САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

Новая книга Максима Замшева

21.01.2020
Новая книга Максима Замшева В издательстве «Азбука» в серии «Азбука-бестселлер. Русская проза» выходит новый роман главного редактора «Литературной газеты».

Нас поздравил Дмитрий Медведев!

15.01.2020
Нас поздравил Дмитрий Медведев! Дмитрий Анатольевич Медведев поздравил «Литературную газету» со 190-летним юбилеем.

Грибоедов на реке Зуше

12.01.2020
Грибоедов на реке Зуше К 225-летию со дня рождения великого русского поэта, драматурга и государственного деятеля.
Краеведческие изыскания Григория ЛАЗАРЕВА.

Из давности давней

18.01.2020
Из давности давней Стихи Василия СИТНИКОВА можно отнести к «тихой лирике», но главное их достоинство в том, что они настоящие.

Скрипка

11.01.2020
Скрипка Рассказ Алены ДАЛЬ – о детстве, но при этом он совсем не детский.

Развалка

05.01.2020
Развалка Проза Ефима ГАММЕРА давно уже не оставляет равнодушными редакторов литературных изданий.

Мастер-класс главреда "Литгазеты" Максима Замшева на Пушкинфесте

Смотреть все...

Постапокалипсис, но не страшилка

20.01.2020
Постапокалипсис, но не страшилка О популярном аудиосериале Дмитрия ГЛУХОВСКОГО рассказывает Лада БАСНИНА.

«Подземный бастион»

14.01.2020
«Подземный бастион» Подведены итоги юбилейного Всероссийского поэтического интернет-конкурса «Пегасьи бои».
Отчет Вячеслава ДЕМЧЕНКО.

Ничего не изменилось, или «Подвергай все сомнению»

10.01.2020
Ничего не изменилось, или «Подвергай все сомнению» Владимир СПЕКТОР разбирает роман Виктора ШЕНДРИКА «Девяносто первый, или Путь в бронзу».
  1. Какой Ваш любимый праздник?

Мишустин похож на слона

19.01.2020
Мишустин похож на слона Так считает Эдуард ЛИМОНОВ, видевший нового премьера в профиль.

Что американцу хорошо, то русскому – смерть!

13.01.2020
Что американцу хорошо, то русскому – смерть! Поэт и профессор Литинститута Олеся НИКОЛАЕВА против депутатов Госдумы, лоббирующих закон «О профилактике семейного насилия».

Дорога в пропасть

09.01.2020
Дорога в пропасть В России за минувший год «грохнулось» почти 100 мостов, утверждает Андрей КАРАУЛОВ.

Читая Горького и других классиков.... - Сообщения за ноябрь 2019 года

  • Архив

    «   Ноябрь 2019   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30  

ВОСПОМИНАНИЯ РУССКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТА ОБ УТРАЧЕННОЙ РОДИНЕ. Глава 7.

6FA16D64-C03A-4726-B81C-452130FDFBA3.jpeg

В этом доме на Сахарушке мы прожили более семи лет (1953-1960).

Глава седьмая. УССУРИЙСК — ГОРОД ЮНОСТИ МОЕЙ.

Зимой 1953 года отца перевели служить в город Уссурийск Приморского края. После красавца Хабаровска на Амуре город Уссурийск показался нам тихим, уютным, но провинциальным городком. В нем не было ни широких величавых проспектов, ни шикарных по тем временам магазинов. Все просто и по-деревенски!

Уссурийск – город моей юности. Этот второй по величине город в Приморском крае расположен в котловине между сопками на Приханкайской равнине в 112 км от Владивостока. Основан славянами в 1866 году. Они назвали село Никольским в честь св. Николая Чудотворца. В 1898 г. село было преобразовано в город Никольск-Уссурийский. В 1935 году он был переименован в Ворошилов в честь советского военачальника К.Е. Ворошилова. В 1957 году ему вернули старое имя "Уссурийск", и я помню, что мы писали на конвертах с письмами его название "Ворошилов-Уссурийск".

Это был крупный железнодорожный узел на Транссибирской железнодорожной магистрали. В нем работали локомотиворемонтный, авторемонтный, бронетанковый ремонтный, сахарный, молочный, ликероводочный заводы.

В 50-х годах в городе проживало около 100 тыс. жителей.

Добрая его половина мужчин носила военную форму. Это был второй город после Владивостока по численности населения, количеству промышленных предприятий и культурных учреждений.

В нем работали драматический театр, несколько кинотеатров, заводских клубов и библиотек, танцплощадок, цирк, Дом офицеров с большой библиотекой и стадионом. Издавалась газета "Коммунар". Вещало по несколько часов в день местное радио.

Уссурийск славился тенистой улицей Некрасова, широким и коротким проспектом с клумбами цветов, ведущим к Дому офицеров, помпезному зданию с белыми высокими колонами и широкими окнами, окруженному большим парком и самым большим в городе стадионом с трибунами. Широкую площадь перед ним украшали клумбы с цветами, солидный железный решетчатый забор – портреты членов политбюро.

«САХАРУШКА»

В Уссурийске отец служил на Ремонтном бронетанковом ремонтном заводе, расположенным в пригороде, прозванным горожанами «Сахарушкой». Этот завод был построен до войны.

Мы жили в этом пригороде. Его отделяла от города широкая долина с одиноким мостом через реку Суйфун. Она не застраивалась из-за частых наводнений, когда мирная и спокойная речушка в начале осени взрывалась бурными потоками наводнения и превращала полгорода в Венецию.

Сахарный завод снабжал сахаром весь Дальний Восток. Осенью его территорию заваливали горами сахарной свеклы, и он работал в три смены. Неподалеку от него стояли небольшие заводики: рыбзавод, мясокомбинат, кирпичный завод.

В пригороде обитал рабочий люд, выживший в войну, перебивающийся хлебом, корюшкой (мелкой рыбешкой), которую покупал по дешевке в ларьке при рыбзаводе, а также картошкой и капустой с собственного огорода.

У рабочих и офицеров ремонтного завода были свои огородики на горе за автотрассой на Владивосток. Летом мама брала меня нередко на прополку картошки и капусты. Собранной картошки хватало нам на всю зиму. Кроме того, по примеру соседей мама солила целую кадушку капусты. Зимой почти каждый день я выбегал к сараю, открывал висячий замок, откалывал, кусок соленой капусты и приносил его на обед. Льдинки хрустели на зубах. Вкусная была капуста!

СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 6

Местная средняя школа на Сахарушке не блистала ни медалистами, ни дисциплиной. Безотцовщина и нищета не способствуют интеллектуальному развитию детей ни при социализме, ни при капитализме. Выпускники редко поступали в техникумы, вузы, военные училища.

Нас, пятерых старшеклассников, детей офицеров-управленцев заводской автобус возил в школу № 6, одну из лучших в городе. Лучших школ в городе было две: наша и 11-я. Лучшими — потому, что в ней работали учителями не только местные жительницы, но и жены офицеров, успевшие закончить университеты и пединституты в европейской части СССР, в то время, когда мужья заканчивали военные училища. Они носили красивые заграничные наряды, отличались хорошими манерами, казались местным жителям аристократками.

За хорошую учебу в седьмом классе я получил подарок – трехтомник произведений одного из основоположников советской научно-фантастической литературы А.Р. Беляева (1884-1942). Несколько раз я прочитал каждый его роман. Александра Грина я тогда еще не читал и ничего не знал о нем. Позже я с таким же удовольствием читал романы русского советского писателя-фантаста, философа-космиста и мыслителя И.А. Ефремова (1908-1972). Диссидентские романы братьев Стругацких я не любил. Писали они неряшливо. Прочитав один из их романов в начале 60-х, я, будучи студентом, написал маленькую заметку "Будут ли так говорить люди будущего?" и отправил ее в журнал "Звезда". Ее напечатали (1961.- № 8, С. 221). Разве можно их романы сравнить с романами А. Грина, И. Ефремова и А. Беляева? Никогда!

В школах, в которых я учился, мне редко везло на преподавателей литературы. Уроки скучные – для оценки. Привык самостоятельно искать хорошие книги в библиотеках.

