САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

От перекрестка к перекрестку

18.11.2019
От  перекрестка к перекрестку Беседа с писателем и музыкантом Софией ЭЗЗИАТИ.

Памяти друга и коллеги

13.11.2019
Памяти друга и коллеги 40 дней как ушел давний сотрудник «Литературной газеты», замечательный фотограф Евгений ФЕДОРОВСКИЙ.

Уникум

06.11.2019
Уникум Лев АННИНСКИЙ как явление.
О том, «каким он парнем был», вспоминает Александр НЕВЕРОВ.

Позывной: Москвич (часть вторая)

15.11.2019
Позывной: Москвич (часть вторая) Продолжаем публиковать фрагменты записок русского добровольца – московского предпринимателя, отправившегося летом 2014 года на войну в Донбасс.

Во тьме грядущих новостей

09.11.2019
Во тьме грядущих новостей Стихи Нины ЯГОДИНЦЕВОЙ отличаются не только тщательной отделкой, но и пронзительной лиричностью.

Все равно продолжается жизнь

02.11.2019
Все равно продолжается жизнь Евгений СТЕПАНОВ не только поэт, но еще и редактор. А также издатель. И это не могло не отразиться в его стихах.

Мастер-класс главреда "Литгазеты" Максима Замшева на Пушкинфесте

Смотреть все...

На крыльях золотого дракона

19.11.2019
На крыльях золотого дракона Документалист из Сочи Виктор ТЕРЕНТЬЕВ победил на Международном кинофестивале в «Королевстве Счастья».

Встреча российских и армянских ученых

18.11.2019
Встреча российских и армянских ученых В Москве отметили 150-летие Комитаса и Ованеса Туманяна.

«Вы здесь ходите по золоту…»

16.11.2019
«Вы здесь ходите по золоту…» Юрий МАРТЫНЕНКО о 70-летии писательской организации Забайкалья.
  1. Какие разделы Вас больше привлекают в «Литературной газете»?

Мигранты и демография

17.11.2019
Мигранты и демография Приезжие отнимают рабочие места у коренного населения, отмечает журналист и редактор Павел ПРЯНИКОВ.

Запад им поможет

11.11.2019
Запад им поможет О комичном «Форуме свободной России» в Литве высказывается Андрей ПЕСОЦКИЙ.

Профессор о профессоре

05.11.2019
Профессор о профессоре Иван ЕСАУЛОВ размышляет о природе русофобских высказываний Гасана ГУСЕЙНОВА.

Читая Горького и других классиков.... - Сообщения с тегом "теософия"

  • Архив

    «   Ноябрь 2019   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30  

7. САМАЯ ЗНАМЕНИТАЯ РУССКАЯ АРИСТОКРАТКА XIX ВЕКА. 7. Е. П. Блаватская и русские востоковеды. Продолжение.

Такого глубокого востоковеда и оккультиста, какой была Блаватская до Ольдероге и Щербатского, не знали ни Россия, ни Запад. Как признают историки востоковедения, во времена Блаватской российские и западные востоковеды еще слабо представляли себе суть религиозных психотехник, философских доктрин, буддистскую картину мира. Блаватская же чувствовала себя, как рыба в воде, в бездонном океане восточной мудрости тогда, когда Европа еще топталась на его берегах.

4

Блаватская могла читать также книгу монголиста Ковалевского О.М. (1801-1878) «Буддистская космология» (1835-1837). Публикация этого произведения во многом стимулировала изучение религиозной буддистской картины мира деятелями Русской православной церкви, заинтересованными в укреплении миссионерского служения в буддистских регионах Российской империи.

E081C367-7DCB-48CF-870D-AD636077609F.jpeg

Хочу подчеркнуть, что в России, как и в других европейских странах, изучение азиатских религий имело чисто практическую идеологическую цель – доказать преимущества христианского вероисповедания, разработать методику христианско-миссионерской работы для каждой страны, для каждого региона. В подобных исследованиях нередко «отсутствовали научно-исторические представления, и не соблюдалось требование объективности».

Могла, но едва ли Блаватская читала книгу Позднеева А.М. (1851-1920) «Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу» (1887). Объектом исследования была жизнедеятельность монастырей монахов. Позднеев не ставил перед собой задачи проникнуть в смысл духовных практик, используемых монахами. Его цель заключалась в том, чтобы  помочь российским чиновникам принимать правильные решения политико-административного характера, правильно строить свои отношения с ламами.

Императорское русское географическое общество удостоило «Очерки быта...» Константиновской медали, а Нидерландское географическое общество в Амстердаме избрало Позднеева А.М. своим почетным членом после выхода в свет этой книги. В 1881 г. его избрали по конкурсу ответственным редактором изданий Великобританского и иностранного библейского общества на монгольском, китайском и маньчжурском языках. Вот что интересовало академическую науку в те времена. Вот за что присваивались медали, награды, выдавались премии. Подобные описания ценились превыше всего. Эзотерическая культура человечества не интересовала академическую науку ни во времена Блаватской, ни в наши дни.

Примерно в то же время Блаватская доказывала в своих трудах, что европоцентризм мешает научному изучению религиозно-философских и эзотерических исследований. Она пошла дальше Минаева и Позднеева. Если российские востоковеды во второй половине ХIХ века пытались оказать помощь православным миссионерам, изыскать благоприятные возможности для крещения и русификации буддистских народов Сибири, то Блаватская в резких тонах осуждала реакционную деятельность христианских миссионеров в Азии и доказывала, что христианство не имеет никаких преимуществ перед другими восточными религиями. Ни один из российских востоковедов не выступил с публичным осуждением против крещения сибирских народов. А когда калмыки, принявшие было православие, стали выходить из христианской веры, в 1911 году Позднеев А.М. был направлен царской администрацией для выяснения причин массового перехода калмыков в ламаизм. Он сумел понять и объяснить причины неудач православных миссионеров.

Как видим, российские востоковеды подошли вплотную к проблемам, которые одновременно с ними, проживая в Индии и в европейских странах, изучала Блаватская. Она написала множество статей об архаической науке, о энеблаговидной деятельности христианских миссионеров, об опасности европоцентризма в науке, а колониализма и расизма в отношениях со странами Азии, Африки и Латинской Америки.

Блаватская была блестящим востоковедом мирового класса, но российские востоковеды не спешили причислять ее к своему клану только потому, что она занималась исследованием тайных, сокровенных, духовных учений Востока в то время, когда они были еще далеки, как и в наши дни, от «сердца Азии» – от тайных знаний Востока.

6  

Востоковеды интересовались Тибетом, его монастырями, культурой, литературой религиозного, научного и философского содержания. Вопрос о пребывании Блаватской в Тибете требует дополнительного исследования. Дело в том, что проникнуть в эту страну европейцу, тем более женщине, да еще и русской было в то время чрезвычайно трудно. Из российских исследователей до конца ХIХ века никому не удалось там побывать. Когда же Российская академия наук приняла решение направить в Тибет своих исследователей, были специально подготовлены к выполнению этой миссии два молодых бурята-буддиста.

Первый – Цыбиков Г.Ц. (1873-1930) – был направлен в качестве паломника с группой сибирских паломников. Такие группы отправлялись в Лхасу каждый год. Он добрался до столицы «страны снегов» и собрал весьма интересные материалы для Академии.

Второй – Барадаийи Б.Б. (1878-1937) должен был по договоренности с Далай Ламой, возвращающимся из Монголии на Родину, уехать в Лхасу в его свите. Однако отъезд откладывался, и молодого исследователя направили в монастырь Лавран, расположенный на северо-востоке Тибета. Оба российских востоковеда опубликовали множество трудов о своих путешествиях после кончины Блаватской. Оба внесли определенный вклад в изучение буддизма.

Во времена Блаватской безуспешно пытались пробраться в Тибет, закрытый сначала англичанами, затем Китаем, российский исследователь Н.М. Пржевальский, американец В Рокхаль, француз Г. Бонвало, швед С. Гедин, а француз де Рэнс поплатился за свою попытку жизнью в 1893 году. Сумели пробраться в Тибет ученые-востоковеды в самом конце XIX века.

Почему Блаватская не написала книги о Тибете?

Во-первых, потому что правдивых книг, профессионально написанных специалистами о «стране снегов», как видим, при ее жизни еще не существовало. В своих очерках ей пришлось бы описать, каким образом ей удалось пробраться в эту страну, в которую россиян не пускали английские власти, а так же то, чем она там занималась. Подобные сведения она, как оккультист, хранила в тайне всю жизнь.

Во-вторых, потому что цели ее пребывания в этой стране ограничивались изучением эзотерического философского наследия тибетских мыслителей и ученых. Ее очерки об Индии буквально пронизаны этой эзотерической культурой.

