САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

«Охватить, сопрячь, примирить»

06.11.2019
«Охватить, сопрячь, примирить» Памяти Льва АННИНСКОГО.
О том, «каким он парнем был», напоминает Александр НЕВЕРОВ.

Я помню его в слезах

03.11.2019
Я помню его в слезах Владимир БУШИН вспоминает Илью СЕЛЬВИНСКОГО и таинственные детали его биографии.

Глашатай «Красного реванша»

27.10.2019
Глашатай «Красного реванша» О Сергее КУРГИНЯНЕ и его идеях высказываются Леонид ГОЗМАН, Владимир МАМОНТОВ, Захар ПРИЛЕПИН и Всеволод ЧАПЛИН.

Во тьме грядущих новостей

09.11.2019
Во тьме грядущих новостей Стихи Нины ЯГОДИНЦЕВОЙ отличаются не только тщательной отделкой, но и пронзительной лиричностью.

Все равно продолжается жизнь

02.11.2019
Все равно продолжается жизнь Евгений СТЕПАНОВ не только поэт, но еще и редактор. А также издатель. И это не могло не отразиться в его стихах.

Позывной: Москвич

28.10.2019
Позывной: Москвич Публикуем фрагменты записок русского добровольца – московского предпринимателя, отправившегося летом 2014 года на войну в Донбасс.

Мастер-класс главреда "Литгазеты" Максима Замшева на Пушкинфесте

Смотреть все...

Русский Рим – это любовь

12.11.2019
Русский Рим – это любовь Эксклюзивный репортаж собкора «ЛГ» Никиты БАРАШЕВА с церемонии награждения престижного русского фестиваля в Италии.

«Пойду за Тобой, хоть Ты и не сахар»

10.11.2019
«Пойду за Тобой, хоть Ты и не сахар» О поэтическом жанре «Трактатов» Веры ЗУБАРЕВОЙ размышляет Ирина РОДНЯНСКАЯ.

Вместо письма

08.11.2019
Вместо письма Мамеду ИСМАИЛУ – 80.
Читаем статью Михаила СИНЕЛЬНИКОВА, а также его переводы стихов юбиляра.
  1. Какие разделы Вас больше привлекают в «Литературной газете»?

Запад им поможет

11.11.2019
Запад им поможет О комичном «Форуме свободной России» в Литве высказывается Андрей ПЕСОЦКИЙ.

Профессор о профессоре

05.11.2019
Профессор о профессоре Иван ЕСАУЛОВ размышляет о природе русофобских высказываний Гасана ГУСЕЙНОВА.

«Новый человек»: утопия или реальность?

01.11.2019
«Новый человек»: утопия или реальность? Концепцию «Красного реванша» прокомментировал президент Института национальной стратегии Михаил РЕМИЗОВ.  

Читая Горького и других классиков.... - Сообщения с тегом "Юрий Горбунов"

  • Архив

    «   Ноябрь 2019   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30  

МАКСИМ ГОРЬКИЙ И ПЕРВЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ СЪЕЗД СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. 15. Как стать пролетарским писателем?

Учебник для начинающих писателей.
На Первом съезде советских писателей обсуждался по сути дела один чрезвычайно актуальный вопрос — о пролетарском писателе. Каким должен быть пролетарский советский писатель? Каким качествами кроме таланта он должен обладать? Как он должен участвовать в строительстве новой жизни в СССР? Как его следует обучать и готовить к работе?
М. Горький и молодые классики советской литературы в своих выступлениях отвечали на тот вопрос просто: необходимо понять и научиться использовать метод социалистического реализма и отличать его от реализма буржуазного и его многочисленных модификаций (модернизма, декаденства, авангардизма и пр.).
Все молодые и начинающие писатели в 1920-30-е годы читали роман М. Горького «Мать», первое художественное произведение, написанное русским писателем, перешедшим на сторону пролетариата. И брали с него пример. «Мать. стала учебником для пролетарских писателей и не только в России.
Роман этот необычен по содержанию, если принять во внимание, что писался он в 1906 г. после расстрела мирной демонстрации трудового народа 9 января 1905 г. Расстреливали народ царские войска и мясники-генералы по приказу царя Николая Второго. Вероятно, именно за эту акцию задним числом признанный Русской Православной Церковью «святым»!?
Представьте себе сцену в императорском дворце. 1906 год. Николаю высокопоставленный чиновник показываете книгу М. Горького «Мать».
— Вы только послушайте, что пишет это пролетарский (с издевкой) «писака», - и читает отрывок из выступления главного героя на суде: «Ваша энергия механическая энергия роста золота, она объединяет вас в группы, призванные пожрать друг, друга, наша энергия - живая сила все растущего сознания солидарности всех рабочих. Все, что делаете вы, - преступно, ибо направлено к порабощению людей».  
— Арестован?
— Был. За призыв к бунтам. Поднялся шум и гам. Пришлось выпустить. Теперь он в США....
"Песня о Буревестнике" (1901) М. Горького была расценена властями как антиправительственная пропаганда, как призыв к насильственному свержению существующего строя. После месячного заключения в нижегородской тюрьме его перевели под домашний арест. За протест против расстрела мирной демонстрации рабочих 9 января  1905 г. М. Горького арестовали и заключили в Петропавловскую крепость. Арест известного писателя вывал возмущение не только в России, но и в Европе. Властям пришлось освободить его через месяц...
И до 1913 г. въезд М. Горькому на родину был закрыт.

«Мать». Год 1906.
Не буду перерассказывать содержание романа М. Горького. Надеюсь, вы его читали или прочитаете. Сюжет прост. Молодой рабочий Павел Власов видит вокруг себя гнёт, эксплуатацию человека человеком и сплошную несправедливость, царившую в обществе. Он попадает в кружок подпольщиков большевиков и начинает распространять листовки и запрещённую литературу среди рабочих фабрики, на которой они гнут спину на хозяина. Пойманный за руку на листовках, затем за громкое выступление на первомайской демонстрации, Павел арестован и на суде он произносит речь. Вот как это происходило. «Павел заговорил спокойно:
- Человек партии, я признаю только суд моей партии и буду говорить не в защиту свою, а - по желанию моих товарищей, тоже отказавшихся от защиты, - попробую объяснить вам то, чего вы не поняли. Прокурор назвал наше выступление под знаменем социал-демократии — бунтом против верховной власти и все время рассматривал нас как бунтовщиков против царя. Я должен заявить, что для нас самодержавие не является единственной цепью, оковавшей тело страны, оно только первая и ближайшая цепь, которую мы обязаны сорвать с народа…
«Мы - социалисты. Это значит, что мы враги частной собственности, которая разъединяет людей, вооружает их друг против друга, создает непримиримую вражду интересов, лжет, стараясь скрыть или оправдать эту вражду, и развращает всех ложью, лицемерием и злобой. Мы говорим: общество, которое рассматривает человека только как орудие своего обогащения, — противочеловечно, оно враждебно нам, мы не можем примириться с его моралью, двуличной и лживой; цинизм и жестокость его отношения к личности противны нам, мы хотим и будем бороться против всех форм физического и морального порабощения человека таким обществом, против всех приемов дробления человека в угоду корыстолюбию. Мы, рабочие, - люди, трудом которых создается все - от гигантских машин до детских игрушек, мы - люди, лишенные права бороться за свое человеческое достоинство, нас каждый старается и может обратить в орудие для достижения своих целей, мы хотим теперь иметь столько свободы, чтобы она дала нам возможность со временем завоевать всю власть. Наши лозунги просты - долой частную собственность, все средства производства - народу, вся власть - народу, труд - обязателен для всех. Вы видите - мы не бунтовщики!»
«Мы - революционеры и будем таковыми до поры, пока одни - только командуют, другие - только работают. Мы стоим против общества, интересы которого вам приказано защищать, как непримиримые враги его и ваши, и примирение между нами невозможно до поры, пока мы не победим. Победим мы, рабочие ваши доверители совсем не так сильны, как им кажется. Та же собственность, накопляя и сохраняя которую они жертвуют миллионами порабощенных ими людей, та же сила, которая дает им власть над нами, возбуждает среди них враждебные трения, разрушает их физически и морально. Собственность требует слишком много напряжения для своей защиты, и, в сущности, все вы, наши владыки, более рабы, чем мы, - вы порабощены духовно, мы - только физически. Вы не можете отказаться от гнета предубеждений и привычек, - гнета, который духовно умертвил вас, - нам ничто не мешает быть внутренне свободными, - яды, которыми вы отравляете нас, слабее тех противоядий, которые вы - не желая - вливаете в наше сознание. Оно растет, оно развивается безостановочно, все быстрее оно разгорается и увлекает за собой все лучшее, все духовно здоровое даже из вашей среды.
Посмотрите - у вас уже нет людей, которые могли бы идейно бороться за вашу власть, вы уже израсходовали все аргументы, способные оградить вас от напора исторической справедливости, вы не можете создать ничего нового в области идей, вы духовно бесплодны. Наши идеи растут, они все ярче разгораются, они охватывают народные массы, организуя их для борьбы за свободу. Сознание великой роли рабочего сливает всех рабочих мира в одну душу, - вы ничем не можете задержать этот процесс обновления жизни, кроме жестокости и цинизма. Но цинизм - очевиден, жестокость - раздражает. И руки, которые сегодня нас душат, скоро будут товарищески пожимать наши руки. Ваша энергия - механическая энергия роста золота, она объединяет вас в группы, призванные пожрать друг друга; наша энергия - живая сила все растущего сознания солидарности всех рабочих. Все, что делаете вы, - преступно, ибо направлено к порабощению людей, наша работа освобождает мир от призраков и чудовищ, рожденных вашею ложью, злобой, жадностью, чудовищ, запугавших народ. Вы оторвали человека от жизни и разрушили его; социализм соединяет разрушенный вами мир во единое великое целое, и это - будет!
... Я кончаю. Обидеть лично вас я не хотел, напротив - присутствуя невольно при этой комедии, которую вы называете судом, я чувствую почти сострадание к вам. Все-таки - вы люди, а нам всегда обидно видеть людей, хотя и враждебных нашей цели, но так позорно приниженных служением насилию, до такой степени утративших сознание своего человеческого достоинства…
Он сел, не глядя на судей».
Горький вылил всю горечь, накопившуюся в его сердце в месяцы революционной войны пролетариата с царизмом, в эту речь Павла на суде. Ни один другой интеллигент, ни один русский философ или писатель тогда не дорос до такого глубокого понимания процессов, происходивших не только в России — во всем мире. Русские религиозные философы, как сегодня А. Дугин и А. Проханов, витали в облаках, искали нового бога. Только один Максим Горький сказал правду о том, что на самом деле происходило в России за десять лет до Социалистической революции. Разве полюбят такой роман современные либералы, белоэмигранты и черносотенцы?
И представьте себе, в 1906 г. эта речь пролетария была напечатана в книге, которую немедленно стали переводить на иностранные языки и публиковать в разных странах мира. Сегодня мало стран, в которых роман «Мать» не известен.
Этим одним романом М. Горький показал, кто такой пролетарский писатель и что такое революционный, социалистический реализм. Как относятся российские власти к тому роману в наши дни? В советские времена мы изучали его в школе....