А вот экономическую географию зарубежных стран я полюбил. Помню учительницу, преподававшую ее в девятом классе. Она любила свой предмет. Полюбили его и мы. Она приносила на каждый урок вырезки из журналов и показывала нам, как выглядят города разных стран мира. Я сидел на ее уроках, затаив дыхание. Я мечтал о путешествиях по планете. Представлял себя, идущим по улицам европейских городов. Она всегда говорила о чужих народах с восхищением и любовью. После увлечения английским языком и изучения Конституции СССР экономическая география зарубежных стран и особенно страноведение стали еще одним моим страстным увлечением на всю жизнь.

СТАЛИНСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ

В седьмом классе мы изучали Советскую Конституцию. Один урок в неделю. Хороший учебник. Он мне очень нравился. Я много раз перечитывал его, пытаясь разобраться в тонкостях социалистической демократии. Не знаю, чем объяснить мой интерес к политической организации общества. Возможно, потому что 5 декабря отмечался празднично — как День принятия Сталинской Конституции 1936 года, как День Великой Русской Социалистической Революции, как Первомай. Возможно, потому что во мне еще не остыли корейские впечатления.

Тогда я думал, что во всех странах такие же хорошие конституции, как у нас. Однако жизнь показала, что это далеко не так. Ни одна капиталистическая страна мира не может иметь социалистической демократии, то есть демократии для трудящихся.

По той Конституции впервые в человеческой истории трудящиеся классы получили права, которых не существовало тогда ни в одной капиталистической стране. Многие из них вычеркнуты из жизни в современной буржуазной России. Вот какими были права советского человека; я их заучил наизусть на всю жизнь:

1. Право на ВОСЬМИЧАСОВОЙ рабочий день.

2. Право на ежегодный ОПЛАЧИВАЕМЫЙ отпуск.

3. НЕВОЗМОЖНОСТЬ УВОЛЬНЕНИЯ работника по инициативе администрации или хозяина, без согласия профсоюзной или партийной организаций.

4. ПРАВО НА РАБОТУ и возможность зарабатывать себе на жизнь своим трудом, причем выпускники профессиональных учебных заведений имели право на обязательное трудоустройство по трудовому направлению с предоставлением жилья в виде общежития или квартиры.

5. Право на БЕСПЛАТНОЕ общее и профессиональное ОБРАЗОВАНИЕ, как среднее, так и высшее.

6. Право на БЕСПЛАТНОЕ пользование детскими дошкольными учреждениями, детскими яслями, детсадами, пионерлагерями.

7. Право на БЕСПЛАТНОЕ медицинское обеспечение здравоохранение.

8. Право на БЕСПЛАТНОЕ санаторное и курортное лечение.

9. Право на БЕСПЛАТНОЕ жилье.

10. Право на СВОБОДНОЕ высказывание своих взглядов по всем проблемам современной жизни страны.

11. Право на ЗАЩИТУ ГОСУДАРСТВА от произвола местных начальников и чиновников.

12. Право на БЕСПЛАТНЫЙ проезд к месту работы или учебы по индивидуальному оплачиваемому государством проездному документу.

Найдите мне на карте мира капиталистическое государство, в конституции которого всем гражданам гарантированы точно такие же права!

Советская Конституция учила нас видеть мир не так, как видит и толкует его космополит, — с точки зрения личностной свободы, а с классовой позиции интернационалиста — свободы  трудящихся, не эксплуатируемых богатыми паразитическими сословиями. Мир людей может быть справедливым, только в одном случае: если он основан на общенародной собственности на природные ресурсы и средства производства. В государстве не должно быть ни богатых, ни бедных. Только тогда достижимо социальное равенство.

В советском обществе вопрос о социальном и национальном равенстве решался несколько раз, но так и не был решен за 70 лет окончательно. Их решение занимает гораздо больший период времени — не одно, а, вероятно, нескольких столетий.

****

Перечитывая учебник по Конституции СССР, я постоянно наталкивался на имя Сталина. И хотя о нем много рассказывали учителя истории и литературы, я взял том его биографии в библиотеке и прочитал его. Этот том в коричневом переплете стал первым в ряду политических работ, прочитанных мною еще в школьные годы. Изучение трудов Сталина помогает человеку выработать четкое классовое миропонимание.

Вот, например, как понимал равенство Сталин в 1934 г.: равенство – это не уравниловка, а процесс уничтожения классов; это освобождение трудящихся от капиталистической эксплуатации; это отмена частной собственности; это равная обязанность всех трудящихся трудиться за заработную плату во любой области народного хозяйства. Равенства не может быть только во вкусах и потребностях людей.

До настоящего времени троцкисты, так называемые социал-демократы и банкиры не могут простить Сталину этой САМОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ КОНСТИТУЦИИ в МИРЕ. И никогда НЕ ПРОСТЯТ.

Идеальной демократии не бывает – учил Сталин. Она может быть либо свободой и демократией для богатых, для буржуазии, и тогда вся полнота власти находится в руках кучки банкиров и владельцев глобальных корпораций; либо — свободой и демократией для трудящихся народных масс и тогда вся власть сосредоточена в руках только трудящихся и Советов народных депутатов.

Демократия — это развивающийся процесс, а не лозунг и не постоянная величина. Даже демократия в СССР на разных этапах его истории была разной. Ее уровень стал понижаться уже при Хрущеве. Самый низкий уровень социалистической демократии отмечен при Горбачёве. Ее убийцей стал Ельцин.

Буржуазная демократия – это постоянная война банкиров и корпорократии с трудящимися массами...

Фото:

ВОСПОМИНАНИЯ РУССКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТА ОБ УТРАЧЕННОЙ РОДИНЕ. Глава 6.

Глава шестая. ХАБАРОВСКИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ.

В 1951 году отца из Занадворовки перевели служить в ХАБАРОВСК в штаб Дальневосточного военного округа. Нам дали квартиру в доме, стоявшем на Казачьей горке. Тогда все офицеры на Дальнем Востоке обеспечивались служебным меблированным жильем по месту службы.

7A13023E-A7DA-4689-B029-DD707B104C2B.jpeg

В Хабаровске мы прожили полтора года. Я полюбил этот большой русский город на Амур реке. Проспекты Серышева и Карла Маркса. Дворец пионеров на улице Карла Маркса. Дом офицеров. Районная библиотека.  

Ежегодные снижения цен на продукты при Сталине. Большие магазины. Балык, сыр, колбаса, молочные продукты лежали на прилавках гастрономов.....

Я учился в мужской средней школы. Тогда еще существовали в крупных городах мужские и женские школы. Не знаю, как учительский коллектив справлялся с нами — с полуторатысячным контингентом пацанов. Хулиганство, безотцовщина, нищета...

НЕПОБЕДИМЫЙ РУССКИЙ НАРОД

Что меня поразило в год возвращения в Россию — так это общая бедность населения. Я понимаю, что в стране, воевавшей за свободу своей Родины пять лет с еврофашистским чудовищем, не на деньги кучки банкиров, а на свои собственные, народные. Каждый советский человек испытал на себе все ее тяжести. На эти народные страдания и делалось ставка теми, кто разжег пламя холодной войны. Тяжело, бедно живётся людям — значит виноват социализм и Сталин!?

При этом следует иметь в виду, что «союзнички», как только был повержен гитлеровский режим, и как только Сталин отказался открыть границы и бросить всю экономику страны империалистическим хищникам для грабежа и введения  рабства, мгновенно объединились и объявили громогласно о развязываемой ими войне с СССР. Не мытьем, так катаньем! Они назвали ее «холодной».

И началась она не 1946 году, а в 1917 году сразу после того, как были изгнаны из Советской России дворянство и буржуазия и их белые прихвостни — царские генералы. Уж очень хотелось князьям, аристократии, русской дворянской интеллигенции вернуть свои привилегии и собственность, нажитую исключительно беспощадной многовековой эксплуатацией своих рабов — крепостными.