69BEB72B-8576-4BD0-BC51-876DEFD7B2CA.jpeg

В-третьих, у нее не было ни времени на ее написание, ни туристической, страноведческой литературы, из которой она могла бы взять описания исторических памятников, исторических сведений об этой стране и пр. В то же время те тайные знания, которые она почерпнула в Тибете, изложены в десятках ее статей, в «Тайной Доктрине» и в отрывках из «Книги золотых правил».

Ее интересовали не только тибетско-индийские слои эзотерической культуры человечества, но древнеегипетский и греческий (герметический), китайский, каббалистский, суфийский слои этой культуры. Научные открытия, сделанные Блаватской в этой области по времени совпали с открытиями востоковедов Европы и России в сфере изучения религиозно-философских систем Востока. Без ее вклада в изучение мировых религий религиоведческая наука не достигла бы той глубины и основательности, которая характерна для нее в настоящее время.

Книги и статьи Блаватской пробуждали интерес читающей публики к восточным учениям и к классическому оккультизму. В ее лице в мире появился новый вид некабинетного ученого-востоковеда и талантливого путешественника-журналиста. Если добавить к этому, что это лицо было женским, то можно представить, что обыватели аристократических салонов Лондона, Парижа и Санкт-Петербурга могли думать о Блаватской и ее достижениях в исследовании областей жизни, в которые обыкновенные ученые не пытались проникнуть.

Женщина-ученый, женщина-востоковед, оккультистка, путешественница – все эти профессии принадлежали одному лицу – русской аристократке, публикующей толстые, для многих малопонятные научные трактаты, научно-популярные книги очерков о путешествиях, статьи на русском и французском, но в основном на английском языке. Не чудо ли это? Мог ли все это сделать один человек в то столетие, только в конце которого на удивление всего ученого мира впервые в университетской истории на профессорские кафедры было разрешено подниматься женщинам-ученым!?

Кроме этого, Блаватская сумела, используя интерес культурной публики к индийской культуре, к паранормальным явлениям, создать Теософское общество и вовлечь в него десятки тысяч людей на всех континентах. Из этих людей ей удалось воспитать Несколько исследователей нового типа. Они были призваны изучать эзотерическую культуру человечества, используя методики, разработанные Е.П. Блаватской.

Преемниками Е.П. Блаватской. в России стали Николай  Рерих и Елена Рерих.

5 САМАЯ ЗНАМЕНИТАЯ РУССКАЯ АРИСТОКРАТКА XIX ВЕКА. 5. Е. П. Блаватская и И. С. Тургенев — о нигилистах.

Е.П. Блаватская была противником любых радикальных и революционных методов борьбы с политическим злом будь то в Индии или в России. Примером может служить ее статья «ИСТОРИЯ ОДНОЙ КНИГИ» о романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Писала она о Тургеневе для европейских читателей, потому что он был первым русским писателем, которого переводили на иностранные языки и которого при жизни Европа признала выдающимся писателем. Тургенев подолгу жил во Франции в доме актрисы Полины Виардо, и его, как и Блаватскую, считали не только русским, но и европейским писателем.

Елена Петровна выбрала для критики роман «Отцы и дети» не случайно. Во-первых, он вызвал жаркие и долгие споры в русской критике. Во-вторых, М.Н. Катков, публиковавший произведения Тургенева в своем журнале, высказал весьма критическое отношение к данному роману. Если  революционно-демократический лагерь увидел в лице Базарова (главного героя романа) новую социально-политическую силу, появившуюся в России и способную разрушить «до основания» русское самодержавие, то Блаватская высказала опасение по поводу революционного пути развития российского общества.

4738C325-4C6C-4217-B8BE-54D0F3056503.jpeg

Е.П. БЛАВАТСКАЯ о РОМАНЕ И.С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ и ДЕТИ».

1

В своей статьи Блаватская вначале анализирует ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ СОСЛОВИЙ И КЛАССОВ в России. Она подробно описывает, как формировалась русская аристократия из коренных славян, татар и обрусевших эмигрантов, и высказывает весьма любопытные мнения.

Первая группа аристократии состояла из потомков Рюриковичей. «Живя лишь своими воспоминаниями, они составляют отдельный класс и обитают на своего рода высоком социальном плато, откуда высокомерно взирают на простых смертных».

Вторая группа происходила из татарских княжеских фамилий – «ханов и вельмож Золотой Орды и Казани, столь долгое время державших Россию в порабощении... На них  с презрением взирают как «Рюриковичи», так и старинные литовские и польские княжеские фамилии, кои ненавидят русских потомков Рюрика так же, как те – своих римско-католических соперников».

Без труда обнаруживается четкая ПРАСЛАВЯНСКАЯ ПОЗИЦИЯ Блаватской в этой характеристике. В нескольких абзацах она отобразила те будущие противоречия, которые сыграют решающую роль в отношениях России с прибалтийскими и мусульманскими государствами в ХХ веке.

Третью группу составляли «старинные ливонские и эстляндские бароны и графы, курляндские аристократы и freiherrs, кичащиеся своим происхождением от первых крестоносцев и свысока глядящие на славянских аристократов, а также различные чужеземцы, коих приглашали в страну все сменявшие друг друга монархи – западный элемент, привитый русской нации».

В статье Блаватская сообщает некоторые данные о русском дворянстве, крестьянстве, мещанах, торговых мужах, потомственных гражданах, духовенстве и о более сотни различных национальностей и племен.

Она сомневается в том, что революция может произойти в России, если учесть русское бездорожье и малоразвитые средства коммуникации. «В то же время не стоит забывать и уроков истории, не раз являвшейся нам, как огромные просторы империи и отсутствие сплоченности среди ее поданных оказывались, в моменты величайших кризисов, мощнейшими факторами ее разрушения. Сердце России бьется в Москве, мозг же плетет заговор в Санкт-Петербурге, и любое движение, дабы быть успешным, должно охватить оба центра».

Она дает весьма нелестную характеристику Санкт-Петербургскому обществу: «Санкт-Петербург в действительности является аристократическим... местом бесстыдного распутства и дебошей, с такой малой толикой национального в нем, что даже само его название – немецкое. Это естественный порт ввоза всех континентальных пороков, равно как и порочных идей о нравственности, религии и социальном долге, столь широко распространенных ныне. Санкт-Петербург оказывает на Россию такое же растлевающее воздействие, какое Париж – на Францию».

Блаватская приводит выдержку из статьи, опубликованной во влиятельном российском журнале «Русская речь». В ней так описывалось Санкт-Петербургское общество: «казнокрады, расхитители общественной и частной собственности, воротилы и пенсионеры множества дутых акционерных предприятий, шантажисты, развратители женщин и детей, подрядчики, ростовщики, переметные адвокаты, кабатчики и кулаки всех национальностей, всяких религий, всех классов общества – вот современная общественная сила, вот ХИЩНАЯ ПОРОДА, ликующая, насыщающаяся, громко чавкающая своим не знающими отдыха челюстями, лезущая патронировать все – и науку, и литературу, и искусство, и даже самую мысль».  

Как видим, Блаватская была невысокого мнения, как о Европе, так и о России тех лет.

1AA60684-0A6A-4F4A-849B-BC57BE226479.jpeg А

2

Идеи нигилизма и социальной революции пришли в Россию из Западной Европы. Они стали тем разлагающим российское общество вирусом. Этот вирус, как она предсказывала, вызовет БОЛЕЗНИ, которые будут иметь трагические последствия для всех российских народов.

Блаватская сравнивает годы правления Николая I с правлением Александра II.

Царская реформа 1861 года обросла за двадцать лет серией административной, судебной, университетской реформ, реформ военного дела, цензуры и печати, и стала приносить свои плоды. Годы правления последнего были десятилетиями динамичного прорыва России к глубинным преобразований во всех сферах жизни российского общества. Развернулась земская, финансовая, коммерческая деятельность, возникали торговые фирмы и промышленные предприятия. Сеть железных дорог покрыла Россию. Империя развивалась в ногу с Европой.

Александр II упростил условия выезда за границу, и десятки тысяч русских устремились в путешествия по Европе. Они-то и импортировали в Россию «... модный порок и научный скептицизм. Имена Джона Стюарта Милля, Дарвина и Бюхнера не сходили с уст безусых юнцов и беспечных девиц в университетах и гимназиях. Первые проповедовали нигилизм, последние – права женщин и свободную любовь... Профсоюзы, зараженные идеями Интернационала, росли как грибы, и демагоги разглагольствовали в трактирах о конфликте между трудом и капиталом».

3

Далее она пишет о Тургеневе: «Знаменитый автор «Отцов и детей» слабо представлял тогда, в какую национальную деградацию его герой ввергнет русский народ двадцать пять лет спустя». «...Базаров был избран студентами университетов своим высшим идеалом. «Дети» стали разрушать то, что построили «отцы»... Вследствие особого переходного состояния, которое российское общество переживало с 1850 по 1860 год, сие название было с восторгом одобрено и принято, и нигилисты начали появляться на каждом углу. Они завладели национальной литературой, а их новоиспеченные доктрины стали молниеносно распространяться по всей империи. И ныне НИГИЛИЗМ претворился в некую державу – imperium in imperio. Но России приходится бороться уже не с нигилизмом, а с ужасающими последствиями идей 1850 года. Отныне «Отцы и дети» должны занять выдающееся место – и не только в литературе, как образец неординарного таланта, но и как произведение, открывшее новую страницу в российской политической истории, конца которой ни единый человек предсказать не может».