Год 1928. Письмо литкружковцев М. Горькому.
Прошли годы после публикации романа «Мать»...
Слава М. Горького росла с каждым годом в России, хотя он приезжал на родину из Италии не надолго. Он получал много писем от советских трудящихся.
В 1928 г. он получил письмо литкружковцев Покровской профтехнической школы. В своём письме литкружковцы писали, что творчество М. Горького «есть творчество пролетарской идеологии», что он является «настоящим революционером», и у них вызывает недоумение попытка некоторых критиков оценить М. Горького как «попутчика пролетарской литературы».
М. Горький подчеркнул красным карандашом следующие слова в письме: «…по каким именно признакам нужно определять действительного пролетписателя». Письмо М. Горького, его слова о «совести и хитрости» вызвали вопросы у литкружковцев, и они снова обратились к нему с просьбой разъяснить им, что он разумеет под «совестью».
В своем ответе он писал:
«Вы спрашиваете: «По каким признакам можно определить действительного пролетарского писателя?» Думаю, что таких признаков немного. К ним относится (прописные буквы и оцифровка мая — ЮГ):
  1. активная НЕНАВИСТЬ писателя ко всему, что угнетает человека извне его, а также изнутри,
  2. всё, что МЕШАЕТ свободному развитию и росту способностей человека,
  3. беспощадная НЕНАВИСТЬ к лентяям, паразитам, пошлякам, подхалимам и вообще к негодяям всех форм и сортов...
  4. Уважение писателя к ЧЕЛОВЕКУ как источнику творческой энергии, создателю всех вещей, всех чудес на земле, как борцу против стихийных сил природы и создателю новой, «второй» природы, создаваемой трудами человека, его наукой и техникой для того, чтобы освободить его от бесполезной затраты его физических сил, — затраты, неизбежно глупой и циничной в условиях государства классового.
  5. Поэтизация писателем КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДА, цель которого — создание новых форм жизни, таких форм, которые совершенно исключают власть человека над человеком и бессмысленную эксплуатацию его сил.
  6. Оценка писателем ЖЕНЩИНЫ не только как источника физиологического наслаждения, а как верного товарища и помощника в трудном деле жизни.
  7. Отношение к ДЕТЯМ как к людям, перед которыми все мы ответственны за всё, что делаем.
  8. Стремление писателя всячески повысить активное отношение читателей к жизни, ВНУШИТЬ им уверенность в их силе, в их способности победить и в самих себе и вне себя всё то, что препятствует людям понять и почувствовать великий смысл жизни, огромнейшее значение и радость труда.
Вот в краткой форме мой взгляд на писателя, который необходим трудовому миру.»
Он продолжил своё напутствие:
«Писатель должен твердо знать и помнить, что человек по натуре своей не «негодяй», а существо, испорченное отвратительной организацией классового государства, — ГОСУДАРСТВА, которое не может существовать не насилуя людей, не возбуждая в них зависти, жадности, злобы, лени, отвращения к подневольному и часто бессмысленному труду, стремления к лёгкой наживе, дешёвеньким и дрянненьким удовольствиям, к распутству, пьянству и всяким пакостям.
Вы, молодёжь, должны знать и помнить, что есть люди, которым выгодно и необходимо утверждать, что «НЕГОДЯЙСТВО» есть «врождённое», как говорят они, свойство человека, что оно коренится в его зоологических, звериных инстинктах, внушено и внушается «дьяволом», что все человеческие поступки — «выражение извечной борьбы дьявола с богом за обладание душою человека».
В основе этой проповеди скрыто стремление ограничить, убить волю человека к лучшей жизни, к свободе труда и творчества, стремление воспитать его рабом классового государства и общества; эта проповедь рассматривает человека только как сырой материал, как руду, из «как руду, из которой можно делать топоры, цепи, штыки, утюги — вообще орудия, инструменты.
Проповедники этого учения тоже «негодяи», то есть люди, негодные для честной, активной, трудовой жизни, люди, которые не могут да и не хотят представить себе жизни в иных формах, чем те, в которые жизнь цинически и унизительно для трудового народа заключена. Учение о «врождённых» или от внушений дьявола исходящих злых инстинктах очень легко опровергается тем фактом, что так называемые «дикари» — негритянские племена Африки или наши сибирские племена — якуты, буряты, тунгусы — в сущности, очень добрые люди, как это доказывается учёными этнографами.
Самое лучшее, до чего додумались наиболее совестливые или хитрые из этих проповедников, — «теория эволюции», медленного, постепенного развития форм общественной и государственной жизни.»
И М. Горький делает вывод о том что пролетарский писатель должен быть честным; он должен стать РЕВОЛЮЦИОНЕРОМ. Вот его слова: «если вы хотите быть честными людьми, вы должны быть революционерами.» (Том 24. Статьи, речи, приветствия 1907-1928).
Читаешь ответ писателя и думаешь: он пишет о наших днях...

DC7F7198-8521-4296-B217-D1C4868F9167.jpeg
Год 1934.  «О литературной молодёжи нашей страны».
С таким докладом на съезде писателей выступил В. П. СТАВСКИЙ [(настоящая фамилия Кирпичников; 1900—1943). С 1928 г. он был секретарём РАПП, один из организаторов первого съезда советских писателей. С 1936 г. после смерти М. Горького, он был избран генеральным секретарем СП СССР. Главный редактор журнала «Новый мир» в 1937-1941 гг. Погиб на фронте. Так сложилась его судьба.]
В своём докладе В. П. Ставский назвал цифру — более трех миллионов рабочих и крестьянских корреспондентов. Это литературное движение стало массовым.
В литературных группах и литкружках на фабриках и заводах, в совхозах, колхозах и МТС, а также в частях Красной армии и флота принимали участие тысячи человек. Литкружковцы в массе своей шли в литкружки, чтобы ближе узнать, глубже изучить художественную литературу, ознакомиться с историей и теорией литературы.
«Вместе с утверждением нового авторы активно разоблачают старое в лице классово-чуждых элементов, пробравшихся в ряды пролетариата. Образы кулацкой агентуры, рвачей и лодырей в книжках даже более ярки, чем портреты передовиков.
Он сообщил, что Оргкомитет организовал вечерний рабочий литературный университет, что создается заочный литературный университет при журнале «Литературная учеба». Он заявил, что Союз писателей возьмет на себя задачу умелого, чуткого руководства и помощи молодым, начинающим писателям. «На них мы делаем ставку, в них наше будущее».