Несколько веков ломали свои коронованные головенки русские цари над вопросом освобождать рабов или продолжать их держать в рабстве как это делали веками в своих колониях «цивилизованная» Европа и Америка. Как хищный зверюга накинулись 14 самых «демократических» государств на первую в мире Советскую республику рабочих и крестьян и стали рвать ее на части, как Китай. Красная рабоче-крестьянская армия изгнала из своего молодого народного государства интервентов и их белых прихвостней.

С 1946 года шла все годы моей жизни до сегодняшнего дня идёт эта холодная война. На ее ведение Всемирная корпорация финансовой олигархия израсходовала суммы долларов, во много раз превышающие средства, затраченные ими на «братскую» помощь Гитлеру.

Компртия призвала советских людей затянуть пояса и работать на своё спасение от атомного оружия, испытанного милитаристами США на жителях двух японских городов. Вот присоединились бы к нам, и стали бы жить богато и весело, как мы, - вещали «голоса» из-за бугра. - А то придумали призывать все человечество бороться за мир!! Ну-ну, мы вам, советским, такой «мир» устроим, что не обрадуетесь!!

«ЗОСКА»

Маму избрали в родительский комитет мужской школы, в который я учился. Она возглавила комиссию помощи бедным семьям. Осенью члены этой комиссии ходили по магазинам и покупали рубашки, брюки, обувь для детей из самых бедных семей на деньги, выделяемые шефскими организациями. Без такой помощи эти дети не могли бы ходить в школу.

От одноклассников и соседских пацанов я научился играть в «стеночку» и «зоску». «Стеночка» – это игра на деньги, на копейки. Ты ребром ударяешь монетку о стенку так, чтобы она рикошетом полетела и упала недалеко от одной из монеток других игроков. Если дотянулся раздвинутыми большим и указательным пальцами от своей до чужой – ты выиграл ее и получаешь право на новый ход.

Игра в «зоску» сложнее. Зоска – это плоский круглый кусочек свинца, пришитый к клочку шкурки с мехом. Его надо подкидывать боковой стороной ботинка как можно большее количество раз. Чемпионы могли подбрасывать зоску более сотни раз, виртуозы могли артистично играть с ней обеими ногами.

В большую перемену «зоска» взлетала в воздух сотни раз за школьным туалетом на улице, в «стеночку» играли за любым углом. Пойманных на месте «преступления» учителя вели на беседу к завучу или даже к директору, вызывали родителей в школу. Однако мы прятались и продолжали играть.

«Чемпионами» были, разумеется, дети из бедных семей. Они втягивали в игры детей из более обеспеченных семей. У тех водилась в кармане мелочь. Не помню, чтобы я хоть раз выиграл несколько монеток, но играл, потому это было модно в среде моих сверстников.

Хабаровск обнажил для меня страшные последствия Второй мировой войны – сиротство и безотцовщину. Не знаю, как с этой проблемой справились другие государства Европы и Америки после Второй мировой войны.

Советское правительство собирало беспризорных сирот в детские дома, суворовские и нахимовские училища, одевало, кормило их и давало им возможность получить образование и специальность.

За годы Второй мировой войны на полях сражения погибло 27 миллионов, большинство мужчины. Война нанесла огромный материальный, физический и духовный урон особенно русской, украинской и белорусской нациям, и этот урон не поддается никакому учету.

Почти два десятка миллионов подростков довоенных поколений остались без отцов на попечении матерей. Зарплаты мизерные. Матери надрывались на работе, едва сводя концы с концами. Безотцовщина детскими глазами выглядывала почти из каждой квартиры. Мелкое хулиганство, мелкое воровство не могло не процветать в этой среде.

Безотцовщина – страшная катастрофа, пережитая четырежды русской нацией в ХХ веке: в годы Гражданской войны, в годы коллективизации, в годы Великой Отечественной войны и в годы "ельцевщины", вялотекущей буржуазной контрреволюции 90-х.

Безотцовщина и сиротство в нескольких поколениях порождали множество серьезных проблем. Среди них: алкоголизм, бескультурье, недоверие к официальной идеологии и правительству, аполитичность – понижение нравственных и национально-патриотических качеств тех поколений, которые росли в семьях без отца. А сколько семей получили после войны искалеченных, контуженных отцов?!

Родители беспокоились за меня: я мог попасть в плохую компанию. Помню, когда я первый раз вышел погулять возле дома, в котором мы получили квартиру на Казачьей горке, я познакомился с подростками из соседних домов во дворе.

Они предложили мне игру "кто кого пересмотрит". Мы с одним пареньком внимательно стали смотреть друг другу в глаза, стоя на близком расстоянии. Через минуту "смотрения" я почувствовал теплый ручеек на своей ноге. Я глянул вниз и увидел, что мой напарник писает мне на штаны. Раздался дикий хохот его друзей. Я повернулся и ушел домой. Больше с этими парнями я не общался...

ФОТОАППАРАТ «ЛЮБИТЕЛЬ»

Чтобы я не попал в плохую компанию, родители старались придумать мне полезные занятия. Помню, на новый 1952 год они подарили мне фотоаппарат «ЛЮБИТЕЛЬ». Мы с отцом ходили на улицу Карла Маркса в магазин покупать фотоаппарат, не имея никакого представления о его устройстве и правилах пользования им.

Папа взял у кого-то книгу о фотоделе, и мы вместе учились, как пользоваться камерой, как делать растворы, как проявлять, промывать, закреплять, сушить фотокарточки.

Камера имела одно достоинство – широкую в шесть сантиметров пленку. Поэтому можно было фотографии печатать контактным способом с пленки, без увеличителя. Через несколько месяцев на день рождения мне подарили увеличитель.

Весь следующий год мы с папой учились проявлять пленку, угадывать выдержку в зависимости от степени освещенности, делать фотографии. Работали на кухне. Тушили свет, включали красный фонарь и допоздна колдовали у ванночек с растворами. Сушили свои произведения на газете. Утром мама рассматривала и, как правило, хвалила нашу продукцию.

Позднее мы купили глянцеватель, и наши фотографии перестали сворачиваться в трубочку после высыхания и приобрели глянцевый блеск.

ТОМ СОЙЕР и ГЕКЛЬБЕРРИ ФИНН

В Хабаровске у меня пробудился интерес к изучению иностранных языков. В шестом классе к нам пришел новый молодой учитель английского языка. Его уроки были настолько интересны, что английский язык неожиданно стал моим главным и любимым предметом.

Учитель рассказывал не столько о грамматике, сколько об Англии, короле Артуре, о Робин Гуде. Он увлек нас рассказами об американских писателях, о Томе Сойере и Гекльберри Финне. Я побежал в районную библиотеку и взял томики Марк Твена. Том и Гекк стали моими друзьями на всю жизнь.

Я тщательно готовился к каждому уроку и тянул руку на уроке, готовый отвечать на любой вопрос учителя. Он заметил мое усердие. Как-то раз после урока он подозвал меня и предложил прочитать мне небольшую адаптированную книжонку американских сказок о братце Кролике.

– А чем ты еще увлекаешься? – спросил он.

– Фотографией.

– А какой у тебя фотоаппарат?

– "Любитель".

– Папа военный?

– Да.

– А можешь ты придти ко мне в воскресенье и сфотографировать нас с женой?

– Наверно, смогу.

Отцу понравилась эта идея. Он поощрял мой интерес к английскому языку. Видимо, понимал, как важно знать иностранные языки, когда служил в Корее. Понимал также он и то, что учитель в те годы со своей маленькой зарплатой не мог себе позволить заниматься фотографией. Это было дорогое и трудоемкое занятие.

В выходной отец еще раз проинструктировал меня. Мы зарядили самую высокочувствительную пленку в фотоаппарат.

– Лучше разместишь учителя у окна. Там больше света.

Я отправился в гости к учителю. Он жил неподалеку. Они с женой снимали большую светлую комнату у старушки. На полках стояло несколько словарей и книг на английском.

Я усадил учителя с женой поближе к окну и сделал несколько снимков. Потом его жена сфотографировала меня с учителем.