Блаватская знала и о трудах Маркса и Энгельса и к СОЦИАЛИЗМУ относилась с большой настороженностью, потому что НАСИЛИЕ являлось постоянной движущей силой развития российского общества после Петра I: «Похоже, Романовых преследует злой рок: после Петра Великого ни один из них не умер естественной смертью. Петр II умер еще в юности, отравленный. Анна, его преемница, скончалась при весьма подозрительных обстоятельствах. Иван VII, младенцем всего несколько месяцев отроду, был низложен с престола Елизаветою – и бесследно исчез. Елизавета Петровна, дочь Петра Великого, умерла весьма скоропостижно, и на престол вступил Петр III, сын ее сестры, который после нескольких месяцев царствования был умерщвлен в результате дворцового переворота, возглавленного его женою Екартериной II. По слухам – а в России их всегда подавляют – эта Императрица, хотя по крови и не совсем Романова, умерла от медленно действующего яда. Ее сын, Император Павел, был задушен в собственной постели. Александр I был отравлен и умер в Таганроге в 1825 году. Николай I принудил своего личного врача, д-ра Мандта, дать ему яду и покончил с собою, пожертвовав жизнью ради России, дабы его сын и наследник смог закончить губительную Крымскую войну, что самому ему не позволяла сделать уязвленная гордость».

Убийство императора Александра II вызвало у Блаватской буквально шоковое состояние. Даже журнал «Теософ» издававшийся на английском языке в Индии, вышел тогда в траурном оформлении. В статье «СОСТОЯНИЕ РОССИИ» она продолжила анализ причин убийства российского императора.

Она описывает хождение образованных юношей и девушек в народ. Подчеркивает особую преданность русского народа царю. Молодые террористы «...разбудили спящего монстра – слепую месть безрассудных масс, и пострадать могут еще тысячи безвинных жертв». Антицарский терроризм свидетельствовал о поражении идеализма народнических теорий, их утопического «общинного» социализма. Тактика террора народовольцев завела демократическое движение в тупик. Народ не поддержал террористов. Блаватская была настроена по отношению террористов так, как и М. Катков, и Достоевский (его роман «Бесы»), и Н. Лесков (его роман «Захудалый род»). Все они были противниками насильственных, революционных способов борьбы за демократические преобразования, потому что они не способствовали духовному развитию общества.

В статье о книге И.С. Тургенева Елена Петровна сделала вывод о том, что «состояние России столь же ПЛАЧЕВНО и ее будущее столь же МРАЧНО и НЕОПРЕДЕЛЕННО, как и всегда... Кончину почившего Царя – чудовищную низость, бесчестие и вечный позор для России – все же не следует рассматривать как национальную трагедию. Но если убьют его сына, то это преступление, несомненно обернется страшной бедой для всей страны».

В другой статье «БЛАГОТВОРНОЕ ВЛИЯНИЕ ГЛАСНОСТИ» она назвала нигилистов, социалистов, анархистов «исчадием Сил Разрушения».

И хотя она порою критически относилась к российскому, а не только к западному, обществу, стремясь к истине, она всегда защищала Россию от пустых и несправедливых обвинений, звучавших в зарубежной прессе. В 1890 году она опубликовала статью «ПЫЛИНКА и БРЕВНО» в теософском журнале «Люцифер», редактором которого она была, по поводу критики американских и британских филантропов жестокостей в Сибири, ими описываемые как страшные преступления против личности – наказание женщин кнутами в сибирских тюрьмах.

Она признавала, что подобные средства наказания не делают чести российской тюремной системе. Однако справедливости ради она напоминает читателям также и о жестокостях, творимых британскими колонизаторами в Индии, Цейлоне, Бирме, в колониальных тюрьмах в Калькутте или на Андаманских островах, о линчевании негров в США, об уничтожении большей части индейцев в Америке. Она напомнила европейским читателям о том, что еще в 1870-е годы английская женщина имела прав не больше негра на американских плантациях. Она делает вывод, что американские и английские филантропы видят соринку в чужом глазу, но не замечают бревна в своем.

Блаватская неустанно повторяла о том, что теософ не должен вмешиваться в политику, ибо его цель – создание планетарного братства через создание теософских духовных общин.

Рассуждая о России она всегда помнила слова А.С. Пушкина: «Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный». В одном ошибалась Блаватская. Она думала, что «от слепой мести безрассудных масс» может пострадать тысячи безвинных жертв, но что в 1917-1920 годах в России будет уничтожено несколько миллионов человек империалистическими державами в союзе с белыми армиями бывших господ, а в годы Великой Отечественной войны более 27 миллионов может погибнуть от рук еврофашистов только в СССР и еще столько же, если не больше, за его рубежами. Такого она не могла представить даже в самом страшном сне....

4

А теперь вернёмся в наши дни. Кто же оказался прав спустя полтора столетия после появления данной статьи, Блаватская и Катков, или революционеры-демократы, удобрявшие почву для большевистского переворота 1917 года?

Ведь не удержал советский пролетариат свою власть. Утратил диктатуру пролетариата. Часть руководства КПСС после Сталина превратилось в аристократическую прослойку, продавшую все богатства, созданные руками советского народа, за копейки иностранным корпорациям и банкам. За своё предательство народа они положили миллионы в свои бездонные карманы и превратили его большую часть в нищих.  

А из каких слоёв населения формировалась эта партийная «аристократия» в СССР? Из русскоязычных большевиков и «пламенных революционеров» типа Льва Троцкого. Из бывших нэпманов и кулаков. Из русской национальной интеллигенции, вроде Солоухина, ненавидевшей Ленина и Сталина всеми фибрами души и сегодня провозгласившей своими героями черносотенцев и власовцев.

РЕВОЛЮЦИЯ, благодаря гениальности Ленина и Сталина превратила Россию во вторую сверхдержаву мира, а КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ Горбачева и Ельцина отбросила Россию более чем на столетие назад, и позволила Европе и Америке вырваться вперед и создать условия, благоприятные для материального и духовного развития основной массы населения многих стран мира, но не русских в России.

Нет сомнения в том, что рано или поздно современная Россия вновь станет экономически равноправным членом европейского и мирового сообщества, но сколько потребуется десятилетий для восстановления разрушенного этой большевистской аристократией промышленного, сельскохозяйственного, научного и культурного потенциала не знает никто...

*****

Сотрудничество с российскими газетами и журналами, статьи на английском, написанные в защиту России и разоблачающие западное общество, вылилось в то, что колониальный режим объявил ее «русской шпионкой», хотя Блаватская с 1878 года, как мы знаем, была уже подданной США....

2D46649B-FE28-40C4-8B84-C969AB122D02.jpeg

На заседании Теософского общества в Лондоне.

А все начиналось с нигилистов, которых разглядел своим проницательным взором и умом в русском обществе великий русский писатель...

——————

Около 10 лет назад я выставил две электронные книги в библиотеке Рериховского общества ОРЕФЛАММА в г.  Донецке. Их можно целиком скачать с сайта общества.

ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ДОНЕЦКОГО РЕРИХОВСКОГО ВЕСТНИКА "ОРИФЛАММА"

 Поступления в электронную библиотеку

https://agni-age.net/n_biblio.htm

Юрий Горбунов

1. ПЕРО И МАГИЯ. Е. П. БЛАВАТСКАЯ И РУССКАЯ КУЛЬТУРА

2. ПЕРО И МАГИЯ. Е. П. БЛАВАТСКАЯ И ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА

Юрий Горбунов©  

По вопросу издания книги или публикации отдельных глав за разрешением, а также с предложениями и пожеланиями обращаться к автору – ugor9@mail.ru  

(Продолжение следует)

Фото:

3. САМАЯ ЗНАМЕНИТАЯ РУССКАЯ АРИСТОКРАТКА XIX ВЕКА. 3. «Университеты» Е.П. Блаватской.

Как известно, у М. Горького были свои университеты. Они помогли ему стать гениальным писателем и теоретиком новой социалистической литературы. Все выпускники, продолжающие работать над повышением своего профессионального, культурного и духовного уровня тоже имеют свои «университеты».

У Елены Петровны Блаватской были свои «университеты», но совершенно иного плана: она провела свои годы учебы в бесконечных и необычных странствиях по планете. И у неё были с 1851 года свои «учителя». Она называла их «МАХАТМАМИ».

Обывателю трудно понять ее непоседливость. Казалось бы, у нее было все, что положено аристократке: и муж генерал, и поместье, и положение в аристократическом обществе. Ну что ещё надо молодой особе? Зачем надо ехать в Европу? Зачем надо было всю жизнь скитаться по планете? Почему Елену притягивал, как магнит, Восток?

