САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

Вратарь столетия

22.10.2019
Вратарь столетия Льву ЯШИНУ – 90.
О выдающемся голкипере рассказывает его дублер, а ныне журналист и писатель Олег ИВАНОВ.

Встреча с Максимом Замшевым

19.10.2019
Встреча с Максимом Замшевым Главный редактор «Литературной газеты» выступит в Библиотеке искусств имени А.П.Боголюбова.

Варвары – не путешествуют

14.10.2019
Варвары – не путешествуют О вручении нобелевских премий по литературе за 2018 и 2019 гг. размышляет Александр БОБРОВ.

«Мы растворяемся в неведомом начале…»

20.10.2019
«Мы растворяемся в неведомом начале…» Валерий ТИХОНОВ в какой-то мере оправдывает свою фамилию; его вполне можно отнести к «тихим лирикам» в поэзии.

Восхождение: путевой дневник литератора

16.10.2019
Восхождение: путевой дневник литератора Алексей НЕБЫКОВ специально для «Литгазеты» вел дневник покорения Килиманджаро в честь 205-летия Михаила ЛЕРМОНТОВА.

«Плыву в мирах…»

12.10.2019
«Плыву в мирах…» Елена СЕМЕНОВА может удивить не только смелым имиджем, но и стихами.

Мастер-класс главреда "Литгазеты" Максима Замшева на Пушкинфесте

Смотреть все...

Писатель на рубеже эпох

21.10.2019
Писатель на рубеже эпох В Москве пройдет научная конференция, посвященная Фазилю ИСКАНДЕРУ. О предстоящем событии рассказывает Ирина НИКОЛАЕВА.

Неудобный россиянин

20.10.2019
Неудобный россиянин К столетию народного поэта Башкирии Мустая Карима. Размышления Валентина ЛУКЬЯНИНА.

«Промежуток» во Франкфурте

18.10.2019
«Промежуток» во Франкфурте Игорь БОНДАРЬ-ТЕРЕЩЕНКО анализирует новый роман Инги КУЗНЕЦОВОЙ, представленный на престижной книжной ярмарке в Германии.
  1. Какие разделы Вас больше привлекают в «Литературной газете»?

Идеал офицера недостижим

21.10.2019
Идеал офицера недостижим Беседа с доктором исторических и педагогических наук, заслуженным работником культуры РФ, почетным сотрудником МВД России генерал-лейтенантом запаса Валерием НОВОЖИЛОВЫМ.

Природу не обманешь?

19.10.2019
Природу не обманешь? Николай ТРАВКИН о демографической проблеме в РФ, а также о том, какую роль в этом играют президент Путин и РПЦ.

Я – за смертную казнь

13.10.2019
Я – за смертную казнь Протоиерей Всеволод ЧАПЛИН считает, что милосердие к извергам – это поощрение прошлых и будущих преступлений.

Читая Горького и других классиков.... - Сообщения с тегом "Франсис Сондерс."

  • Архив

    «   Октябрь 2019   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4 5 6
    7 8 9 10 11 12 13
    14 15 16 17 18 19 20
    21 22 23 24 25 26 27
    28 29 30 31      

МИР ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА: ХОЛОДНАЯ ВОЙНА В КУЛЬТУРЕ. Часть 2. «Голос Америки» вступает в бой с Френсис Сондерс.

Шесть лет сотрудники «Голоса Америки» мучились, думали, рядили и гадали, как и с какой стороны нанести удар по книге Френсис Сондерс "Холодная война в культуре». Ее переводы на иностранные языки уже появились в ряде стран мира. Только летом 2005 года «Голос» наконец собрался с духом и вышел в эфир.

A11E8CAE-711C-4B41-9128-717A2423F0BF.jpeg

«ГОЛОС АМЕРИКИ» о КНИГЕ ФРЕНСИС СОНДЕРС.

В рецензии полностью отвергалась мысль о возможности  участия правительства в творчестве художников. "Это неизбежно грозит основе основ свободного общества – свободе высказывания" – говориться в ней. Однако факты говорят о другом.

