САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

От перекрестка к перекрестку

18.11.2019
От  перекрестка к перекрестку Беседа с писателем и музыкантом Софией ЭЗЗИАТИ.

Памяти друга и коллеги

13.11.2019
Памяти друга и коллеги 40 дней как ушел давний сотрудник «Литературной газеты», замечательный фотограф Евгений ФЕДОРОВСКИЙ.

Уникум

06.11.2019
Уникум Лев АННИНСКИЙ как явление.
О том, «каким он парнем был», вспоминает Александр НЕВЕРОВ.

Позывной: Москвич (часть вторая)

15.11.2019
Позывной: Москвич (часть вторая) Продолжаем публиковать фрагменты записок русского добровольца – московского предпринимателя, отправившегося летом 2014 года на войну в Донбасс.

Во тьме грядущих новостей

09.11.2019
Во тьме грядущих новостей Стихи Нины ЯГОДИНЦЕВОЙ отличаются не только тщательной отделкой, но и пронзительной лиричностью.

Все равно продолжается жизнь

02.11.2019
Все равно продолжается жизнь Евгений СТЕПАНОВ не только поэт, но еще и редактор. А также издатель. И это не могло не отразиться в его стихах.

Мастер-класс главреда "Литгазеты" Максима Замшева на Пушкинфесте

Смотреть все...

На крыльях золотого дракона

19.11.2019
На крыльях золотого дракона Документалист из Сочи Виктор ТЕРЕНТЬЕВ победил на Международном кинофестивале в «Королевстве Счастья».

Встреча российских и армянских ученых

18.11.2019
Встреча российских и армянских ученых В Москве отметили 150-летие Комитаса и Ованеса Туманяна.

«Вы здесь ходите по золоту…»

16.11.2019
«Вы здесь ходите по золоту…» Юрий МАРТЫНЕНКО о 70-летии писательской организации Забайкалья.
  1. Какие разделы Вас больше привлекают в «Литературной газете»?

Мигранты и демография

17.11.2019
Мигранты и демография Приезжие отнимают рабочие места у коренного населения, отмечает журналист и редактор Павел ПРЯНИКОВ.

Запад им поможет

11.11.2019
Запад им поможет О комичном «Форуме свободной России» в Литве высказывается Андрей ПЕСОЦКИЙ.

Профессор о профессоре

05.11.2019
Профессор о профессоре Иван ЕСАУЛОВ размышляет о природе русофобских высказываний Гасана ГУСЕЙНОВА.

Читая Горького и других классиков.... - Сообщения с тегом "А. Жданов"

  • Архив

    «   Ноябрь 2019   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30  

МИР ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА: ХОЛОДНАЯ ВОЙНА В КУЛЬТУРЕ. Часть 8. Исайя Берлин - провозвестник космополитизма.

С творчеством И. Берлина (1909-1997), хитрого и умного антисоветчика и русофоба, и работами его учеников я познакомился сравнительно недавно. Сперва на английском, затем на русском языке. На русском написана либералами такая гора неправды — что диву даёшься. На английском опубликовано приукрашенной полуправды гораздо меньше. И только Френсис Сондерс в своей книге попыталась заглянуть под маскировочную сеть, накинутую над изобретателем «ждановщины», воевавшим с коммунизмом на одном из фронтов холодной войны. Провозвестник космополитизма упоминается в ней много раз. Ф. Сондерс повествует больше о его многолетних и многосторонних связях со спецслужбами.

О его трудах о российской интеллигенции и связях с Пастернаком и Ахматовой информации маловато. Да и кому на западе это интересно. Там проповедь космополитизма ведётся весь ХХ век....

1

ИСАЙЯ БЕРЛИН — ДИПЛОМАТ И РАЗВЕДЧИК

Но в первую очередь он исследователь и автор множества статей либерально-буржуазного толка. Родился и рос в России в семьи еврейского торговца лесом. Семья бежала из Советской России в Англию. Был дружен с семьей Ротшильдов. Окончил Оксфорд. Как сообщает википедия, исследователь служил в английской разведке под дипломатическим прикрытием.