УНИВЕРСИТЕТЫ   Е.П. БЛАВАТСКОЙ.

I

Еще в детстве, путешествия по Калмыкии и Сибири с дедом генералом Фадеевым, она столкнулась с буддистской культурой, совершенно не похожей на христианскую, привычную, и милую ее сердцу. Эта новая культура поразила ее детское воображение, показалась ей сказкой, загадкой, тайной, которую она, повзрослев, мечтала разгадать.

Она встретилась рано в своей жизни с несколькими мирами – с теми, что видят все люди, и с теми, которые видела только она.

Нередко взрослые не понимали, что у нее были развиты какие-то способности, которых нет у нормальных людей. Они думали, что ее рассказы об увиденном, всего лишь плоды ее фантазии. Она понимала, что родственники, гувернантки не понимают, что существует другой мир – оккультный, таинственный мир, в который она имеет доступ. Она пыталась искать ответы на вопросы, которые у нее постоянно возникали. Кроме того, у нее рано пробудилась жажда к познанию оккультных наук, о которых она читала в книгах. В них она узнала, что эти тайные науки можно изучить только с помощью учителей, живущих в странах Востока.

Важно понять также, что интерес Елены к оккультным наукам не мог быть удовлетворен в России. Центром спиритизма (медиумизма) и оккультизма были в то время  США и Франция. Туда она и направила свои стопы.

Спиритуализм получил более широкое распространение в Англии и Америке. Книги по средневековому оккультизму и каббале, по восточным учениям удобнее было искать в европейских библиотеках. Там же она могла также встретить немало единомышленников, с которыми можно было обсуждать вопросы, ее интересующие.

Такова была ее четко обозначенная цель, ради осуществления которой она была готова терпеть грязные комнаты гостиниц и неудобные каюты пароходов, трудности и лишения путешествий, длившихся нередко неделями и месяцами.

Из европейских портов она могла свободно путешествовать по Старому и Новому свету, чем она не преминула воспользоваться. Это было дешевле и проще, чем поездки из России. Ее влекли Индия и Тибет, Арабский Восток и Америка. В этих краях она могла изучать мировые религии, собирать, как пчелка с цветка, тайные знания, добывать сведения по оккультной философии, каббале, суфизму. В России в середине 19-го столетия не издавались ни философские, ни спиритуалистические журналы. Беспощадная государственная и церковная цензура душила свободную мысль и не позволяла ни масонам, ни философам играть с огнем оккультизма.

II

В 1849-1859 годах она много путешествует по Европе, Америке и Азии. Из Турции в 1849-1850 годах она уезжает в Грецию, Восточную Европу, затем в Египет и Индию. В 1850-1851 годах она живет то в Париже, то в Лондоне. Предположительно осенью 1851 года она перебирается в Канаду, живет в Квебеке, затем едет в Новый Орлеан, и через Техас – в Мексику. В 1852 году она путешествует по странам Центральной и Южной Америки. Посещает руины древних американских цивилизаций.

Из Америки она плывет через Атлантику в Индию. Это был ее второй приезд в эту страну чудес и волшебства. Она искала настоящих мистиков и оккультистов среди аскетов. Однако встречались они тогда так же редко, как и сегодня. Чаще встречаются фокусники и шарлатаны. Вот что она писала об исполнителях «чудес» в одной из своих статей: «...мы убеждаемся, что если аскет предпочитает подземную пещеру..., дает обет молчания и предается медитации, отказывается прикасаться к деньгам... и, наконец, проводит дни свои за занятиями, кажущимися наиболее смехотворными изо всех – в сосредоточении мысли на кончике носа – то он делает это не ради того, чтобы разыграть нелепую комедию, и не из слепого предрассудка, но в качестве физической тренировки, основанной на строго научных принципах. Тысячи факиров, госсейнов, байрагов и иных нищенствующих монахов, наводняющих деревни и религиозно-благотворительные базары Индии в нынешний век, могут быть – и, несомненно, являются – никчемными и праздными бродягами, современными шутами, подражающими великим ученым философам древности».

Она принимает решение пробраться в Тибет. Но британские пограничники преграждают ей путь. В течение двух лет она путешествует по Индостану, плывет на Яву, в Сингапур и возвращается в Лондон.

Из Англии летом или осенью 1854 года она отправляется в Америку во второй раз. Из Нью-Йорка она сначала едет в Чикаго, затем в фургоне по пыльным дорогам через всю Америку в Сан-Франциско и пароходом вновь в Южную Америку. Осенью 1855 года она пересекает Тихий океан и в Индии вновь ищет попутчиков для поездки в Центральный Тибет. По некоторым данным ей удалось их найти, но пробраться в Тибет не удалось. Она путешествует по Бирме, Сиаму и Асаму. В начале 1858 года она возвращается в Европу, а в самом конце года, на рождество, неожиданно появляется у родственников в Одессе. Там встречает отца, с которым не виделась с 1851 года. Более четырех лет она живет в этот приезд в России.

Десять лет странствий многому научили Блаватскую. Ее экстрасенсорные возможности раскрылись неожиданно в медиумизме.

Ее сестра вспоминала: «Она возвратилась из своих странствий человеком одаренным исключительными свойствами и силами, проявившимися немедленно и поражавшими всех ее окружавших. Она оказалась сильнейшим медиумом, состояние, которое она впоследствии сама сильно презирала, считая его не только унизительным для человеческого достоинства, но и очень вредным для здоровья. Позже ее психические силы, развернувшись, дали ей возможность подчинить своей воле и контролировать внешние проявления медиумизма; но в 27 лет они проявлялись помимо воли ее, редко ей повинуясь. Ее окружали постоянные стуки и постоянное движение, которых происхождения и значения она тогда еще не умела объяснить...».

III

Но не столько Запад интересовал ее. Восток притягивал ее к себе сильнее: она знала, что на Востоке люди, обладающие экстрасенсорными способностями, имели возможность открыто их совершенствовать и демонстрировать. Там их считали не только нормальными, но продвинутыми людьми, и почитали тех из них, кто достиг определенных высот в духовном самоусовершенствовании. Блаватская утверждала не раз, что многие путешествия она совершала по рекомендации своего Махатмы (или Учителя Мудрости), которого впервые встретила в Лондоне в 1851 года.

Немалые деньги уходили у нее на путешествия. За свою жизнь она «пропутешествовала» огромное состояние.

Особенно притягивала ее Индия. Там, в Гималаях, жили ее Наставники – Махатмы.

A3AD4413-D642-4834-B8ED-4C3658DD3C6D.jpeg

Там в горных монастырях можно было найти неизвестные науке манускрипты, запечатлевшие информацию, добытую архаичной наукой о Вселенной и человечестве.

В Европе христианские «цивилизаторы» систематически и целенаправленно уничтожали древние научные трактаты или прятали их в спецхранах Ватиканской библиотеки в Риме. Их можно было найти лишь в древних храмах Востока. «Мы, европейцы, только начали выходить из низовья нового цикла и развиваться по восходящей линии, в то время как азиаты – особенно индусы – являются оставшимися представителями народов, населявших мир и в предшествующие и ныне уже минувшие   , – писала Блаватская в 1880 году.

Там, в Индии, можно было встретить серьезных оккультистов, мистиков, исследователей и знатоков древних религий и философии. Путешественники, ее современники, живо и красочно описывали чудеса Индии, йогов, совершавших умопомрачительные фокусы. Над фокусами она смеялась. Она точно знала, что чудес в природе не бывает, что человеческая психика пока – это нечто малоизвестное и даже таинственное неизведанное поле для науки.

Она прожила в общей сложности около десяти лет в Индии,  изучая не только классическую философскую и духовную литературу, но и наблюдая редкие феномены — йогов.

Изучение оккультизма не поощрялось в среде русской аристократии. Оккультизм, искалеченный и исковерканный по приказу власть имущими, был идеологией масонских лож, а они были запрещены. Такой оккультизм с европейской горькой начинкой она не привечала. Поэтому Елена Петровна не любила рассказывать и писать о своих длительных и утомительных странствиях по планете. Иногда она даже скрывала свое местонахождение от родственников. Особенно мало информации сохранилось о ее путешествиях, совершенных в 1848-1858 годах, и о времени, проведенном в Тибете (1864?-1870?).

Известны многие страны, по которым пролегали маршруты ее путешествий. Известны некоторые люди, с которыми она путешествовала или встречалась во время странствий. Но известно далеко не все.

В ее книгах содержатся намеки на ее встречи с масонами, суфиями, каббалистами, спиритами и спиритуалистами в Европе и Америке. Можно с уверенностью сказать только одно: ее интересовали тайные общества, спиритуалистические организации и секты, магия и подлинный, — белый оккультизм, а также тайны исчезнувших цивилизаций Атлантиды, Гипербореи и Лемурии, южноамериканские и азиатские цивилизации, тибетское учение Калочакры, архаическая космология и мистические психотехники.