Из «Предисловия» М. Горького к «Сборнику пролетарских писателей»
В нем он писал:
«Литератор должен знать всё или по крайней мере возможно больше... Всякое искусство — сознательно и бессознательно — ставит себе целью разбудить в человеке те или иные чувства, воспитать в нём то или иное отношение к данному явлению жизни, — эту же цель вполне сознательно ставят пред собою сторонники так называемого «свободного искусства для искусства» — люди наиболее тенденциозные, несмотря на их отрицательное и враждебное отношение к тенденциям социальным.»
«Настоящее искусство возникает там, где между читателем и автором образуется сердечное доверие друг к другу. Дело писателя — излить в мир, на люди, всё, чем переполнено вместилище его впечатлений, называемое душою. И когда писатель «от души», как перед лучшим своим другом, говорит о радостях и горе нашей жизни, о дурном и хорошем, смешном и подлом её — он будет понят, будет признан читателем за друга своего.
Думаю, что сказанное достаточно ясно рисует трудность литературного дела, достаточно определённо указывает, как много нужно знать писателю, как много нужно ему думать.
Может быть, вам, товарищи, все эти мои рассуждения покажутся излишними на том основании, что они, по условиям жизни писателя-рабочего, неприменимы к нему?» (Том 24. Статьи, речи, приветствия 1907-1928).

Обращаясь к международному пролетариату М. Горький говорил:
«Я всю жизнь чувствовал и чувствую себя только пролетарием, и то, что я говорю сейчас, — я говорю как пролетарий, социалист и революционер. Я говорю так потому, что служба революции даёт мне право и внушает необходимость сказать пролетариям капиталистических стран:
— Солидаризируйтесь с коммунистической партией — единственным действительным вождём рабочего класса;
— следуйте примеру рабочего класса Союза Советов, изучайте его работу;
— вооружая капиталистов ваших для войны, не забывайте, что ружья, пушки, газы, выработанные вами, могут быть и будут употреблены против вас;
— не забывайте, что, если ваши капиталисты решатся на войну против Союза Советов, это будет война и против вас.
История призывает вас от работы на дальнейшее закрепощение, на истощение и вымирание ваше — от службы капиталистам — к службе революции, к борьбе за ваше право быть хозяевами вашей жизни.» (Том 26. Статьи, речи, приветствия 1931-1933

МАКСИМ ГОРЬКИЙ И ПЕРВЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ СЪЕЗД СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. 14. Устав Союза советских писателей принят.

6f5de2051f723a0344cad221da917626.jpegК 150-летию МАКСИМА ГОРЬКОГО.

I
До апреля 1932 г. писатели в СССР входили в различные литературные организации: РАПП, ЛЕФ, «Перевал»,  Союз крестьянских писателей и др. Однако 23 апреля 1932 ЦК ВКП(б) постановило «...объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем».
Уже в то время русские и еврейские писатели составляли две самые крупные группировки среди прочих национальностей. Естественно, что между ними, вернее, между сталинистами и троцкистами разгорелась острая скрытая борьба за руководящую роль в новом Союзе писателей.
М. Горькому и И. В. Сталину удалось на первые должности поставить русских талантливых писателей. В состав руководства вошло немало еврейских литераторов. Тайная борьба за определение стратегии и тактики в политических и идеологических вопросах писательской деятельности между интернационалистами и космополитами продолжалась все годы существования Союза писателей.  
  На съезде советских писателей в августе 1934 г. впервые в истории мировой культуры и литературы был принят УСТАВ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ.  Не Хартия буржуазного клуба писателей, а Устав Союза пролетарских писателей. Метод социалистического реализма был узаконен для советских писателей. Метод буржуазного реализма и прочие модернизмы сохранялись в кругах российских белоэмигрантских писателей. Других «реализмов» в природе не существует — либо буржуазный, защищающий от народа капиталистическую эксплуатацию человека человеком..., либо социалистический, революционный, призывающий к уничтожению частной собственности....
В преамбуле Устава говорилось:  
«Великие победы рабочего класса в борьбе за социализм обеспечили исключительные возможности развития литературы, искусства, науки и роста культуры в целом.
«Поворот в сторону советской власти беспартийных писателей и огромный рост пролетарской художественной литературы со всей настойчивостью выдвинули  задачу объединения писательских сил — как партийных, так и беспартийных — в единую писательскую организацию.
«Историческое решение ЦК ВКЦ (б) от 23 апреля 1932 года указало на создание единого Союза советских писателей, как на организационную форму этого объединения. Вместе с тем оно указало и на идейно-творческие пути роста советской художественной литературы.
«Решающим условием роста литературы, ее художественного мастерства, ее идейно-политической насыщенности и практической действенности является тесная и непосредственная связь литературного движения с актуальными вопросами политики партии и советской власти, включение писателей в активное социалистическое строительство, внимательное и глубокое изучение писателями конкретной действительности.
«За годы пролетарской диктатуры советская художественная литература и советская литературная критика, идя с рабочим классом, руководимые коммунистической партией, выработали свои, новые творческие принципы. Эти творческие принципы, сложившиеся в результате, с одной стороны, критического овладения литературным наследством прошлого и, с другой стороны, на основе изучения опыта победоносного строительства социализма и роста социалистической культуры, нашли главное свое выражение в принципах социалистического реализма.  
Съезд писателей дал следующую формулировку основного метода, которым должны были пользоваться только члены данной писательской организации, добровольно в неё вступившие:
«Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. При этом правдивость и (историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма.
«Социалистический реализм обеспечивает художественному творчеству исключительную возможность проявления творческой инициативы, выбора разнообразных форм, стилей и жанров. Победа социализма, небывалый в истории человечества бурный рост производительных сил, растущий процесс ликвидации классов, уничтожения всякой возможности эксплуатации человека человеком и уничтожения противоположности между городом и деревней, наконец небывалые успехи роста науки, техники и культуры — создают безграничные возможности качественного и количественного роста творческих сил и расцвета всех видов искусства и литературы.»
Ещё раз подчеркну, что соцреализм как метод рекомендован только советским писателям. Вступать или не вступать в Союз — дело личное каждого писателя. Хочешь работать методом буржуазного реализма со всеми его модернизмами, никто писателю не запрещал. Но и в Союз СПП таких писателей не тащили. Хочешь — вступай, а вступив не хитри, не держи фигу в кармане. Хочешь печататься за рубежом — нет проблем. Пиши заявление, возвращай льготные дачу и квартиру государству, живи только на гонорары, выезжай в Европу или Америку... А то поплатишься. Некоторые поплатились....
4e08ff57a69da319fcfeb3ccc5964c49.jpeg

II
Во второй части Устава чётко определены цели и задачи всех советских писателей, вступивших в Союз:
«Писатели Союза советских социалистических республик, стоящие на позициях советской власти, желающие активно участвовать своим творчеством в классовой борьбе пролетариата и в социалистическом строительстве, решили объединиться в единый Союз советских писателей.
Целью и задачами Союза советских писателей являются:
1. Активное участие советских писателей своим художественным творчеством в социалистическом строительстве, защита интересов рабочего класса и укрепление Советского Союза путем правдивого изображения истории классовой борьбы пролетариата, классовой борьбы и строительства социализма в нашей стране, путем воспитания широких трудящихся масс в социалистическом духе.
2. Воспитание новых писателей из среды рабочих, колхозников и красвоармейцев путем пропаганды художественного творчества в широких народных массах, передачи молодым писателям творческого опыта квалифицированных писателей и критиков, совместной работы с профсоюзами, комсомольскими организациями и политотделами РККА, с рабочими, колхозными и красноармейскими литературными кружками.
3. Творческое соревнование писателей, взаимная помощь их друг другу в целях содействия более успешному росту художественных сил и все более глубокому и всестороннему развитию на основе социалистического реализма форм, стилей и жанров художественного творчества в зависимости от индивидуальных дарований и творческих интересов писателей.
4. Всемерное развитие братских национальных литератур — оказанием взаимной помощи, обменом творческим опытом писателей и критиков различных братских республик, организацией переводов художественных произведений с языка одного народа на языки других народов.
5. Интернациональное воспитание писателей — изучением международного значения победы социализма в СССР, изучением международного революционного движения и современной мировой культуры, участием советских писателей в международном революционном движении путем отражения в художественном творчестве героической борьбы трудящихся капиталистических и колониальных стран.
6. Дальнейшая теоретическая разработка проблем социалистического реализма — созданием специальной научной литературы, постановкой научных докладов, диспутов, конкретным изучением творчества писателей и критическим разбором их произведений.
7. Союз советских писателей ставит генеральной целью создание произведений высокого художественного значения, насыщенных героической борьбой международного пролетариата, пафосом победы социализма, отражающих великую мудрость и героизм коммунистической партии.
Союз советских писателей ставит своей целью создание художественных произведений, достойных великой эпохи социализма.»
Как видим из текста Устава, цели и задачи каждого советского писателя были чётко обозначены. Не согласен их выполнять — скатертью дорога из Союза писателей «на волю» — в диссиденты, за границу...
Хочешь писать ложь о социалистическом реализме — процитируй один абзац из данного в уставе определения и ври, критикуй его. Хочешь писать о нем правду — растолкуй читателям каждый только что процитированный мною пункт Устава. А потом!?...

