрежно.  «Колыбельная Светланы» не такой уж шедевр. «Союз нерушимый республик свободных» -  хороший гимн. Похоже, Дмитрий Быков излишне хвалит первое стихотворение, чтобы поругать второе .

«Вот в таком разрезе», как говорил Аркадий Райкин. Всего очерков 45. Любопытная книга, а местами читать очень интересно. Хорошо вспомнить кое-что, имена писателей освежить, узнать, что «в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский», прочитать-перечитать что-то захочется. Книга хорошо написана, информативна.  Спорить с Дмитрием Быковым не стоит, соглашаться со всеми его оценками не нужно.

ЧЕРНЫЙ РЫНОК ОБРАЗОВАНИЯ

После полета Юрия Гагарина США забеспокоились и стали выяснять, почему в космосе первым оказался гражданин СССР, а не США. Выяснили, что дело в образовании – доля ВВП, выделяемая на образование в Союзе, была больше, чем в Штатах. К тому времени относится анекдот про американца: «Как же мы их догоним, когда у них на всех заборах написаны математические формулы: X, Y и еще какой-то знак!» Шутки шутками, но, видимо, так и было.
Сейчас соотношение другое. Американцы тратят на образование 5,4% от своего огромного ВВП, а мы только 4,1% от нашего более скромного. Если верить выводам американцев полувековой давности, то, стоит России увеличить расходы на образование на треть, как мы опять станем лидерами.
Боюсь, что не получится, потому что соотношение цифр другое – мы и сейчас тратим на образование значительно больше, чем написано. К официальным расходам следует добавить огромные неучтенные расходы – оплату репетиторов всех уровней. Деньги тратим, но отстаем, потому что репетиторы не эффективны, их задача – не научить, а натаскать, что они и делают, или не делают.
Были репетиторы 50 лет назад? Да, были. Часть абитуриентов (не все) готовились к вступительным экзаменам в вузы с помощью репетиторов. Репетиторов старались привлекать из числа преподавателей намеченного вуза (эти знали специфику своего учебного заведения, могли помочь при поступлении и прочее). Еще была когорта людей, которые писали чужие диссертации за деньги и за любовь начальства. Вот и весь черный рынок образования в то время. Теперь этот рынок расширился.
Сейчас репетиторов привлекают к занятиям со школьниками обычных школ, даже для учеников  начальных классов. Родители говорят, что ребенку не дается математика, и ищут репетитора. Ученику внушают, что можно не учиться, а нужно взять дополнительного преподавателя, а потом можно будет “считать ворон” и на уроке в школе, и у репетитора на занятии.  Валентин Пикуль писал, что востоковед Каэтан Косович, никак не мог понять цифру «7»: «Никак он с этой цифрой не мог поладить, как будто у него для этого числа не хватало в мозгу особенного органа». Но это – литература, а в жизни каждый нормальный ребенок в состоянии постигнуть школьную арифметику. И родители должны своему чаду объяснить, что к чему. Родители должны позаниматься с ребенком, показать ему доступность, даже прелесть предметов, которые якобы ему не даются: математика, история, иностранный язык.  С тем, чтобы школьник начал учиться самостоятельно. Вместо этого родители приглашают репетиторов.
Следующий этап образовательного процесса – подготовка к ЕГЭ, к поступлению в университет и к вступительному экзамену, если он есть. Особых новшеств тут я не знаю, всегда были репетиторы, поэтому пропускаем этап поступления, идем дальше.
А дальше – неслыханное! Студентам помогают учиться репетиторы. Может и находился в старые времена слабый студент, убоявшийся бездны премудрости, утопающий, взывающий о помощи. Родители потихоньку брали ему одного или нескольких репетиторов. Факт таких занятий сохранялся в тайне. Теперь же наем репетиторов для студентов стал массовым явлением. Применяется наем в разных видах: от примитивных замаскированных взяток штатному преподавателю: «С вами следует провести четыре дополнительных занятия, иначе вы не сдадите». Возможны и честные занятия с другим студентом, который сам понимает и может другому объяснить.  Распространенная форма спасения от «двоек» на экзаменах – привлечение профессиональных репетиторов, передаваемых от одного поколения слабых студентов другому. Тут же рядом лежит и покупка курсовых и дипломных работ. Затем развращенные халтурной учебой люди по привычке покупают диссертации. Не фальшивые «корочки» в подземном переходе или в Интернете, а настоящие документы за фальшивые диссертации.
Все знают - чем выше сидит чиновник или депутат, тем хуже у него диссертация, уже президент России публично упрекает президента РАН, что в академики попадают не те ученые. Несмотря на такую публичность, черный  рынок образовательных и научных услуг только растет.
В ответ на любые попытки улучшить образование в России, армия репетиторов перестраивается и противодействует усилиям реформаторов. Репетиторы как будто говорят ученикам: «Не беспокойтесь, вам не придется учиться, напрягать голову, мучить себя! Мы обеспечим вам возможность сдавать, не учась, получать аттестаты и дипломы, ничего не зная! География не нужна, когда извозчики есть!» И эффективность образовательных реформ снижается. Пример – переход от вступительных экзаменов в университеты к конкурсам по ЕГЭ. Полученный эффект меньше, чем ожидали. Уже раздаются голоса, что было лучше, надо возвращаться к вступительным испытаниям.
Побочным продуктом «кривого» образования является «утечка мозгов». Этим термином обычно обозначают отъезд ученых и специалистов за рубеж. Хотя основные мозги утекают не за рубеж. Сколько человек уехали? Десятки тысяч? Двести, триста тысяч человек? А не пошли в науку или ушли из науки миллионы. Репетиторы, имеющие, в лучшем случае, задачу «сдать экзамен», не могут привить ученику любви и уважения к предмету. Не имея «высокой страсти» для науки «жизни не щадить», молодой человек не пойдет в науку, ведь платят в НИИ мало, да и за границей ученым платят не слишком много. Молодой человек выберет другую стезю, станет бизнесменом, да хоть бы и репетитором. Проще и доходней. Вот тут настоящая «утечка мозгов», не заграничный ручеек, а полноводная река (и без пересечения госграницы).
Когда люди осознают, что успехов в воспитании и образовании добиваются родители и учителя, а не няньки и репетиторы, тогда будут практические результаты реформ образования.