Она собрала уникальную информацию об оккультных науках, медиумизме (спиритизме) и спиритуализме; изучила космологические мифы, волшебные сказки и легенды разных народов, символы. Она перечитала труды известных и малоизвестных востоковедов, а также священные писания народов Востока, и труды средневековых каббалистов и оккультистов, опубликованные в XIX веке.

5E2ED1CA-2F19-46A6-8563-0D54DC30BDD3.jpeg

Таковы были первые два десятилетия учебы в её университетах — путешествия по белому свету, встречи с интересными учителями тайных восточных знаний и книги, которые можно было найти в библиотеках Запада. больше всего ее притягивали очень редкие неизвестные современной науке манускрипты с зашифрованными данными о Вселенной и Человечестве, на страницы которых ПОСВЯЩЁННЫЕ когда-то, давным-давно заносили тайные духовные учения Востока...

(Продолжение следует)

——————

Около 10 лет назад я выставил две электронные книги в библиотеке Рериховского общества ОРЕФЛАММА в г.  Донецке. Их можно целиком скачать с сайта общества.

ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ДОНЕЦКОГО РЕРИХОВСКОГО ВЕСТНИКА "ОРИФЛАММА"

 Поступления в электронную библиотеку

https://agni-age.net/n_biblio.htm

Юрий Горбунов

1 ПЕРО И МАГИЯ. Е. П. БЛАВАТСКАЯ И РУССКАЯ КУЛЬТУРА.

2 ПЕРО И МАГИЯ. Е. П. БЛАВАТСКАЯ И ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА

Юрий Горбунов©  

По вопросу издания книги или публикации отдельных глав за разрешением, а также с предложениями и пожеланиями обращаться к автору – ugor9@mail.ru  

             

2. САМАЯ ЗНАМЕНИТАЯ РУССКАЯ АРИСТОКРАТКА XIX ВЕКА. 2. «Я – русская душою».

В 1884 году Елена Петровна Блаватская (1831-1891), возвращалась из Индии в Европу. В Ницце она случайно встретила русских аристократов – Челищева, Демидова, Львовых, князя Долгорукова. Они признали в ней русскую. Когда познакомились и узнали в ней известного автора очерков об Индии, только что опубликованных в России, началось то, что бывает обычно у русских при встречах за границей.

Вот как она вспоминала об этом в одном из своих писем: «Они меня извели и, невзирая на флюсы, тащат на свои беседы и завтраки, в роскошные дворцы и т. д., мирясь с моими пеньюарами и халатами, вечерним (дезабилье – фр.), сигаретами и комплиментами и принимая все с Христовым терпением, что делает великую честь их патриотическим чувствам. По их словам, они гордятся мною; приглашают меня вернуться на родину (хотелось бы, чтобы они дождались этого счастья)…».

458042C5-9B55-41E9-9033-16AF5C5E82CF.jpeg

«Я – РУССКАЯ ДУШОЮ»

1

Все русские, кто оказывался за границей и хотел познакомиться с Е. П. Блаватской, приходили к ней в гости. Она принимала всех, вела с ними беседы, расспрашивала об обстановке в России, о литературных новинках. Все, кто встречался с Блаватской однажды или многократно, отмечали ее доброту и общительность. Она не переносила одиночества и в странствиях легко и быстро знакомилась, сходилась с людьми. В любой компании буквально через несколько минут бразды правления беседой переходили в ее руки. Она была готова поддержать разговор на любую тему и, обладая энциклопедическими знаниями, могла часами рассуждать о литературе, о музыке, о философии, об оккультизме, магии и науке. Могла немало удивительного  и чудесного рассказать об увиденном и встреченном в своих многолетних путешествиях. Она была блестящим рассказчиком.

Блаватская, как и абсолютное большинство РУССКИХ, была полностью лишена каких-либо расистских предрассудков. Она не делала различия между англичанами и индусами, по-настоящему дружила со своими индийскими соратниками по Теософскому обществу. Это нередко вызывало недоумение у чопорных англичан, которым считали тех дикарями. Чего не любят русские, так это кичливости западноевропейцев превосходством своей иудейско-христианской культурой над русской, индийской, китайской и т.д. Не любят русские, когда нерусские, русскоязычные люди выдают себя за русских. Не любят, когда русофобствующие авторы пишут и публикуют книги о русской душе и о российской истории. Их отталкивает бравада европейцев своей выдуманной богоизбранностью.

У Блаватской была и другая РУССКАЯ черта – желание иметь всюду друзей и знакомых. С 1875 года с нею рядом всегда находились американские, английские соратники по теософскому движению, однако далеко не каждый из них был таким высоко образованным человеком и говорил свободно на нескольких иностранных языках, как Блаватская. Она охотно делилась с ними своими горестями и печалями, мыслями и переживаниями. Стоит почитать письма Блаватской, ее родных, знакомых, коллег, чтобы убедиться, насколько откровенно они все обсуждали ее и свои личные проблемы. Такова уж черта русского человека – ввергать в свою жизнь других людей, выворачивать душу наизнанку перед ними и вовлекать их в решение своих проблем. Вся история переписки Блаватской с англичанином Синнеттом, опубликованная отдельным томом, – свидетельство наличия этой черты в ее характере.

У русских сильно развито ЧУВСТВО КОЛЛЕКТИВИЗМА, отмечается тяга к разного рода наднациональным объединениям, к созданию интернациональных организаций, к проведению собраний. У Блаватской тоже была развито это чувство. Она была прирожденным лидером и организатором. Поэтому именно ей принадлежит инициатива создания Теософского общества, а с 1888 года – лидерство в международном теософском движении.

Для русского характерен ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ, объединение с другими людьми в поисках истины и путей  к ней. «В русской душе – писал русский философ Н.А. Бердяев, – всегда остается иррационализм, неорганизованный, не упорядоченный элемент». Возможно, это объясняет склонность Блаватской к мистическим переживаниям, к оккультным исканиям. Склонность к иррационализму была развита в ней в высшей степени, хотя у многих ее сотоварищей по Теософскому обществу можно найти эту черту.

У русских, отмечал Бердяев, есть еще одна отрицательная черта, которой, к счастью, была полностью лишена Блаватская, – они с превеликим трудом проникают в дебри западной культуры. У Блаватской ее не было. Она легко в эти дебри проникла и никогда не чувствовала себя нигде, ни в Европе, ни в Америке, ни в России, ни в Индии, чужеродным элементом.

2

Блаватская покинула Россию восемнадцатилетней девушкой в 1849 г., когда русское дворянство зачитывалась Пушкиным, Лермонтовым и Гоголем. Она была современником Тургенева, Достоевского, Толстого, всей той плеяды русских национальных поэтов, писателей, композиторов, художников, творчество которых впитало соки из почвы, удобренной творчеством лучших имен «золотого века» русской культуры. Проживая в столицах и крупнейших городах Европы и Америки, она посещала концерты, оперы, балеты, местные картинные галереи, музеи. Она блестяще играла произведения Листа и Шопена на рояле, напевала арии из опер Бизе и Россини, Верди и Пуччини, читала Гюго на французском и Диккенса, любовалась картинами Делакруа и Энгра, прерафаэлитов и реалистов.

Когда она работала над «Тайной Доктриной», расшифровывала символы эзотерической культуры человечества, зародилась культура символизма, расцвет который произошел уже после нее. Какая-то тайная связь существует мешжду эзотерической и светской культурой. Эту тайную связь культур и пыталась разгадать ПРАМАТЕРЬЮ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОСОФИИ.

3

В 1875 г., когда имя Блаватской впервые прозвучало в американской печати, ей было 44 года. За плечами детство и юность в русской аристократической семье; свадьба и бегство от нелюбимого мужа; бесконечные путешествия по белу свету из Европы в Индию, на Ближний Восток, в Северную и Южную Америку. Из 60 лет жизни, отпущенных ей Богом, Блаватская провела около 25 лет в России (1831-1849, 1858-1864, в последний раз ненадолго она приезжала в Россию в 1873 г.). Остальные 35 она жила подолгу в Европе, в Индии, в США. Совершила три кругосветных путешествия, посетила множество стран, изучая тайные (оккультные) науки и шлифуя свои экстрасенсорные способности.

Блаватская оставила мало воспоминаний о своих приключениях. Сохранились ее письма, очерки об Индии, написанные по-русски. За семнадцать лет (с 1875 по 1891 г.) она опубликовала около тысячи статей в основном на английском языке, несколько фундаментальных трудов, в общей сложности составивших 25 томов, изданных Теософским обществом на английском языке. Кто из эзотериков и ученых может похвастаться таким богатым наследием? Причём оно востребовано сегодня даже больше, чем при её жизни!

4

Росла и воспитывалась Блаватская в русской образованной и культурной семье. Кровь двух аристократических родов текла в ее жилах – русских князей Долгоруковых и знатного рода принца Мекленбурга – Ган, предки которого при Петре I обосновались в России.