Френсис Сондерс упоминает имя Исайи Берлина несколько раз. Она пишет в одной из глав своей книги «ЦРУ И МИР ИСКУССТВ: КУЛЬТУРНЫЙ ФРОНТ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»:

«Те, кто не служил в Управлении стратегических служб (УСС), во время войны поднимались по карьерной лестнице в Государственном департаменте и Министерстве иностранных дел. Они вращались вокруг фигур вроде Чарлза «Чипа» Болена (1904-1974), который впоследствии стал послом во Франции. В начале 1940-х годов его дом на Дамбертон-авеню в Джорджтауне был средоточием интеллектуального брожения, в центре которого находились Джордж Кеннан и ИСАЙЯ БЕРЛИН, уже почитавшийся в вашингтонских кругах как «ПРОРОК». Один обозреватель описывал Болена, Кеннана* и Берлина как «однородное конгениальное трио».

«БОЛЕН был одним из основателей нового научного направления - СОВЕТОЛОГИИ. Он жил в России, знал её правителей и бюрократов, изучал её идеологическую литературу и мог цитировать её классиков. Он был очевидцем чисток и процессов конца 1930-х и РАЗРУШИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ «культурной политики» Жданова. Существовали две знаменитые фразы, которые Болен любил повторять: «Алкоголь не действует на меня» и «Я понимаю русских». Для лучшего понимания он обратился к Исайе Берлину и Николаю Набокову, который потом работал в Министерстве юстиции. Болен характеризовал Набокова как «психологическое сокровище», и Набоков отвечал на этот комплимент, называя Болена «моим образцом и наставником».

Википедия сообщает о И. Берлине:

«В годы Второй мировой войны И. Берлин работал в британской службе информации в США (1941-1942), a в 1945-1946 годах — 2-м секретарём британского посольства в СССР. Находясь в Советском Союзе, встречался в Москве с Борисом Пастернаком и в Ленинграде с Анной Ахматовой, - сообщает Википедия. Дальше идёт СПЛОШНАЯ ЛОЖЬ, -

«Будучи английским дипломатом, он привел к А. А. Ахматовой за собой "хвост", что стало поводом для известного постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“», в котором обвинениям подверглись А.А. Ахматова».

90F714AA-016D-4D9B-8FBF-2F9AA09E514F.jpeg

Во-первых, любой мало-мальски грамотный в дипломатии человек, знает, что в любой стране в годы холодной войны, каждый чужой дипломат находился под колпаком местных спецслужб. Советские — на Западе, западные — в СССР. Разве не знал И. Берлин, выезжая из Москвы в Ленинград с «хвостом», что там его ждет несколько «хвостов»? Знал. Знал, так же он и о том, что его давно считают шпионом в органах и потому слежка за такими работничками ведётся усиленная. Получается, что он был артистом в спектакле, который готовился как очередная спецоперация в британских спецслужбах.

Во-вторых, любой мало-мальски грамотный в истории  советской литературы человек, знает, что постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“ готовилось по другой причине. Ахматова не была объектом номер один в критике целой группы литераторов. Их обвиняли в КОСМОПОЛИТИЗМЕ, в любви к буржуазной литературе Запада и к капитализму. В 1946, том самом году, когда Черчилль призвал империалистические державы развернуть холодную войну с СССР.

«ЖДАНОВЩИНА» - изобреталась И. Берлином и Боленом как литературоведческая подкладка буржуазной науки СОВЕТОЛОГИИ. Берлину была поручена подготовка теоретических трудов по разделу «ждановщины». Он их написал. Изучается эта антисоветская доктрина в западных университетах.

