САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

Владимир Путин поздравил «Литературную газету»

26.01.2020
Владимир Путин поздравил «Литературную газету» Президент России В.В.Путин поздравил со 190-летием наше издание, а также преданных читателей «Литературки».

Новая книга Максима Замшева

21.01.2020
Новая книга Максима Замшева В издательстве «Азбука» в серии «Азбука-бестселлер. Русская проза» выходит новый роман главного редактора «Литературной газеты».

Нас поздравил Дмитрий Медведев

15.01.2020
Нас поздравил Дмитрий Медведев Дмитрий Анатольевич Медведев поздравил «Литературную газету» со 190-летним юбилеем.

Земля устала без зимы

25.01.2020
Земля устала без зимы Григория ШУВАЛОВА трудно отнести к каким-то школам или группировкам в поэзии; да он и сам не стремится к кому-то примыкать.

Из давности давней

18.01.2020
Из давности давней Стихи Василия СИТНИКОВА можно отнести к «тихой лирике», но главное их достоинство в том, что они настоящие.

Скрипка

11.01.2020
Скрипка Рассказ Алены ДАЛЬ – о детстве, но при этом он совсем не детский.

Мастер-класс главреда "Литгазеты" Максима Замшева на Пушкинфесте

Смотреть все...

Коровин, внук Коровина

24.01.2020
Коровин, внук Коровина В Доме русского зарубежья открылась выставка Алексея Ги КОРОВИНА, внука известного русского художника-эмигранта.
Рассказывает Ирина ТИШИНА.

Постапокалипсис, но не страшилка

20.01.2020
Постапокалипсис, но не страшилка О популярном аудиосериале Дмитрия ГЛУХОВСКОГО рассказывает Лада БАСНИНА.

«Подземный бастион»

14.01.2020
«Подземный бастион» Подведены итоги юбилейного Всероссийского поэтического интернет-конкурса «Пегасьи бои».
Отчет Вячеслава ДЕМЧЕНКО.
  1. Какой Ваш любимый праздник?

Что смотреть?

26.01.2020
Что смотреть? Список премьер российских фильмов 2020 года поверг Наталью ХОЛМОГОРОВУ в уныние.

Мишустин похож на слона

19.01.2020
Мишустин похож на слона Так считает Эдуард ЛИМОНОВ, видевший нового премьера в профиль.

Что американцу хорошо, то русскому – смерть!

13.01.2020
Что американцу хорошо, то русскому – смерть! Поэт и профессор Литинститута Олеся НИКОЛАЕВА против депутатов Госдумы, лоббирующих закон «О профилактике семейного насилия».

7. Е. П. БЛАВАТСКАЯ и РУССКИЕ ВОСТОКОВЕДЫ. Продолжение.

7. Е. П. БЛАВАТСКАЯ и РУССКИЕ ВОСТОКОВЕДЫ. Продолжение.

Такого глубокого востоковеда и оккультиста, какой была Блаватская до Ольдероге и Щербатского, не знали ни Россия, ни Запад. Как признают историки востоковедения, во времена Блаватской российские и западные востоковеды еще слабо представляли себе суть религиозных психотехник, философских доктрин, буддистскую картину мира. Блаватская же чувствовала себя, как рыба в воде, в бездонном океане восточной мудрости тогда, когда Европа еще топталась на его берегах.

4

Блаватская могла читать также книгу монголиста Ковалевского О.М. (1801-1878) «Буддистская космология» (1835-1837). Публикация этого произведения во многом стимулировала изучение религиозной буддистской картины мира деятелями Русской православной церкви, заинтересованными в укреплении миссионерского служения в буддистских регионах Российской империи.

E081C367-7DCB-48CF-870D-AD636077609F.jpeg

Хочу подчеркнуть, что в России, как и в других европейских странах, изучение азиатских религий имело чисто практическую идеологическую цель – доказать преимущества христианского вероисповедания, разработать методику христианско-миссионерской работы для каждой страны, для каждого региона. В подобных исследованиях нередко «отсутствовали научно-исторические представления, и не соблюдалось требование объективности».