Факт первый. Действительно "в 1952 г. американское правительство выделило 166 тысяч долларов (в наше время это более миллиона) на гастроли, которые принесли всемирную славу Бостонскому симфоническому оркестру..."

Факт второй: "Деньги американских налогоплательщиков в немалых количествах ушли и на то, чтобы обеспечить международную известность Марку Ротко, Джексону Поллоку, Дэвиду Смиту – художникам, которых называют абстрактными экспрессионистами."

Далее шла сплошная ложь для русскоязычных радиослушателей, которые на английском не могли прочитать эту книгу в 2005 г.

Ложь первая: "... денежные вливания в культуру шли не непосредственно из федерального бюджета, а от организации, именуемой «КОНГРЕСС ЗА СВОБОДУ КУЛЬТУРЫ». Об этом Конгрессе (Congress for Cultural Freedom - имеется статья в Википедии, но только на английском). Он был основан в 1950 г. и просуществовал до конца шестидесятых. В эту организацию, напоминавшую международный клуб входили практически все выдающиеся художники и интеллектуалы, не попавшиеся на удочку коммунистической пропаганды."

Но использовавшиеся в антикоммунистической деятельности!! Это правда.

Ложь вторая: "Не многочисленные американские фонды, а якобы "Конгресс проводил десятки конференций, издавал журналы, пожалуй, до сих пор непревзойденного интеллектуального и литературного уровня, такие как «Энкаунтер» в Англии, «Прев» во Франции, «Монат» в Западной Германии." И названы авторы, которые регулярно печатались в этих изданиях: ИСАЙЯ БЕРЛИН, Найпол, НИКОЛАЙ НАБОКОВ, Оден, БОРХЕС, ИВЛИН ВО, Раймон Арон, БЕРТРАН РАССЕЛ, и которые сегодня, может быть, очень бы пожалели, что трудились в этих изданиях за тридцать серебряников…

Об антисоветчике и русофобе Исайе Берлине вы возможно слышали: друг Анны Ахматовой. И кумир русскоязычных либералов.

Затем были сказаны два слова правды: "Хотя связь Конгресса с ЦРУ была впервые вскрыта в 1967 г., затем последовал уход большинства участников и развал организации, а потом и законодательное запрещение ЦРУ заниматься подобной деятельностью..."

Автор не замечает нарушения элементарного правила логики: его первоначальное утверждение об отсутствии связи Конгресса с ЦРУ не соответствует утверждению о запрещение ЦРУ заниматься подобной деятельностью. Так связан был Конгресс с ЦРУ или не был?

Затем опять идет двоемыслие. По "широкому" идеологическому взгляду критика "Голоса Америки" книга Френсис Сондерс "сильно подпорчена узким идеологическим взглядом на эту историю". Ее автор "...принадлежит к тому вымирающему племени западных интеллектуалов, которых можно назвать громоздким именем «анти-анти-коммунистов». Она обрушивает "весь свой разоблачительный пафос на антикоммунистические операции", и видит "в антикоммунизме главную угрозу свободе и демократии".

Она не пишет о том, что "Советский Союз в период «холодной войны» проводил на Западе широкомасштабные идеологические компании и финансировал просоветские организации".

Уточню: Советский Союз до и в период «холодной войны» проводил на Западе НЕ широкомасштабные идеологические компании, а тайно, скрытно, но с публикацией документов Коминтерна оказывал помощь РАБОЧЕМУ и КОММУНИСТИЧЕСКОМУ ДВИЖЕНИЮ, а также всем организациям, БОРЮЩИМСЯ ПРОТИВ ВОЙНЫ. Он финансировал тайно и открыто, где можно, ПРОСОВЕТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГРЕССИВНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ в странах Европы, в которых власть оказывалась в руках ФАШИСТОВ.

Что же оставалось делать "бедному" Вашингтону, когда "сталинский режим беспощадно расправлялся со свободомыслием в СССР и Восточной Европе и вел эффективную пропагандистскую кампанию в Западной Европе"? – спрашивает "Голос". – "Писать письма протеста? Холодная война была войной, и в этой войне тоталитаризм в какой-то степени навязывал свои методы борьбы демократическому противнику".  