III
Ближайшие задачи советских писателей  
Итак, Устав Союза советских писателей был принят. В нем, в выступлениях делегатов и докладчиков прозвучала основная тематика пролетарской литературы на ближайшие годы и на далёкое будущее:
  • победа социализма,
  • небывалый в истории человечества бурный рост производительных сил,
  • растущий процесс ликвидации классов,
  • уничтожения всякой возможности эксплуатации человека человеком,
  • уничтожения противоположности между городом и деревней,
  • небывалые успехи роста науки, техники и культуры
  • безграничные возможности качественного и количественного роста творческих сил и расцвета всех видов искусства и литературы.
Ближайшие задачи писателей после обсуждения на последующих съездах определялись исходя из возникающих со временем новых исторических реалий. Об актуальных проблемах 1930-х годов тоже шла речь на Первом съезде: об индустриализации и пятилетках, о коллективизации и борьбе с кулаками, о культурной революции и защите Социалистического Отечества и т.д.
Успехи советской литературы и искусства.
30-е годы ознаменовались творческой зрелостью советской литературы и искусства, расцветом подлинно многонациональной культуры.
В золотой фонд литературы вошли «Тихий Дон» М. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Толстого, романы, повести, рассказы, поэмы, тематика которых подсказана была советской действительностью. Это были темы:
  1. созидательного труда, преобразующего жизнь и самого человека — строителя социализма («Танкер „Дербент"» Ю. Крымова, «Соть» Л. Леонова, «Время, вперед!» В. Катаева),
  2. воспитания нового человека («Педагогическая поэма» А. Макаренко, «Тимур и его команда» и другие повести А. Гайдара),
  3. социалистического переустройства деревни, коллективизации («Поднятая целина» М. Шолохова, «Бруски» Ф. Панферова, «Страна Муравия» А. Твардовского),
  4. героизма советских людей в годы гражданской войны («Как закалялась сталь» Н. Островского, «Я сын трудового народа» В. Катаева).
  5. Видное место заняла в литературе также историческая тематика («Петр Первый» А. Толстого, «Дмитрий Донской» С. Бородина).
Советское киноискусство своими выдающимися фильмами завоевало любовь народа и признание за рубежом.
  1. Это — «Чапаев», «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», «Александр Невский».
  2. Огромный успех имели музыкальные кинокомедии: «Цирк», «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Вратарь» и другие.
К книгам, переведенных на иностранные языки только в период между I и II съездами прибавилось 330 новых имен. За десять же послевоенных лет уже произведения более 900 авторов вышли в свет на 42 языках.
В 1951 году, по не полным данным, осуществлено за границей 1513 изданий, в 1953 году — 1846, а всего за период с 1945 по 1957 год — 14767. В том числе 339 А. Н. Толстого на 29 языках, 222 издания В. Маяковского на 24 языках, 220 М. Шолохова на 32 языках, 155 Н. Островского на 36 языках…
Добавим к этому, что до 1957 года издано 2518 книг на 48 иностранных языках Максима Горького. Возрастающая популярность отечественной изящной словесности в странах мира позволила Константину Федину заявить на Втором съезде писателей СССР (1954 г.): «Было время, когда задавался вопрос: «Советская литература — что это такое?» Теперь нет в мире книжной лавки, где каждый день не задавался бы продавцу другой вопрос: «А что у Вас есть из советской литературы». («Железный» Федь).
Сегодня таких вопросов о советской классике в книжной лавке не услышишь. В некоторых кругах российской интеллигенции говорить о ней стало немодно и даже неприлично.
Как только в СССР произошёл буржуазный государственный переворот, Союз писателей распался на несколько давно подпольно враждующих группировок, назвавших себя союзами писателей. Каждый союз буржуазных писателей сформулировал собственные цели и задачи. Их смысл — способствовать капиталистическому развитию России. Социалистическая художественная литература стала изгоняться из учебных программ школ и вузов. Ее история извращается. Забыт и Устав Союза советских писателей, принятый в 1934 г. Вестернизация литературы, искусства и культуры в РФ продолжается....

IV
Съезд завершил работу и делегаты приняли и отправили:
Послание делегатов съезда писателей ленинскому Центральному Комитету коммунистической партии (большевиков).
Первый всесоюзный съезд советских писателей приветствует боевой штаб социалистического строительства — ленинский ЦК партии. Со всех концов нашей огромной и могучей родины мы собрались на свой первый съезд. Писатели всех народов Советского союза, представители всех литератур СССР встретились в Москве, столице мировой революции, чтобы наметить пути новых побед на фронте советской литературы, самой передовой литературы.
Под знаменем социалистического реализма шла и будет идти дальше наша работа. Под руководством партии Ленина — Сталина идем мы на идейный штурм старого мира и капиталистического общества, мы знаем свое место в бою, мы — писатели Страны советов — чувствуем себя неразрывной частью рабочего класса и вместе с ним боремся за освобождение человечества, за прекрасный мир социализма.
Нет борьбы без трудностей, без борьбы нет победы. Мы это знаем. Мы знаем также, что мы преодолели и будем преодолевать все трудности, ибо непобедимо учение Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина...
Последний день нашего съезда — это начало нашей еще более усиленной работы по созданию искусства социализма, по созданию литературы, достойной нашей великой страны и нашей партии, осуществляющей самые лучшие надежды человечества.
Да здравствует ЦК всесоюзной коммунистической партии (большевиков)!
Да здравствует наш Сталин!»

МАКСИМ ГОРЬКИЙ И ПЕРВЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ СЪЕЗД СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. 13. Как готовился и принимался Устав союза советских писателей.