Могла, но едва ли Блаватская читала книгу Позднеева А.М. (1851-1920) «Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу» (1887). Объектом исследования была жизнедеятельность монастырей монахов. Позднеев не ставил перед собой задачи проникнуть в смысл духовных практик, используемых монахами. Его цель заключалась в том, чтобы  помочь российским чиновникам принимать правильные решения политико-административного характера, правильно строить свои отношения с ламами.

Императорское русское географическое общество удостоило «Очерки быта...» Константиновской медали, а Нидерландское географическое общество в Амстердаме избрало Позднеева А.М. своим почетным членом после выхода в свет этой книги. В 1881 г. его избрали по конкурсу ответственным редактором изданий Великобританского и иностранного библейского общества на монгольском, китайском и маньчжурском языках. Вот что интересовало академическую науку в те времена. Вот за что присваивались медали, награды, выдавались премии. Подобные описания ценились превыше всего. Эзотерическая культура человечества не интересовала академическую науку ни во времена Блаватской, ни в наши дни.

Примерно в то же время Блаватская доказывала в своих трудах, что европоцентризм мешает научному изучению религиозно-философских и эзотерических исследований. Она пошла дальше Минаева и Позднеева. Если российские востоковеды во второй половине ХIХ века пытались оказать помощь православным миссионерам, изыскать благоприятные возможности для крещения и русификации буддистских народов Сибири, то Блаватская в резких тонах осуждала реакционную деятельность христианских миссионеров в Азии и доказывала, что христианство не имеет никаких преимуществ перед другими восточными религиями. Ни один из российских востоковедов не выступил с публичным осуждением против крещения сибирских народов. А когда калмыки, принявшие было православие, стали выходить из христианской веры, в 1911 году Позднеев А.М. был направлен царской администрацией для выяснения причин массового перехода калмыков в ламаизм. Он сумел понять и объяснить причины неудач православных миссионеров.

Как видим, российские востоковеды подошли вплотную к проблемам, которые одновременно с ними, проживая в Индии и в европейских странах, изучала Блаватская. Она написала множество статей об архаической науке, о энеблаговидной деятельности христианских миссионеров, об опасности европоцентризма в науке, а колониализма и расизма в отношениях со странами Азии, Африки и Латинской Америки.

Блаватская была блестящим востоковедом мирового класса, но российские востоковеды не спешили причислять ее к своему клану только потому, что она занималась исследованием тайных, сокровенных, духовных учений Востока в то время, когда они были еще далеки, как и в наши дни, от «сердца Азии» – от тайных знаний Востока.

6  

Востоковеды интересовались Тибетом, его монастырями, культурой, литературой религиозного, научного и философского содержания. Вопрос о пребывании Блаватской в Тибете требует дополнительного исследования. Дело в том, что проникнуть в эту страну европейцу, тем более женщине, да еще и русской было в то время чрезвычайно трудно. Из российских исследователей до конца ХIХ века никому не удалось там побывать. Когда же Российская академия наук приняла решение направить в Тибет своих исследователей, были специально подготовлены к выполнению этой миссии два молодых бурята-буддиста.

Первый – Цыбиков Г.Ц. (1873-1930) – был направлен в качестве паломника с группой сибирских паломников. Такие группы отправлялись в Лхасу каждый год. Он добрался до столицы «страны снегов» и собрал весьма интересные материалы для Академии.

Второй – Барадаийи Б.Б. (1878-1937) должен был по договоренности с Далай Ламой, возвращающимся из Монголии на Родину, уехать в Лхасу в его свите. Однако отъезд откладывался, и молодого исследователя направили в монастырь Лавран, расположенный на северо-востоке Тибета. Оба российских востоковеда опубликовали множество трудов о своих путешествиях после кончины Блаватской. Оба внесли определенный вклад в изучение буддизма.

Во времена Блаватской безуспешно пытались пробраться в Тибет, закрытый сначала англичанами, затем Китаем, российский исследователь Н.М. Пржевальский, американец В Рокхаль, француз Г. Бонвало, швед С. Гедин, а француз де Рэнс поплатился за свою попытку жизнью в 1893 году. Сумели пробраться в Тибет ученые-востоковеды в самом конце XIX века.

Почему Блаватская не написала книги о Тибете?

Во-первых, потому что правдивых книг, профессионально написанных специалистами о «стране снегов», как видим, при ее жизни еще не существовало. В своих очерках ей пришлось бы описать, каким образом ей удалось пробраться в эту страну, в которую россиян не пускали английские власти, а так же то, чем она там занималась. Подобные сведения она, как оккультист, хранила в тайне всю жизнь.