F9EAD425-2513-4E3D-A329-D46312BCE869.jpeg  

Я вручил фотографии учителю. Он долго рассматривал маленькие черно-белые 6 х 6 см фотографии и хвалил их качество и мое мастерство.

Мы подружились. Он периодически приносил мне адаптированные книжонки на английском. Я с великим трудом их читал.

Отец поддерживал мое увлечение английским языком. Из командировок он стал привозить мне новые адаптированные книжонки. Я прочитывал их от корки до корки. Каждая была рассчитана на учащегося определённого класса. Читая такую книгу, учащийся повторяет пройденный материал и выучивает пару сотен новых слов. В конце каждой книги помещался словарик на полторы-две тысячи слов. Адаптированного "Тома Сойера" на английском я почти выучил наизусть.

Как хорошо, что подобные книги издавались большими тиражами для каждого класса средней школы. Стоили они копейки. Как и все другие учебные предметы, знания иностранных языков требовались для развития способностей образования и культуры русского человека....

Как я благодарен этому учителю за то, что ему удалось затронуть какую-то струну в моей душе. Она звучала сперва тихо, затем стала звучать громче и призывнее. Почему русские аристократы читали и говорили на иностранных языках, а мы что хуже их?

Позже я закончу пединститут и стану переводчиком английского языка. Придет время и я самостоятельно  овладею разговорным арабским, научусь читать французские и испанские газеты. Буду преподавать историю СССР на английском и португальском языках. Английский язык станет для меня рабочим языком. А все начиналось в Хабаровске...

РАЙОННАЯ БИБЛИОТЕКА

В Хабаровске я увлекся романами Гюго. Я окончил седьмой класс и раз в неделю бегал в районную библиотеку на улице Серышева. Светлая большая комната со стеллажами книг.

Добрая женщина заведовала ею. Она-то и посоветовали мне взять почитать роман Гюго "Девяносто третий год". Потом "Отверженные". Гаврош и Козета стали моими любимыми героями и даже больше – друзьями на всю жизнь, как и Том Сойер. В то лето я прочитал "Тружеников моря".

Романы Гюго настолько полюбились мне, что в то же самое лето я перечитал все три романа второй раз. Видимо, я проникся не только огромным уважением к Великой Французской революции, но и понял, что такое революционный героизм.

Пройдут десятилетия. Я прочитаю книги Карлейля и Тарле о той же революции. Однако лучше и глубже, красочнее и ярче, чем Гюго, о той революции никто не написал. До сегодняшнего дня еще не написана такая же волнительная и пленительная, трагичная, как у Гюго, книга о Великой русской революции. А ведь прошло уже сто лет!

Я окунусь во французскую живопись XIX столетия и найду великую картину, написанную Делакруа. Его «Свобода на баррикадах» заложила в искусстве первый камень блок новой революционной живописи, из которой постепенно родится социалистический реализм в искусствах...

А увлечение фотографией сохранилось у меня на всю жизнь. Прошли десятилетия. И сегодня я не расстаюсь с камерой. На компьютере и на дисках храню тысячи фотографий. Но часто люблю полистать свои старые альбомы с черно-белыми фотографиями, которые я делал на Дальнем Востоке и на Урале, в Крыму и Египте, в Москве и Симферополе, в Афинах и Стамбуле, в Анголе и Танзании, в Канаде и Америке...

ПИШУЩАЯ МАШИНКА

В Хабаровске отцу удалось в комиссионном магазине купить трофейную портативную пишущую машинку с латинским шрифтом. В мастерской латиницу поменяли на кириллицу. Машинка казалась мне чудом красоты: блестящая черная поверхность, автоматически каретка и круглые клавиши, как у баяна.

Отец умел печатать. Машинка беспрерывно пела, когда он на ней работал. Я долго учился печатать тремя пальцами. Перепечатал любимые стихи Пушкина и Лермонтова, сложил листки, прошил их нитками вместе и получалась книга. Как настоящая!

Я прибегал из школы, делал уроки, доставал драгоценную машинку из черной коробки, ставил ее на стол и начинал печатать. Я воображал себя писателем. Машинка пробудила во мне дремавшую страсть к графомании....

Помню, в Хабаровске мне купили настоящий баян. Мы с трудом дотащили его с папой из магазина домой. Он хотел, чтобы я научился играть на баяне. Мама повела меня в музыкальную школу при Дворце пионеров. Экзамен я не сдал: слух подвел.

****

В Хабаровске мой кругозор охватывал полгорода от Казачьей горки до улицы Карла Маркса, до широкого Амура. Амур-батюшка был виден из окна нашей спальни в любую погоду.

Этот шумный русский город с его тенистыми проспектами К. Маркса и Серышева навсегда остался в моей памяти как крупный социалистический город.  

Фото:

ВОСПОМИНАНИЯ РУССКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТА ОБ УТРАЧЕННОЙ РОДИНЕ. Глава 5.

H61ACDAA5-3640-4FEA-A203-82E52EB380B7.jpeg  

Пионерский лагерь на Чёрной речке под Владивостоком. 1951 год

Глава пятая. ПИОНЕРСКИЕ БУДНИ.

В Барабаше в сельском домике располагался книжный магазин. Я бегал мимо него в школу. Иногда останавливался полюбоваться на новые книги, выставляемые в витрине-окне. В том магазине я купил первую в своей жизни книгу. Это был роман Битчер Стоу "Хижина дяди Тома". Он стоял на нижней полке. Красивая цветная мягкая обложка.

Я попросил тётю показать мне книжку. Она подала, и я долго рассматривал ее. Она приятно пахла типографской краской. Она мне так понравилась, что я не хотел с ней расставаться. Я спросил, сколько она стоит, и побежал домой за деньгами.

Я недолго упрашивал маму.

– У нас нет книг в доме.

– А Твардовский? А "История ВКП(б)". Все время переезжаем. Что тебе библиотек мало?

– Но это будет наша книга. Ты не знаешь, какая это интересная книга! И ты ее прочитаешь и папа. Мы будем давать ее соседям. Не покупай мне сладостей. Их съел и ничего не остаётся. А книга останется у нас надолго. На всю жизнь.

Мама посмеялась и дала деньги. Я вскочил на велосипед и помчался в магазин. Боялся, что ее может купить кто-то другой. Слава богу, никто не купил.

Привез домой и долго ее рассматривал. Перечитывал ее не раз. Плакал. Мне было жалко бедных американских негров, над которыми издевались белые рабовладельцы. Белые, как я, а такие гадкие. Как можно унижать так человека?Продавать негра как вещь? Ужас! До чего докатилась эта страна, такая страшная Америка?!

С томиков Твардовского, да Битчер Сноу начал я собирать свою домашнюю библиотеку и продолжаю наращивать коллекцию до настоящего времени. С дяди Тома и Тома Сойера началось мое знакомство с американской классической литературой.

Любил перечитывать "Уральские сказы" Бажова П.П., нашего знаменитого земляка. Сколько раз я смотрел фильм "Каменный цветок", снятый по его сказке, – не меньше, чем "Чапаева" и "Щорса".

Вот оказывается какие были народные умельцы на моей малой родине и гениальные писатели. А лежа вечером в кровати, я выдумывал сказки о том, что Хозяйка Медной горы по сей день живет в Уральских горах. Когда мы ездили в отпуск поездом с Дальнего Востока и поезд шёл спокойно мимо высоких гор, я мечтал о том, что стану геологом и найду кучу драгоценных камней для страны, для народа!

— БУДЬ ГОТОВ! — ВСЕГДА ГОТОВ!  

В школе и в каждом классе в годы нашего детства и юности создавалась октябрьская или пионерская организация. В первом классе мы становились октябрятами в честь Октябрьской революции и носили на груди красную звездочку. В пятом классе нас принимали в пионеры, и мы с гордостью носили красные галстуки, что "цвета революционного знамени одного". В старших классах мы вступали в комсомольскую организацию и носили значки с эмблемой этой организации на груди.

