САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

Ушли, но не попрощались

22.08.2019
Ушли, но не попрощались Технологический перерыв «Литературной газеты» скоро закончится.

Памяти друга

16.08.2019
Памяти друга 40 дней как нет с нами замечательного писателя, сотрудника «Литературной газеты» Сергея САТИНА.

«Осиянная Русь» ждет Вас

11.08.2019
«Осиянная Русь» ждет Вас Основные события полуфинала фестивального движения Русского Мира «Осиянная Русь» пройдут 25 августа 2019 года.

В нашем средневековье

23.08.2019
В нашем средневековье Сергей ГЛАВАЦКИЙ пишет и силлаботонику, и верлибры. И трудно сказать, что ему удается лучше.

«Ни перспектив, ни планов, абы как...»

18.08.2019
«Ни перспектив, ни планов, абы как...» Стихи Сергея АРУТЮНОВА сложны, жестковаты, поэтому могут напугать неподготовленного читателя. Но это – поэзия.

Чужая речь

13.08.2019
Чужая речь Елена ЛИТИНСКАЯ довольно часто пишет стихи об эмиграции. Но, конечно, не только о ней.

Мастер-класс главреда "Литгазеты" Максима Замшева на Пушкинфесте

Смотреть все...

Великий гражданин России

25.08.2019
Великий гражданин России К 270-летию писателя и гуманиста Александра РАДИЩЕВА. Историко-литературный очерк Валерия ПЕРЕДЕРИНА.

Облако в умах

21.08.2019
Облако в умах Об особенностях романа Семена ЛОПАТО «Облако» размышляет Игорь БОНДАРЬ-ТЕРЕЩЕНКО.

Центр притяжения

19.08.2019
Центр притяжения Карачевская районная библиотека стала культурным центром города, считает Клавдия АСЕЕВА.

  1. Где вы будете отдыхать этим летом?

Порочная ностальгия

24.08.2019
Порочная ностальгия Ренессанс сталинизма – путь к погибели России, утверждает главный редактор «Литературной газеты» Максим ЗАМШЕВ.

Еще раз о митингах в Москве

20.08.2019
Еще раз о митингах в Москве Нужна эволюция, а не Стенька Разин и товарищ Троцкий, полагает Русский ПЕН-Центр.

«Иркутское наводнение: дети»

17.08.2019
«Иркутское наводнение: дети» Об учреждении благотворительной программы объявил «Российский детский фонд».

Читая Горького и других классиков.... - Сообщения с тегом "востоковедение"

  • Архив

    «   Август 2019   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2 3 4
    5 6 7 8 9 10 11
    12 13 14 15 16 17 18
    19 20 21 22 23 24 25
    26 27 28 29 30 31  

7. САМАЯ ЗНАМЕНИТАЯ РУССКАЯ АРИСТОКРАТКА XIX ВЕКА. 7. Е. П. Блаватская и русские востоковеды. Продолжение.

Такого глубокого востоковеда и оккультиста, какой была Блаватская до Ольдероге и Щербатского, не знали ни Россия, ни Запад. Как признают историки востоковедения, во времена Блаватской российские и западные востоковеды еще слабо представляли себе суть религиозных психотехник, философских доктрин, буддистскую картину мира. Блаватская же чувствовала себя, как рыба в воде, в бездонном океане восточной мудрости тогда, когда Европа еще топталась на его берегах.

4

Блаватская могла читать также книгу монголиста Ковалевского О.М. (1801-1878) «Буддистская космология» (1835-1837). Публикация этого произведения во многом стимулировала изучение религиозной буддистской картины мира деятелями Русской православной церкви, заинтересованными в укреплении миссионерского служения в буддистских регионах Российской империи.

E081C367-7DCB-48CF-870D-AD636077609F.jpeg

Хочу подчеркнуть, что в России, как и в других европейских странах, изучение азиатских религий имело чисто практическую идеологическую цель – доказать преимущества христианского вероисповедания, разработать методику христианско-миссионерской работы для каждой страны, для каждого региона. В подобных исследованиях нередко «отсутствовали научно-исторические представления, и не соблюдалось требование объективности».

Могла, но едва ли Блаватская читала книгу Позднеева А.М. (1851-1920) «Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу» (1887). Объектом исследования была жизнедеятельность монастырей монахов. Позднеев не ставил перед собой задачи проникнуть в смысл духовных практик, используемых монахами. Его цель заключалась в том, чтобы  помочь российским чиновникам принимать правильные решения политико-административного характера, правильно строить свои отношения с ламами.

Императорское русское географическое общество удостоило «Очерки быта...» Константиновской медали, а Нидерландское географическое общество в Амстердаме избрало Позднеева А.М. своим почетным членом после выхода в свет этой книги. В 1881 г. его избрали по конкурсу ответственным редактором изданий Великобританского и иностранного библейского общества на монгольском, китайском и маньчжурском языках. Вот что интересовало академическую науку в те времена. Вот за что присваивались медали, награды, выдавались премии. Подобные описания ценились превыше всего. Эзотерическая культура человечества не интересовала академическую науку ни во времена Блаватской, ни в наши дни.

Примерно в то же время Блаватская доказывала в своих трудах, что европоцентризм мешает научному изучению религиозно-философских и эзотерических исследований. Она пошла дальше Минаева и Позднеева. Если российские востоковеды во второй половине ХIХ века пытались оказать помощь православным миссионерам, изыскать благоприятные возможности для крещения и русификации буддистских народов Сибири, то Блаватская в резких тонах осуждала реакционную деятельность христианских миссионеров в Азии и доказывала, что христианство не имеет никаких преимуществ перед другими восточными религиями. Ни один из российских востоковедов не выступил с публичным осуждением против крещения сибирских народов. А когда калмыки, принявшие было православие, стали выходить из христианской веры, в 1911 году Позднеев А.М. был направлен царской администрацией для выяснения причин массового перехода калмыков в ламаизм. Он сумел понять и объяснить причины неудач православных миссионеров.

Как видим, российские востоковеды подошли вплотную к проблемам, которые одновременно с ними, проживая в Индии и в европейских странах, изучала Блаватская. Она написала множество статей об архаической науке, о энеблаговидной деятельности христианских миссионеров, об опасности европоцентризма в науке, а колониализма и расизма в отношениях со странами Азии, Африки и Латинской Америки.

Блаватская была блестящим востоковедом мирового класса, но российские востоковеды не спешили причислять ее к своему клану только потому, что она занималась исследованием тайных, сокровенных, духовных учений Востока в то время, когда они были еще далеки, как и в наши дни, от «сердца Азии» – от тайных знаний Востока.

