САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

«Кто хоть раз в жизни поймал ерша…»

25.02.2020
«Кто хоть раз в жизни поймал ерша…» О том, что значила рыбалка в жизни Антона ЧЕХОВА, рассказывает Иван ВАСИЛЬЦОВ.
К 160-летию классика.

«Сказка – ложь, да в ней намек…»

19.02.2020
«Сказка – ложь, да в ней намек…»	К 205-летию П.П.ЕРШОВА, создателя всеми любимого «Конька-Горбунка».
Размышления Ореста НИЦМАНА.

Сиротство и сыновство. Поражение и Победа

13.02.2020
Сиротство и сыновство. Поражение и Победа О влиянии войны на творчество Юрия КУЗНЕЦОВА рассуждает Елена ТРЕТЬЯКОВА.

«Рукой подать до моря...»

23.02.2020
«Рукой подать до моря...» Поэты Грузии снова в гостях у «ЛГ». Публикуем стихи участников молодежного лито «Молот О.К.» и «Ассоциации литераторов – АБГ».

Над разоренной голубятней

16.02.2020
Над разоренной голубятней В стихи Павла ШАРОВА нужно не только вчитываться, но и вслушиваться.

Прогулки с Бродским

07.02.2020
Прогулки с Бродским «Литературная газета» публикует фрагменты из новой книги поэта и прозаика Вадима МЕСЯЦА «Дядя Джо. Роман с Бродским».

Максим Замшев. Буквоед. 18 февраля 2020 года

Смотреть все...

Гений русского футуризма

24.02.2020
Гений русского футуризма О незаурядном пензенском художнике Аристархе ЛЕНТУЛОВЕ.
Изыскания Антона ХРУЛЕВА.

Чехов в мюнхенском МИРе

21.02.2020
Чехов в мюнхенском МИРе Как в Германии отмечают 160-летний юбилей великого русского писателя.

Беззакатное солнце «Гостиной»

17.02.2020
Беззакатное солнце «Гостиной» О литературно-художественном журнале (салоне) Веры ЗУБАРЕВОЙ рассказывает Марина КУДИМОВА.
  1. Устраивают ли вас российские литературные премии?

Кто боится назвать русских русскими?

25.02.2020
Кто боится назвать русских русскими? Внося поправки в Конституцию, нельзя забывать о кардинальных вопросах, полагает Виктор МАРЬЯСИН.

У Шнура большой политический потенциал

22.02.2020
У Шнура большой политический потенциал В этом убежден известный российский политолог Валерий СОЛОВЕЙ.

Навязчивый новояз

16.02.2020
Навязчивый новояз Илью ВЕРШИНИНА раздражают галлицизмы и англицизмы даже в небольших количествах.

Синдром пленительной звезды

Синдром пленительной звезды

Сибирь, консерватор Пушкин и «братья по разуму»


Духовно-нравственные кризисы общества чаще всего приводят к различным абсурдным идеям, одна из которых в её современном виде — так называемый «православный социализм». Сегодня его сторонники пытаются реанимировать практику советского равенства и братства, забывая при этом отечественную историю с её жгучими донельзя страницами.


Синдром пленительной звезды.jpg

Во что этот странный прожект может вылиться, хорошо видно на примере тех выдающихся соотечественников, которые лишь в молодости воспевали свободу, равенство и братство, а потом у них естественным образом наступало прозрение:


«В сущности, неравенство есть закон природы. Ввиду разнообразия талантов, даже физических способностей, в человеческой массе нет единообразия; следовательно, нет и равенства. Все перемены к добру или худу затевало меньшинство; толпа шла по стопам его, как панургово стадо…»


Речь, конечно, об Александре Сергеевиче Пушкине, который высказал эти сокровенные мысли в беседе с «музой русской литературы» — влиятельной фрейлиной императорского двора Александрой Смирновой-Россет. Столь неожиданное признание стало для нашего национального гения своего рода отречением от грехов либеральной молодости — пресловутых идей мартинизма, чрезвычайно популярных для «дней Александровых прекрасного начала».


Откровение дневника


В данном случае для классика русской литературы уже как будто и не существовало дневниковой записи, сделанной им в 1821 году: «4 мая был я принят в масоны». Скрывать этот факт биографии тогда не имело смысла: тайные общества ещё не запретили (какой-то год с гаком оставался), и по России-матушке их и впрямь набралось бы немало. Что характерно, и отец, и дядя Александра Сергеевича состояли в вольных каменщиках более высокой степени членства (не какие-то там ученики, как дражайший сын и любимый племянник).


