САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

Памяти друга и коллеги

13.11.2019
Памяти друга и коллеги 40 дней как ушел давний сотрудник «Литературной газеты», замечательный фотограф Евгений ФЕДОРОВСКИЙ.

«Охватить, сопрячь, примирить»

06.11.2019
«Охватить, сопрячь, примирить» Памяти Льва АННИНСКОГО.
О том, «каким он парнем был», напоминает Александр НЕВЕРОВ.

Я помню его в слезах

03.11.2019
Я помню его в слезах Владимир БУШИН вспоминает Илью СЕЛЬВИНСКОГО и таинственные детали его биографии.

Во тьме грядущих новостей

09.11.2019
Во тьме грядущих новостей Стихи Нины ЯГОДИНЦЕВОЙ отличаются не только тщательной отделкой, но и пронзительной лиричностью.

Все равно продолжается жизнь

02.11.2019
Все равно продолжается жизнь Евгений СТЕПАНОВ не только поэт, но еще и редактор. А также издатель. И это не могло не отразиться в его стихах.

Позывной: Москвич

28.10.2019
Позывной: Москвич Публикуем фрагменты записок русского добровольца – московского предпринимателя, отправившегося летом 2014 года на войну в Донбасс.

Мастер-класс главреда "Литгазеты" Максима Замшева на Пушкинфесте

Смотреть все...

Русский Рим – это любовь

12.11.2019
Русский Рим – это любовь Эксклюзивный репортаж собкора «ЛГ» Никиты БАРАШЕВА с церемонии награждения престижного русского фестиваля в Италии.

«Пойду за Тобой, хоть Ты и не сахар»

10.11.2019
«Пойду за Тобой, хоть Ты и не сахар» О поэтическом жанре «Трактатов» Веры ЗУБАРЕВОЙ размышляет Ирина РОДНЯНСКАЯ.

Вместо письма

08.11.2019
Вместо письма Мамеду ИСМАИЛУ – 80.
Читаем статью Михаила СИНЕЛЬНИКОВА, а также его переводы стихов юбиляра.
  1. Какие разделы Вас больше привлекают в «Литературной газете»?

Запад им поможет

11.11.2019
Запад им поможет О комичном «Форуме свободной России» в Литве высказывается Андрей ПЕСОЦКИЙ.

Профессор о профессоре

05.11.2019
Профессор о профессоре Иван ЕСАУЛОВ размышляет о природе русофобских высказываний Гасана ГУСЕЙНОВА.

«Новый человек»: утопия или реальность?

01.11.2019
«Новый человек»: утопия или реальность? Концепцию «Красного реванша» прокомментировал президент Института национальной стратегии Михаил РЕМИЗОВ.  

3. САМАЯ ЗНАМЕНИТАЯ РУССКАЯ АРИСТОКРАТКА XIX ВЕКА. 3. «Университеты» Е.П. Блаватской.

3. САМАЯ ЗНАМЕНИТАЯ РУССКАЯ АРИСТОКРАТКА XIX ВЕКА. 3. «Университеты» Е.П. Блаватской.

Как известно, у М. Горького были свои университеты. Они помогли ему стать гениальным писателем и теоретиком новой социалистической литературы. Все выпускники, продолжающие работать над повышением своего профессионального, культурного и духовного уровня тоже имеют свои «университеты».

У Елены Петровны Блаватской были свои «университеты», но совершенно иного плана: она провела свои годы учебы в бесконечных и необычных странствиях по планете. И у неё были с 1851 года свои «учителя». Она называла их «МАХАТМАМИ».

Обывателю трудно понять ее непоседливость. Казалось бы, у нее было все, что положено аристократке: и муж генерал, и поместье, и положение в аристократическом обществе. Ну что ещё надо молодой особе? Зачем надо ехать в Европу? Зачем надо было всю жизнь скитаться по планете? Почему Елену притягивал, как магнит, Восток?

УНИВЕРСИТЕТЫ   Е.П. БЛАВАТСКОЙ.