6  

Востоковеды интересовались Тибетом, его монастырями, культурой, литературой религиозного, научного и философского содержания. Вопрос о пребывании Блаватской в Тибете требует дополнительного исследования. Дело в том, что проникнуть в эту страну европейцу, тем более женщине, да еще и русской было в то время чрезвычайно трудно. Из российских исследователей до конца ХIХ века никому не удалось там побывать. Когда же Российская академия наук приняла решение направить в Тибет своих исследователей, были специально подготовлены к выполнению этой миссии два молодых бурята-буддиста.

Первый – Цыбиков Г.Ц. (1873-1930) – был направлен в качестве паломника с группой сибирских паломников. Такие группы отправлялись в Лхасу каждый год. Он добрался до столицы «страны снегов» и собрал весьма интересные материалы для Академии.

Второй – Барадаийи Б.Б. (1878-1937) должен был по договоренности с Далай Ламой, возвращающимся из Монголии на Родину, уехать в Лхасу в его свите. Однако отъезд откладывался, и молодого исследователя направили в монастырь Лавран, расположенный на северо-востоке Тибета. Оба российских востоковеда опубликовали множество трудов о своих путешествиях после кончины Блаватской. Оба внесли определенный вклад в изучение буддизма.

Во времена Блаватской безуспешно пытались пробраться в Тибет, закрытый сначала англичанами, затем Китаем, российский исследователь Н.М. Пржевальский, американец В Рокхаль, француз Г. Бонвало, швед С. Гедин, а француз де Рэнс поплатился за свою попытку жизнью в 1893 году. Сумели пробраться в Тибет ученые-востоковеды в самом конце XIX века.

Почему Блаватская не написала книги о Тибете?

Во-первых, потому что правдивых книг, профессионально написанных специалистами о «стране снегов», как видим, при ее жизни еще не существовало. В своих очерках ей пришлось бы описать, каким образом ей удалось пробраться в эту страну, в которую россиян не пускали английские власти, а так же то, чем она там занималась. Подобные сведения она, как оккультист, хранила в тайне всю жизнь.

Во-вторых, потому что цели ее пребывания в этой стране ограничивались изучением эзотерического философского наследия тибетских мыслителей и ученых. Ее очерки об Индии буквально пронизаны этой эзотерической культурой.

69BEB72B-8576-4BD0-BC51-876DEFD7B2CA.jpeg

В-третьих, у нее не было ни времени на ее написание, ни туристической, страноведческой литературы, из которой она могла бы взять описания исторических памятников, исторических сведений об этой стране и пр. В то же время те тайные знания, которые она почерпнула в Тибете, изложены в десятках ее статей, в «Тайной Доктрине» и в отрывках из «Книги золотых правил».

Ее интересовали не только тибетско-индийские слои эзотерической культуры человечества, но древнеегипетский и греческий (герметический), китайский, каббалистский, суфийский слои этой культуры. Научные открытия, сделанные Блаватской в этой области по времени совпали с открытиями востоковедов Европы и России в сфере изучения религиозно-философских систем Востока. Без ее вклада в изучение мировых религий религиоведческая наука не достигла бы той глубины и основательности, которая характерна для нее в настоящее время.

Книги и статьи Блаватской пробуждали интерес читающей публики к восточным учениям и к классическому оккультизму. В ее лице в мире появился новый вид некабинетного ученого-востоковеда и талантливого путешественника-журналиста. Если добавить к этому, что это лицо было женским, то можно представить, что обыватели аристократических салонов Лондона, Парижа и Санкт-Петербурга могли думать о Блаватской и ее достижениях в исследовании областей жизни, в которые обыкновенные ученые не пытались проникнуть.

Женщина-ученый, женщина-востоковед, оккультистка, путешественница – все эти профессии принадлежали одному лицу – русской аристократке, публикующей толстые, для многих малопонятные научные трактаты, научно-популярные книги очерков о путешествиях, статьи на русском и французском, но в основном на английском языке. Не чудо ли это? Мог ли все это сделать один человек в то столетие, только в конце которого на удивление всего ученого мира впервые в университетской истории на профессорские кафедры было разрешено подниматься женщинам-ученым!?

Кроме этого, Блаватская сумела, используя интерес культурной публики к индийской культуре, к паранормальным явлениям, создать Теософское общество и вовлечь в него десятки тысяч людей на всех континентах. Из этих людей ей удалось воспитать Несколько исследователей нового типа. Они были призваны изучать эзотерическую культуру человечества, используя методики, разработанные Е.П. Блаватской.

Преемниками Е.П. Блаватской. в России стали Николай  Рерих и Елена Рерих.

6. САМАЯ ЗНАМЕНИТАЯ РУССКАЯ АРИСТОКРАТКА XIX ВЕКА. 6. Е. П. Блаватская и русские востоковеды. Ч. 1.

Бум мирового востоковедческого творчества пришелся на ХIX век. Были опубликованы многие священные книги Индии, Тибета, Китая, Японии, Арабского Востока. Появились серьезные научные труды европейских исследователей по восточным религиям, философии, литературе, архитектуре, по истории стран Азии, Африки и Латинской Америки. Большинство трудов относилось к научно-описательной литературе.

В истории науки не раз случалось, что описательная наука рано или поздно приводила к крупным научным открытиям, а научные обобщения находили «себе отражение и переработку в философской мысли». В этом смысле научная деятельность востоковедов, описательные труды историков и исследователей оккультизма «предшествовали философской работе».

EF2F4D5F-7187-436D-AA85-3C705EF3FADC.jpeg Я

Выдающийся российский ученый и историк мировой науки Вернадский В.И. писал, что крупные научные обобщения раздвигают рамки познанного или рушат «веками научно выработанные, философски обработанные положения»; тогда можно «ждать проявлений философского гения, новых созданий философской мысли, новых течений философии».

В 19-м столетии не только в Европе, но и в России открывались одна за другой кафедры востоковедения: в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Харькове. В университетах преподавались восточные языки. Как и в европейских странах, в России кадры востоковедов готовили для выполнения миссионерских, дипломатических и академических задач. Востоковеды переводили священные книги Востока, однако, не в таком количестве, как на Западе.

Блаватская знакомилась с работами российских востоковедов. Она ссылалась на них в своих трудах. Она изучала индийские священные книги как востоковед и оккультист. Она прекрасно знала «Бхагавад Гиту». Эту замечательную книгу – Библию индусов – стали переводить на европейские языки с 1785 года. Три года спустя, Н.И. Новиков, известный русский издатель, писатель, масон, издал ее перевод на русском языке, сделанный с английского А.А. Петровым. Вероятно, Блаватская пользовалась изданием «Гиты», сделанным Шлеглаем и Лассеном в 1846 г.