6f7c67d462e9eb112ceb546b52a0a89b.jpegСъезд писателей готовился компартией в начале 1930-х. В партийных органах обсуждалась его тематика, разрабатывалась теория социалистического реализма. М. Горький выступал главным консультантом и теоретиком. Об этом свидетельствуют его статьи, написанные и опубликованные в 1931-34 гг. Об этом откровенно рассказал на съезде тов. А. И. Стецкий, заведующий отделом культуры и пропаганды ленинизма ЦК ВКП(б). Он был правой рукой М. Горького и вёл все дела Организационного комитета Союза советских писателей.
Естественно, что программа съезда и список докладчиков согласовывался с партийным руководством: «...у нас есть линия в литературе, и об этом говорилось почти во всех выступлениях на съезде. ... Наша линия — это социалистический реализм,... произведения, проникнутые духом социализма. Вот — линия советской литературы».
  А. И. Стецкий сообщил съезду: «У нас исчезают понемногу литературные снобы, которые в гостиных, плотно закрыв двери, оглушают друг друга витиеватыми тирадами.... У нас теперь уже нет открытых защитников формализма... Но в борьбе с бессодержательным искусством, с искусством, которое является отражением гниения и распада буржуазного мира, мы уже одержали решающую победу»
  Так он охарактеризовал в своём докладе причины создания союза просоциалистически настроенных писателей. Привлечение на свою сторону всей прессы в стране и перетягивание на сторону защитников пролетариата всей прогрессивной интеллигенции стал вопросом жизни или смерти после перехода руководства от НЭПа к политике индустриализации и коллективизации страны. Это во-первых, а во-вторых, никогда ещё в человеческой истории не стоял ребром вопрос о создании совершенно новой культуры - литературы, искусства, музыки, театра, балета - социалистической, пролетарской по содержанию и буржуазно-классической по форме. Что мешало развитию новой литературы?
О трудностях работы с почти чистого листа над философскими, эстетическими основами теории и истории литературы рассказал на съезде П.Ф. ЮДИН, заместитель заведующего отделом печати ЦК ВКП(б) и главный редактор журнала «Литературный критик», в докладе «ОБ УСТАВЕ СОЮЗА СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ».
Вот что поведал П. Юдин:
«Социалистический реализм—это литературно-творческая практика советских писателей, это теоретическое выражение того нового, что рабочий класс и социализм вносят в художественное творчество человечества.»
Вот какая большая работа была проделана (оцифровка моя):
1. «Был пересмотрен ряд старых установок по вопросам литературы.
2. Ликвидирована левацкая теория деления на «союзника или врага», по которой полагалось писателей производить то в союзников, то во врагов, то в пролетарских писателей.
3. Ликвидирована левацкая теория: «ударник — центральная фигура литературного движения». По этой теории всякий молодой человек, еле научившийся грамоте, вступивший в РАПП, становился уже ведущей фигурой художественной литературы.
4 Ликвидированы идеалистические теории «живого человека», «подсознательного психологизма», теория «непосредственных впечатлений», ликвидирована неленинская теория, отрицавшая социалистический характер нашей культуры и литературы,
5 ликвидирован левацко-вульгаризаторский лозунг «диалектико-материалистического творческого метода в литературе».
6 Ликвидирован и ряд других «теорий» и теориек, «установок» и установочек.
«Литературное движение перестало зависеть от групповых перебранок, оно освобождено от случайных вымыслов полуграмотных людей в вопросах теории, выдававших свое невежество в марксизме и в литературе за последнее слово науки. Однако еще приходится и не раз еще придется бороться с пережитками подобных «идейных» установок.»
  П. Юдин тоже подчеркнул роль партийного руководства: «Советские писатели к своему съезду пришли на основе последовательного проведения в жизнь решения ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года, и эта дата вошла в историю советской литературы как важнейшее историческое событие в литературе и навсегда останется в памяти советских писателей как поворотный пункт борьбы за создание великой литературы социализма.»
Мировое значение съезда советских писателей
Создание Союза советских писателей не имело параллелей в истории человечества - продолжал П. Юдин: «История мировой литературы не знала и не знает подобной организации. Это — союз художников слова, объединенных великим чувством пролетарской солидарности, воодушевленных великой героической борьбой рабочее класса за победу над всеми видами человеческого рабства.»
П. Юдин особо подчеркивает, что создаваемый Союз писателей и общечеловеческая культура коммунизма имеют международное значение для растущего в то время международного рабочего движения. «Это — союз людей, отдавших свои таланты, свои горячие сердца, свою культуру художественного слова строительству социалистической культуры. Наша партия и правительство могут быть уверены, что союз советских писателей отдаст все свои силы делу социализма, торжеству общечеловеческой культуры коммунизма.»
Вот что он говорит о значении обсуждаемого на съезде Устава писателей: «Устав нашего союза особое внимание уделяет вопросам принципиальных позиций художественного творчества советских писателей.»
602d8d931231d4f586c1df29e02c7396.jpeg
  Советские писатели не скрывают свою непосредственную связь с рабочим классом и крестьянством. В отличие от буржуазных писателей они не скрывают, что все свои силы они готовы отдать делу некапиталистического развития своей державы работать на победы рабочего класса в борьбе с фашизмом в Европе. Он говорил: «Пусть знают писатели всего мира, что советские писатели своих взглядов не скрывают, они не прячутся за фиговые листочки надклассовости и надпартийности искусства.»
   П. Юдин даёт негативную оценку культуре эпохи капитализма. Это культура — «классовая и целиком служила и служит эксплуатации человека человеком. Но такова диалектика жизни, что пролетариат становится наследником всего, что создала буржуазия, и использует его в своих классовых интересах, отбрасывая ненужное и перерабатывая и используя все необходимое.»
Новые принципы
Эта мысль нашла отражение в Уставе: «За годы пролетарской диктатуры советская художественная литература и советская литературная критика, идя с рабочим классом, руководимые коммунистической партией, выработали свои, новые творческие принципы. Эти творческие принципы, сложившиеся в результате с одной стороны критического овладения литературным наследством прошлого и с другой стороны на основе изучения опыта победоносного строительства социализма и роста социалистической культуры, нашли свое главное выражение в принципах социалистического реализма».
   Поэтому у теории социалистического реализма три основных источника: первый — критическое овладение предшествующим литературным наследством и второй — практика социализма, третий — создание социалистической культуры.
  Теория эта появилась не на пустом месте. Не могла она повиться в середине 1920-х. Отсюда авангардизм и формализм тех лет в искусстве и литературе. Именно эти всполохи будущей социалистической культуры изучаются на буржуазном Западе. Там они выдаются за подлинную социалистическую культуру. К сожалению, в современной России есть немало сторонников этой лживой версии культуры. На съезде было заявлено об осуждении формализма и заявлено, что социалистический реализм является наследником и продолжателем лучших «традиций реалистической линии в мировой литературе и революционного романтизма».
«Классическое наследство прошлого — это исторический источник советской литературы, это — тот литературный материал, на основе которого советская литература начала свое существование, это — то, от чего она отталкивалась. Шекспир, Гете, Бальзак, Гейне, Фонвизин, Грибоедов, Пущкин, Гоголь, Чернышевский, Толстой — это все школа, которую в той или иной мере проходили первые советские писатели и которую они проходят и теперь.»
Но главная и непосредственная «общественная почва, на которой зародилась и выросла советская литература, на которой возникли новые принципы художественного творчества — это советский строй, социалистические производственные отношения.»
Социалистическое строительство — источник новой литературы.
«Мы можем сказать, что социалистический реализм как основной метод художественного творчества явился на основе создания социалистической культуры, на основе практики художественного творчества советских писателей.
Часто можно прочитать сегодня в трудах буржуазных деятелей культуры о том, что первичным источником социалистической художественной литературы является Устав СПП. Но это совершенно не так.
  Первичной ее основой являются... «Социалистические производственные отношения, новая действительность дала новое содержание художественному творчеству, а это новое содержание породило и новые принципы — социалистический реализм, требующий и в отношении художественной формы нечто новое от писателя, используя опыт прошлого, обогащая его новыми приемами, отвечающими требованиям социализма.»
  Имена эта идея вычёркивается в буржуазной литературе. За первые 17 лет прошедшие после Революции появилось столь много нового и в человеческих отношениях и в мировой культуре, что новое содержание жизни потребовало новой техники в отражении ее особенностей в творчестве художников слова и кисти.
«Новое в приемах художественного творчества диктуется содержанием, самым объектом искусства. Художник, чтобы быть правдивым, обязан отыскивать новые приемы, чтобы показать жизнь и новых людей. Новая действительность породила и рождает новые эмоции, новые чувства, новую этику, новые отношения людей друг к другу, новые общественные законы, управляющие психологией людей, новую логику, новую идеологию. Простым перенесением старых литературных манер тут ничего не сделаешь. Старые правила нуждаются в новом их толковании, в новом подходе, а иногда и в замене их новыми.»
«Содержание художественного творчества стало принципиально новым; а содержание является решающим. Оно заставляет писателя искать новые формы для наиболее сильного выражения своего понимания и чувств окружающей действительности.»
Классовый характер социалистического реализма
Литература и искусство имеет классовую природу. П. Юдин объяснил : что «Социалистический реализм как основной метод художественного творчества основан на пролетарском мировоззрении. В основе его лежит
МАРКСИСТСКОЕ ПРОЛЕТАРСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ПРОЛЕТАРСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ НА МИР.  Противопоставление или отрыв мировоззрения от метода не выдерживает решительно никакой критики.
 Реализм - это не простая фотография мира. «Правдивость изображения действительности — это не значит фотографирование, эмпирическое воспроизведение того, что встречается на каждом шагу, с чем сталкиваешься каждый день. Правдивое изображение действительности требует от художника понимания исторических перспектив, тенденций, законов общественного развития и выявления типического, основного и характерного во всем наблюдаемом.
«Социалистический реализм по существу своему является КРИТИЧЕСКИМ. Критика и разрушение старого, критическое отношение ко всему, что враждебно нам и чуждо духу социализма, но еще гнездится в нашей жизни, составляет одну из важных задач социалистического реализма....
Основоположники марксизма говорили, что марксизм по существу своему критичен. Его критическая сторона направлена на разрушение, на уничтожение старого, и на этой основе — на основе критического усвоения, преодоления и уничтожения враждебного — на создание и утверждение нового строя.
«Социалистический реализм требует от художественного произведения высокой идейной насыщенности. ... Перед нами вплотную поставлена задача разработки основных положений марксистской эстетики.
«В нашей стране вырабатывается и выработался новый строй чувств, новая психология, новые эмоции, новая культура, и все это имеет массовый характер. Это имеет прямое отношение к художественному творчеству, к художественной литературе.
«Эти явления необходимо изучить, теоретически обобщить, практически осмыслить, и этот труд явится необходимым вкладом в разработку метода социалистического реализма. Без серьезной работы в области эстетики марксистско-ленинская критика не может выполнить тех задач, которые перед нею стоят.»

(Продолжение следует)

МАКСИМ ГОРЬКИЙ И ПЕРВЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ СЪЕЗД СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. 12. Правда в документах о съезде писателей.

24d3fbb96ec0297a75101dfb4ef58426.jpeg

Во всемирной литературе с первых дней ХХ века и до сих пор продолжается острая война двух идеологий, двух классовых «правд» — пролетарской и буржуазной. Из двух правд рождается одна истина — побеждает та, которая соответствует прогрессивному движению человечества к справедливому и гуманному обществу.
Именно М. Горькому принадлежит пальма первенства в подробном описании начального периода этой классовой войны в теории литературы в ХХ веке. Он заложил основы ПРОЛЕТАРСКОЙ (то есть марксистской, советской, социалистической) ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ВСЕМИРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Советская литература — высшее достижение мировой пролетарской и всемирной литературы. Именно поэтому сегодня вся информация об истории советской литературы искажается на всех учебных этажах буржуазного образования как в России, так и Запада.

Первоисточники истории советской литературы
М. Горький написал немало художественных произведений, давно ставших классикой мировой литературой, а также массу статей о зарождении пролетарской литературы и о превращение ее в новый приток всемирной литературной реки.  Позднее он объединил эти статьи в сборник «О литературе».
Этот сборник регулярно переиздавался, и в мои годы учебы в конце 1950-х многие студенты филфаков покупали его и держали под рукой на полках домашних библиотек. Для нас он был понятнее и дороже, чем все монографии советских учёных вместе взятые. Потому что труды пролетарского теоретика литературы воспринимались нами как первоисточник по литературоведению. Этот сборник горьковских статей я называю первой летописью.
Вторая летопись — это материалы съезда писателей — «ПЕРВЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ СЪЕЗД СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. Стенографический отчет».
Это — два самые достоверные первоисточники о первом этапе истории советской литературы. Они могут использоваться исследователями, а также читателями, желающими узнать народную правду о первом съезде ССП. Эта правда приходит к нам через десятилетия из первых рук самого М. Горького.
Много можно найти литературы о начальном периоде формирования научного пролетарского литературоведения, но большинство статей и книг, даже написанные марксистами, не являются первоисточниками. Они вторичны и опираются в любом случае на те документы эпохи, о которых мы собираемся говорить.