А конкретно с поэтом всё ритуальное случилось в Кишинёве: начальственный генерал-лейтенант Иван Инзов, наместник Бессарабской области, а также прочие члены масонской ложи хорошо подсуетились, чтобы завлечь в расставленные сети столичного чиновника-стихотворца, угодившего за вольнодумство в южную ссылку (а грозила даже Сибирь).


Кишинёвская ложа «Овидий» во многом была формальной, временной, она вскоре прихлопнулась, зато последующая дружба с Василием Давыдовым и приезды Пушкина в Каменку (фамильное имение декабриста под Черкассами) ничего хорошего в перспективе не обещали. Правда, сами заговорщики из «Союза благоденствия», а потом и Южного тайного общества рассматривали Пушкина скорее как литературный антураж их конспиративных встреч…


В декабре 1825 года, за два дня до восстания, поэт на свой страх и риск засобирался из сельца Михайловского в Санкт-Петербург и оказался бы на Сенатской площади (не вопрос), но по счастливой случайности путь ему вдруг преградил выскочивший из лесочка заяц. Судьбоносный такой зверёк из русских народных сказок, хоть и порядком трусоватый.


Теперь, с учётом «вновь открывшихся обстоятельств» по декабризму и косвенному участию в нём поэта, программное (для школ, разумеется) «Послание в Сибирь» выглядит уже совершенно по-другому — как масонское воззвание со всей сопутствующей атрибутикой. Ещё бы, ведь … «темницы рухнут — и свобода вас примет радостно у входа, и братья меч вам отдадут»!


На мече и Библии вольные каменщики, устремлённые в Храм Премудрости, клялись вершить справедливость, а хладный клинок, вынутый из ножен, выступал как знак непрестанной борьбы — за будущую власть над миром, прежде всего. На рукояти этого оружия красовалась пятиконечная пламенеющая звезда — эмблема масонства, миссия которого на бескрайних просторах Российской империи заключалась в мистической трансформации православия с последующей его заменой на новую всемирную «религию братства» (Михаил Филин). В начале XX века масонский журнал «Акация», выходивший во Франции, открыто утверждал, что масонство есть антицерковь, церковь ереси, и это была по сути своей настоящая самореклама: ересь, как и всякий дурной пример, весьма заразительна. Но масонам даже и не снилось, что их пятиконечный символ уже вскоре возьмут на службу прагматичные большевики и партию верных марксистов-ленинцев создадут по такому же принципу подпольной, хорошо законспирированной организации людей избранных.  


Сколько же, оказывается, потаённого смысла заключалось в той самой «звезде пленительного счастья», которая воспета советским кинематографом (на определённом жизненном этапе в неё почти безоговорочно верилось и Пушкину-поэту)! Да и мы, благодарные зрители, тоже ведь клюнули на эту приманку, очарованные прекрасным подбором актёров и романтическим сюжетом кинокартины режиссёра Владимира Мотыля.


Разумеется, пушкинское послание было чисто умозрительным, поскольку сам поэт о реальных деталях даже представления не имел. Как убеждает нас сегодня писатель-историк Валерий Шамбаров, условия труда для вчерашней элиты были в далёкой Сибири во многом щадящими. На читинских рудниках, к примеру, декабристы трудились не более трёх часов. Всё остальное время непрерывно «перевоспитывались», читая по вечерам «политическую тайнопись», скрытно дошедшую в «каторжные норы» от первого поэта империи.


Наказание за отступничество


Считается, что «Послание в Сибирь», написанное в конце 1826 года, — это зашифрованный намёк на грядущие послабления для декабристов. Поэт уже встречался с императором Николаем Павловичем, имел с ним долгую и доверительную беседу, но всё же принял желаемое за действительное: для «братьев по разуму», как именовали друг друга масоны, никакой политической амнистии не предвиделось. Выходит, поэт всё ещё плыл по течению?


Но дневниковые записи Пушкина свидетельствуют: модной болезнью молодости он уже не страдал, выработав к организованному русскому бунту стойкий иммунитет. Особенно это чувствуется после создания «Истории Пугачёва». Новый самозванец, как известно, ещё в турецком плену, в Дубоссарах, был сподвигнут на «цветную» революцию в России, а ведь Пушкин дотошно трудился над архивными документами и не мог не знать о роковых последствиях французского инструктажа.