В ее статьях и в «Тайной Доктрине» можно найти ссылки также на следующие священные книги Востока: «Махабхарату», «Рамаяну», «Ригведу», «Упанишады», «Веданту», «Анагиту», «Законы Ману», «Пураны», «Йогу Шастру», «Зенд Авесту», «Египетскую Книгу Мертвых» и многие другие.

Могла ли Блаватская получить востоковедческое образование в России? Едва ли. Она к этому не стремилась, во-первых, потому что девушек в российские университеты  в середине XIX века не принимали. Занятие наукой для девушек из аристократических семей считалось неприличным и нецелесообразным. Их обучали языкам, музицированию, танцам.  

Во-вторых, Блаватская стремилась не столько к изучению восточных языков, истории и культуры, сколько – тайных знаний, которые правильнее  называть эзотерической культурой человечества. Она стала одним из первых исследователей индийской эзотерической культуры среди западных и российских востоковедов.

В университетах в ХIХ веке (да и в наши дни) основы эзотерической культуры человечества не изучались и не преподавались. Академическая наука делает вид, что такой культуры не существует. Однако интерес к космологическим, планетарным, астрологическим, психологическим и духовным явлениям растет на протяжении почти двух столетий.

Поэтому для изучения эзотерической культуры человечества у Блаватской оставался единственный путь – путешествия по странам Востока, что она и делала. Она изучала восточные языки по мере необходимости в чисто практических целях.

Е. П. БЛАВАТСКАЯ — одна из КРУПНЕЙШИХ ВОСТОКОВЕДОВ XIX века.

1

Какие труды русских востоковедов могла изучать Блаватская? Могла изучать труды Минаева И.П. (1840-1890). Он читал лекции в Санкт-Петербургском университете на кафедре сравнительного языкознания и санскрита. После двухгодичного путешествия по Индии и Цейлону он опубликовал «Очерки Цейлона и Индии» в 1878 году, на несколько лет раньше, чем стали публиковаться очерки Блаватской об Индии.

Подобно Блаватской, многие русские востоковеды уделяли большое внимание изучению восточных религий. Вот что писал известный востоковед С.Ф. Ольденбург (1863-1934) о религиозном творчестве в странах Востока: «Все великие мировые религии народились в Азии, и не следует думать, что религиозное творчество там иссякло в настоящее время; напротив, ближайшее знакомство с умственным настроением азиата современного, с его духовным расположением заставляет предполагать, что именно в Азии и в настоящее время возможны и очень вероятны религиозные циклоны, неудержимые в своем стремлении и не преодолимые никакою человеческою силою».

Подобно Блаватской, русские востоковеды подчеркивали особое значение изучения древних культур: «изучение его (архаического мира) откроет... такую ширь горизонта, которую в наш век заслоняют лживые или незрелые мысли о всем том, что многие кичливо склонны называть прогрессом, успехом. В этих исканиях истины, быть может, столь древних, как и само человечество, мы откроем то истинное богатство, которого нет в современной жизни – сказания о былом напомнят нам то, что так часто забывается в настоящее время: не с правами мы пришли в этот мир, но с обязанностями… Дело человека – выяснить себе эти обязанности и точно их исполнять. Только при этом условии возможно процветание – тот истинный прогресс, которого нет в современной жизни, потому что служение безусловной истине несовместимо со служением Ваалу. Искание лучшего правительства, погоня за политическими правами, за материальным богатством и т. д. – не истинное дело человека, потому что все это не открывает ему истины, не ведет к царству Божию, иными словами – к властительству справедливости». Эти же мысли ученого без устали повторяла в своих трудах и Блаватская Е.П.

Ольденбург читал очерки Блаватской об Индии. Он ближе всех подошел к тому рубежу, с которого она начинала проводить свои исследования. В книге «Культура Индии» он писал: «Величайшие философы Индии проявляют живой интерес к мистике и даже культу, как бы разделяя совершенно религию и философию и вместе с тем отдавая дань каждой из них».

Вслед за Блаватской Ольденбург подверг критике евроцентризм, характерный для отношения европейских мыслителей к духовным достижениям азиатской культуры. Он осуждал европейское высокомерие, не допускающее «даже мысли о том, что там, в глубинах этой азиатской души творится многое, что важно для европейца со всей его цивилизациею». Ольденбург признавал буддизм мировой религией, вполне сопоставимой в своей культурной миссии с христианством.

В советские времена нам внушали идею, утвердившуюся в эпоху Просвещения о том, что для всех времен и народов существовали одни и те же ценностные, этические, поведенческие нормы, соблюдение или несоблюдение которых служит мерой, стандартом определения «нормальности» или «варварства» нации, эпохи, общества. Французские просветители объявили «нормальными», общечеловеческими европейские представления о смысле и цели жизни. Все прочие представления и религиозно-философские культуры, которые европейцы встречали на других континентах, были объявлены «варварскими», и потому решительно и грубо, агрессивно с помощью кровавых методов ломали и заменять их «нормальными». Для ломки использовались и рыцарский меч, и христианский крест. Таковы корни псевдонаучной, надуманной концепции европоцентризма.

2

Очерки Блаватской об Индии не только пробуждали интерес российских востоковедов к азиатским религиям. Они учили читателей уважать достижения индийских ученых, открытия, сделанные ими в древности и средних веках. «Те, которые изучали древнюю философию Индии, с твердым намерением проникнуть в тайный смысл ее афоризмов, в большинстве случаев убедились, что с самых древних времен свойства электричества были в значительной доле известны таким философам, как, например, Патанжали. Чарака и Шушрут изложили систему Гиппократа еще за несколько веков до того, кого на Западе так долго называли «отцом медицины». Исчисления Сурьи-Сидхенты, доказывающие, что он знал и исчислил силу паров, века тому назад, неизгладимо начертаны на камне, что хранится в Бедринатском храме Вишну.

Древние индусы первые вычислили скорость света и определили законы, которыми он следует в своем отражении; а Пифагорова таблица и его знаменитая теорема о свойстве квадрата гипотенузы находятся в древних книгах Джиотиши (Geotisha). Еще недавно западные математики указывали на Гиппарха Никейского, как на отца тригонометрии, хотя все, что они когда-либо могли узнать о нем, почерпнуто ими со слов его ученика Птоломея; а теперь здесь найдена древняя рукопись, доказывающая, что «уравнение центра» было известно индусам задолго до Р. Х.». Вслед за ней о достижениях древних индийских ученых и мыслителей начали писать индийские мыслители: выдающийся писатель Р. Тагор (1861-1941), философы Ауробиндо Гхош (1872-1950), и С. Радхакришнан (1888-1975), первый премьер-министр независимой Индии Дж. Неру (1889-1964).