ПОБЕГ ЗЯТЯ МАКСАКОВОЙ

В политику я не лезу. Предпринимательской деятельностью не занимаюсь. В оперном пении ничего не понимаю. Люблю Вахтанговский театр. Поэтому побег из России в Украину экс-депутата Госдумы, предпринимателя, мужа оперной певицы Марии Максаковой г-на Вороненкова вызвал у меня сначала такой отклик: «Сбежал зять Людмилы Максаковой». Подумаешь, у хорошей актрисы Вахтанговского театра зять оказался предателем, не велика трагедия.
Но зашевелилось в душе  еще что-то, ассоциация некая беспокоила. О подобном беспокойстве рассказывал мне один очень хороший инженер: «Читаю я материалы по новой американской ракете XYZ и чувствую, что-то знакомое. И вдруг, батюшки! Я ведь это сам изобрел десять лет тому назад!» Вот, что-то подобное… Я, конечно, не А.Н.Толстой, который гиперболоид инженера Гарина придумал до изобретения лазера, но деятеля типа г-на Вороненкова я описал в небольшой детективной повести «Дуэльная ситуация» еще два с половиной года назад.  Мой антигерой Серж Гусаров, тоже депутат Госдумы, оказался предателем, даже агентом влияния, которого разоблачил герой повести симпатичный следователь Следственного комитета России. За это детектив мой был отмечен СКР (на фотографии В.И.Маркин вручает диплом моему сыну).
Г-н Вороненков, состоял во фракции КПРФ, но был даже еще большим оппозиционером, чем вся эта фракция, от своей оппозиционности он даже со всякими смешными инициативами выступал, так сильно его корчило от любви к народу (как у Леонида Филатова «утром мажешь бутерброд, сразу мысль – а как народ?»). Кроме того г-н Вороненков бизнес крутил на грани законности. Еще он был ученым незаурядным (у нас, если политик не ленивый, то обязательно станет доктором наук и профессором). Теперь г-на Вороненкова из партии выгнали («ложь на стол партбилет»), а СКР объявил его в розыск. Из ученых его тоже, наверное, выгонят, когда внимательно почитают его диссертации и через «Антиплагиат» пропустят.
Сержа Гусарова в моем детективе его западные хозяева убили, имитировали несчастный случай. Судьба г-на Вороненкова не столь трагична. Живет в сопредельном государстве. И опять он самый честный, но с другой стороны: за «Крымнаш» не голосовал, а тех, кто голосовал, г-н Вороненков враз разоблачил, мол, купленные они, и прочее.
Главный вывод прост: бойтесь лояльных подхалимов, среди них больше изменников и воров, чем среди протестующих диссидентов. Второй вывод – читайте книжки, в этом занятии есть определенная польза.