Вот для чего И. Берлин вёл «хвост» к Ахматовой. В свете «ждановщины» понятен интерес спецслужб к этой русской талантливой дворянке. Не случайно, только ПОЛНОЕ собрание сочинений Анны Ахматовой переведено на английский язык. Ни сочинения Пушкина. Ни Лермонтова. Ни Есенина. А дворянки Ахматовой! Не догадываетесь, кто мог оплатить такую сложную ПЕРЕВОДЧЕСКО-поэтическую работу?!

——————

*Джордж Фрост Кеннан (1904-2005) — американский дипломат, политолог и историк, основатель Института Кеннана — подразделения Woodrow Wilson International Center for Scholars. Наиболее известен как «архитектор Холодной войны», идейный отец «политики сдерживания» и доктрины Трумэна. Автор трудов по истории взаимоотношений России и стран Запада. (Википедия)

2

АНТИКОММУНИСТ ПОД МАСКОЙ ЛИБЕРАЛА

А вот другое лицо, вернее маска Исайя Берлина. Эта характеристика взята мною из публикаций русскоязычных и англоязычных либералов. И. Берлин, по их мнению, только учёный, только исследователь, только профессор. И не слова о тех его делах, о которых пишет Ф. Сондерс.

Большую роль в популяризации его трудов, публиковавшихся в разное время в различных журналах, якобы сыграли его ученики. (Не спецслужбы). Они проделали огромную работу по поиску его публикаций, по редактированию подготовке к изданию в виде тематических сборников.

Кстати, американский историк Джеймс Биллингтон (1929 - 2018), 13-й директор библиотеки Конгресса США (1987—2015) был его учеником. Он автор известной интересно написанной русофобской монографии «Икона и топор. Расшифрованная история русской культуры». Он такой же «расшифровщик» истории русской культуры, как и И. Берлин: кроме икон и топоров ничего в ней не хотел, и главное — не мог видеть. Так приказано. Выполнил задание — получи назначение и он возглавил библиотеку Конгресса США.*

Поэтому популярностью антисоветчик И. Берлин обязан не только своим оригинальным идеям, но и издателям его трудов. А откуда могли поступать деньги в издательства мы уже с вами можем догадаться. Если вы внимательно читали прежние мои статьи....

Интересно сложилась судьба западного учёного И. Берлина.

Не будучи русским по национальности и прожив в России всего несколько лет, И. Берлин, обратился к изучению творческого наследия русских мыслителей.

Во-первых, он сосредоточил свое внимание не на проблеме влияния западных философских доктрин на русскую мысль, а на проблеме влияния русской демократической мысли на европейскую философию, социологию и политологию. Причём особое внимание его просили обратить на трудах русских деятелей, не переведенных и почти не известных на Западе в 1930-40-е. Он первым на Западе в годы холодной войны начал писать о значении творчества Белинского, Чернышевского, Герцена, Бакунина, Тургенева, Льва Толстого для русской и европейской культуры. Писал, как понимал их и видел со своей антисоветской колокольни.

Во-вторых, его эссе, очерки, блестяще написанные на английском языке, о русских мыслителях, стали заметным вкладом в развитие РУССОВЕДЕНИЯ и СОВЕТОЛОГИИ. В западной академической науке сегодня эти дисциплины считаются отдельными ветвями славяноведения.

Подчеркну, что Берлин мало чем отличается от других, политически ангажированных ученых. Ему создан образ академического ученого, профессором Оксфорда и ряда лучших американских университетов.

Про него коллеги пишут, что главной для него, как ученого, была Истина. На ее поиски он якобы истратил всю свою долгую и счастливую жизнь. Он якобы настойчиво защищал свою свободу, как исследователя, как философа, как университетского преподавателя, и никогда НЕ соглашался идти на службу каких-либо политических или националистических сил или партий.

В своей книге Фрэнсис Сондерс, однако, публикует немало фактов из другой, тайной жизни и деятельности И. Берлина. Факты свидетельствуют о том, что именно он принимал весьма активное участие в антисоветской деятельности спецслужб вместе с Николаем Набоковым.