И критик естественно забывает упомянуть о фактах расправы со свободомыслием в Европе и Америке. Забывает об американском тоталитаризме при Трумэне: и о расовой сегрегации, и антикоммунистической истерии, и об увольнении прогрессивной интеллигенции из государственных органов и из учреждений культуры в США в те годы, когда раскручивался и внедрялся в культурную жизнь Европы Конгресс за свободу культуры и о многом другом.

Как раскручиваются лживые и злые пропагандистские компании спецслужбами, мы только что наблюдали во время выборов президента в Америке. И это против миллиардера Трампа, крупного политического деятеля Америки!? А что тогда они могут вытворять против других стран и их политический партий и деятелей!!

Опасно…  "ставить знак равенства между коммунистическими пропагандистскими акциями и антикоммунистическими никак нельзя, прежде всего, по эстетическим соображениям." Это по "эстетическим соображениям" Голоса Америки"?

И дальше критик, придавленный грузом дремучего антикоммунизма, начинает лягать своими копытами социалистический реализм. Ну как не вспомнить – пишет он, – "СТИХИ Одена, ПРОЗУ Набокова и Борхеса, ФИЛОСОФСКУЮ МЫСЛЬ Исайи Берлина и Раймона Арона. Смутно припоминаются какой-то АНДРЕ СТИЛЬ, какой-то то ли ДЖЕЙМС, то ли ДЖЕК ОЛДРИДЖ".

А я как раз вспоминаю с теплотой этих последних троих прогрессивных деятелей мировой культуры. А не тех буржуазных деятелей культуры, которые искали всю жизнь свободу, равенство и братство только для себя и тех банкиров и хозяев ТНК, которые оплачивали эти искания спецслужбы...

Критик на «Радио свободы» свободно делает два вывода в конце рецензии:

ПЕРВЫЙ, с Френсис Сондерс можно согласиться – "хорошо, что в конце шестидесятых все это дело с Конгрессом (с фондами оплачиваемых его позорную деятельность – Ю. Г.) развалилось. Свободные писатели и художники оказались вполне способны продолжать свое свободное творчество и, тем самым, бороться с тоталитарным рабством и без поддержки американской разведывательной службы."

С каким "тоталитарным рабством" бороться? В СССР, США или современной России?

Критик "Голоса Америки" лукавит или настолько наивен, что не замечает противоречий в своих рассуждениях. Ему и в голову не приходит мысль о том, что нынешняя культурная политика ВСЕХ западных спецслужб остается прежней. В Европе ныне действует тысячи "конгрессов" и других организаций, оплачиваемых теми же фондами и новыми, например, «фонд Сороса», с теми же целями. Или критик принимает своих слушателей за глухих и слепых.!?

Замечу, что эти "конгрессы" действуют в соответствии с планами, расписанными на десятки лет вперёд в соответствии с известными законами классовой борьбы буржуазии с пролетариатом.

ВТОРОЙ вывод: "Нет ничего ценнее, чем открытость, прозрачность, подконтрольность правительства обществу в демократическом мире. В культурной холодной войне коммунизм был побежден не происками ЦРУ, а набоковскими описаниями бабочек и пестрыми кляксами на холсте." Не "побежден", если быть точнее, а "загнан" в полосу кризиса коммунистического и рабочего движения.  

И не "кляксами", а выполнением секретных директив, принятых американским правительством сразу после выступления Черчилля, главы антикоммунистической корпорации в мире, в Фултоне, и миллиардов, затраченных на подкуп агентов влияния в СССР. Две из них широко известны -  Директива Совета Национальной Безопасности США 20/1 от 18 августа 1948 г. (известная в русскоязычной литературе как "Доктрина А. Даллеса"), секретная доктрина NSC 68 (1950) и др. Это к вопросу о планировании культурной экспансии!

