САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

Памяти друга и коллеги

13.11.2019
Памяти друга и коллеги 40 дней как ушел давний сотрудник «Литературной газеты», замечательный фотограф Евгений ФЕДОРОВСКИЙ.

«Охватить, сопрячь, примирить»

06.11.2019
«Охватить, сопрячь, примирить» Памяти Льва АННИНСКОГО.
О том, «каким он парнем был», напоминает Александр НЕВЕРОВ.

Я помню его в слезах

03.11.2019
Я помню его в слезах Владимир БУШИН вспоминает Илью СЕЛЬВИНСКОГО и таинственные детали его биографии.

Во тьме грядущих новостей

09.11.2019
Во тьме грядущих новостей Стихи Нины ЯГОДИНЦЕВОЙ отличаются не только тщательной отделкой, но и пронзительной лиричностью.

Все равно продолжается жизнь

02.11.2019
Все равно продолжается жизнь Евгений СТЕПАНОВ не только поэт, но еще и редактор. А также издатель. И это не могло не отразиться в его стихах.

Позывной: Москвич

28.10.2019
Позывной: Москвич Публикуем фрагменты записок русского добровольца – московского предпринимателя, отправившегося летом 2014 года на войну в Донбасс.

Мастер-класс главреда "Литгазеты" Максима Замшева на Пушкинфесте

Смотреть все...

Русский Рим – это любовь

12.11.2019
Русский Рим – это любовь Эксклюзивный репортаж собкора «ЛГ» Никиты БАРАШЕВА с церемонии награждения престижного русского фестиваля в Италии.

«Пойду за Тобой, хоть Ты и не сахар»

10.11.2019
«Пойду за Тобой, хоть Ты и не сахар» О поэтическом жанре «Трактатов» Веры ЗУБАРЕВОЙ размышляет Ирина РОДНЯНСКАЯ.

Вместо письма

08.11.2019
Вместо письма Мамеду ИСМАИЛУ – 80.
Читаем статью Михаила СИНЕЛЬНИКОВА, а также его переводы стихов юбиляра.
  1. Какие разделы Вас больше привлекают в «Литературной газете»?

Запад им поможет

11.11.2019
Запад им поможет О комичном «Форуме свободной России» в Литве высказывается Андрей ПЕСОЦКИЙ.

Профессор о профессоре

05.11.2019
Профессор о профессоре Иван ЕСАУЛОВ размышляет о природе русофобских высказываний Гасана ГУСЕЙНОВА.

«Новый человек»: утопия или реальность?

01.11.2019
«Новый человек»: утопия или реальность? Концепцию «Красного реванша» прокомментировал президент Института национальной стратегии Михаил РЕМИЗОВ.  

4. САМАЯ ЗНАМЕНИТАЯ РУССКАЯ АРИСТОКРАТКА XIX ВЕКА. 4. Е.П. Блаватская и издатель ее трудов в России М.Н. Катков.

4. САМАЯ ЗНАМЕНИТАЯ РУССКАЯ АРИСТОКРАТКА XIX ВЕКА. 4. Е.П. Блаватская и издатель ее трудов в России М.Н. Катков.

Е.П. Блаватская прожила в Индии почти десять лет, но была вынуждена покинуть эту страну в 1885 году навсегда и вернуться в Европу. Заговор британских спецслужб и Ватикана заставил ее сделать это. Можно рассказывать бесконечно долго о заговоре и других событиях того скандального дела против Блаватской, а также о том, что такое теософия, как она со своими американским и индийскими товарищами создавала международное Теософское общество, работающее почти полтора столетия на благо человечества — вплоть до наших дней.

Несмотря на переезд в Европу, глубокие переживания, горячую борьбу с идейными противниками, последнее десятилетие её жизни и творчества был наиболее продуктивным. Она издает новый теософский журнал «Люцифер», создает эпохальное произведение «ТАЙНАЯ ДОКТРИНА. СИНТЕЗ НАУКИ, РЕЛИГИЙ, ФИЛОСОФИИ» в двух томах, главный труд ее жизни. Публикует, кроме сотен статей, книги: «Ключ к теософии», «Голос Безмолвия», составляет «Теософский словарь».