I

Еще в детстве, путешествия по Калмыкии и Сибири с дедом генералом Фадеевым, она столкнулась с буддистской культурой, совершенно не похожей на христианскую, привычную, и милую ее сердцу. Эта новая культура поразила ее детское воображение, показалась ей сказкой, загадкой, тайной, которую она, повзрослев, мечтала разгадать.

Она встретилась рано в своей жизни с несколькими мирами – с теми, что видят все люди, и с теми, которые видела только она.

Нередко взрослые не понимали, что у нее были развиты какие-то способности, которых нет у нормальных людей. Они думали, что ее рассказы об увиденном, всего лишь плоды ее фантазии. Она понимала, что родственники, гувернантки не понимают, что существует другой мир – оккультный, таинственный мир, в который она имеет доступ. Она пыталась искать ответы на вопросы, которые у нее постоянно возникали. Кроме того, у нее рано пробудилась жажда к познанию оккультных наук, о которых она читала в книгах. В них она узнала, что эти тайные науки можно изучить только с помощью учителей, живущих в странах Востока.

Важно понять также, что интерес Елены к оккультным наукам не мог быть удовлетворен в России. Центром спиритизма (медиумизма) и оккультизма были в то время  США и Франция. Туда она и направила свои стопы.

Спиритуализм получил более широкое распространение в Англии и Америке. Книги по средневековому оккультизму и каббале, по восточным учениям удобнее было искать в европейских библиотеках. Там же она могла также встретить немало единомышленников, с которыми можно было обсуждать вопросы, ее интересующие.

Такова была ее четко обозначенная цель, ради осуществления которой она была готова терпеть грязные комнаты гостиниц и неудобные каюты пароходов, трудности и лишения путешествий, длившихся нередко неделями и месяцами.

Из европейских портов она могла свободно путешествовать по Старому и Новому свету, чем она не преминула воспользоваться. Это было дешевле и проще, чем поездки из России. Ее влекли Индия и Тибет, Арабский Восток и Америка. В этих краях она могла изучать мировые религии, собирать, как пчелка с цветка, тайные знания, добывать сведения по оккультной философии, каббале, суфизму. В России в середине 19-го столетия не издавались ни философские, ни спиритуалистические журналы. Беспощадная государственная и церковная цензура душила свободную мысль и не позволяла ни масонам, ни философам играть с огнем оккультизма.

II

В 1849-1859 годах она много путешествует по Европе, Америке и Азии. Из Турции в 1849-1850 годах она уезжает в Грецию, Восточную Европу, затем в Египет и Индию. В 1850-1851 годах она живет то в Париже, то в Лондоне. Предположительно осенью 1851 года она перебирается в Канаду, живет в Квебеке, затем едет в Новый Орлеан, и через Техас – в Мексику. В 1852 году она путешествует по странам Центральной и Южной Америки. Посещает руины древних американских цивилизаций.

Из Америки она плывет через Атлантику в Индию. Это был ее второй приезд в эту страну чудес и волшебства. Она искала настоящих мистиков и оккультистов среди аскетов. Однако встречались они тогда так же редко, как и сегодня. Чаще встречаются фокусники и шарлатаны. Вот что она писала об исполнителях «чудес» в одной из своих статей: «...мы убеждаемся, что если аскет предпочитает подземную пещеру..., дает обет молчания и предается медитации, отказывается прикасаться к деньгам... и, наконец, проводит дни свои за занятиями, кажущимися наиболее смехотворными изо всех – в сосредоточении мысли на кончике носа – то он делает это не ради того, чтобы разыграть нелепую комедию, и не из слепого предрассудка, но в качестве физической тренировки, основанной на строго научных принципах. Тысячи факиров, госсейнов, байрагов и иных нищенствующих монахов, наводняющих деревни и религиозно-благотворительные базары Индии в нынешний век, могут быть – и, несомненно, являются – никчемными и праздными бродягами, современными шутами, подражающими великим ученым философам древности».

Она принимает решение пробраться в Тибет. Но британские пограничники преграждают ей путь. В течение двух лет она путешествует по Индостану, плывет на Яву, в Сингапур и возвращается в Лондон.