3

В статьях и книгах Блаватской можно найти ссылки не только на книги Минаева, но и научные произведения выдающегося буддолога Васильева В.П. (1818-1900). Он издал монографию «Буддизм. Его догматы, история и литература» в 1857 году. Этим трудом Васильева восторгались европейские ученые. Известный санскритист А. Вебер писал: «Васильев сделал многое; он выступил знатоком как китайского, так и тибетского языков и этими ключами отворил обширную литературу североазиатской буддистской традиции».

На примере Васильева Блаватская убедилась в ущербности, несостоятельности, нецелесообразности в науке филологического метода исследования письменных памятников Востока религиозно-философского, тем более эзотерического  содержания. Во-первых, перевод понятий, рожденных в чужой культуре, требует глубокого понимания реалий, терминов, психотехник этой другой культуры. Исследователю, воспитанному в греко-римско-христианской культуре, трудно понять религиозно-философские концепции буддизма или индуизма. И наоборот.

Этимологических и двуязычных словарей для перевода письменных материалов древности и средневековья недостаточно. Так, русский востоковед Позднеев А.М. в этом убедился лично. В «Очерках быта буддистских монастырей» он описывает, как он наблюдал за процессом медитации буддистских монахов. Он попытался выяснить у них, что созерцают, испытывают во время медитации. Один из них заявил ему, что этой тайны никто из них объяснить не сможет, потому что следует научиться медитировать, чтобы понять, что происходит в сознании в ходе ее.

Этот пример показывает разницу в подходах Блаватской и востоковедов к объекту исследования. Ее интересовал сам процесс транса или медитации, целительства, магических процедур. Востоковедов этот внутренний, психологический процесс не интересовал. Они хотели только описать то, что происходит в сознании мистиков, медитирующих людей, то есть именно то, что не поддается ни описанию, ни изучению со стороны.

F7B9175B-342B-4BD0-B86F-35A0D6E41AF5.jpeg

Востоковеды в ее время старались перевести на европейские языки письменные материалы Востока и описать то, что они наблюдали во время путешествия по странам Востока, по монастырям. Блаватскую мало интересовали внешние этнографические подробности быта и жизнедеятельности монахов. Она, разумеется, беседовала с местными жителями, но не для того, чтобы записать и затем опубликовать эти беседы в научном журнале или занести их в свой путевой дневник. Она анализировала древние и средневековые манускрипты, но не для того, чтобы перевести их, или описать, а для того, чтобы понять и толково объяснить эзотерический, тайный смысл источника на английском языке. Она могла, например, в Тибете наблюдать за жизнью монахов и мирян, но она не ставила перед собой задачи сделать этнографическое описание быта монахов, их головные уборы и одежду, празднества и пр. Ее целью было изучить буддистскую философию, тайные учения Востока, научиться медитировать и прочее.

Поэтому ей, мыслителю и востоковеду, было проще, чем профессиональным востоковедам, описывать сложные восточные понятия, смысл которых она усвоила изнутри; феномены, которые она научилась делать самостоятельно. Она не только хорошо знала буддизм, она приняла буддистскую веру.

(Продолжение следует)

3. САМАЯ ЗНАМЕНИТАЯ РУССКАЯ АРИСТОКРАТКА XIX ВЕКА. 3. «Университеты» Е.П. Блаватской.

Как известно, у М. Горького были свои университеты. Они помогли ему стать гениальным писателем и теоретиком новой социалистической литературы. Все выпускники, продолжающие работать над повышением своего профессионального, культурного и духовного уровня тоже имеют свои «университеты».

У Елены Петровны Блаватской были свои «университеты», но совершенно иного плана: она провела свои годы учебы в бесконечных и необычных странствиях по планете. И у неё были с 1851 года свои «учителя». Она называла их «МАХАТМАМИ».

Обывателю трудно понять ее непоседливость. Казалось бы, у нее было все, что положено аристократке: и муж генерал, и поместье, и положение в аристократическом обществе. Ну что ещё надо молодой особе? Зачем надо ехать в Европу? Зачем надо было всю жизнь скитаться по планете? Почему Елену притягивал, как магнит, Восток?

УНИВЕРСИТЕТЫ   Е.П. БЛАВАТСКОЙ.

I

Еще в детстве, путешествия по Калмыкии и Сибири с дедом генералом Фадеевым, она столкнулась с буддистской культурой, совершенно не похожей на христианскую, привычную, и милую ее сердцу. Эта новая культура поразила ее детское воображение, показалась ей сказкой, загадкой, тайной, которую она, повзрослев, мечтала разгадать.

Она встретилась рано в своей жизни с несколькими мирами – с теми, что видят все люди, и с теми, которые видела только она.

Нередко взрослые не понимали, что у нее были развиты какие-то способности, которых нет у нормальных людей. Они думали, что ее рассказы об увиденном, всего лишь плоды ее фантазии. Она понимала, что родственники, гувернантки не понимают, что существует другой мир – оккультный, таинственный мир, в который она имеет доступ. Она пыталась искать ответы на вопросы, которые у нее постоянно возникали. Кроме того, у нее рано пробудилась жажда к познанию оккультных наук, о которых она читала в книгах. В них она узнала, что эти тайные науки можно изучить только с помощью учителей, живущих в странах Востока.

Важно понять также, что интерес Елены к оккультным наукам не мог быть удовлетворен в России. Центром спиритизма (медиумизма) и оккультизма были в то время  США и Франция. Туда она и направила свои стопы.

Спиритуализм получил более широкое распространение в Англии и Америке. Книги по средневековому оккультизму и каббале, по восточным учениям удобнее было искать в европейских библиотеках. Там же она могла также встретить немало единомышленников, с которыми можно было обсуждать вопросы, ее интересующие.

Такова была ее четко обозначенная цель, ради осуществления которой она была готова терпеть грязные комнаты гостиниц и неудобные каюты пароходов, трудности и лишения путешествий, длившихся нередко неделями и месяцами.

Из европейских портов она могла свободно путешествовать по Старому и Новому свету, чем она не преминула воспользоваться. Это было дешевле и проще, чем поездки из России. Ее влекли Индия и Тибет, Арабский Восток и Америка. В этих краях она могла изучать мировые религии, собирать, как пчелка с цветка, тайные знания, добывать сведения по оккультной философии, каббале, суфизму. В России в середине 19-го столетия не издавались ни философские, ни спиритуалистические журналы. Беспощадная государственная и церковная цензура душила свободную мысль и не позволяла ни масонам, ни философам играть с огнем оккультизма.

II

В 1849-1859 годах она много путешествует по Европе, Америке и Азии. Из Турции в 1849-1850 годах она уезжает в Грецию, Восточную Европу, затем в Египет и Индию. В 1850-1851 годах она живет то в Париже, то в Лондоне. Предположительно осенью 1851 года она перебирается в Канаду, живет в Квебеке, затем едет в Новый Орлеан, и через Техас – в Мексику. В 1852 году она путешествует по странам Центральной и Южной Америки. Посещает руины древних американских цивилизаций.