«Стенографический отчёт» о съезде.
Материалы Первого съезда советских писателей длительное время числились библиографической редкостью. Они не переиздавались до 1989 г. из-за того, что ряд выступивших на нем троцкистов был арестован за антисоветскую деятельность и даже расстрелян как враги народа за антисоветскую деятельность. В постсталинские времен, особенно в 1980-е годы, русскоязычная интеллигенция, обслуживавшая Кремль, была не заинтересована в публикации материалов, противоречивших их изменявшимся взглядам.
Запрет на распространение материалов о первом съезде ССП позволил космополитически настроенными литературоведам и историкам:
  1. Искажать процесс развития пролетарской художественной литературы;
  2. Упрощать процессы становления и развития метода социалистического реализма;
  3. Деформировать теорию и историю всемирной и пролетарской литературы;
  4. Препятствовать развитию советской художественной литературы и заводить ее в глубинный кризис и подрывать ее идеологический потенциал;
  5. Скрывать острейшую борьбу между русскими большевиками и русскоязычной интеллигенцией, начавшуюся до Великого Октября и завершившейся пирровой победой Запада в конце 1980-х.
Значение публикации и изучения материалов Первого съезда советских писателей велико. Они дают возможность читателям посмотреть на события, происходившие в мире и в СССР в середине 30-х, глазами участников съезда. Помогают уловить тот праздничный оптимизм, который звучал в каждом выступлении писателя, поэта, критика, а также простых тружеников города и села, прибывавших на съезд поздравить писателей.
Их радость была глубокой и закономерной, потому что впервые в истории России была ликвидирована безграмотность. Более того, СССР стал единственной страной в мире, в которой появились у рабочих и колхозников свои пролетарские писатели и своя художественная литература, поддерживаемые государством.
Читая материалы съезда, можно убедиться в той сердечной признательности партии и правительству и лично товарищу Сталину всех выступавших участников. Самого М. Горького они так хвалили, так восхищались его талантом, что он не выдержал, взял слово и обратился к участникам с просьбой воздерживаться от подобных восхвалений.
В выступлениях «поздравителей» можно было увидеть широчайший размах социалистического созидания в СССР и реальное появление нового человека в единственной стране мира, ставшего хозяином своей Родины.
Материалы съезда дают уникальный материал как для исследователей, которые ищут правду и только правду, о том времени, об успехах и трудностях социалистического строительства, а не только материал о бедных жертвах ГУЛАГа и о сталинском терроре.
Материалы съезда помогают читателю увидеть в каких муках вырастала новая пролетарская ветвь на древе всемирной литературы, как рождался на глазах новый метод отражения реальной действительности, названный в отличие от буржуазного — социалистическим реализмом.

Воспоминания делегатов съезда писателей
Много статей, воспоминаний, написанных участниками съезда, литературоведами и критиками, на данную тему, едва ли можно признать достоверными.
Версий истории той послереволюционной эпохи несколько.  Первая — горьковская версия. В советские времена она считалась единственно верной. Она была положена в основу научной, марксистско-ленинской концепции истории и теории литературы. Ныне ей почти отказано в праве на существование. Она публично либо отрицается, либо подвергается критике и называется «ненаучной», «политизированной» или даже «лживой».
Вторую версию испекли те писатели, критики и литературоведы, которые в советские времена, получая солидные гонорары, госпремии и осыпанные орденами, никогда не отрицали в публичных выступлениях или в печати закономерности и своевременности проведения первого съезда советских писателей. Однако в годы перестройки некоторые из этих орденоносцев выступили с критикой пролетарской науки о литературе. Другие открыто перешли в стан ее противников и стали отстаивать троцкистскую или буржуазную версию Первого съезда. Они, как правило, выступают с критикой горьковской, пролетарской, большевистской версии.
Третья — старая, веками отработанная аристократическая или буржуазная версия. Она полностью отрицает существование двух потоков во всемирной литературе и включает в художественную литературой как классические произведения писателей, так и ту «развлекуху», которая уводит читателей от реальной жизни в мир иллюзий — детективов, набоковских Лолит и Гарри Поттеров.
Итак, народная версия первого этапа становления советской литературы основана на двух достоверных источниках - горьковские статьи, опубликованные в его сборнике «О литературе», и материалы съезда, собранные в  стенографическом отчете «ПЕРВЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ СЪЕЗД СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ».

Теоретик пролетарского литературоведения.
Пролетарское литературоведение как научная дисциплина родилась в начале ХХ века. У ее истоков стоял М. Горький. Именно молодой русский писатель опубликовал серию статей, в которых он выступил с критикой и царизма, и дворянской литературы. Именно он заложил основы той теории литературы и той истории всемирной литературы, которые позднее были развиты советскими писателями, поэтами, критиками, литературоведами, искусствоведами. И против которой более сотни лет ведётся грубая, утонченная критика и русскими националистами, и русскоязычными либералами и русофобами.  
Методология развития пролетарской художественной литературы отрабатывалась классиками марксизма-ленинизма задолго до Первого съезда советских писателей. Они обосновали необходимость прихода в мировую культуру новой ПРОЛЕТАРСКОЙ КУЛЬТУРЫ, искусства и литературы. Они обосновали и развили новые эстетические категории — классового характера и партийности литературы, идейности и народности новой культуры.
В первой стране победившего пролетариата — СССР, впервые в истории всемирной литературы сосуществовали три литературы: традиционная дворянская во главе с классиками мирового масштаба - Л. Толстым и Ф. Достоевским, молодая советская рабоче-крестьянская во главе с М. Горьким и белоэмигрантская - в Европе и Китае во главе с Буниным.

В наиболее трудных условиях оказалась рабоче-крестьянская литература. Человечество не имело понятия о том, сможет ли победивший пролетариат, вчера ещё неграмотный, самостоятельно развивать новую, невиданную в мировой истории рабоче-крестьянскую литературу, искусство, культуру и науку. В муках рождался и новый метод изображения новой социально-политической реальности. Задолго до съезда писателей отряд интеллигентов, перешедших на сторону пролетариата, сформулировал основные положения нового метода — социалистического реализма.
Немало выступлений и статей было написано М. Горьким о литературе, ее истории и о социалистическом реализме после возвращения его на родину. Например, летом 1931 г. он опубликовал статью «О литературе и прочем», в 1933 г. - «О социалистическом реализме». В них он развивал многие идеи, прозвучавшие в докладах и сообщениях выступавших на Первом съезде советских писателей. (Тома 26 и 27 соответственно).
На первом съезде писателей были подведены только ИТОГИ многолетнего развития теории социалистического реализма. Съезд ЗАКРЕПИЛ ее как новейшую науку о литературе в мировом литературоведении и подчеркнул классовый характер всемирной художественной литературы.
Так пролетарское литературоведение подорвало монополию буржуазного литературоведения и мгновенно вызвала реакцию в ответ — мощное сопротивление со стороны авторитетных буржуазных интеллектуалов и литературоведов.
Громадные силы были сформированы в западных университетах для борьбы с советской материалистической гуманитарной наукой на всех фронтах холодной войны, в том числе и в литературоведении.
Ещё раз подчеркну, что метод социалистического реализма был разработан ДО первого съезда советских писателей. На съезде его краткое описание было включено в Устав новой писательской организации, то есть узаконил его признание как обязательное условие добровольного вступления в неё.
Съезд лишь призвал всех писателей СССР изучать новую — пролетарскую теорию и историю литературы и применять этот метод в своём художественном и теоретическом творчестве.

М. ГОРЬКИЙ И ПЕРВЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ СЪЕЗД СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. 11. Была ли в СССР советская еврейская литература?

28 марта 2018 года все прогрессивное человечество  отметило 150-летнюю годовщину со дня рождения - МАКСИМА ГОРЬКОГО.