Во-вторых, потому что цели ее пребывания в этой стране ограничивались изучением эзотерического философского наследия тибетских мыслителей и ученых. Ее очерки об Индии буквально пронизаны этой эзотерической культурой.

69BEB72B-8576-4BD0-BC51-876DEFD7B2CA.jpeg

В-третьих, у нее не было ни времени на ее написание, ни туристической, страноведческой литературы, из которой она могла бы взять описания исторических памятников, исторических сведений об этой стране и пр. В то же время те тайные знания, которые она почерпнула в Тибете, изложены в десятках ее статей, в «Тайной Доктрине» и в отрывках из «Книги золотых правил».

Ее интересовали не только тибетско-индийские слои эзотерической культуры человечества, но древнеегипетский и греческий (герметический), китайский, каббалистский, суфийский слои этой культуры. Научные открытия, сделанные Блаватской в этой области по времени совпали с открытиями востоковедов Европы и России в сфере изучения религиозно-философских систем Востока. Без ее вклада в изучение мировых религий религиоведческая наука не достигла бы той глубины и основательности, которая характерна для нее в настоящее время.

Книги и статьи Блаватской пробуждали интерес читающей публики к восточным учениям и к классическому оккультизму. В ее лице в мире появился новый вид некабинетного ученого-востоковеда и талантливого путешественника-журналиста. Если добавить к этому, что это лицо было женским, то можно представить, что обыватели аристократических салонов Лондона, Парижа и Санкт-Петербурга могли думать о Блаватской и ее достижениях в исследовании областей жизни, в которые обыкновенные ученые не пытались проникнуть.

Женщина-ученый, женщина-востоковед, оккультистка, путешественница – все эти профессии принадлежали одному лицу – русской аристократке, публикующей толстые, для многих малопонятные научные трактаты, научно-популярные книги очерков о путешествиях, статьи на русском и французском, но в основном на английском языке. Не чудо ли это? Мог ли все это сделать один человек в то столетие, только в конце которого на удивление всего ученого мира впервые в университетской истории на профессорские кафедры было разрешено подниматься женщинам-ученым!?

Кроме этого, Блаватская сумела, используя интерес культурной публики к индийской культуре, к паранормальным явлениям, создать Теософское общество и вовлечь в него десятки тысяч людей на всех континентах. Из этих людей ей удалось воспитать Несколько исследователей нового типа. Они были призваны изучать эзотерическую культуру человечества, используя методики, разработанные Е.П. Блаватской.

Преемниками Е.П. Блаватской. в России стали Николай  Рерих и Елена Рерих.




Новости
26.01.2020

Рамзан Кадыров поздравил «Литературку» и Максима Замшева

Президент Чечни поздравил со 190-летием наше издание, его главреда, а также писателей и любителей литературы.
26.01.2020

«Господь, прости Советскому Союзу!»

Презентация одноименной книги о поэме Тимура Кибирова превратится в литературный фестиваль.
25.01.2020

Поклон Фазилю

Состоялся вечер лауреатов премии имени Искандера.
25.01.2020

Вниманию юных декламаторов

Фонд «Живая классика» объявляет о начале классных и школьных отборочных этапов международного конкурса юных чтецов.
24.01.2020

«Ясная Поляна» открыта для всех

Престижная премия объявила об открытии восемнадцатого сезона.

Все новости

Книга недели
На все времена

На все времена

Это наиболее полная история детища Пушкина и Дельвига, подготовленная специалистами.
Колумнисты ЛГ
Евстафьев Дмитрий

Три вызова

2019 год избавил наше общество от многих иллюзий. Мы подошли к черте, за которой...

Сазанович Елена

Избранный

Есенин был создан исключительно для поэзии! Не для прозы жизни! Застёгнутой на в...

Воеводина Татьяна

Ёлки-палки

В Кемерове потратили на новогоднюю ёлку 18 млн бюджетных денег

Сазанович Елена

Великий магнат

21 декабря 1940 года умер Френсис Скотт Фицдже­ральд. Классик американской литер...

Купреянов Иван

Большой куш

Поэтических премий в России пруд пруди. Только вот есть небольшая проблема: кро­...