Из Америки она плывет через Атлантику в Индию. Это был ее второй приезд в эту страну чудес и волшебства. Она искала настоящих мистиков и оккультистов среди аскетов. Однако встречались они тогда так же редко, как и сегодня. Чаще встречаются фокусники и шарлатаны. Вот что она писала об исполнителях «чудес» в одной из своих статей: «...мы убеждаемся, что если аскет предпочитает подземную пещеру..., дает обет молчания и предается медитации, отказывается прикасаться к деньгам... и, наконец, проводит дни свои за занятиями, кажущимися наиболее смехотворными изо всех – в сосредоточении мысли на кончике носа – то он делает это не ради того, чтобы разыграть нелепую комедию, и не из слепого предрассудка, но в качестве физической тренировки, основанной на строго научных принципах. Тысячи факиров, госсейнов, байрагов и иных нищенствующих монахов, наводняющих деревни и религиозно-благотворительные базары Индии в нынешний век, могут быть – и, несомненно, являются – никчемными и праздными бродягами, современными шутами, подражающими великим ученым философам древности».

Она принимает решение пробраться в Тибет. Но британские пограничники преграждают ей путь. В течение двух лет она путешествует по Индостану, плывет на Яву, в Сингапур и возвращается в Лондон.

Из Англии летом или осенью 1854 года она отправляется в Америку во второй раз. Из Нью-Йорка она сначала едет в Чикаго, затем в фургоне по пыльным дорогам через всю Америку в Сан-Франциско и пароходом вновь в Южную Америку. Осенью 1855 года она пересекает Тихий океан и в Индии вновь ищет попутчиков для поездки в Центральный Тибет. По некоторым данным ей удалось их найти, но пробраться в Тибет не удалось. Она путешествует по Бирме, Сиаму и Асаму. В начале 1858 года она возвращается в Европу, а в самом конце года, на рождество, неожиданно появляется у родственников в Одессе. Там встречает отца, с которым не виделась с 1851 года. Более четырех лет она живет в этот приезд в России.

Десять лет странствий многому научили Блаватскую. Ее экстрасенсорные возможности раскрылись неожиданно в медиумизме.

Ее сестра вспоминала: «Она возвратилась из своих странствий человеком одаренным исключительными свойствами и силами, проявившимися немедленно и поражавшими всех ее окружавших. Она оказалась сильнейшим медиумом, состояние, которое она впоследствии сама сильно презирала, считая его не только унизительным для человеческого достоинства, но и очень вредным для здоровья. Позже ее психические силы, развернувшись, дали ей возможность подчинить своей воле и контролировать внешние проявления медиумизма; но в 27 лет они проявлялись помимо воли ее, редко ей повинуясь. Ее окружали постоянные стуки и постоянное движение, которых происхождения и значения она тогда еще не умела объяснить...».

III

Но не столько Запад интересовал ее. Восток притягивал ее к себе сильнее: она знала, что на Востоке люди, обладающие экстрасенсорными способностями, имели возможность открыто их совершенствовать и демонстрировать. Там их считали не только нормальными, но продвинутыми людьми, и почитали тех из них, кто достиг определенных высот в духовном самоусовершенствовании. Блаватская утверждала не раз, что многие путешествия она совершала по рекомендации своего Махатмы (или Учителя Мудрости), которого впервые встретила в Лондоне в 1851 года.

Немалые деньги уходили у нее на путешествия. За свою жизнь она «пропутешествовала» огромное состояние.

Особенно притягивала ее Индия. Там, в Гималаях, жили ее Наставники – Махатмы.

A3AD4413-D642-4834-B8ED-4C3658DD3C6D.jpeg

Там в горных монастырях можно было найти неизвестные науке манускрипты, запечатлевшие информацию, добытую архаичной наукой о Вселенной и человечестве.

В Европе христианские «цивилизаторы» систематически и целенаправленно уничтожали древние научные трактаты или прятали их в спецхранах Ватиканской библиотеки в Риме. Их можно было найти лишь в древних храмах Востока. «Мы, европейцы, только начали выходить из низовья нового цикла и развиваться по восходящей линии, в то время как азиаты – особенно индусы – являются оставшимися представителями народов, населявших мир и в предшествующие и ныне уже минувшие   , – писала Блаватская в 1880 году.

Там, в Индии, можно было встретить серьезных оккультистов, мистиков, исследователей и знатоков древних религий и философии. Путешественники, ее современники, живо и красочно описывали чудеса Индии, йогов, совершавших умопомрачительные фокусы. Над фокусами она смеялась. Она точно знала, что чудес в природе не бывает, что человеческая психика пока – это нечто малоизвестное и даже таинственное неизведанное поле для науки.

Она прожила в общей сложности около десяти лет в Индии,  изучая не только классическую философскую и духовную литературу, но и наблюдая редкие феномены — йогов.

Изучение оккультизма не поощрялось в среде русской аристократии. Оккультизм, искалеченный и исковерканный по приказу власть имущими, был идеологией масонских лож, а они были запрещены. Такой оккультизм с европейской горькой начинкой она не привечала. Поэтому Елена Петровна не любила рассказывать и писать о своих длительных и утомительных странствиях по планете. Иногда она даже скрывала свое местонахождение от родственников. Особенно мало информации сохранилось о ее путешествиях, совершенных в 1848-1858 годах, и о времени, проведенном в Тибете (1864?-1870?).

Известны многие страны, по которым пролегали маршруты ее путешествий. Известны некоторые люди, с которыми она путешествовала или встречалась во время странствий. Но известно далеко не все.

В ее книгах содержатся намеки на ее встречи с масонами, суфиями, каббалистами, спиритами и спиритуалистами в Европе и Америке. Можно с уверенностью сказать только одно: ее интересовали тайные общества, спиритуалистические организации и секты, магия и подлинный, — белый оккультизм, а также тайны исчезнувших цивилизаций Атлантиды, Гипербореи и Лемурии, южноамериканские и азиатские цивилизации, тибетское учение Калочакры, архаическая космология и мистические психотехники.

Она собрала уникальную информацию об оккультных науках, медиумизме (спиритизме) и спиритуализме; изучила космологические мифы, волшебные сказки и легенды разных народов, символы. Она перечитала труды известных и малоизвестных востоковедов, а также священные писания народов Востока, и труды средневековых каббалистов и оккультистов, опубликованные в XIX веке.

5E2ED1CA-2F19-46A6-8563-0D54DC30BDD3.jpeg

Таковы были первые два десятилетия учебы в её университетах — путешествия по белому свету, встречи с интересными учителями тайных восточных знаний и книги, которые можно было найти в библиотеках Запада. больше всего ее притягивали очень редкие неизвестные современной науке манускрипты с зашифрованными данными о Вселенной и Человечестве, на страницы которых ПОСВЯЩЁННЫЕ когда-то, давным-давно заносили тайные духовные учения Востока...