В эти последние годы своей жизни Е. П. Блаватская пишет статьи о деятелях русской культуры, переписывается с некоторыми из них. Ее радует, что её книги, написанные по-русски, становятся популярными в России. До конца дней своей жизни она была тесно связана с русской культурой, русской наукой, с русской литературой и российским востоковедением....

Е. П. Блаватская сурово критиковала основы западного буржуазного общества и христианской цивилизации. Но и будущее России вызывало у нее тоже немало вопросов. Она опубликовала немало статей на политические темы на английском языке, опубликованные в американских, английских и индийских газетах. В них она разъясняла суть событий, происходивших в мире и в России в 1870-80-х годы.

ИЗДАТЕЛЬ ТРУДОВ  Е.П. БЛАВАТСКОЙ в РОССИИ М.Н. КАТКОВ

1E371423-73D4-488A-9599-15693DFF3FC1.jpeg  .

Деятельность М.Н. Каткова, известного русского публициста, политического деятеля и издателя, современниками воспринималась неоднозначно. Он ценил талант Е. П. Блаватской и печатал её произведения, написанные ею на русском, в России.

Одни считали Каткова создателем российской публицистики; борцом за русскую правду; носителем русской государственности; установителем русского просвещения; столпом русского и славянского самосознания; Златоустом-апостолом величия и славы России; Грозой Германии и Англии.

Другие называли его «будочником русской прессы», «громовержцем Страстного бульвара», «жрецом мракобесия» и пр. в том же духе.

Сементковский Р.И. (1846-1918), автор его первой биографии, писал: «Он с одинаковой внешней страстностью защищал либеральные и консервативные воззрения, отстаивал широкое участие общественных сил в государственной жизни и отвергал это участие, высказывался за сильную центральную власть и дискредитировал главные ее органы, издевался над сторонниками национального принципа и сам выступал его страстным поборником, превозносил суд присяжных и глумился над ним,... видел в Бисмарке нашего вернейшего друга и злейшего врага».

1

В советской историографии утвердилась концепция о превосходстве революционно-демократической идеологии, о ее широком распространении во второй половине ХIХ столетия в России. На самом деле все обстояло далеко не так. Большинство же дворян, как писал Тургенев в «Отцах и детях», стояло все-таки на стороне Кирсановых, на стороне монархии, а не на стороне нигилистов. Большинство современников осуждало нигилиста Базарова. Аристократическая верхушка российского общества считала антимонархические элементы террористами и осуждала революционные идеи, которые, как мы знаем, сегодня, буржуазная политология отказывается признавать безоговорочно прогрессивными и полезными не только для России.

Марксизм одно время был модным учением и в Европе, и в России. Через увлечение социалистической теорией Маркса прошли многие молодые русские писатели и философы, в том числе Николай Бердяев и Владимир Соловьев. Наиболее талантливая часть российской творческой интеллигенции не признало большевистского переворота и предпочло эмиграцию жизни при советской власти. Живи Катков и Блаватская в 1920 году, они бы, вероятнее всего, тоже покинули бы революционно-большевистский режим нигилистов и разрушителей монархии и осудили подмену русской культуры - культурой русскоязычной.

Блаватская была истинной «дочерью» своего времени. Подобно Блаватской Михаил Катков был страстным патриотом, глубоко религиозным человеком, защитником царского самодержавия, сторонником проведения глубоких политических и социальных реформ в России. Поэтому они легко и быстро нашли общий язык. Кроме того, подобно А.Н. Аксакову (1823-1903) и Блаватской, он интересовался масонской, оккультной и спиритуалистической литературой.

2

Расскажу подробнее об этом человеке. После окончания Московского университета Катков провел три года в заграничной поездке. В 1845 году он защитил магистерскую диссертацию и в течение нескольких лет преподавал логику и психологию в Московском университете. Когда высшее начальство решило преподавание философии передать профессорам теологии, ему предложили должность редактора университетской газеты «МОСКОВСКИЕ ВЕДОМОСТИ». Под его началом газета удвоила количество подписчиков. В 1856 году он добился разрешения издавать журнал «Русский вестник» (дважды в месяц). На страницах этого журнала печатались произведения Толстого, Тургенева, Гончарова и других талантливых русских писателей, поэтов, критиков.