Во всех этих общественных организациях нас учили основам коммунистической морали. В них мы усваивали азы коллективизма и товарищества. Мы демократически избирали своих лидеров и выполняли их поручения. Председатели октябрятской и пионерской организации в каждом классе носил знак отличия — две красных лычки на рукаве.

В пятом классе меня приняли в пионеры. Я с гордостью носил красный галстук. Когда я шёл по улице, мне казалось, что все люди смотрят на меня и мой красный галстук.

После уроков активисты собирались в пионерской комнате. Обсуждали планы работы. Слушали советское радио.

Родители мечтали дать мне высшее образование. Они воспитывали меня: люби нашу Советскую Родину! Бери пример с лучших! Не лезь в плохую компанию! Не хулигань! Береги время! Не бездельничай! Каждую минуту трать на полезное дело! Думай своей головой, а не чужими мозгами! Не жадничай! Делись всем с товарищем! Служи Отечеству!Не обижай малышей и девочек! Помогай слабым!

Мы принимали активное участие в самодеятельности – пели народные, революционные и военные песни, плясали танцы народов СССР (русскую Барыню, украинский Гопак, Молдовеняску и др.), укрепляя тем самым дружбу между народами и воспитывая себя в духе социалистического интернационализма.

По праздникам мы выступали с концертами художественной самодеятельности в школе и в полковых клубах перед солдатами. Пели и плясали. Я исполнял песню про героев-пилотов, покорителей Арктики. Солдатики с благодарностью нам аплодировали.

Нас воспитывали в духе патриотизма, любви к нашей Социалистической Родине; бескорыстному служению советскому народу, преданности делу Коммунистической партии и рабоче-крестьянскому правительству. "Один за всех – все за одного!", "Борьбе за дело Ленина и Сталина будь готов! – Всегда готов!", "Учиться, учиться и ещё раз учиться!".

Нас учили смотреть на мир глазами трудящихся – рабочих и крестьян, в руках которых государство сосредоточило все богатства страны. Нас учили любить труд, быть любознательными; учили осуждать любые проявления эгоизма, индивидуализма, национализма.

Нас учили уважать борцов за дело рабочего класса, борцов с колониализмом, с буржуазией. Мы осуждали фашизм, милитаризм. Мы ненавидели буржуазию, эксплуатацию человека человеком.

В старших классах мы с удовольствием читали стихи и поэмы Маяковского, в которых он прославлял Ленина, социализм, революцию. Мы мечтали повторить подвиги молодогвардейцев, Павки Корчагина, Александра Матросова, Зои Космодемьянской, героев Гражданской и Великой Отечественной войны. Мечтали стать офицерами, инженерами, геологами.

В каком бы посёлке или городу мы не проживали, дети играли на улицах, во дворах, практически без присмотра старших. Я не помню случая, чтобы кого-то из детей украли педерасты. Если бы такой нелюдь вдруг объявился – взрослые разорвали бы его на мелкие кусочки. И правильно сделали бы! Самосуд – лучший способ оздоровления общества от этих нелюдей и подонков.

Нас учили настоящей, чистой, романтической любви к девушке, уважении к женщине. Безнравственное поведение осуждалось в юношеской и взрослой среде. Половая распущенность строго наказывалась общественными и партийными организациями. О существовании гомосексуалистов, лесбиянок, о педерастии я узнал из литературы только в студенческие годы.

Моральный кодекс коммуниста на порядок выше иудейско-христианских заповедей. Как эти заповеди реализуются сегодня — мы видим сегодня в Европе и Америке. Голяком маршируют по улицам. Регистрируют однополые браки. На улицах городов тучи проституток, ночные клубы. А педерасты-кардиналы и педерасты-члены парламентов! А продажная пресса!  

Ворам, мошенникам, жуликам всех мастей и педерастам отводились койкоместа в лагерях и тюрьмах, как и положено в здоровом обществе. Их тоже было немало в наши дни.

Цель коммунистического воспитания – формирование гармонично и всесторонне развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство в обществе, основанном на общенародной собственности на землю, ее богатства, средства производства. Формирование нового некапиталистического сознания в социалистическом обществе возможно при благоприятных условиях в течение очень длительного времени – нескольких столетий. Человечество слишком сильно заражено мелкобуржуазной психологией.

Я не могу представить, что думают российские учителя когда  видят на улицах своих бывших учеников – вчерашних школьниц, зарабатывающих проституцией, вчерашних школьников – охраняющих бандитов и мафиози, тех и других – слугами новых господ, наживших богатства грабежом, спекуляцией, обманом, убийствами конкурентов. Ох и трудно учителям вести воспитательную работу в дичающим на глазах буржуазном обществе...

НАСТОЛЬНЫЙ КОНСТРУКТОР

Как-то раз возвращаясь из очередной командировки в Уссурийск отец привез мне настольный театр-сказку в коробке. Вечером мы с ним вырезали ножницами всех героев и декорации. Склеили театральную сцену.

На следующий день я собрал друзей и показал им свой картонный театр. Поставил его на табуретку, сам вел подготовленный рассказ и сам двигал фигуры. Мальчишки и девчонки, раскрыв рты, смотрели мой картонный спектакль.

В другой раз отец привез мне из командировки фильмоскоп и несколько сказок-диафильмов в рулончиках. Приставляешь к глазу смотровую линзу и рассматриваешь на свет из окна кадры диафильма. Читаешь подписи под каждым из них. Получалось домашнее кино!

Кто только не любовался моим сокровищем! Попытался спроецировать кадры на белую стенку лампочкой изображение получалось размытым. Со временем у меня накопилось русских сказок и былин штук двадцать – все в круглых коробочках. Я знал их все наизусть.

****

Первые игрушечный конструктор мы купили вместе с папой во время его командировки в Уссурийске (он взял меня с собой). Военторг располагался на первом этаже генеральского дома на Пушкинской улице.

С каким удовольствием я собирал стулья, машины и самолеты из одних и тех же деталей – узких длинных планочек с дырочками, скрепляя их между собой в определенном порядке винтиками и гаечками на радость папы и мамы. Детей надо занимать полезными делами – вот было их правило.

Надо вспомнить еще и о том, что политотделы в воинских частях занимались воспитательной работой с женами и детьми военнослужащих. Летом при Доме офицеров в Барабаше политотдел открывал дневной пионерлагерь. С утра мы играли, пели песни, рисовали, гоняли футбол под присмотром пионервожатых и воспитательницы, в два часа дня расходились по домам на обед.

Из Барабаша я ездил в настоящий пионерский лагерь. Несмотря на трудности, промышленные предприятия, школы, крупные колхозы в складчину, воинские части открывали для детей летом пионерские лагеря. Платили за месяц пребывания подростка  в лагере копейки.

Лагерь для детей военнослужащих открыли на Черной речке под Владивостоком. Он располагался в лесу. До моря было далековато – несколько километров. Возили нас к морю почти каждый день в кузовах военных грузовиков. Работали в лагере студенты пединститутов. Физруком работал советский кореец.

Меня с детства тянуло к книгам, кино, музыке и театру. Мы знали и пели все пионерские, революционные и военные песни. Сколько спектаклей по книгам, сколько драм и комедий мы могли слушать! Сколько патриотических и революционных кинофильмов мы посмотрели в детстве! Все! Без исключения.

УВЛЕЧЕНИЕ ПОЗИЕЙ МИХАИЛА ЛЕРМОНТОВА

Вскоре дивизию, в которой служил отец, перевели в село Занадворовка, расположенной неподалеку от Барабаша. Командовал дивизией Герой Советского Союза генерал-майор Лященко Н.Г. (1910-2000)

Школа в селе была большая, двухэтажная. Я уже учился в шестом классе. Когда мы читали "Песню о купце Калашникове" М. Ю. Лермонтова, учительница задала нам задание — написать домашнее изложение. Два дня я прибегал из школы и сразу садился писать. Изложение я писал своими стихами. Исписал целую тетрадь. Сдал её. Ждал, что учительница похвалит меня. Но она молча подала мне тетрадь. Я открыл  её — двойка: пять грамматических ошибок. Те, кто написал по две-три странички и не стихами, получили хорошие оценки. Не справедливо! - решил я.  