(Продолжение следует)

——————

Около 10 лет назад я выставил две электронные книги в библиотеке Рериховского общества ОРЕФЛАММА в г.  Донецке. Их можно целиком скачать с сайта общества.

ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ДОНЕЦКОГО РЕРИХОВСКОГО ВЕСТНИКА "ОРИФЛАММА"

 Поступления в электронную библиотеку

https://agni-age.net/n_biblio.htm

Юрий Горбунов

1 ПЕРО И МАГИЯ. Е. П. БЛАВАТСКАЯ И РУССКАЯ КУЛЬТУРА.

2 ПЕРО И МАГИЯ. Е. П. БЛАВАТСКАЯ И ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА

Юрий Горбунов©  

По вопросу издания книги или публикации отдельных глав за разрешением, а также с предложениями и пожеланиями обращаться к автору – ugor9@mail.ru  

             

1. САМАЯ ЗНАМЕНИТАЯ РУССКАЯ АРИСТОКРАТКА XIX ВЕКА — Елена Петровна Блаватская.

Едва ли в истории ХIХ века найдется женщина, аристократка, учёный-востоковед, который бы вызвал горячие споры и пересуды; дружный хор похвал, восхищения последователей ее духовного учения; шумный шквал осуждения его противников; иезуитские интриги католических священников, английских спецслужб и продажной буржуазной прессы – как Елена Петровна Блаватская (1831-1891).

24DA1496-F951-440A-9DD6-65C1B6CD5EC6.jpeg

ВОСТОКОВЕД и ТЕОСОФ Е. П. БЛАВАТСКАЯ, «ДОСТОЙНАЯ СВОИХ РУССКИХ ПРЕДКОВ».

1

Удивительно сложилась судьба этой замечательной русской женщины. Она совершила три кругосветных путешествия. Объехала страны Северной и Южной Америки, страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Большую часть жизни (около 35 лет) она прожила за границей – в Европе, США, Индии. Сменила русское подданство на американское, православие – на буддизм. Написала 10 книг и около тысячи статей на английском языке. И только три книги и несколько десятков статей – на русском.

Ее фундаментальные сочинения – "Разоблаченная Изида" и "Тайная Доктрина" – теософы и почитатели учения Агни Йоги считают великими. И не только они, но и ряд писателей, поэтов, художников, композиторов и ученых как на Западе, на Востоке, так и в России! Не каждому писателю удается написать книги которые переиздаются на разных языках и читаются вот уже более ста сорока лет подряд!

Ее жизненным кредо было – бескорыстное и безраздельное служение человечеству, а девизом – идея о том, что «НЕТ РЕЛИГИИ ВЫШЕ ИСТИНЫ». В книгах, написанных на Западе о ее жизни, можно прочитать немало рассказов о ее экстрасенсорных способностях, о сотрудничестве с Махатмами (или Учителями человечества, Наставниками), о ее бесконечных странствиях по белому свету в поисках тайных духовных знаний.

Имя Блаватской ныне хорошо знакомо всем, кто серьезно интересуется восточными религиозными и эзотерико-философскими учениями, народной медициной, теософией, белым (духовным) оккультизмом, белой магией и вообще тем, что называется «тайными знаниями» для посвященных. Все это вместе взятое в науке называется ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

В ее биографиях, написанных на Западе и переведенных на русский язык, авторы повествуют о ее феноменальных способностях, о ее теософско-организационной деятельности, о провокациях и скандалах, через которые пришлось пройти этой мужественной, стойкой и смелой женщине.

О чем они не пишут или, или точнее сказать, им не разрешают писать – так это о том, что Блаватская Е.П. была РУССКОЙ по национальности, мышлению и культуре писательницей, что она была РУССКОЙ патриоткой, что она была тесно связана с РУССКОЙ культурой и наукой, с политической жизнью России последних десятилетий 19-го столетия.

2

Аристократка Блаватская Е.П. стоит особняком в русской культуре и науке. Теософия пришла в Россию с трудами символистов, Рудольфа Штейнера и российских антропософов. Ее влияние испытали многие российские поэты, художники, композиторы. Она помогала им взглянуть на мир другими глазами и увиденное благолепие выразить в поэтическом слове, в ярком многоцветие, в новых звуковых символах.

Российские философы и ученые постеснялись причислить ее имя к сонму выдающихся русских мыслителей. Такое не раз случалось на Руси. Вспомним, что в славную когорту российских академиков не были допущены Лобачевский, Сеченов, Мечников, Тимирязев, Менделеев. Чудаком считали К. Циолковского. Долго не признавали философами ни В.И. Вернадского, ни Л.Н. Гумилева, ни Н.К. Рериха.

Русофобская компания, развязанная этническими большевиками после прихода их к власти в России в 1917 г. и в ходе геноцида, проводимого ими против русской нации, стерла имя Блаватской из русской культуры, а российские теософы и антропософы бесследно исчезали в большевистских концлагерях.

И только через сто лет после смерти Е.П. Блаватской ее имя и ее труды стали возвращаться в Россию и переводиться на русский язык. Ее имя громко прозвучало в 1991 на международных конференциях, посвященных ее жизнедеятельности в Сочи и в Днепропетровске. ПО ИНИЦИАТИВЕ ЮНЕСКО 1991 г.— год двойного юбилея (160 лет со дня рождения и 100 лет со дня смерти) был ОБЪЯВЛЕН ГОДОМ  Е. П. БЛАВАТСКОЙ. Мне, востоковеду, посчастливилось побывать на второй конференции, проходившей в Днепропетровске. И сделал там фотографии дома, в котором родилась наше аристократка, которые выставил в интернете.

Символично возвращение ее книг, трудов и картин выдающегося русского мыслителя Н.К. Рериха, Агни Йоги на родину в трагическое десятилетие 1990-х годов. Не случайно именно тогда они издавались и переиздавались многократно. Блаватская и Рерихи спасали Россию, помогали русским людям сохранить силу духа, пережить разгул преступности, развала армии и флота, ограбление народа, власть нуворишей, преступления враждующих мафии, чеченские войны, начать духовное возрождение русского народа и Православия.

Растущее рериховское движение обогащает духовную жизнь России, помогая православной церкви нести идеалы христианства в возрождающуюся русскую национальную культуру.

3

После изучения литературы о Блаватской в библиотеках Теософских обществ Канады и США, ее фундаментальных трудов и многотомного собрания ее журнальных статей на английском языке, я пришел к выводу, что книги и статьи о Блаватской и ее отношении к русской и мировой культуре писать надо обязательно.