ВОПЛЬ СТАРОГО ПЕДАГОГА

Три явления губительны для развивающегося общества: учащиеся ничего не понимают и не запоминают, специалисты ничего не знают и работают «просто так», преподаватели учат тому, о чем не имеют представления.
Эти явления наблюдались во все времена и во всех странах, и писатели представляли обществу подобные безобразия. В замечательном романе М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» Аннинька и Любинька не понимают  своих столичных кузенов, и только напрягаются, чтобы понять «из истории это или из географии». В романе английского писателя А. Кронина «Цитадель» подробно описано, как  врач с высокими формальными отличиями  по некомпетентности зарезал пациента при рядовой операции. Профессор Серебряков в пьесе А.П.Чехова «Дядя Ваня» всю жизнь писал об искусстве, ничего в искусстве не понимая.
Так что качественно в этих явлениях нет ничего нового. Пугают количественные изменения,  масштабы, пропорции, экспансия фиктивного образования и халтурной работы, в частности, преподавательской.
Начинается порча человека с младых ногтей. Учат плавать, водят в бассейн, платят деньги инструктору, получают диплом о том, что ребенок умеет плавать. Хорошо, если родители или другие близкие люди потом потратят силы и по-настоящему научат малыша плавать, иначе утонет ребенок вместе с дипломом.
Учат английскому, возят на самые лучшие (и самые дорогие) в городе курсы. Бывает, что по пробкам везет папин водитель, еще сопровождает няня. А папа с мамой по своим делам едут на метро или на такси. Объясняют себе и другим: «Если есть возможность развивать ребенка, надо развивать!» А ребенок за три года ни бэ, ни мэ, ни кукареку по-английски.
Определяют подросшего ребенка учиться в Сорбонну. Платят немалые деньги. А он привозит диплом, но ничего не знает «по выбранной профессии», как в музыкальной комедии Игоря Ускова «Табачный капитан». Но в той оперетте за барина учился холоп. А как мой герой сдавал экзамены, я ума не приложу.
Особенно развито фиктивное образование в «промежуточных» науках, не гуманитарных, не естественных, не технических. Таких, как «экономика», «менеджмент», и т. п. Я случайно ознакомился с объяснением теории сравнительных преимуществ  Д. Рикардо в ныне действующем университетском учебнике по экономике на примере «задачи о сукне и вине». Теория непростая, но тоже «не бином Ньютона», да и жил экономист Д. Рикардо 200 лет назад. С удивлением обнаружил, что авторы учебника, экономические профессора не понимают задачи. Пишут разные слова «просто так», да еще придумывают ненужные коэффициенты, которые только запутывают студентов. Сразу становится страшно, что наши ведущие экономисты, имена которых у всех на слуху, тоже ничего в экономике не понимают, только преследуют личные цели.
И вот результат - ракеты падают, потому что маленький датчик не так поставили. Но ведь его «не так» не поставишь, там же штифты! А молотком постучали, стал «на место» и против штифтов. И ГЭС разнесло, хотя были признаки необходимости ремонта, понятные специалистам. Только специалистов в том престижном месте не было, их туда не пустили, а поставили ребят «после Сорбонны». Люди гибнут просто так. Миллиарды идут коту под хвост.
Что же делать? Как остановить экспансию халтуры? Эффективно воздействовать можно страхом. Вон, шуганул же В. В. Путин липовых академиков и членкоров. Половина их решила отказаться от академических притязаний, начальники же из другой половины потеряли должности и стали простыми российскими академиками, но без портфеля. Это путь эффективный, но «точечный», осуществляется в «ручном режиме». А как бы воздействовать «в масштабах всей Республики»?
Нужны конкретные шаги, иначе дети писать и считать не научатся, работать будут только гастарбайтеры, а все чиновники и их не умеющие читать дети станут профессорами и академиками.
Первым шагом могло бы быть закрытие фиктивных университетов. Увы, шагнуть в этом направлении не удается, хоть и пытаются. В последние годы закрыли РГТУ, где ректором был С.Н.Бабурин, а на обучение студента тратилось всего лишь 50 тысяч  рублей в год. Этот университет просто выдавал дипломы государственного образца, и больше ничего. Но закрытие  липового вуза было связано с громким скандалом, поэтому, хоть РГТУ и закрыли, но другие подобные «университеты» трогать не решаются.
Еще один шаг – пересмотр отношения к платному образованию, в частности, к школьному и внешкольному. Оплата обучения в некоторых частных школах превышает оплату не только в Московском университете, но и в престижных английских школах с вековой традицией, и в американских университетах.
При этом школьников во многих платных школах учат плохо, балуют, к реальной непривилегированной жизни не готовят. Да и  водят детей в платные детские сады и школы далеко не каждый день – то увозят их на горных лыжах кататься в разгар учебного года, то в парикмахерскую ведут делать дорогую прическу. Так что они не схватывают даже того, что можно было бы схватить. В платных спортивных секциях не учат плавать, бегать, прыгать, играть в мяч. Платные студенты университетов не стремятся учиться, потому что считают, что раз уплачено, то  положен зачет.
Это не гимн бесплатному образованию, просто, в России на современном этапе платное обучению часто бывает фиктивным. Платное образование выгодно только тем, кто получает деньги, а для страны платное образование разорительно. Когда положение изменится, можно будет снова поощрять платное образование – почему бы не поучить за деньги способных детей сверх программы?
Несогласные покажут прекрасных детей, воспитанных в платных учебных заведениях. Они есть, но их немного. Большинство ребят развиты очень плохо, поддерживать разговор не умеют, разговаривают междометиями, другими людьми не интересуются. «Средь шумного бала» достают свой навороченный телефон и смотрят на экран. И ни на один вопрос ответить не могут, не сразу понимают, «из истории это или из географии».
Любой из шагов в сфере образования нужно делать очень аккуратно, а то можно дров наломать. Начнут закрывать липовые учебные заведения, а закроют прекрасный центр, в котором энтузиасты учат талантливых детей и, чтобы существовать, берут с родителей деньги. Как тут быть? Какой гениальный реформатор для этого нужен, который, к  тому же взяток не берет?! Но без переделки системы образования никак нельзя, пропадем, как государство.
>