Большое влияние на старшую дочь Елену оказала ее мать – Елена Андреевна ГАН (1814-1842), даровитая РУССКАЯ ПИСАТЕЛЬНИЦА. Мать рано вышла замуж. В браке счастья не нашла. Мечтала стать писательницей и стала ею. В 22 года она опубликовала первую повесть. Успех окрылил ее. Каждый год она публикует повесть или роман. Некоторые из них были переведены на немецкий и изданы в Германии.

47EDABBE-7495-4E80-9BBD-3ED3DF72B5EF.jpeg

Е.А. Ган была первой писательницей в русской литературе, так ярко и полно выразившаяся свой протест против униженного положения русской женщины в семье и обществе. Она не была феминисткой, не мечтала о выходе женщины из круга семьи на одинаковое с мужчиной поприще общественной жизни, не пыталась разрушать и перестраивать социальные преграды, но только требовала больше уважения и сочувствия женщине как жене и матери. В. БЕЛИНСКИЙ, восхищаясь ее талантом, назвал ее «русской Жорж Санд».

Читатели догадывались, что ее повести содержали много моментов ее личной драмы. «В этой женщине, – вспоминал И.С. ТУРГЕНЕВ, – было действительно и горячее русское сердце, и опыт жизни женской, и страстность убеждений, и не отказала ей природа в тех «простых и сладких» звуках, в которых счастливо выражается внутренняя жизнь». Дважды выходили в свет ее собрания сочинения – в 1843 и 1905 годах. Елена Андреевна умерла рано – в 28 лет. Свою одаренную натуру она передала своим дочерям – Елене и Вере. Обе тоже стали известными писательницами.

С молоком матери дочери впитали высокую духовность русской классической поэзии, литературы, культуры. Мать привила им любовь к чтению, к книге. Научила личным примером, как писательским ремеслом можно завоевать известность. Она сумела внушить им мысль о равноправии женщины и мужчины. От матери они унаследовали огромную любовь к русской литературе и мечту стать тоже писательницей.

5

Не меньшее влияние на Блаватскую оказала бабушка по матери – Елена Павловна Фадеева (1789-1860). Она была дочерью князя П.В. Долгорукова и красавицы-француженки из рода маркизов де Плесси. Елена Павловна говорила на пяти языках, прекрасно рисовала, изучала археологию и нумизматику. Занималась исследованием флоры Кавказа. Она составила гербарий и завещала его Санкт-Петербургскому университету. После ее смерти он был передан университету. Она проявляла живой интерес к истории, естественным наукам, археологии и нумизматике. Собрала прекрасную библиотеку по различным разделам знаний. Она создала в своем кавказском доме зоологический музей доисторических ископаемых, птиц и животных. В этом музее любили играть внучки.

Много лет бабушка переписывалась с известными российскими и зарубежными учеными. Она показала внучкам, чего может достичь русская аристократка, всю жизнь занимавшаяся самообразованием. От нее Блаватская переняла интерес к науке, к научным исследованиям, к изучению научной литературы.

Дед Блаватской – Андрей Михайлович ФАДЕЕВ состоял на государственной службе. Одно время был Саратовским губернатором. В 1846-1867 годах был управляющим государственным имуществом в Закавказском крае. Он написал книгу воспоминаний. Ее издали небольшим тиражом в Одессе. В ней есть страницы, на которых он описывал детские годы своей внучки Елены. Хорошая библиотека в доме Фадеевых позволила дочерям и внучкам перечитать многие классические произведения на русском и иностранных языках.

Родной дядя Блаватской – генерал ФАДЕЕВ Ростислав (1824-1883) ) – прославил себя как военный публицист. Участвовал в Кавказской войне. С 1859 года состоял при главнокомандующем на Кавказа князе А.И. Барятинском, и по его поручению написал обстоятельную монографию «Шестьдесят лет кавказской войны» (1860). Печатал «Письма с Кавказа» в «Московских Ведомостях», статьи о вооруженных силах России. В 1869 году он предложил свою программу решения восточного вопроса в статьях, помещенных в «Биржевых Ведомостях».

Писателем был и близкий родственник Блаватской МАРКОВ Евгений Львович (1835-1903), автор известной книги «Очерки Крыма»(1872, 1884, 1995). Он любил путешествовать и объехал Италию, Турцию, Грецию, Египет, Палестину и Кавказ. Опубликовал несколько книг путевых очерков. Другие его книги «Очерки Кавказа» (1887), «Путешествие на Восток. Царьград и Архипелаг. В стране фараонов» (1890), «Путешествие по Святой Земле» (1891) не были столь популярны как очерки о Крымском полуострове.

Писательницей стала и родная сестра Елены – ЖЕЛИХОВСКАЯ Вера Петровна (1835-1896). Она писала рассказы для детского чтения, повести, романы, пьесы. Опубликовала серию биографических очерков о своей сестре. В 1883 году первый очерк о Блаватской вышел в журнале «Ребус». В 1891 году, после смерти сестры, второй очерк был опубликован в «Русском обозрении». В 1893 году в ответ на клеветническую книгу Всеволода Соловьева «Современная жрица Исида» она опубликовала свою книгу «Блаватская Е.П. и современная жрица правды». В последние годы жизни она написала две автобиографические повести «Когда я была маленькой» и «Мое отрочество». В них она включила воспоминания о своей знаменитой сестре.

DE6072D8-7FEC-4EC8-8B40-6A813F5B5A5C.png

Так что писательство влекло Блаватскую с детства. Она гордилась своей матерью, родственниками-писателями. Ее очерки об Индии и рассказы выявили у нее недюжинное ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МАСТЕРСТВО, книги по теософии – огромные ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ. Экстрасенсорные способности открыли ей дверь в мир оккультных тайн.

CC1F0953-9494-4FEE-9059-BE07D210DF96.jpeg  

У Блаватской были свои герои, с которых она делала свою жизнь. Это были ее ближайшие родственники, писатели и публицисты, и те путешественники и ученые, с которыми бабушка переписывалась. Смелые и отважные люди, все они горячо любили свою Родину и служили человечеству. Все они отдали свои талант, силы, энергию делу развития науки, культуры, литературы и журналистике.

Генетическая связь со своими французскими, немецкими и русскими предками, свободное владение несколькими языками, чтение литературы на многих языках, путешествия, интенсивное общение с иностранцами способствовало формированию у Блаватской КОСМОПОЛИТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ. Она легко адаптировалась к любым условиям жизни в любой стране мира. Она общалась с семьями своих далеких родственников и с аристократическими семьями, проживающими в различных странах. Все они могли оказать, и порою оказывали ей помощь в трудную минуту. Но чаще всего ей приходилось надеяться на собственные силы.

И в тоже время она оставалась до конца дней РУССКОЙ ПАТРИОТКОЙ и считала ПРАВОСЛАВИЕ самой милой ее сердцу религией.

Проживая за границей, Блаватская переписывалась со своими родственниками в России, получала от них российские журналы и книги, внимательно следила за литературной и культурной жизнью в России, как это делают все образованные русские люди.

(Продолжение следует)

——————

Около 10 лет назад я выставил две электронные книги в библиотеке Рериховского общества ОРЕФЛАММА в г.  Донецке. Их можно целиком скачать с сайта общества.

ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ДОНЕЦКОГО РЕРИХОВСКОГО ВЕСТНИКА "ОРИФЛАММА"

 Поступления в электронную библиотеку

https://agni-age.net/n_biblio.htm

Юрий Горбунов

1 ПЕРО И МАГИЯ. Е. П. БЛАВАТСКАЯ И РУССКАЯ КУЛЬТУРА.

2 ПЕРО И МАГИЯ. Е. П. БЛАВАТСКАЯ И ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА

Юрий Горбунов©  

По вопросу издания книги или публикации отдельных глав за разрешением, а также с предложениями и пожеланиями обращаться к автору – ugor9@mail.ru  

             

1. САМАЯ ЗНАМЕНИТАЯ РУССКАЯ АРИСТОКРАТКА XIX ВЕКА — Елена Петровна Блаватская.

Едва ли в истории ХIХ века найдется женщина, аристократка, учёный-востоковед, который бы вызвал горячие споры и пересуды; дружный хор похвал, восхищения последователей ее духовного учения; шумный шквал осуждения его противников; иезуитские интриги католических священников, английских спецслужб и продажной буржуазной прессы – как Елена Петровна Блаватская (1831-1891).

24DA1496-F951-440A-9DD6-65C1B6CD5EC6.jpeg

ВОСТОКОВЕД и ТЕОСОФ Е. П. БЛАВАТСКАЯ, «ДОСТОЙНАЯ СВОИХ РУССКИХ ПРЕДКОВ».

1

Удивительно сложилась судьба этой замечательной русской женщины. Она совершила три кругосветных путешествия. Объехала страны Северной и Южной Америки, страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Большую часть жизни (около 35 лет) она прожила за границей – в Европе, США, Индии. Сменила русское подданство на американское, православие – на буддизм. Написала 10 книг и около тысячи статей на английском языке. И только три книги и несколько десятков статей – на русском.