Во-первых, писать надо, потому что Блаватская – русская по национальности. Между тем, именно русские авторы написали о своей выдающейся соотечественнице слишком мало. Хотя, разумеется, им должно быть ближе и понятнее ее стиль мышления, поскольку она кровными узами связана с русской культурой, с российской  наукой и с русской классической литературой последней четверти ХIХ века.

Во-вторых, потому что большинство авторов писало книги о ней и ее творчестве в основном для единомышленников – теософов, оккультистов, рериховцев. От них не всегда можно ожидать объективного подхода к сложным философским вопросам, многие из которых до настоящего времени остаются спорными, как среди теософов, так и среди ученых.

Среди популяризаторов теософского учения можно найти прекрасно написанные книги, статьи, воспоминания Г.С. Олькотта, А.П. Синнета, Анни Безант, Ч. Ледбиттера, Пурукера, Дж. Джаджа. Большая часть из них уже переведена и опубликована на русском языке. О Блаватской как человеке и организаторе всемирного теософского движения написали свои воспоминания многие из тех, кто работал с ней бок о бок годами.

В-третьих, потому что она была русской патриоткой и защищала интересы России за рубежом, как могла. Она переписывалась с А. М. Катковым (1817-1887), влиятельным русским публицистом, издателем, литературным критиком консервативно-охранительных взглядов. Он печатал ее книги в России.

Каткова, редактора газеты «Московские ведомости» и основоположника русской политической журналистики не любили и боялись на Западе. В своих изданиях он обеспечивал идеологическую поддержку контрреформам Александра III.

В-четвертых, потому что написано несколько клеветнических книг против Блаватской и ее учения. На полке вместе с этими «сочинениями» стоит самая грязная клеветническая книга, «Современная жрица Изида», написанная русским третьеразрядным писателем Всеволодом Соловьевым, сыном прославленного русского историка и ректора Московского университета, и братом известного русского философа и поэта Владимира Соловьева.

Рассказать правду о Блаватской российскому и западному читателю – задача чрезвычайно важная, поскольку интерес к ее творчеству в мире не только не затухает, а временами, как в наши дни, даже вспыхивает с новой силой.

В-пятых, потому что книги о вкладе Блаватской в мировую культуру еще не написаны ни на русском, ни на европейских языках. В 1930-1980-х годах сначала в Англии, затем в США была проведена работа по подготовке академического издания трудов Блаватской на английском языке.

Ее внучатый племянник – Борис Михайлович Цырков (1902-1981), ученый, историк, переводчик, теософ, возглавлял эту работу в течение нескольких десятилетий. Свою жизнь посвятил он поиску ее многочисленных публикаций в разных странах мира и изданию этого собрания сочинений. В феврале 1981 г. Теософское общество (Адъяр) наградило его Золотой медалью имени Субба Роя. Большая часть сочинений нашей знаменитой соотечественницы уже переведены на русский язык.

Ученые пока обходят стороной ее труды. Причин тому несколько: ее сочинения требуют длительного изучения. Кроме того, ученому требуются энциклопедические знания в различных областях: в оккультизме и мистических системах, в истории философии и истории мировых религий. Нужны глубокие знания востоковедческих дисциплин, психологии и других наук.

К сожалению, мало ученых интересуются всеми этими областями человеческих знаний. К тому же ее труды и литературу об основных теософских концепциях можно найти только в крупнейших теософских библиотеках. В академических библиотеках они чаще всего отсутствуют.

Отцам западной демократии и ее защитникам в России очень не нравятся ее социально-политические взгляды, касающихся так называемых демократических проблем буржуазного общества. Они не хотели бы, чтобы молодежь знакомилась с ее публицистикой, с ее смелыми взглядами.

Как публицист, Блаватская встает во весь рост как обличитель западной цивилизации и западной культуры, которую подвергали уничтожающей критики марксисты, и которой восторгались советские диссиденты и «борцы за права человека», а не ЗА ПРАВА НАРОДА в бывших социалистических странах.

Им не нравится, что она лишена полностью русофобии, несмотря на принятие американского гражданства.

Наоборот, как патриот России она ЛЮБИЛА свое Отечество и оставалась преданной интересам своей РОДИНЫ до конца жизни.

Им не нравится, что она ОБВИНЯЕТ британские колониальные власти – в лицемерии, бесчеловечности, жестокостях, издевательствах над населением Индостана, Блаватская РАЗОБЛАЧАЛА подлинные интересы британские власти, уже в те времена основательно зараженные иудаизмом.

Теологические круги всюду настаивают на исключении ее трудов из научного и культурного оборота человечества. Слишком много тайн истории мировых религий приоткрыты теософами. Как разоблачитель трюкачества, магии, колдовства, идеологической мишуры церковно-христианского и иудейского сословия, Блаватская критиковала догматическое церковное христианство, церковников, миссионеров, браминов, равви, превративших духовные учения в источник власти, богатств и привилегий и держащих во все века, включая нынешний, верующих в невежестве, суевериях, догмах и духовной нищете. Академические круги не желают признавать факт того, что Блаватская замахнулась на вульгарно-материалистическое мировоззрение, на основы иудейско-христианской цивилизации.

Ее труды свидетельствуют о том, что в мире ведется упорная и длительная борьба двух мировоззрений: традиционного ныне ньютоно-декартовского, материалистического, рационалистического, и пока еще нетрадиционного, но побеждающего – космического, духовно-эволюционного мировосприятия, разрабатываемого греческими, христианскими теософами, Месмером, Блаватской, Рерихами, русскими философами-космистами, китайскими, индийскими, тибетскими учеными, жрецами и мистиками.

Теософы оставили социально-политические статьи без внимания, потому что-либо были не согласны с ней по вопросам об исторической роли России в международных отношениях; либо им претила острая критика западной цивилизации; либо не желали публично осуждать английскую колониальную политику в Азии в том ключе, в каком делала это Блаватская; либо не хотели портить своих отношений с Папским Римом, живя в католическом мире; либо были далеки от политики вообще. А таких теософов насчитывалось немало. Тем более, в Уставе Теософского общества подчеркивалось, что теософы не должны заниматься политикой.

2

Блаватская принадлежит не XIX веку. Она – человек эпохи Возрождения — ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ПОДЛИННОЙ ДУХОВНОСТИ. Она - гений, не признанный ни в своем отечестве, ни на Западе, ни на Востоке. Она опередила свое время на столетия. Ее труды читаются сегодня больше, чем в ее время. Их будут читать и в будущем, пытаясь понять загадки, поставленные ею перед наукой и философией.

Многое она почерпнула из эпохи Возрождения. Она была к ней хронологически ближе на полторы сотни лет. Идеи, дух той эпохи еще витали в воздухе, которым дышала Александрийско-Викторианская эпоха России и Англии, в которую она жила.