Глатая слёзы, я шёл в тот день домой.

Я долго хранил свой первый графоманский опус: он мне нравился, и я не раз перечитывал его. А что если у меня есть какие-то писательские способности? – спрашивал я себя. С поэзии Лермонтова и Пушкина началось мое увлечение русской поэзией...

****

В Занадворовке мы прожили недолго. Я успел подружиться с местным пареньком Эдиком. Его родители работали в колхозе. Отец построил небольшой домик. Мы с Эдиком любили гонять голубей. Они жили у него на чердаке.

Приятно было подолгу сидеть на порожке дверцы, ведущей на чердак их частного дома, и мечтать о далеком будущем.

— Кем ты хочешь стать?

— Конечно, военным.  

— Офицером?

— Как папа. Надо же кому-то защищать Родину от врагов социализма. Сколько я себя помню, мы живем в гарнизонах. Кругом одни военные – солдаты и офицеры. Папа утром уходит в штаб и возвращается поздно вечером. И так каждый день. Быть военным – это трудно, но почетно. А ты?

– Я? Машинистом паровоза.

– Почему?

– Хочу посмотреть мир, жить в городе. Мой дядя работает на железнодорожной станции в Уссурийске. Мы ездили к нему. У него большая комната в большом доле. Город красивый. Много людей. Все хорошо одеты. Магазины кругом. А ты бывал в городе?

– Бывал. В Уссурийск ездили. В Корее жили в городах. На Урале мне понравился Магнитогорск. Там живут металлурги. У меня дядя сталевар. Какой красивый проспект Металлургов. Колоны, лестницы, дешевое мороженое и сладкий морс...

Наша дружба продолжалась и после нашего отъезда в Хабаровск. Мы переписывались, делились новостями. Закончив семилетку он заехал к нам в Уссурийске по дороге в ПТУ на учебу. Решил выучиться на машиниста паровоза...

Таким было советское детство у миллионов советских детей в те трудные годы жизни нашей Родины. Она залечивала раны, нанесенные ей империалистическими государствами Запада в годы Великой Отечественной войны...

Фото:

ВОСПОМИНАНИЯ РУССКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТА ОБ УТРАЧЕННОЙ РОДИНЕ. Глава 4.

Глава четвёртая.  ПО ВОЕННЫМ ГАРНИЗОНАМ: БАРАБАШ И ЗАНАДВОРОВКА.

Первого января 1949 года наша семья вернулась в СССР   из Корейской Народно-Демократической Республике.

Дальний Восток встретил нас трескучими морозами, от которых мы успели отвыкнуть в Корее. Ох и холодно было в те дни! И ветер! Ветер колючий и обжигающий лицо до слез!

По заснеженной дороге грузовик доставил нас с близлежащей железнодорожной станции в село Барабаш.

Как я узнал позже, этот населённый пункт был основан русскими поселенцами. Его назвали в честь русского генерала от инфантерии и сенатора Барабаша Якова Фёдоровича (1838 –1910).

В Барабаше после войны размещался многотысячный военный гарнизон. Военнослужащие были самыми многочисленными обитателями этого села. Они ничего не производили, только потребляли. Тыловые службы снабжения трудились днем и ночью, чтобы накормить тысячи солдат и офицеров, обеспечить военный гарнизон горючим, боеприпасами, военной техникой, запчастями. Народ кормил свою армию в те самые трудные послевоенные годы, отказывая себе в самом необходимом. Нешуточная угроза стояла на пороге. Гарнизон мог быть поднят по тревоге и в считанные часы приступить к выполнению поставленной боевой задачи по защите своей Социалистической Родины.  

*****

В Барабаше нашей семье в день приезда выделили жилплощадь в одном из бараков, которые народ прозвал «конюшнями». Когда-то в 1930-е это были конюшни кавалерийского полка. После войны кавалерия исчезла. Вместо полка в поселке разместилась целая дивизия. Жилья катастрофически не хватало. Конюшни переоборудовали в дома для офицеров и их семей. Строил дома корпус сам. Золотые руки плотников и каменщиков в погонах возводили жилье.

В день прибытия нас разместили в одной из квартир в одной из «конюшен». Темный широкий и длинный коридор, заставленный примусами на табуретках, ведрами, вениками, разрезал одноэтажный барак на две равные половины. Мы прошли по нему до конца пока не попали через открытую дверь в холодную полутемную комнату с тремя замерзшими окнами и кучей мусора на полу. Родители расстроились.

Заглянула соседка, конопатая высокая сухопарая женщина. Ее звали тетей Галей.

– Это, что наши новые соседи? Вы собираетесь жить здесь? Никто никогда здесь не жил... Пойдемте ко мне. Вы же совсем замерзли.

Мы пошли к тёте Гале. В ее квартире было тепло и уютно. Мы разделись. Темную кухоньку от комнаты с окошечком под потолком отделала самодельная деревянная перегородка. Стол в комнате застелен белой простыней. В углу кровать с горой подушек и топчан для дочки. Она оказалась тоже конопатой. Конопатым оказался и глава семьи, старший лейтенант автотехник – дядя Павлик.

– Вы наверно проголодались. Садитесь за стол. Я только что сварила лапшу. Правда, без мяса. Пообедаете, согреетесь, а там видно будет. Все образуется.

Ночевали мы в ту ночь на полу у тети Гали.

На следующий день отец утром ушёл в штаб, и вскоре подъехала машина с горкой стройматериалов. Привезли оконные рамы и кирпичи. Появились несколько солдатиков. Они убрали мусор. Отремонтировали печку. Вставили вторые рамы и утеплили входную дверь со двора. Протопили печь – к вечеру квартира прогрелась. Мы повеселели.

Постепенно жизнь налаживалась. Привезли нехитрую мебель. Расставили стол и стулья. В следующие дни солдатики установили перегородки, сбитые из досок, обклеили их газетами и серенькими обоями. Мама сшила из материала занавески до полу — получилось двери. В гостиной на стену повесили яркую картину уссурийского тигра с выпуклыми стеклянными глазами. Ее подарила отцу корейская администрация на прощальной церемонии. Только этот уссурийский тигр, который переезжал с нами из гарнизона в гарнизон, напоминал нам многие годы спустя о былой жизни в Корее...

*****

Соседи жили в те годы дружно. Никто никому не завидовал. Все получали одинаковые пайки и с голоду не умирали. Каждый месяц нам выдавали гречневую кашу в пачках. Я любил эту кашу. Она быстро варилась и в ней было много масла. Такой вкусной гречневой каши я никогда больше в жизни не ел!

Люди помогали, делились друг с другом чем могли – продуктами, керосином. Когда печь не топили, еду готовили на примусах. Когда все хозяйки зажигали примусы, дышать в коридоре становилось трудно.

Взаимопомощь, уважение друг к другу, воинское товарищество были неотъемлемой частью жизни военного гарнизона. Выжить после войны можно было только вместе. Все это понимали: и солдаты, и офицеры, и генералы. Конечно, в быту случалось всякое. Некоторые выпивали по субботам и даже порою крепко. За столом любили попеть песни военных лет. Некоторые ругались и мирились. Редко разводились. Учили нас, своих детей, уму разуму, иногда и ремнем.

ДОМ ОФИЦЕРОВ И ДВЕ ШКОЛЫ

В Барабаше, этом заброшенном в тайге поселке, культурным центром считался белостенный Дом офицеров, построенный в лучших традициях советской архитектуры сталинской эпохи. В нем, как в городском кинотеатре, показывали новые советские фильмы, шли концерты приезжих артистов. Билеты стоили дешево.

Кино для солдат крутили в казармах, клубах, летом на свежем воздухе. Мы, детвора бегали к ним смотреть пятый раз "Чапаева" или "Щерса". Политотделы воинских частей занимались политическим и культурным воспитанием военнослужащих. Женщин объединял активно работавший женсовет.

За Домом офицеров начинался широкий плац в полкилометра длинной, бегущий вдоль штаба корпуса и полковых казарм, складов, гаражей. За штабом корпуса текла горная речушка Барабашевка (Монгугай).