894D856E-4412-4A7A-9B92-C863D8398C07.jpeg

Не вспомнил «Голос Америки» информацию Сондерс о том, что "Государственный департамент, вместо того чтобы защищать свои библиотеки (ежегодно их посещали 36 миллионов читателей), издал грозное постановление. Оно ставило под запрет любые материалы, включая рисунки, «каких-либо противоречивых личностей, коммунистов, сочувствующих и им подобных». Таким образом, произведения сотен американских писателей и деятелей культуры были отправлены по кафкианскому сюжету на свалку политики.»

www.golos-ameriki.ru/a/a-33-2005-06-29-voa6/618960.html

*****************

Примечание

М. ГОРЬКИЙ О СОВРЕМЕННЫХ БУРЖУАЗНЫХ  ЖУРНАЛИСТАХ И ПРЕССЕ:

«Борьба за правду и добро считалась её назначением, она высоко держала знамя с благородным девизом, начертанным на нём, и если порой впадала иногда в ошибки, то они не ставились публикой в фальшь ей, прессе, группе людей, расходовавших для общества действительно горячую кровь сердца и неподдельный сок нервов.

К её голосу прислушивались внимательно и серьёзно, а не скептически улыбаясь, как прислушиваются теперь.

Теперь слушают искусственно подогретое слово обличения и думают про себя: «Ладно! Распинайся. Вижу я, что и ты тоже прежде всего — есть хочешь!..»

И правы те, кто так думает, ибо, к сожалению, нынешний газетчик, за редкими исключениями, вполне достоин нынешнего читателя.

Он так же жаден, туподушен и бессовестно откровенен в своих поползновениях за «куском», как и его читатель.

Грустно отмечать факты, подтверждающие столь мрачный взгляд на дело, но это наша обязанность.

Минул век богатырей,

И смешались шашки;

И полезли из щелей

Мошки да букашки…»

«Они полезли — и вот ныне откровенно действуют в прессе.

Без веры во что-либо, без бога и совести, без определённого взгляда на дело жизни, — им всё равно, о чём ни писать, лишь бы выходило хлёстко, лишь бы понравиться улице и, поставив её симпатии на вид своего хозяина-издателя, получить с него побольше гонорара…

Полные всякого злопыхательства и отчасти не умея излить его на явления жизни, действительно заслуживающие осуждения, отчасти из трусости не делая этого, — они или пробавляются по мелочам, или «подсиживают» своего брата-газетчика.

Зачем это нужно?

Должно быть, всё для того же, чтоб понравиться хозяину, или для того, чтоб по поручению хозяина подмарать репутацию другой газеты в надежде, что этим поднимется реноме своей и увеличится подписка на неё.

Расчётец пошленький и с действительными целями прессы ничего общего не имеющий.»

******

Впервые напечатано в «Самарской газете», 1895, номер 111 от 30 мая, в отделе «Очерки и наброски», без подписи.»

Фото:




Новости
23.10.2019

Бунин, Чехов и Чайковский

На Пресне состоится вечер, посвященный этим выдающимся сынам России.
23.10.2019

РКС в МАК

Российский книжный союз стал членом Международной ассоциации книгоиздателей.
23.10.2019

Исключительный Стругацкий

Петербургский губернатор попросил городских депутатов установить мемориальную доску писателю Борису Стругацкому.
22.10.2019

Ушел «Последний Иван»

Писатель Иван Дроздов скончался на 98-м году жизни.
22.10.2019

В «России сегодня» о госмузее имени Даля

Состоится пресс-конференция о проектах Госмузея истории российской литературы имени В.И.Даля в 2019-2020 гг.

Все новости

Книга недели
Рецепты здоровья от Алисы Даншох

Рецепты здоровья от Алисы Даншох

Тема здоровья волнует каждого.
Колумнисты ЛГ
Крашенинникова Вероника

Что видят, то и бредят

Если посредством сцены распространять нравствен­ный упадок, жестокость и насилие...

Макаров Анатолий

Ботинки и воронки

Наши телеведущие не смотрятся как нуждающие­ся.

Попов Валерий

Ты никого не обманешь

Я знал нескольких замечательных писателей и поэтов – и все они были удивительным...

Воеводина Татьяна

Чужие игры

Нас опять готовы не пустить на Олимпиаду и чемпионат мира по фут­болу – 2022 из-...