3

СИОНИСТ БЕЗ МАСКИ

В либерально-буржуазной России о сэре Исайе Берлине пишут как «англичанине, русофиле и сионисте». Действительно, И. Берлин, рожденный в еврейской семье в России, закончил Оксфорд и стал преподавателем философии этого университета в возрасте 23 лет. Во время войны он находился на британской дипломатической службе. Ротшильды способствовали тому, чтобы он возглавлял один из новых колледжей Оксфорда и с 1974 года и Британскую Академию наук.

Как знаток России и сталинского режима, он приглашался иногда советником сильных мира сего – Черчиллю, Джону Кеннеди, Тэтчер и Блэру. Он приглашался выступать по радио Бибиси и читать публичные и учебные лекции в Америке и в Англии.

Пишут, что он не мог не быть сионистом. Его женой была дочь известного французского банкира русско-еврейской национальности.

C7CF9221-76CE-4730-BD86-46C6AE0D8BB9.jpeg

Он внес свой вклад в дело создания государства Израиль в 1940-е годы, когда находился на английской дипломатической службе. И трудно не согласиться с его мыслью о том. что каждый человек должен быть в меру националистом и любить свой народ, его культуру, не забывать о своих национальных корнях.

Пишут о том, что он был в течение ряда лет на дипломатической (и следовательно на тайной) службе и побывал во многих странах мира. Жил несколько лет в Америке, месяцами — в Израиле и около года в СССР.

За свои антисоветские труды и сотрудничество с британскими спецслужбами И. Берлин был по-королевски награждён. В 1957 году он был возведен в рыцарское звание. Под него был открыт Вулфсон колледж в Оксфорде и он становится его первым президентом (1966-75). В 1971 году его награждают орденом «За заслуги». В 1974 году он назначается президентом Британской академии (1974-78). Неплохо сложилась в Англии судьба мальчика из еврейской семьи, бежавшей из Советской России, — сэра Исайи Берлина.

——————

*Хедли Биллингтон (1929 - 2018) — американский историк, 13-й директор библиотеки Конгресса США (1987—2015)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Из книги:

«The Central Committee Resolution and ZHDANOV’S SPEECH

ON THE JOURNALS «ZVEZDA» AND «LENINGRAD».

«ДОКЛАД т. ЖДАНОВА О ЖУРНАЛАХ «ЗВЕЗДА» И «ЛЕНИНГРАД».

Bilingual edition

English translation by Felicity Ashbee and Irina Tidmarsh

Strathcona Publishing Co., Royal Oak, Mich., 1978.

Вот что говорил в своём докладе А. Жданов (отрывки):

2BCAD4F1-8966-4670-81D5-72F4661DB00F.jpeg «Анна Ахматова является одним из представителей этого безидейного реакционного литературного бо­лота. Она принадлежит к так называемой литера­турной группе акмеистов, вышедших в свое время из рядов символистов, и является одним из знаме­ носцев пустой, безидейной, аристократическо-салон­ной поэзии, абсолютно чуждой советской литературе. Акмеисты представляли из себя крайне индивидуали­стическое направление в искусстве. Они проповедо­вали теорию «искусства для искусства», «красоты ради самой красоты», знать ничего не хотели о народе, о его нуждах и интересах, об общественной жизни...

Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистиче­ская. До убожества ограничен диапазон ее поэзии, — поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной. Основное у нее — это любовно­ эротические мотивы, переплетенные с мотивами гру­сти, тоски, смерти, мистики, обреченности. Чувство обреченности, — чувство, понятное для общественного сознания вымирающей группы, — мрачные тона предсмертной безнадежности, мистические пережива­ ния пополам с эротикой — таков духовный мир Ахматовой, одного из осколков безвозвратно канув­шего в вечность мира старой дворянской культуры, «добрых старых екатерининских времен». Не то мо­ нахиня, не то блудница, а вернее блудница и мона­ хиня, у которой блуд смешан с молитвой....