В селе работали две школы: начальная и десятилетка. Средняя, двухэтажная мало отличалась от любой городской по внешнему виду, качеству образования и составу преподавателей. В каждом классе училось примерно по 35-40 учащихся. Это была третья школа в моей жизни. Первые две в Пхеньяне и Канко.

Помню свою учительницу третьего-четвертого класса. Маленькая, щупленькая, в шерстенной старенькой кофточке. Муж погиб на маньчжурском фронте. Растила двух детей. До сих пор не могу представить, как она управлялась с нами на уроках, проверяла каждый день две кипы тетрадей, «подтягивала» отстающих. Не знаю, когда она успевала варить, кормить детей, обстирывать семью и учить нас добру, дружбе, любви к Родине, к русской поэзии, к русским сказкам. Наша учительница - святая русская женщина!

ВЕЛОСИПЕД

Я заканчивал третий класс и на день рождения мне родители подарили новенький велосипед. Он был таким красивым: весь черный, блестящий руль со звонком, седло и каучуковые обода колес со спицами. Как я его любил!

Я носился на нем, как ветер, по улицам поселка. В мгновенье ока я доезжал до школы, поворачивал к Дому офицеров. Он него я мчался вдоль огромного стадиона и плаца, по которому маршировали солдаты.

Я доезжал до двухэтажного штаба корпуса, стоявшего на берегу речушки. В нем работал мой отец. Останавливался. Отдыхал и поворачивал домой. Опять крутил педали изо всех сил. Обгонял пешеходов. Звоночек гремел. Пешеходы расступались и, увидев меня, улыбались.

– Мама, почему люди улыбаются, видя, как я мчусь на велосипеде? – спрашивал я маму.

– Наверно удивляются: откуда взялся такой, шустрый лихач.

Мальчишки завидовали мне, просили дать покататься. Я доверял свое сокровище только тем, кто умел хорошо кататься.

Порой велосипед ломался. Ремонтировал его старший брат моего одноклассника из местных. Он жил в частном домике на две семьи неподалеку от нашей "конюшни". В этом домике жила и староста нашего класса Женя, высокая не по годам, худая девочка с длинной шеей в полосатой кофточке. Всегда носила красный пионерский галстук поверх кофточки. Первое время она шефствовала надо мной.

Вскоре я сам научился ремонтировать велосипед. В коробочке под седлом возил два гаечных ключа. Сам переворачивал велосипед и подтягивал цепь. Сам перебирал подшипник на оси педалей. Сам смазывал подшипники и цепь солидолом.

У меня было много друзей как среди подростков из семей военнослужащих, так и из местных. Барабаш был для нас настоящим раем. В округе не найти сопки, где не ступала бы наша детская нога. Мы носились «по долинам и по взгорьям». С их вершин любовались долиной, протянувшейся вдоль реки и застроенной краснокирпичными казармами и двухэтажками для семей военнослужащих, длинными военными складами за колючей проволокой. На сопках играли мы, дети офицеров и старшин, естественно, в войну.

Все лето мы бегали купаться в горной речушке. Загорали. Пропадали с другом на рыбалке. Ловили пескарей. Друг был «рыжим-рыжим, конопатым» пацаном из местных. Он запомнился тем, что на рыбалке перекусывал красного червя зубами перед тем, как насадить его на крючок.

Весной на сопках мы собирали багульник, в сентябре иногда семьями выезжали в тайгу собирать лимонник, кишмиш или кедровые шишки.

В военных гарнизонах редко встречались мужчины в гражданской одежде. В Барабаше я помню два гражданских лица – парикмахера и фотографа. Остальные мужчины — в погонах.

Мы не имели понятия о московских музеях, Третьяковке и других картинных галереях, консерваториях, театрах, о парижском Лувре, об итальянском оперном «Ла Скала». Ни телевидения, ни документальных фильмов по истории мировой культуре провинция не знала. Империалисты мешали.

Зато вещало советское радио. И политические информация и международные обзоры, рассказы русских и советских классиков, театральные постановки, оперы и оперетты. Разумеется, любимая "Пионерская зорька". Радио проводило огромнейшую работу по интернациональному, но патриотическому, революционному воспитанию молодежи. Телевидения еще не появилось.

Сейчас многие радиопередачи можно найти в интернете на сайте "Старое радио", если вы пожелаете ознакомиться с коллекций тех передач, которые мы слушали в 50-е годы. Только имейте в виду, что антисоветских передач "Свободы" и "Голоса Америки", добавленных в коллекцию антисоветчиками-либералами после 1991 года, мы не знали:  "вражьи голоса" глушили.

Отец рассказывал, что в детстве ему в 1930-е годы купили гармонь. Он научился играть на ней на слух. Под его музыку в Куликовке на Южном Урале танцевали вечерами парни и девчата. Вот с этой гармошки и началось у папы восхождение к музыке. Мой дед Иван Михайлович любил стихи Пушкина и Есенина. Отец передал мне любовь деда к чтению и к поэзии. Он всегда подсказывал, какие книги читать. И я читал много и увлеченно.

Постоянные переезды из гарнизона в гарнизон, работа с утра и до позднего вечера не могли утолить его голода к книге. Из каждой командировки он обязательно привозил мне и книги, и игры.

БИБЛИОТЕКА

В Барабаше у меня проявилась особая тяга к книгам. Большая библиотека в Доме офицеров казалась мне таинственным храмом. В ней стояла мистическая тишина. Я жадными глазами рассматривал книги, стоявшие на длинных полках и мечтал их все перечитать.

Впервые в жизни я увидел советскую библиотеку. Я понаблюдал за тетями, работавшими в зале. Они казались мне ангелами, приносящим знания с неба.

Зачитывался "Тимуром и его командой" Аркадия Гайдара. Фильм, снятый по этой повести мне понравился меньше. Уж очень дети в нем показаны очень хорошо воспитанными. Таких в жизни я не встречал.

Меня привлекла серия книг "Новинки детской литературы". Она издавалась в однотипных мягких серых обложках по внешнему виду и размеру напоминавших роман-газету. На каждой обложке повторялась одна и та же картинка: девушка с мечтательным видом стоит под деревом, а слева он нее, чуть позади, юноши и девушки слушают чтеца. Я всегда с трепетом рассматривал своих сверстников на обложках и усаживал себя среди них. Они были мне дороги. Я любил их всей душой, потому что они такие книголюбы, как я.

В этой серии я перечитал много книг. Среди них помню книги: "Белеет парус одинокий" и "Сын полка" Катаева В.П. Нашими героями войны в те годы были пионер Леня Голиков, комсомолки Лиза Чекалина и Зоя Космодемьянская, молодогвардейцы.

Любил я читать и русские сказки, сказки Пушкина и Бажова. Любил рассматривать картины Васнецова в учебниках. Мальчишкам нравились его "Богатыри", девчонкам – "Аленушка". Подолгу я любовался картинами "Осень" Левитана и "Грачи прилетели" Серова. С этих плохоньких по качеству печати иллюстраций начиналась моя любовь к живописи, искусству, и я пронес её через всю жизнь. Они открыли мне окно в новый мир красоты и добра.

Полюбил на всю жизнь и Гоголя. Его "Вечера близ Диканьки" я выучил наверное наизусть. Плакал над "Тарасом Бульбой". Всю жизнь перечитываю "Мертвые души" не случайно: проживая в Союзе и за границей, я всюду встречал героев Гоголя — маниловых, плюшкиных, ноздреватых самых разных национальностей... Настолько они типичны для всех культур и цивилизаций, а не только для России!

*******

Из первоклассников в пхеньянский школе только Нина Побережная встретилась мне в начальной школе в Барабаше. На первом фото она стоит в первом ряду. Я крайний справа во втором ряду  

B7A0FAEC-CA88-44DF-AC2C-4115689BAFC7.jpeg

На втором фото Нина сидит во втором ряду. На ней белый фартук. Я в матроске.