Из Англии летом или осенью 1854 года она отправляется в Америку во второй раз. Из Нью-Йорка она сначала едет в Чикаго, затем в фургоне по пыльным дорогам через всю Америку в Сан-Франциско и пароходом вновь в Южную Америку. Осенью 1855 года она пересекает Тихий океан и в Индии вновь ищет попутчиков для поездки в Центральный Тибет. По некоторым данным ей удалось их найти, но пробраться в Тибет не удалось. Она путешествует по Бирме, Сиаму и Асаму. В начале 1858 года она возвращается в Европу, а в самом конце года, на рождество, неожиданно появляется у родственников в Одессе. Там встречает отца, с которым не виделась с 1851 года. Более четырех лет она живет в этот приезд в России.

Десять лет странствий многому научили Блаватскую. Ее экстрасенсорные возможности раскрылись неожиданно в медиумизме.

Ее сестра вспоминала: «Она возвратилась из своих странствий человеком одаренным исключительными свойствами и силами, проявившимися немедленно и поражавшими всех ее окружавших. Она оказалась сильнейшим медиумом, состояние, которое она впоследствии сама сильно презирала, считая его не только унизительным для человеческого достоинства, но и очень вредным для здоровья. Позже ее психические силы, развернувшись, дали ей возможность подчинить своей воле и контролировать внешние проявления медиумизма; но в 27 лет они проявлялись помимо воли ее, редко ей повинуясь. Ее окружали постоянные стуки и постоянное движение, которых происхождения и значения она тогда еще не умела объяснить...».

III

Но не столько Запад интересовал ее. Восток притягивал ее к себе сильнее: она знала, что на Востоке люди, обладающие экстрасенсорными способностями, имели возможность открыто их совершенствовать и демонстрировать. Там их считали не только нормальными, но продвинутыми людьми, и почитали тех из них, кто достиг определенных высот в духовном самоусовершенствовании. Блаватская утверждала не раз, что многие путешествия она совершала по рекомендации своего Махатмы (или Учителя Мудрости), которого впервые встретила в Лондоне в 1851 года.

Немалые деньги уходили у нее на путешествия. За свою жизнь она «пропутешествовала» огромное состояние.

Особенно притягивала ее Индия. Там, в Гималаях, жили ее Наставники – Махатмы.

A3AD4413-D642-4834-B8ED-4C3658DD3C6D.jpeg

Там в горных монастырях можно было найти неизвестные науке манускрипты, запечатлевшие информацию, добытую архаичной наукой о Вселенной и человечестве.

В Европе христианские «цивилизаторы» систематически и целенаправленно уничтожали древние научные трактаты или прятали их в спецхранах Ватиканской библиотеки в Риме. Их можно было найти лишь в древних храмах Востока. «Мы, европейцы, только начали выходить из низовья нового цикла и развиваться по восходящей линии, в то время как азиаты – особенно индусы – являются оставшимися представителями народов, населявших мир и в предшествующие и ныне уже минувшие   , – писала Блаватская в 1880 году.

Там, в Индии, можно было встретить серьезных оккультистов, мистиков, исследователей и знатоков древних религий и философии. Путешественники, ее современники, живо и красочно описывали чудеса Индии, йогов, совершавших умопомрачительные фокусы. Над фокусами она смеялась. Она точно знала, что чудес в природе не бывает, что человеческая психика пока – это нечто малоизвестное и даже таинственное неизведанное поле для науки.

Она прожила в общей сложности около десяти лет в Индии,  изучая не только классическую философскую и духовную литературу, но и наблюдая редкие феномены — йогов.

Изучение оккультизма не поощрялось в среде русской аристократии. Оккультизм, искалеченный и исковерканный по приказу власть имущими, был идеологией масонских лож, а они были запрещены. Такой оккультизм с европейской горькой начинкой она не привечала. Поэтому Елена Петровна не любила рассказывать и писать о своих длительных и утомительных странствиях по планете. Иногда она даже скрывала свое местонахождение от родственников. Особенно мало информации сохранилось о ее путешествиях, совершенных в 1848-1858 годах, и о времени, проведенном в Тибете (1864?-1870?).