Ее фундаментальные сочинения – "Разоблаченная Изида" и "Тайная Доктрина" – теософы и почитатели учения Агни Йоги считают великими. И не только они, но и ряд писателей, поэтов, художников, композиторов и ученых как на Западе, на Востоке, так и в России! Не каждому писателю удается написать книги которые переиздаются на разных языках и читаются вот уже более ста сорока лет подряд!

Ее жизненным кредо было – бескорыстное и безраздельное служение человечеству, а девизом – идея о том, что «НЕТ РЕЛИГИИ ВЫШЕ ИСТИНЫ». В книгах, написанных на Западе о ее жизни, можно прочитать немало рассказов о ее экстрасенсорных способностях, о сотрудничестве с Махатмами (или Учителями человечества, Наставниками), о ее бесконечных странствиях по белому свету в поисках тайных духовных знаний.

Имя Блаватской ныне хорошо знакомо всем, кто серьезно интересуется восточными религиозными и эзотерико-философскими учениями, народной медициной, теософией, белым (духовным) оккультизмом, белой магией и вообще тем, что называется «тайными знаниями» для посвященных. Все это вместе взятое в науке называется ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

В ее биографиях, написанных на Западе и переведенных на русский язык, авторы повествуют о ее феноменальных способностях, о ее теософско-организационной деятельности, о провокациях и скандалах, через которые пришлось пройти этой мужественной, стойкой и смелой женщине.

О чем они не пишут или, или точнее сказать, им не разрешают писать – так это о том, что Блаватская Е.П. была РУССКОЙ по национальности, мышлению и культуре писательницей, что она была РУССКОЙ патриоткой, что она была тесно связана с РУССКОЙ культурой и наукой, с политической жизнью России последних десятилетий 19-го столетия.

2

Аристократка Блаватская Е.П. стоит особняком в русской культуре и науке. Теософия пришла в Россию с трудами символистов, Рудольфа Штейнера и российских антропософов. Ее влияние испытали многие российские поэты, художники, композиторы. Она помогала им взглянуть на мир другими глазами и увиденное благолепие выразить в поэтическом слове, в ярком многоцветие, в новых звуковых символах.

Российские философы и ученые постеснялись причислить ее имя к сонму выдающихся русских мыслителей. Такое не раз случалось на Руси. Вспомним, что в славную когорту российских академиков не были допущены Лобачевский, Сеченов, Мечников, Тимирязев, Менделеев. Чудаком считали К. Циолковского. Долго не признавали философами ни В.И. Вернадского, ни Л.Н. Гумилева, ни Н.К. Рериха.

Русофобская компания, развязанная этническими большевиками после прихода их к власти в России в 1917 г. и в ходе геноцида, проводимого ими против русской нации, стерла имя Блаватской из русской культуры, а российские теософы и антропософы бесследно исчезали в большевистских концлагерях.

И только через сто лет после смерти Е.П. Блаватской ее имя и ее труды стали возвращаться в Россию и переводиться на русский язык. Ее имя громко прозвучало в 1991 на международных конференциях, посвященных ее жизнедеятельности в Сочи и в Днепропетровске. ПО ИНИЦИАТИВЕ ЮНЕСКО 1991 г.— год двойного юбилея (160 лет со дня рождения и 100 лет со дня смерти) был ОБЪЯВЛЕН ГОДОМ  Е. П. БЛАВАТСКОЙ. Мне, востоковеду, посчастливилось побывать на второй конференции, проходившей в Днепропетровске. И сделал там фотографии дома, в котором родилась наше аристократка, которые выставил в интернете.

Символично возвращение ее книг, трудов и картин выдающегося русского мыслителя Н.К. Рериха, Агни Йоги на родину в трагическое десятилетие 1990-х годов. Не случайно именно тогда они издавались и переиздавались многократно. Блаватская и Рерихи спасали Россию, помогали русским людям сохранить силу духа, пережить разгул преступности, развала армии и флота, ограбление народа, власть нуворишей, преступления враждующих мафии, чеченские войны, начать духовное возрождение русского народа и Православия.

Растущее рериховское движение обогащает духовную жизнь России, помогая православной церкви нести идеалы христианства в возрождающуюся русскую национальную культуру.

3

После изучения литературы о Блаватской в библиотеках Теософских обществ Канады и США, ее фундаментальных трудов и многотомного собрания ее журнальных статей на английском языке, я пришел к выводу, что книги и статьи о Блаватской и ее отношении к русской и мировой культуре писать надо обязательно.

Во-первых, писать надо, потому что Блаватская – русская по национальности. Между тем, именно русские авторы написали о своей выдающейся соотечественнице слишком мало. Хотя, разумеется, им должно быть ближе и понятнее ее стиль мышления, поскольку она кровными узами связана с русской культурой, с российской  наукой и с русской классической литературой последней четверти ХIХ века.

Во-вторых, потому что большинство авторов писало книги о ней и ее творчестве в основном для единомышленников – теософов, оккультистов, рериховцев. От них не всегда можно ожидать объективного подхода к сложным философским вопросам, многие из которых до настоящего времени остаются спорными, как среди теософов, так и среди ученых.

Среди популяризаторов теософского учения можно найти прекрасно написанные книги, статьи, воспоминания Г.С. Олькотта, А.П. Синнета, Анни Безант, Ч. Ледбиттера, Пурукера, Дж. Джаджа. Большая часть из них уже переведена и опубликована на русском языке. О Блаватской как человеке и организаторе всемирного теософского движения написали свои воспоминания многие из тех, кто работал с ней бок о бок годами.

В-третьих, потому что она была русской патриоткой и защищала интересы России за рубежом, как могла. Она переписывалась с А. М. Катковым (1817-1887), влиятельным русским публицистом, издателем, литературным критиком консервативно-охранительных взглядов. Он печатал ее книги в России.

Каткова, редактора газеты «Московские ведомости» и основоположника русской политической журналистики не любили и боялись на Западе. В своих изданиях он обеспечивал идеологическую поддержку контрреформам Александра III.

В-четвертых, потому что написано несколько клеветнических книг против Блаватской и ее учения. На полке вместе с этими «сочинениями» стоит самая грязная клеветническая книга, «Современная жрица Изида», написанная русским третьеразрядным писателем Всеволодом Соловьевым, сыном прославленного русского историка и ректора Московского университета, и братом известного русского философа и поэта Владимира Соловьева.

Рассказать правду о Блаватской российскому и западному читателю – задача чрезвычайно важная, поскольку интерес к ее творчеству в мире не только не затухает, а временами, как в наши дни, даже вспыхивает с новой силой.

В-пятых, потому что книги о вкладе Блаватской в мировую культуру еще не написаны ни на русском, ни на европейских языках. В 1930-1980-х годах сначала в Англии, затем в США была проведена работа по подготовке академического издания трудов Блаватской на английском языке.

Ее внучатый племянник – Борис Михайлович Цырков (1902-1981), ученый, историк, переводчик, теософ, возглавлял эту работу в течение нескольких десятилетий. Свою жизнь посвятил он поиску ее многочисленных публикаций в разных странах мира и изданию этого собрания сочинений. В феврале 1981 г. Теософское общество (Адъяр) наградило его Золотой медалью имени Субба Роя. Большая часть сочинений нашей знаменитой соотечественницы уже переведены на русский язык.

Ученые пока обходят стороной ее труды. Причин тому несколько: ее сочинения требуют длительного изучения. Кроме того, ученому требуются энциклопедические знания в различных областях: в оккультизме и мистических системах, в истории философии и истории мировых религий. Нужны глубокие знания востоковедческих дисциплин, психологии и других наук.

К сожалению, мало ученых интересуются всеми этими областями человеческих знаний. К тому же ее труды и литературу об основных теософских концепциях можно найти только в крупнейших теософских библиотеках. В академических библиотеках они чаще всего отсутствуют.

Отцам западной демократии и ее защитникам в России очень не нравятся ее социально-политические взгляды, касающихся так называемых демократических проблем буржуазного общества. Они не хотели бы, чтобы молодежь знакомилась с ее публицистикой, с ее смелыми взглядами.

Как публицист, Блаватская встает во весь рост как обличитель западной цивилизации и западной культуры, которую подвергали уничтожающей критики марксисты, и которой восторгались советские диссиденты и «борцы за права человека», а не ЗА ПРАВА НАРОДА в бывших социалистических странах.

Им не нравится, что она лишена полностью русофобии, несмотря на принятие американского гражданства.

Наоборот, как патриот России она ЛЮБИЛА свое Отечество и оставалась преданной интересам своей РОДИНЫ до конца жизни.

Им не нравится, что она ОБВИНЯЕТ британские колониальные власти – в лицемерии, бесчеловечности, жестокостях, издевательствах над населением Индостана, Блаватская РАЗОБЛАЧАЛА подлинные интересы британские власти, уже в те времена основательно зараженные иудаизмом.