И страсть к монолитной науке-философии-религии, неразделенным еще на самостоятельные отрасли знания и духовность, к науке духовной и цельной, вмещающей как видимые миры, так и невидимые. Ее доктрина вмещала науку и теософию, астрологию и астрономию, физику и метафизику, историю и метаисторию, психологию и парапсихологию, современное христианство и великие Учения Пророков Востока, начиная с Гермеса. Не осталось ни одного темного закоулочка в науке, философии и религии, куда не проник ее любознательный ум и о котором бы она не высказала своего мнения.

И страсть-интерес к человеку, не к обезьяне, а к духовному существу, способному на определенном витке развития человечества общаться с сверхчеловеком, с Учителями человечества, о чем мечтали Ницше, Штейнер, Николай и Елена Рерихи, Алиса Бейли, Анни Безант.

И страсть к литературе и философии, неодолимое желание рассказать людям о своих необыкновенных открытиях и видениях, помочь им вернуться в ту сферу духовности, которая была исхожены пытливым разумом, сердцем гигантов последних лет Средневековья и первопроходцами эпохи Возрождения.

И страсть к музыке, искусству, дипломатии и политике. Она прекрасно играла на пианино. Давала концерты. Она говорила на нескольких иностранных языках. Писала свои труды в основном на английском языке и несколько на французском. Она пыталась охватить весь мир, всю Вселенную – она видела ее глубже и точнее многих учёных.

И страсть к путешествиям. Ее можно сравнить с великими путешественниками – Марко Поло, Магелланом, Колумбом. Только искала она не злато-серебро, ни пряности  ради наживы и прибыли, а вела охоту на архаичные знания, науку древности, утраченные в эпоху Просвещения.

Она была уверена, что древние ученые-жрецы знали о прошлом и будущем человечества, о человеческих коренных расах гораздо больше, чем ее современники-материалисты, отказавшиеся верить в цикличность эволюции и прогресса, в примат духовной эволюции над материальной, духа над телом, в возможность общения со сверхлюдьми, принадлежащих к более высокой коренной расе человечества. Неверие в эти прописные истины, она называла НЕВЕЖЕСТВОМ и предупреждала о трагических последствиях, ожидавших человечество, если интеллектуальная элита не возьмет на вооружение эти истины.

Блаватская считала себя ученым. Как ученый она принадлежала не XIX веку, когда учёные стала интересоваться только материальными явлениями, сулившими деньги и власть тем, кто пользовался ее плодами, а XIV-XVI векам, когда ученых интересовали оба мира – физический и духовный, когда они успешно расшифровывали открытия древних ученых-жрецов и вновь зашифровывали, чтобы плодами их учености не смогли воспользоваться недостойные люди. Все, что не вписывалось в ограниченный мир науки 19-го столетия, буржуазные ученые отбрасывали. Их интересовало только то, за что платили новые хозяева жизни – буржуазия.

Самоограничение ведет к невежеству. Некоторых ученых своего времени, например, Дарвина, она считала невеждами. Она была уверена в том, что наука не должна быть служанкой власть предержащих. Она требовала от ученых возврата к утраченной утонченной духовности, ибо человечество ждет светлое будущее только на путях духовного прогресса. Не все научные открытия человечество должно разрешать правящему классу использовать в своих корыстных интересах. В противном случае его поджидает катастрофа, которая случилась в Атлантиде девять тысяч лет назад.

55C69475-0848-47C9-9AA6-7DDC28801402.jpeg

Возможно, Блаватская была единственным ученым в ХIХ веке, предсказывающим гибель западной цивилизации, если власть имущие и церковники напрочь забудут о мире духовном. Современники не понимали Блаватской. Она не вписывалась в рамки иудейско-христианской Европы, в которой царили страсть буржуазии к наживе и ее ненависть к порабощенным народам; индивидуализм и эгоизм, ложь и лицемерие, насилие, алчность.

Она родилась после восстаний, потрясших Европу в 1830 г., приехала из России в Европу в бурный 1849 г., позднее наблюдала собственными глазами события Парижской коммуны. Она предполагала, что век ХХ будет веком страданий для всего человечества. И в этом она не ошиблась.

                                                       

(Продолжение следует)

——————

Около 10 лет назад я выставил две электронные книги в библиотеке Рериховского общества ОРЕФЛАММА в г.  Донецке. Их можно целиком скачать с сайта общества.

ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ДОНЕЦКОГО РЕРИХОВСКОГО ВЕСТНИКА "ОРИФЛАММА"

 Поступления в электронную библиотеку

https://agni-age.net/n_biblio.htm

Юрий Горбунов

1 ПЕРО И МАГИЯ. Е. П. БЛАВАТСКАЯ И РУССКАЯ КУЛЬТУРА.

2 ПЕРО И МАГИЯ. Е. П. БЛАВАТСКАЯ И ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА

Юрий Горбунов©  

По вопросу издания книги или публикации отдельных глав за разрешением, а также с предложениями и пожеланиями обращаться к автору – ugor9@mail.ru  

             




Новости
25.08.2019

Встреча с Максимом Замшевым в СПб

В Книжной лавке писателей на Невском выступит главный редактор «Литературной газеты».
25.08.2019

После «Немца» и «Русского» – «Француз»

Руководитель «Авторадио» Юрий Костин завершает свою книжную трилогию исторических экшн-романов.
24.08.2019

По книге Глуховского снимут кино

Как сообщает сам писатель, фильм «Метро 2033» выйдет в прокат 1 января 2022 года.
24.08.2019

Пиши и издавай

Премия «Русские рифмы», «Русское слово» предоставляет уникальную возможность начинающим прозаикам, поэтам и драматургам.
23.08.2019

Илья Тюрин в гостях у Лермонтова

Встреча памяти поэта, погибшего 20 лет назад, пройдет в московской библиотеке им. М.Ю.Лермонтова.

Все новости

Книга недели
Кабаре Серебряного века

Кабаре Серебряного века

Впервые под одной обложкой одноактные пародийные пьесы русского кабаре.
Колумнисты ЛГ
 Анатолий Белкин

Сладкоречивый епископ

Наш сегодняшний гость – яркий представитель позднего французского классицизма ...

Крашенинникова Вероника

Без геев или без мозгов?

Российская пропаганда разделила страну и мир на два лагеря – на «либералов» и «к...

Макаров Анатолий

Мудрость духанщиков

Способность русской культуры взаимодействовать с другими культурами, не подавляя...

Крашенинникова Вероника

Надежда идёт из Бонна

Завершающим аккордом политического сезона на европейском направлении стал россий...

Воеводина Татьяна

Хватит жрать!

«Похудеть к пляжному сезону!», «Похудеть навсегда!» – соблазняют объявления в Се...