Исследуя хитросплетения людских поступков, Александр Сергеевич умозаключал в своём дневнике:


«Человек по природе своей склонен более к осуждению, нежели к похвале (говорит Макиавелли, великий знаток природы человеческой). Глупость осуждения не столь заметна, как глупая хвала».


Пушкин солидарен с великим итальянцем: чисто психологически в обществе потенциально больше оппозиционеров, чем охранителей, тех, кто способен петь дифирамбы власть предержащим. Вот почему критиковать верхи всегда легко, даже при условии, что злонамеренный бузотёр не отличается какими-то особенными умственными задатками.


Есть в дневниках поэта довольно любопытный афоризм: «Зависть — сестра соревнования, следственно, из хорошего роду». Представляю, как тут могут ухватиться за оставленную гением соломинку наши поклонники постмодернизма, кто шагу в творчестве не сделает без малейшей иронии. Но у великого Пушкина «низкие истины остаются на страницах записных книжек», о чём заметил русский философ-эмигрант Георгий Федотов («Певец империи и свободы», Париж, 1937). А на листы завершённых произведений недостойные мысли не выплёскивается, как бы со временем ни менялось мировосприятие поэта.


Контуры этой мировоззренческой эволюции, считал парижский мыслитель, обрисованы с помощью ближайшего друга Пушкина (Петра Вяземского, конечно). Именно князь Пётр назвал политическое направление поэта зрелых лет не иначе, как «свободный консерватизм».


«Никогда, ни единым словом он не предал друзей своей юности — декабристов — как не отрёкся от А. Шенье и от Байрона, — особо подчёркивал Федотов. — Никогда сознательно Пушкин не переходил в стан врагов свободы и не становился певцом реакции».


В таком случае становится понятен поступок князя Петра Вяземского и поэта Василия Жуковского: это они положили в гроб «уснувшего» товарища пару белых масонских перчаток. Сделали всё тайно и уже после православного обряда отпевания.


Тем самым «клятвопреступник» Пушкин был не только наказан масонами (явное подстрекательство к дуэли на Чёрной речке члена французской ложи Луи Геккерна), но и прощён ими после смерти. Вопреки собственной воле он был всё-таки возвращён в лоно всесильной секты! На словах воспевая свободу, равенство и братство, вселенская тайная организация пыталась не просто подменить церковь — вольная братия выступала как самая настоящая инквизиция, наказывая отступников безжалостным образом, вплоть до физического уничтожения.


Уж не прообраз ли небезызвестных тайных лож видится у нас тем новоявленным идеологам, которые столь рьяно отстаивают идеи православного социализма, подкреплённые верой в единственно правильные действия вождя и его ближайших сподвижников по партии?


Дорогой товарищ Сталин, мы это в нашей стране уже проходили и, чем всё закончилось, хорошо знаем…


Николай ЮРЛОВ,

КРАСНОЯРСК




Новости
26.02.2020

Иван Купреянов во МХАТе

Творческий вечер поэта состоится в рамках проекта «Сезон стихов».
26.02.2020

100-летие Абрамова отмечают в Крыму

В Симферопольской библиотеке этой дате посвятили литературный слайд-портрет «Не живет земля без праведников».
25.02.2020

В Пензе отметят 200-летие русской Антарктиды

Главред «Литературки» примет участие в конференции, посвященной открытию Антарктиды русскими мореплавателями.
25.02.2020

Илон Маск – поклонник Айзека Азимова

Известный американский изобретатель и предприниматель назвал книги, которые его вдохновляют.
24.02.2020

Грибоедова вспомнят в «Библио-Глобусе»

225-летию со дня рождения классика посвятят вечер в книжном.

Все новости

Книга недели
В лучах рабочей лампы

В лучах рабочей лампы

Эта книга впервые объединила под одной обложкой все поэтические переводы Марины Цветаевой
Колумнисты ЛГ
Сазанович Елена

Неотверженный

Он прожил 83 года. Немало! Из них – почти 70 лет писал.

Евстафьев Дмитрий

По закону или по понятиям?

Удивительная история случилась с поправками в Конституцию.

Болдырев Юрий

На вид всё красиво

Любите ли конфеты с гвоздями?

Крашенинникова Вероника

Не отдать «карликам»

В политике есть события, которые срывают маски и расставляют всё по местам.

Сазанович Елена

Горе уму

15 января Александру Сергеевичу Грибоедову – ни много ни мало – 225 лет стукнуло...