В 1863 году он выкупил газету «Московские ведомости» у Московского университета. Его газета живо откликалась на все крупные внутриполитические и международные события. В 1866 году он опубликовал интервью Александра II, посетившего Москву, и удостоился «Высочайшей аудиенции», как тогда говорили. С той поры цензура стала благосклоннее относится к изданиям Каткова. Газета стала не только популярным, но и влиятельным изданием в России. К мнению газеты прислушивалась российская бюрократическая верхушка и европейские политики.

3

Почему Катков решил публиковать статьи и очерки Блаватской? Во-первых, он был уверен в ее писательском и журналистском таланте. Двоюродный брат Блаватской граф С.Ю. Витте в своих мемуарах писал о ней: «Литературным талантом она обладала без сомнения. Московский издатель Катков, прославляя эту русскую журналистку, в самых лестных словах отзывался о ее литературном даровании». Да и как было не поверить, если столько ее родственников публиковались в различных российских журналах.

Во-вторых, сам Катков был склонен к мистическим переживаниям и с интересом относился к людям, которые обладали парапсихологическими способностями, кто изучал, исследовал паранормальные феномены в природе. Одна из первых его публикаций – статья о сочинениях графини Сарры Толстой, семнадцатилетней поэтессы, впадавшей иногда в экстаз и ясновидение и воспетой Жуковским, была написана с оттенком мистического настроения.

В-третьих, Катков и Блаватская, были далеки от славянофилов и оба считались «западниками». Поэтому, вероятно, они и нашли основу для сотрудничества. Они оба осуждали нигилизм как социально-политическое зло, возникшее в общественной жизни России. Был день, когда Тургенев отказался подать руку Каткову, после того, как тот напечатал одну из своих разгромных статей о его романе «Отцы и дети». Катков вел полемику и со славянофилами и с западниками.

Хотели или нет славянофилы сближения русской культуры с европейской, но, начиная с Петра Великого, в России стал складываться русско-европейский пласт культуры, к которому принадлежат все российские классики 19-го столетия. Именно благодаря тесной языковой и идейной близости к Европе талантливые русские писатели, композиторы, балетмейстеры, музыканты, художники достигли уровня мировых стандартов своего времени и возвысились над ним. Катков и Блаватская, как и Герцен и Плеханов, Соловьев и Бердяев принадлежали к этому пласту русско-европейской культуры.

Катков ценил мнение Блаватской по многим вопросам от международной политики до оккультизма и поэтому публиковал ее статьи и очерки на страницах своих изданий. Она тоже ценила мнение Каткова. Однажды  сгоряча в жарком споре, когда ее вновь в Индии обвинили в шпионаже в пользу России и даже, якобы, нашли тайный шифр в ее бумагах, переданный в газеты ее недругами, Блаватская высказала мысль о том, что российский колониализм не лучше, если не хуже английского. И хотя эта мысль прозвучала в частном письме, получатель опубликовал ее частное мнение в своем памфлете в теософском журнале. Из журнала оно перекочевало в английскую газету, из нее в российскую прессу. Подобная публикация не могла не вызвать недовольства российских читателей. Елене Петровне было стыдно перед Катковым за этот инцидент. Она писала своему английскому коллеге и теософу А.П. Синнету по этому поводу: «Если бы ваше (английское –  Ю.Г.) правительство в Индии повесило меня по ложным подозрениям, то я, по крайней мере, оставила бы в России добрую память о себе; а в теперешней ситуации я шпионка, свинья в глазах Англии и бессердечная, непатриотичная негодяйка в глазах всех русских, которых я почитаю и люблю, в том числе и мою собственную сестру – и Габорьо, включившего перевод того самого письма в свой «Оккультный мир» на французском языке! Теперь его прочтет каждый русский. А это ложь; моя мерзкая, отвратительная трусливая ложь, за которую я буду краснеть до конца своих дней. Ибо каким бы скверным ни было правительство в России, как бы нетерпимо и деспотично ни относилось оно к своим собственным подданным, но даже в наших колониях, вроде Кавказа, ни одна англичанка и ни один англичанин не получил бы таких оскорблений, как я в Индии, и, уж конечно же, не был бы принят за шпиона. Эти простофили и добродушные дураки русские никак не могут выказывать достаточное радушие, а их власти – достаточную учтивость по отношению к иностранцам, включая англичан, которые ненавидят их, как дьявол – святую воду. Итак, мне придется признать свою вину перед Катковым, который после этого имеет право отказаться от моих статей и оставить меня со скудными 200 рупиями из Адьяра, и, прежде всего перед Россией и моими родственниками».