Ахматовская поэзия совершенно далека от народа. Это — поэзия десяти тысяч верхних старой дворян­ской России, обреченных, которым ничего уже не оставалось, как только вздыхать по «доброму старому времени». Помещичьи усадьбы екатерининских времен с вековыми липовыми аллеями, фонтанами, статуями и каменными арками, оранжереями, любовными беседками и обветшалыми гербами на воротах. Дво­рянский Петербург; Царское Село; вокзал в Павлов­ске и прочие реликвии дворянской культуры. Все это кануло в невозвратное прошлое! Осколкам этой далекой, чуждой народу культуры, каким-то чудом сохранившимся до наших времен, ничего уже не остается делать, как только замкнуться в себе и жить химерами. «Все расхищено, предано, продано», — так пишет Ахматова.

Об общественно-политических и литературных идеалах акмеистов один из видных представителей...

«Буржуазному миру не нравятся наши успехи как внутри нашей страны, так и на международной арене. В итоге второй мировой войны укрепились позиции социализма. Вопрос о социализме поставлен в поряд­ ке дня во многих странах Европы. Это не нравится империалистам всех мастей, они боятся социализма, боятся нашей социалистической страны, которая является образцом для всего передового человечества. Империалисты, их идейные прислужники, их лите­ раторы и журналисты, их политики и дипломаты вся­ чески стараются оклеветать нашу страну, представить ее в неправильном свете, оклеветать социализм. В этих условиях задача советской литературы заключается не только в том, чтобы отвечать ударом на удары против всей этой гнусной клеветы и нападок на нашу советскую культуру, на социализм, но и смело биче­вать и нападать на буржуазную культуру, находя­щуюся в состоянии маразма и растления....

Весь сонм буржуазных литераторов, кинорежиссеров, театральных режис­серов старается отвлечь внимание передовых слоев общества от острых вопросов политической и со­циальной борьбы и отвести внимание в русло пошлой безидейной литературы и искусства, наполненных гангстерами, девицами из варьете, восхвалением адюльтера и похождений всяких авантюристов и проходимцев.

К лицу ли нам, представителям передовой советской культуры, советским патриотам, роль ПРЕКЛОНЕНИЯ ПЕРЕД БУРЖУАЗНОЙ КУЛЬТУРОЙ или роль учеников?! Конечно, наша литература, отражающая строй более высокий, чем любой буржуазно-демократический строй, культуру во много раз более высокую, чем буржуазная культура, имеет право на то, чтобы учить других новой общечеловеческой морали...»

.

                           




Новости
21.11.2019

«Не жалеть эту жизнь…»

В Москве и Обнинске пройдут вечера памяти, посвященные 60-летию со дня рождения поэта Валерия Прокошина.
21.11.2019

Путин откроет памятник Гранину

Президент России примет участие в торжественном открытии монумента писателю-фронтовику.
20.11.2019

Как полюбить чтение

В библиотеках Москвы стартовала акция «Неделя Живой Классики».
20.11.2019

Повернуть время вспять

Опубликован второй том серии «Это моя Земля» – cборник рассказов под названием «Красный Яр».
19.11.2019

Быков отмежевался от Полозковой

Известный писатель сообщил, что никогда в жизни не дружил с нею.

Все новости

Книга недели
Эльдар Рязанов

Эльдар Рязанов

Без его фильмов трудно представить себе нашу жизнь.
Колумнисты ЛГ
Крашенинникова Вероника

Какой век на дворе? XVI или XXI?

Знакомый московский профессор однажды спросил у студентов, как они относятся к о...

Воеводина Татьяна

7 лет в ВТО

Вроде только вчера вступила Россия в ВТО, а мину­ло семь лет.

Евстафьев Дмитрий

Чего хочет народ

Публикация результатов соцопроса Левада-Центра и Фонда Карнеги взбудоражила обще...

Крашенинникова Вероника

Фигура умолчания

Прошёл День народного единства. Празднику 15 лет, а народной любви и признания о...

Неменский Олег

Маша от Зеленского

Развод сил на пробных участках в Донбассе – это своего рода военный балет, никак...