Новости
16.09.2019

Честь имели

В Москве прошли «Пионерские чтения» журнала «Русский пионер», посвященные теме «Честь».
16.09.2019

«Васнецовщина» в РГБ

В Российской государственной библиотеке Ольга Васнецова представит книгу о своих великих предках.
15.09.2019

«Литературка» осваивает Telegram

Читайте в популярном мессенджере нашу газету и ее главного редактора.
14.09.2019

Ульяновск ждет писателей

Здесь пройдет XIX Международный форум молодых авторов, более известный как «Липки».
13.09.2019

Георгия Иванова вспомнят в эссе

Журнал «Новый мир» проводит конкурс, приуроченный к 125-летию выдающегося поэта.

Все новости

Книга недели
Московский колорит

Московский колорит

Автор создаёт культурный облик Москвы, беседуя с деятелями искусства.
Колумнисты ЛГ
Виктор Перегудов

О внедрении злобы

«Старые идеи – прочные оковы. Новые идеи – ост­рые ножи». История мира подтвержд...

 Анатолий Белкин

Сладкоречивый епископ

Наш сегодняшний гость – яркий представитель позднего французского классицизма ...

Крашенинникова Вероника

Без геев или без мозгов?

Российская пропаганда разделила страну и мир на два лагеря – на «либералов» и «к...