Катков публиковал много материалов по международным вопросам, постепенно меняя свою оценку тех или иных событий. Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона так характеризует эту черту характера публициста: «На протяжении 30-летней публицистической деятельности Катков из умеренного либерала превратился в крайнего консерватора». Катков проявил свойственную ему непоследовательность: защищая сильную центральную власть, он дискредитировал непосредственные органы этой власти» – писал в биографической повести Сементковский Р.И.

4

Узнав о смерти Каткова, Блаватская писала 5 августа 1887 года в письме к Фадеевой Н.А.: «Пропала Россия!.. Потеряла своего лучшего защитника и путеводителя, своего вождя на поле политики. Да, правда, «закрылось навеки бдительное око патриота», как дракон оберегавшего интересы нации, и теперь лишь поймут, чем Катков был для Царя и Отечества. Стало быть, опасным и попадал метко, когда все иностранные дипломаты и прессы дрожали при его имени, как дрожат теперь от радости, что избавились. Лафа, де, нам теперь будет дурачить Россию».

Если демократы осуждали российские порядки и самодержавие, Блаватская в отличие от них, больше думала о величии России и ее авторитете в мире. Она и предположить не могла о том, что через 100 лет после ее кончины на Руси найдутся два весьма недалеких (скажем помягче) политика из деградировавшей партийной «аристократии» КПСС, которые  развалят  эту великую державу, создаваемую в течение тысячелетия умом, мужеством, трудом русской нации — народа и аристократии,  а также трудом советских трудящихся.

(Продолжение следует)

——————

Около 10 лет назад я выставил две электронные книги в библиотеке Рериховского общества ОРЕФЛАММА в г.  Донецке. Их можно целиком скачать с сайта общества.

ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ДОНЕЦКОГО РЕРИХОВСКОГО ВЕСТНИКА "ОРИФЛАММА"

 Поступления в электронную библиотеку

https://agni-age.net/n_biblio.htm

Юрий Горбунов

1 ПЕРО И МАГИЯ. Е. П. БЛАВАТСКАЯ И РУССКАЯ КУЛЬТУРА.

2 ПЕРО И МАГИЯ. Е. П. БЛАВАТСКАЯ И ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА

Юрий Горбунов©  

По вопросу издания книги или публикации отдельных глав за разрешением, а также с предложениями и пожеланиями обращаться к автору – ugor9@mail.ru  

             




Новости
13.11.2019

«Реальный магизм»

Презентация сборника под таким названием пройдет в ЦДЛ.
13.11.2019

Близкий Даль

В Оренбурге откроют памятник «Словарю живого великорусского языка».
12.11.2019

«Чистая книга» огласила лонг-лист

Премия имени Федора Абрамова определилась с длинным списком претендентов.
12.11.2019

Назван победитель «Будущего времени»

Подведены итоги второго сезона проекта о перезагрузке научной фантастики.
11.11.2019

Для малых языков и литератур

В Новосибирске прошел 4-й Фестиваль национальных литератур народов России.

Все новости

Книга недели
Мой народ

Мой народ

Народный писатель Казахстана, лауре­ат Государственной премии Ф. Унгар­сынова (1939–2014) писала о любви и дружбе, об истории своего народа.
Колумнисты ЛГ
Крашенинникова Вероника

Фигура умолчания

Прошёл День народного единства. Празднику 15 лет, а народной любви и признания о...

Неменский Олег

Маша от Зеленского

Развод сил на пробных участках в Донбассе – это своего рода военный балет, никак...

Крашенинникова Вероника

Что видят, то и бредят

Если посредством сцены распространять нравствен­ный упадок, жестокость и насилие...

Макаров Анатолий

Ботинки и воронки

Наши телеведущие не смотрятся как нуждающие­ся.

Попов Валерий

Ты никого не обманешь

Я знал нескольких замечательных писателей и поэтов – и все они были удивительным...