6e643afa9cf5c356f47310d40c76d38c.jpeg

Еврейская национальная литература является самой многоязычной в мире. Кроме литературы на иврите в Израиле она развивается на европейских и восточных языках  — английском, русском, французском, арабском и многих других языках мира. В начале 1930-х она успешно развивалась и на идиш.  
На съезде писателей выступило несколько еврейских советских поэтов и прозаиков. Среди них был поэт И. Фефер   (1900-1952, писавший на идиш.
Он рассказал о первом в истории еврейской литературы всесоюзном совещании еврейских советских писателей, состоявшемся накануне. На нем они «перелистали всю еврейскую литературу, выросшую» в  советскую эпоху.
Он заявил с трибуны: «еврейская советская литература вместе со всей литературой народов Союза открыла новую страницу в своей истории. На нашем совещании очень много говорилось о творческом росте еврейской советской литературы».
Он рассказал о том, что «еврейская поэзия, которая является ведущей в еврейской литературе, насчитывает много видных мастеров, известных и не еврейскому читателю. ...  Голос еврейских поэтов в хоре нашей советской поэзии звучит гордо и высоко. Палитра наших еврейских поэтов чрезвычайно разнообразна. Бодрость и оптимизм — вот характерные черты еврейской советской поэзии. Это отличает ее и от дооктябрьской еврейской поэзии, и от еврейской поэзии в современных капиталистических странах.»
Он сообщил, что в еврейской прозе «... в последнее время заговорили новые люди, появился тип нового человека. Человек воздуха, который так замечательно был дан гением Шолома Алейхема, исчез, его нет в нашей литературе. ... Заговорил Бонця Швайг (произведение классика еврейской литературы, Переца). Октябрьская революция дала ему слово. Старых, привычных образов вы не найдете ни у одного из наших советских еврейских прозаиков».
Фефер рассказал о прозаике Давиде Бергельсоне. «Он ведет нашу прозу вперед. Он например дал такое замечательное произведение еврейской советской прозы, как «У Днепра». Изломанных, разбитых, угнетенных и придавленных людей, которые стояли в центре дооктябрьской еврейской литературы, в советской литературе больше нет.
Эти горбатые люди исчезли из нашей жизни и больше не вернутся. Они исчезли и из нашей литературы, и если вы иногда их встречаете, то они появляются только как тени прошлого.... У нас их сыновья, их дочери стали шахтерами, металлистами, колхозниками, писателями. Октябрьская революция сделала их строителями социализма.»
Он с гордостью  рассказал о том, что «...наша советская литература, в том числе и еврейская, имеет большое влияние
на диференциацию писателей, находящихся за рубежом..... Несмотря на все недостатки, которые имеются в нашей литературе и критике, я могу смело заявить, что еврейская литература ни одной капиталистической страны не может сравниться с уровнем еврейской советской литературы.
«В нашей литературе имеется много недостатков. Основной недостаток — в том, что мы временами пишем скучно и мелко, а ведь мы не имеем никакого права писать скучно о нашей живой, красочной и интересной жизни. Очень часто мы не можем передать то, что мы хотим передать, на языке большого искусства. Часто мы еще замечаем в нашей литературе, в стихотворениях и новеллах бедность, которую мы должны ликвидировать, потому что и наш литературный колхоз должен стать зажиточным.»
Сравнивая советскую еврейскую литературу с зарубежной еврейской литературой, Фефер говорил о том, что «... крупнейшие мастера, которые работают сейчас в капиталистических странах, не могут состязаться с нашим уровнем... Возьмите Бялика — этот крупный талант в течение последних двух десятков лет ничего не дал. Перед смертью он заявил, что гитлеризм является спасением, а большевизм — проклятием еврейского народа... Один из них (буржуазных поэтов), более откровенный, заявил как-то, что буржуазные еврейские писатели за границей играют роль держателей фонарей на лестницах публичных домов и что им это уже надоело.»
Фефер не мог не осудить фашизма: «В то время, когда гитлеровская Германия показывает свой звериный лик, когда мутная волна антисемитизма захватывает все капиталистические страны, советская власть организует еврейскую самостоятельную область — Биробиджан, который очень популярен. Многие из еврейских писателей буржуазных стран едут сюда, многие палестинские рабочие удирают из этой так называемой «родины» на свою подлинную родину — в Советский союз.
«Еврейские советские писатели любят свою родину. Мотивы родины, тема родины не новы в еврейской литературе.
«Буржуазные писатели очень много писали о родине; и Бялик и Фруг, заливший своими слезами всю еврейскую литературу, много писали о разрушенном Иерусалиме и о потерянной родной земле, но это была буржуазная ложь, потому что Палестина никогда не была родиной еврейских трудящихся масс. Палестина была родиной еврейских эксплуататоров, а сейчас она является колонией английского империализма».
Фефер восхваляет социализм: «Еврейские советские писатели, трудящиеся еврейские массы имеют одну родину — это Советский союз.
«Советский союз поднял всех нас, еврейских писателей, из заброшенных уголков и местечек, навсегда похоронил проклятый «еврейский вопрос», навсегда сжег, уничтожил черту оседлости — низость и подлость царского режима.
«Еврейские писатели отдадут этой великой родине и свое перо и все свои возможности и силы. Все свои силы они отдадут великой партии Ленина и Сталина».  (аплодисменты).
———————
Обратите внимание, что Фефер не включает творчества Пастернака и других советских русскоязычных еврейских известных поэтов и писателей в еврейскую литературу. Мне не удалось найти информацию об именах писателей и поэтов, присутствовавших на совещании еврейских литераторов, состоявшимся накануне съезда. Среди 621 делегатов съезда было 201 русских и 113 евреев, 24 литератора из них писали на идиш. При регистрации нерусских делегатов отмечались две категории: советских писателей, пишущих на русском, и советских писателей, пишущих на своих национальных языках.
———————
Справка
С 1945 г. Фефер был ответственным секретарём Еврейского антифашистского комитета при Совинформбюро. Тесно сотрудничал с органами НКВД, имел конспиративные встречи с Л. П. Берией. После разгрома ЕАК и ареста он оговорил не только товарищей по комитету, но и себя. В 1952 г. Фефер был расстрелян по приговору специальной судебной коллегии по делу ЕАК вместе с другими деятелями еврейской культуры СССР.  (Википедия)

МАКСИМ ГОРЬКИЙ И ПЕРВЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ СЪЕЗД СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. 10. О пролетарском литературоведении и социалистическом реализме. КАРЛ РАДЕК.

59c129c6cfc782047a7c0e652a755424.jpeg
К. Радек слева от Л. Троцкого

28 марта 2018 года все прогрессивное человечество будет отмечать 150-летнюю годовщину со дня рождения - МАКСИМА ГОРЬКОГО.

Благодаря И. В. Сталину и М. Горькому состоялся первый съезд советских писателей в 1934 г.
Благодаря М. Горькому был издан стенографический отчет «ПЕРВОГО ВСЕСОЮЗНОГО СЪЕЗДА СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ».

Оргкомитет съезда писателей поручил Карлу Бернгардовичу Радеку (Кароль Собельсон) сделать доклад «СОВРЕМЕННАЯ МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЗАДАЧИ ПРОЛЕТАРСКОГО ИСКУССТВА на первом съезде советских писателей.  И. В. Сталин и М. Горький не возражали.

Три исторических события и мировая литература
Свой доклад «Современная мировая литература и задачи пролетарского искусства» Карл Радек начал с описания трех крупнейших исторических событий, определивших содержание и направление мировой литературы в первой трети ХХ века:
⁃ Первая Мировая война;
⁃ Октябрьская революция;
⁃ приход фашистов к власти в ряде стран.
«Мировая война 1914 года была империалистической войной, организованной и производимой во имя интересов монополистического капитала, во имя интересов руководящих кругов буржуазии воюющих стран... А писатели международной литературы, очитавшие себя стоящими над классами, над конкретными материальными интересами, очитавшие себя представителями чистого искусства, в момент, когда началаоь война, оказалиоь на стороне империализма, бросившего в омут империалистической войны миллионы рабочих и крестьян.»
И только два писателя с мировым именем выступили публично против войны: М. Горький и Андерсен Нексе, представители рабочего класса.
Его вывод прозвучал так: «мировая литература буржуазии выполнила свою задачу — поставщика пушечного мяса. Она не стала голосом протеста и голосом борьбы против мирового империализма, — она стала средством восхваления войны или усыпления боевой готовности пролетариата.»
«Искусство, великое искусство — правда и жизнь. Другого искусства нет».
Радек считал великую социалистическую революцию вторым крупнейшим событием. «Октябрьский переворот стал для буржуазной литературы сначала предметом пасквиля. Появились сотни книг, разоблачающих первую победу "мирового пролетариата как восстание рабов, организуемое негодяями, книг, представляющих русскую революцию, как исчадие ада.»
Мировая литературу разделилась «на три сектора — на литературу загнивающего капитализма, неминуемо скатывающуюся к фашизму, на рождающуюся пролетарскую литературу и на литературу колеблющихся элементов, часть которых уже идет к нам, часть же придет к фашизму, если не преодолеет своих колебаний... Во всех странах начала возникать пролетарская литература».
Буржуазия ответила на переход ряда писателей на позиции пролетариата фашизмом. Не успели фашисты придти к власти, как 10 мая 1933 г. на площадях Берлина горели книги «не только Горького, не только Сталина, не только пролетарских германских писателей, как Ренн и др., но и книги всех гуманитарных писателей, заявляя: «Кто не с нами — тот против нас».
К. Радек просит писателей вспомнить, как завыла «...вся мировая литература, когда она у знала взгляды марксистов, большевиков на литературу, утверждавших, что литература — общественное орудие, что литература выражает борьбу классов. Эстетам, представителям мировой литературы, это казалось чудовищной выдумкой большевиков. Наше представление о писателях, которые должны служить делу борьбы угнетенных классов, казалось этим эстетам кощунственным спихиванием литературы с идейных высот искусства к роли служанки истории.»
Третье событие — фашизм. К. Радек даёт яркую картину преступлений фашизма и восклицает: «Какой писатель, не лишенный совести, не лишенный чувства и способности говорить правду, может защищать отрой, который делает безработными десятки миллионов? Строй, который разрушает, пауперизирует крестьян, не открывая им пути в город, строй, при котором сотни тысяч людей, получивших образование, не находят возможности приложения своих знаний... Фашизм хочет увековечить этот строй, он хочет защитить его от гибели политикой железа и крови. Для этого фашизм создан. Фашизм может купить горсть писателей, может найти горсть искренних проповедников власти белой бестии, горсть проповедников опаоительной роли войны, но на продажных людях или рыцарях исторической авантюры не сможет создать литературу, убеждающую миллионы.
Итак, Радек соткал подлинную картину обстановки в мире. Буржуазия только добилась единства в борьбе с международным пролетариатом и приступила к разборкам в своих пенатах, как совершилась пролетарская революция в России. Все рухнуло. Общий кризис капитализма привёл к великой депрессии, депрессия — к фашизму и троцкизму.  Такова была ситуация перед съездом писателей.