Теологические круги всюду настаивают на исключении ее трудов из научного и культурного оборота человечества. Слишком много тайн истории мировых религий приоткрыты теософами. Как разоблачитель трюкачества, магии, колдовства, идеологической мишуры церковно-христианского и иудейского сословия, Блаватская критиковала догматическое церковное христианство, церковников, миссионеров, браминов, равви, превративших духовные учения в источник власти, богатств и привилегий и держащих во все века, включая нынешний, верующих в невежестве, суевериях, догмах и духовной нищете. Академические круги не желают признавать факт того, что Блаватская замахнулась на вульгарно-материалистическое мировоззрение, на основы иудейско-христианской цивилизации.

Ее труды свидетельствуют о том, что в мире ведется упорная и длительная борьба двух мировоззрений: традиционного ныне ньютоно-декартовского, материалистического, рационалистического, и пока еще нетрадиционного, но побеждающего – космического, духовно-эволюционного мировосприятия, разрабатываемого греческими, христианскими теософами, Месмером, Блаватской, Рерихами, русскими философами-космистами, китайскими, индийскими, тибетскими учеными, жрецами и мистиками.

Теософы оставили социально-политические статьи без внимания, потому что-либо были не согласны с ней по вопросам об исторической роли России в международных отношениях; либо им претила острая критика западной цивилизации; либо не желали публично осуждать английскую колониальную политику в Азии в том ключе, в каком делала это Блаватская; либо не хотели портить своих отношений с Папским Римом, живя в католическом мире; либо были далеки от политики вообще. А таких теософов насчитывалось немало. Тем более, в Уставе Теософского общества подчеркивалось, что теософы не должны заниматься политикой.

2

Блаватская принадлежит не XIX веку. Она – человек эпохи Возрождения — ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ПОДЛИННОЙ ДУХОВНОСТИ. Она - гений, не признанный ни в своем отечестве, ни на Западе, ни на Востоке. Она опередила свое время на столетия. Ее труды читаются сегодня больше, чем в ее время. Их будут читать и в будущем, пытаясь понять загадки, поставленные ею перед наукой и философией.

Многое она почерпнула из эпохи Возрождения. Она была к ней хронологически ближе на полторы сотни лет. Идеи, дух той эпохи еще витали в воздухе, которым дышала Александрийско-Викторианская эпоха России и Англии, в которую она жила.

И страсть к монолитной науке-философии-религии, неразделенным еще на самостоятельные отрасли знания и духовность, к науке духовной и цельной, вмещающей как видимые миры, так и невидимые. Ее доктрина вмещала науку и теософию, астрологию и астрономию, физику и метафизику, историю и метаисторию, психологию и парапсихологию, современное христианство и великие Учения Пророков Востока, начиная с Гермеса. Не осталось ни одного темного закоулочка в науке, философии и религии, куда не проник ее любознательный ум и о котором бы она не высказала своего мнения.

И страсть-интерес к человеку, не к обезьяне, а к духовному существу, способному на определенном витке развития человечества общаться с сверхчеловеком, с Учителями человечества, о чем мечтали Ницше, Штейнер, Николай и Елена Рерихи, Алиса Бейли, Анни Безант.

И страсть к литературе и философии, неодолимое желание рассказать людям о своих необыкновенных открытиях и видениях, помочь им вернуться в ту сферу духовности, которая была исхожены пытливым разумом, сердцем гигантов последних лет Средневековья и первопроходцами эпохи Возрождения.

И страсть к музыке, искусству, дипломатии и политике. Она прекрасно играла на пианино. Давала концерты. Она говорила на нескольких иностранных языках. Писала свои труды в основном на английском языке и несколько на французском. Она пыталась охватить весь мир, всю Вселенную – она видела ее глубже и точнее многих учёных.

И страсть к путешествиям. Ее можно сравнить с великими путешественниками – Марко Поло, Магелланом, Колумбом. Только искала она не злато-серебро, ни пряности  ради наживы и прибыли, а вела охоту на архаичные знания, науку древности, утраченные в эпоху Просвещения.

Она была уверена, что древние ученые-жрецы знали о прошлом и будущем человечества, о человеческих коренных расах гораздо больше, чем ее современники-материалисты, отказавшиеся верить в цикличность эволюции и прогресса, в примат духовной эволюции над материальной, духа над телом, в возможность общения со сверхлюдьми, принадлежащих к более высокой коренной расе человечества. Неверие в эти прописные истины, она называла НЕВЕЖЕСТВОМ и предупреждала о трагических последствиях, ожидавших человечество, если интеллектуальная элита не возьмет на вооружение эти истины.

Блаватская считала себя ученым. Как ученый она принадлежала не XIX веку, когда учёные стала интересоваться только материальными явлениями, сулившими деньги и власть тем, кто пользовался ее плодами, а XIV-XVI векам, когда ученых интересовали оба мира – физический и духовный, когда они успешно расшифровывали открытия древних ученых-жрецов и вновь зашифровывали, чтобы плодами их учености не смогли воспользоваться недостойные люди. Все, что не вписывалось в ограниченный мир науки 19-го столетия, буржуазные ученые отбрасывали. Их интересовало только то, за что платили новые хозяева жизни – буржуазия.

Самоограничение ведет к невежеству. Некоторых ученых своего времени, например, Дарвина, она считала невеждами. Она была уверена в том, что наука не должна быть служанкой власть предержащих. Она требовала от ученых возврата к утраченной утонченной духовности, ибо человечество ждет светлое будущее только на путях духовного прогресса. Не все научные открытия человечество должно разрешать правящему классу использовать в своих корыстных интересах. В противном случае его поджидает катастрофа, которая случилась в Атлантиде девять тысяч лет назад.

55C69475-0848-47C9-9AA6-7DDC28801402.jpeg

Возможно, Блаватская была единственным ученым в ХIХ веке, предсказывающим гибель западной цивилизации, если власть имущие и церковники напрочь забудут о мире духовном. Современники не понимали Блаватской. Она не вписывалась в рамки иудейско-христианской Европы, в которой царили страсть буржуазии к наживе и ее ненависть к порабощенным народам; индивидуализм и эгоизм, ложь и лицемерие, насилие, алчность.

Она родилась после восстаний, потрясших Европу в 1830 г., приехала из России в Европу в бурный 1849 г., позднее наблюдала собственными глазами события Парижской коммуны. Она предполагала, что век ХХ будет веком страданий для всего человечества. И в этом она не ошиблась.

                                                       

(Продолжение следует)

——————

Около 10 лет назад я выставил две электронные книги в библиотеке Рериховского общества ОРЕФЛАММА в г.  Донецке. Их можно целиком скачать с сайта общества.

ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ДОНЕЦКОГО РЕРИХОВСКОГО ВЕСТНИКА "ОРИФЛАММА"

 Поступления в электронную библиотеку

https://agni-age.net/n_biblio.htm

Юрий Горбунов

1 ПЕРО И МАГИЯ. Е. П. БЛАВАТСКАЯ И РУССКАЯ КУЛЬТУРА.

2 ПЕРО И МАГИЯ. Е. П. БЛАВАТСКАЯ И ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА

Юрий Горбунов©  

По вопросу издания книги или публикации отдельных глав за разрешением, а также с предложениями и пожеланиями обращаться к автору – ugor9@mail.ru  

             




Новости
21.11.2019

«Не жалеть эту жизнь…»

В Москве и Обнинске пройдут вечера памяти, посвященные 60-летию со дня рождения поэта Валерия Прокошина.
21.11.2019

Путин откроет памятник Гранину

Президент России примет участие в торжественном открытии монумента писателю-фронтовику.
20.11.2019

Как полюбить чтение

В библиотеках Москвы стартовала акция «Неделя Живой Классики».
20.11.2019

Повернуть время вспять

Опубликован второй том серии «Это моя Земля» – cборник рассказов под названием «Красный Яр».
19.11.2019

Быков отмежевался от Полозковой

Известный писатель сообщил, что никогда в жизни не дружил с нею.

Все новости

Книга недели
Эльдар Рязанов

Эльдар Рязанов

Без его фильмов трудно представить себе нашу жизнь.
Колумнисты ЛГ
Крашенинникова Вероника

Какой век на дворе? XVI или XXI?

Знакомый московский профессор однажды спросил у студентов, как они относятся к о...

Воеводина Татьяна

7 лет в ВТО

Вроде только вчера вступила Россия в ВТО, а мину­ло семь лет.

Евстафьев Дмитрий

Чего хочет народ

Публикация результатов соцопроса Левада-Центра и Фонда Карнеги взбудоражила обще...

Крашенинникова Вероника

Фигура умолчания

Прошёл День народного единства. Празднику 15 лет, а народной любви и признания о...

Неменский Олег

Маша от Зеленского

Развод сил на пробных участках в Донбассе – это своего рода военный балет, никак...