Известны многие страны, по которым пролегали маршруты ее путешествий. Известны некоторые люди, с которыми она путешествовала или встречалась во время странствий. Но известно далеко не все.

В ее книгах содержатся намеки на ее встречи с масонами, суфиями, каббалистами, спиритами и спиритуалистами в Европе и Америке. Можно с уверенностью сказать только одно: ее интересовали тайные общества, спиритуалистические организации и секты, магия и подлинный, — белый оккультизм, а также тайны исчезнувших цивилизаций Атлантиды, Гипербореи и Лемурии, южноамериканские и азиатские цивилизации, тибетское учение Калочакры, архаическая космология и мистические психотехники.

Она собрала уникальную информацию об оккультных науках, медиумизме (спиритизме) и спиритуализме; изучила космологические мифы, волшебные сказки и легенды разных народов, символы. Она перечитала труды известных и малоизвестных востоковедов, а также священные писания народов Востока, и труды средневековых каббалистов и оккультистов, опубликованные в XIX веке.

5E2ED1CA-2F19-46A6-8563-0D54DC30BDD3.jpeg

Таковы были первые два десятилетия учебы в её университетах — путешествия по белому свету, встречи с интересными учителями тайных восточных знаний и книги, которые можно было найти в библиотеках Запада. больше всего ее притягивали очень редкие неизвестные современной науке манускрипты с зашифрованными данными о Вселенной и Человечестве, на страницы которых ПОСВЯЩЁННЫЕ когда-то, давным-давно заносили тайные духовные учения Востока...

(Продолжение следует)

——————

Около 10 лет назад я выставил две электронные книги в библиотеке Рериховского общества ОРЕФЛАММА в г.  Донецке. Их можно целиком скачать с сайта общества.

ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ДОНЕЦКОГО РЕРИХОВСКОГО ВЕСТНИКА "ОРИФЛАММА"

 Поступления в электронную библиотеку

https://agni-age.net/n_biblio.htm

Юрий Горбунов

1 ПЕРО И МАГИЯ. Е. П. БЛАВАТСКАЯ И РУССКАЯ КУЛЬТУРА.

2 ПЕРО И МАГИЯ. Е. П. БЛАВАТСКАЯ И ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА

Юрий Горбунов©  

По вопросу издания книги или публикации отдельных глав за разрешением, а также с предложениями и пожеланиями обращаться к автору – ugor9@mail.ru  

             




Новости
13.11.2019

«Реальный магизм»

Презентация сборника под таким названием пройдет в ЦДЛ.
13.11.2019

Близкий Даль

В Оренбурге откроют памятник «Словарю живого великорусского языка».
12.11.2019

«Чистая книга» огласила лонг-лист

Премия имени Федора Абрамова определилась с длинным списком претендентов.
12.11.2019

Назван победитель «Будущего времени»

Подведены итоги второго сезона проекта о перезагрузке научной фантастики.
11.11.2019

Для малых языков и литератур

В Новосибирске прошел 4-й Фестиваль национальных литератур народов России.

Все новости

Книга недели
Мой народ

Мой народ

Народный писатель Казахстана, лауре­ат Государственной премии Ф. Унгар­сынова (1939–2014) писала о любви и дружбе, об истории своего народа.
Колумнисты ЛГ
Крашенинникова Вероника

Фигура умолчания

Прошёл День народного единства. Празднику 15 лет, а народной любви и признания о...

Неменский Олег

Маша от Зеленского

Развод сил на пробных участках в Донбассе – это своего рода военный балет, никак...

Крашенинникова Вероника

Что видят, то и бредят

Если посредством сцены распространять нравствен­ный упадок, жестокость и насилие...

Макаров Анатолий

Ботинки и воронки

Наши телеведущие не смотрятся как нуждающие­ся.

Попов Валерий

Ты никого не обманешь

Я знал нескольких замечательных писателей и поэтов – и все они были удивительным...