«Октябрьская революция создала новую литературу»
К. Радек рассказывает о первых годах после революции и утверждает, что пришедший к власти пролетариат обязан «овладеть всеми завоеваниями старой культуры», и  произвести «тщательный отбор этого наследства. Он создает самые элементы новой культуры и в долгом процессе революции, переделывая сам себя, создает и новую литературу.»
Он убеждён в том , что «советская литература являетоя теперь лучшей литературой в мире, ибо она есть единственная литература, дающая образы великого творчества, великого строительства, литература, отвечающая на основные вопросы человечества. Мы знаем, сколько еще придется учиться советским писателям, чтобы образы, ими создаваемые, находились на высоте своего предмета... На помощь советской литературе идет рождающаяся молодая пролетарская литература Запада.»
Вспоминает К. Радек и непонимание Л. Троцким (Бронштейном) истин о том, что «мировая революция является длительным периодом, периодом поражений и побед, что она не коротенький взрыв, что она не результат какой-то конъюнктуры, которая возникла в связи с войной и может миновать», а также о том, что можно построить социализм в одной стране. Он излагает своё критическое отношение к троцкистской идеологии.

Размышления о социалистическом реализме и пролетарской литературе
К. Радек даёт своё понимание социалистического реализма и пролетарского искусства: оно «должно охватить все области человеческой жизни, должно дать образ главных процессов, происходящих в обществе, должно дать образ не только борьбы пролетариата и буржуазии, но образ самого состояния буржуазии и ее тенденций, образ положения промежуточных слоев, которые будут еще играть большую роль в окончательной схватке пролетариата с буржуазией.
«Пролетарское искусство не может остановиться только перед борьбой классов. Оно должно дать процессы, происходящие в самих классах, их быте, их психологии, их развитии и их стремлениях. Всего этого еще не дает пролетарская литература, ибо пролетариат еще только формирует свои боевые кадры, он еще не овладел всеми теми вопросами, которые в будущем ему придется решать.»
К. Радек упрекает писателей за недостаточное знание иностранной литературы. «Литература погибающего капитализма измельчала идейно, она не в состоянии дать образы тех великих сил, которые потрясают мир, мук гибели старого и рождения нового. И этой никчемности содержания отвечает полностью никчемность форм буржуазной мировой литературы.... Социалистический реализм означает — дать образ не только загнивания капитализма, отмирания его культуры, но и рождения того класса, той силы, которая способна создать новое общество и новую культуру.
Он особо подчеркивает, что «Реализм означает не прикрашивание, не подбор революционных явлений, а изображение действительности, как она есть, во всей ее сложности, во всей ее противоречивости, и не только действительности капиталистической, но и той другой, новой действительности — действительности социализма.
Он осуждает «.... художника, который бы пытался представить рождение социализма как идиллию, а ... социалистический строй как рай, заселенный идеальными людьми, — такой художник не был бы реалистом, не был бы в состоянии никого своими образами убедить. Он должен давать рождение социализма из кирпичей прошлого, из того материала, который оставило нам прошлое, из того материала, который мы создаем сами в поте нашего лица, в крови нашего труда и борьбы, в тяжелых боях классов и в тяжелом труде человека над переделкой самого себя.»
Интересна и его мысль о том, что «все великие реалисты прошлого, ... были диалектиками, давали развитие через борьбу противоречий, то эту диалектичность нашего реализма мы еще более подчеркиваем, говоря о социалистическом реализме.»
Пролетарский писатель должен «...не только знать действительность, как она есть, но знать, куда она движется. Она движется к социализму, она движется к победе международного пролетариата. И художественный образ, созданный социалистическим реализмом, это — образ, который показывает, куда ведет та борьба противоречий, которую художник видел в жизни и которую отобразил в своем произведении.»
Он делает вывод чрезвычайной важности. Многие иностранные писатели  не понимали того, что «... литература социалистического реализма есть литература мировых масштабов, ибо задача ее — дать картину мира.... Она ставит себе задачей быть участником великой борьбы за новый ренессанс человечества или, точнее говоря, не за возрождение, а за рождение человечества. Она есть литература ненависти к гниющему капитализму, который готовит катастрофы, который топит человечество в мерзостях. Она есть литература великой любви к страдающему человечеству, к борющемуся человечеству, великой любви к тем, чьи кости являются сваями нового мироздания.»
—————
В РЕЗОЛЮЦИИ ПЕРВОГО ВСЕСОЮЗНОГО СЪЕЗДА СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ПО ДОКЛАДУ К. Б. РАДЕКА О МЕЖДУНАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ, в частности, говорилось:
«Первый съезд советских писателей горячо приветствует присутствующих на съезде писателей: Франции, Англии, США, Китая, Германии, Турции, Чехо-Словакии, Испании, Норвегии, Дании, Греции и Голландии, откликнувшихся на приглашение приехать в СССР и принявших живейшее участие в работе съезда.
«Съезд глубоко ценит симпатии к СССР и социалистическому строительству, к новой культуре, создаваемой народами СССР, проявленные выступавшими на съезде иностранными писателями: тт. Мартином Андерсеном Нексе, Андрэ Мальро, Жан-Ришар Блоком, Якубом Кадри, Бределем, Пливье, Ху Лан-чи, Арагоном, Бехером, Амабель Вильямс Эллио.
«Съезд шлет свой братский привет Ромену Роллану, Андрэ Жиду, Анри Барбюсу, Бернарду Шоу, Теодору Драйзеру, Эптону Синклеру, Генриху Манну и Лу Синю, которые мужественно выполняют овой благородный долг лучших друзей трудящегооя человечества.
«Съезд писателей выражает свою глубокую солидарность о революционными писателями — пленниками международной реакции, защищающими дело трудящихся маоо, дело прогреоса человечества, и обещает воеми оилами боротьоя за их освобождение.
«Съезд твердо убежден, что международной революционной литературе принадлежит будущее, ибо она связана о борьбой рабочего класса за освобождение всего человечества.
————————
Справка.
К. Б. Радек (1885-1939) в Россию приехал в ноябре 1917 г. и сразу был назначен на дипломатическую работу. В ВКП(б) вступил в 1919 г. В 1923- 1927 г. К. Радек — активный сторонник Л. Д. Троцкого.
Деятель европейского социал-демократического и коммунистического движений, советский партийный публицист, сотрудник газет “Правда” и “Известия”; В 1928-1929 гг. ссыльный в Сибири, в Томске. В 1936 вновь арестован и давал показания как участник «Параллельного антисоветского троцкистского центра», приговорен к 10 годам заключения, убит в драке в 1939 в Верхнеуральском политизоляторе. Реабилитирован в 1955 г. (Википедия)
>




Новости
12.11.2019

«Чистая книга» огласила лонг-лист

Премия имени Федора Абрамова определилась с длинным списком претендентов.
12.11.2019

Назван победитель «Будущего времени»

Подведены итоги второго сезона проекта о перезагрузке научной фантастики.
11.11.2019

Для малых языков и литератур

В Новосибирске прошел 4-й Фестиваль национальных литератур народов России.
11.11.2019

Алиса Даншох представит новые книги

Писательница презентует книги «И снова однажды. Розы. Любовь. Путешествия» и «История болезни, или Дневник здоровья».
10.11.2019

«Прекрасны вы, брега Тавриды…»

Владимир Путин поручил принять меры для восстановления музея Пушкина в Гурзуфе.

Все новости

Книга недели
Мой народ

Мой народ

Народный писатель Казахстана, лауре­ат Государственной премии Ф. Унгар­сынова (1939–2014) писала о любви и дружбе, об истории своего народа.
Колумнисты ЛГ
Крашенинникова Вероника

Фигура умолчания

Прошёл День народного единства. Празднику 15 лет, а народной любви и признания о...

Неменский Олег

Маша от Зеленского

Развод сил на пробных участках в Донбассе – это своего рода военный балет, никак...

Крашенинникова Вероника

Что видят, то и бредят

Если посредством сцены распространять нравствен­ный упадок, жестокость и насилие...

Макаров Анатолий

Ботинки и воронки

Наши телеведущие не смотрятся как нуждающие­ся.

Попов Валерий

Ты никого не обманешь

Я знал нескольких замечательных писателей и поэтов – и все они были удивительным...