D05BD394-BFA3-4DAC-AAB7-58977805045F.jpeg

Потом мы встретились ещё раз, когда учились в 10 классе. Ее отца перевели служить в Вильнюс и их семья покидала Дальний Восток навсегда. Последний раз мы виделись с ней в 1988 году, когда я прилетал на научную конференцию в Вильнюс. Больше никого из моих одноклассников и одноклассниц я не встречал никого.

Юрий Горбунов. ВОСПОМИНАНИЯ РУССКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТА ОБ УТРАЧЕННОЙ РОДИНЕ Глава 3.

Глава третья. В КОРЕЕ, ОСВОБОЖДЁННОЙ ОТ САМУРАЙСКОГО ИГА....

Буржуазные историки пытается убедить нынешнюю молодежь в том, что война империалистических держав в Корее началась только в 1950 году и что начала ее Северная Корея. Однако реальные факты свидетельствуют совсем о другом....

Рабоче-крестьянская Красная Армия освободила Северную Корею от японских колонизаторов, американская армия – Южную.

Естественно, что советская армия и компартии социалистических стран поддерживали корейских трудящихся в их стремлении освободить север страны от феодалов и буржуазии.

Естественно, что финансовая олигархия приказала Трумэну поддерживать самые реакционные силы в Корее и помогать своему марионеточному правительству закрепить буржуазные порядки не только на юге, но на всём Корейском полуострове.

Если вспомнить историю начала ХХ века, то даже буржуазные историки вынужденных признать, что Корея была аннексирована милитаристской Японией в 1910 году под шумок нашествия цивилизованных европейских держав, включая царскую Россию, на Китай. Японской буржуазии требовался крупный военный плацдарм на континенте, чтобы, используя его, вместе с другими империалистами отгрызать куски пожирнее от Китая.

Японские колонизаторы взяли курс на полную ассимиляцию корейцев. Беспощадно грабили страну. Корейских мужчин вывозили в качестве рабской силы на шахты и рудники в Японию, а молодых кореянок загоняли в солдатские бордели. Мобилизованных в японскую армию корейцев в первую очередь гнали в атаки, на минные поля. Вот такая была самурайская "демократия"! Как в фашистской Европе!...

Около трех лет советская армия держала Северную Корею под своим контролем. Советская гражданская администрация обеспечивала переход страны от частнособственнического строя к обществу, основанному на общенародной собственности. Корейская буржуазия и землевладельцы покидали Северную Корею и перебирались в Южную.

Как и во всех странах мира до сегодняшнего дня, в Корее шла острая классовая борьба. Повторю еще раз: во всех странах мира - как капиталистических, так и в социалистических - в Корее шла острая классовая борьба. И она может остановится на планете очень не скоро — через столетия. Не раньше, чем на всей планете установится и окрепнет многонациональная коммунистическая цивилизация. К сожалению, многие теоретики не желают этого понять по разным причинам....

****

B2A465AA-79B9-4869-8F96-20E1211A86E3.jpeg

К началу 1946 г. Ким Ир Сен, избранный руководителем северокорейских коммунистов, возглавил формировавшийся государственный аппарат страны. В феврале был образован Временный Народный Комитет Северной Кореи.

Трудовая партия Кореи под его руководством проводила политические, экономические, идеологические реформы в интересах народных масс, а не в интересах буржуазии и землевладельцев, как в Южной Корее. В 1946 г. объявили национализацию. Землю перераспределили в пользу мелких и бедных крестьянских хозяйств. 90 процентов предприятий к 1949 г. были национализированы. Северная Корея избрала путь некапиталистического развития!

Вспоминая годы службы в военной комендатуре, отец рассказывал, что южнокорейская разведка при Временном правительстве Корейской Республики отправляла на Север своих агентов с целью организации убийства ряда крупнейших руководителей северокорейского режима во главе с Ким Ир Сеном. Покушения на всех этих деятелей действительно произошли весной 1946 г., но ни одно из них не увенчалось успехом.

Появлялись в разных частях страны листовки с призывами выступать против советского присутствия, наблюдались отдельные акции неповиновения. В целом новый режим не встретил серьёзного сопротивления. Большинство жителей Северной Кореи, если ещё не стало его сторонником нового курса развития страны, то не было готово активно выступать против него. Многое было ещё не ясно.

В то же время на юге Корейского полуострова, где левая оппозиция уже к концу 1946 года развернула настоящую гражданскую войну против Временного правительства, привезённого из США, против местных властей. В акциях протеста на Юге участвовали десятки тысяч корейцев, а многие тысячи уходили в горы и вступали в партизанские отряды коммунистов. Ничего подобного на Севере не происходило, – так пишет о первых годах истории Кореи российский востоковед Андрей Ланьков в своей книге "Северная Корея: вчера и сегодня" (2000).

В Южную Корею американская администрация привезла своего ставленника Ли Сын Мана. Он много лет прожил в США. Преподавал в американском университете. Перед ним была поставлена задача укрепить проамериканский буржуазный режим на территории Южной Кореи. 15 августа 1948 года он провозгласил создание корейского государства в американской зоне оккупации.

Из книги Питера Дейла Скотта "Наркотики, нефть и война" (пер. с англ., 2012) я узнал, что многие китайские руководители Гоминдана, южнокорейские, южновьетнамские и прочие проамериканские марионетки Юго-Восточной Азии в первой половине ХХ века были тесно связаны с глобальными наркомафиями...

*****

В Северной Корее была создана коммунистическая партия. Она объединилась с другими партиями. Прошел первый съезд объединившихся партий – Трудовой партии Северной Кореи (ТПСК); Она помогала обеспечивать советским комендатурам строгий контроль над происходящими в стране событиями.

Первые подразделения регулярной северокорейской армии создавались под непосредственным руководством советских офицеров. Она оснащалась современным японским и советским вооружением. Официально же о создании северокорейской армии было объявлено только в феврале 1948 года. Советские военные власти оказывали северокорейскому руководству разнообразную поддержку и помощь в решении многочисленных проблем.

Позже отец рассказывал мне, что советская военная администрация следила за общественным порядком в Северной Корее. Из СССР в Корею были командированы сотни советских корейцев с семьями. Они закончили советские вузы, и теперь работали на различных должностях в гражданской корейской администрации. Многие из них были женаты на русских женщинах и дома разговаривали по-русски.

В стране восстанавливалась народное хозяйство. Развивалась традиционная народная культура. Корейские дети ходили в школы. В СССР на учебу поехали учиться сотни корейских студентов. Жизнь в стране постепенно налаживалась...

ОБРАЗОВАНИЕ КОРЕЙСКОЙ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

В апреле 1948 года была принята Конституция Северной Кореи. В августе проведены выборы в Верховное народное собрание.

9 сентября в Южной Корее американская оккупационная администрация объявила о создании Южнокорейского государства.

В ответ Трудовая партия Кореи 15 сентября того же года провозгласила Корейскую Народно-Демократическую республику (КНДР). Этот день стал всенародным праздником корейских трудящихся.

Отец взял меня, мальчишку, на митинг, проводимый в честь провозглашения КНДР на каком-то большом зеленом поле или стадионе. На трибуне, сколоченной из досок и украшенной флагами, стояло десятка два руководителей местной и центральной власти. Первым выступил глава правительства и партии Ким Ир Сен.

Тогда в сентябре подобные митинги проходили во всех городах и селах Кореи. Много красных флагов. Традиционные драконы в 10-20 метров длинной со страшными зубастыми мордами летали по улицам празднично убранного города. Каждым из них управляло по 10-15 человек.

Детскими глазами видел я, как радовался корейский народ обретенной свободе, как на обломках колониализма рождалось новое некапиталистическое государство, которому было суждено высоко держать знамя социализма и оберегать его в этой малюсенькой стране, прикрытой советским ядерным зонтиком.

0B4BFD45-6574-49E4-A1DF-CCB9261900A2.jpeg

Ким Ир Сен проживет долгую и героическую жизнь: сын христианского активиста, партизан и партизанский командир, офицер Советской Армии станет правителем и "Великим Вождем Северной Кореи"...

****

Неофашизм поднимал голову в Западной Европе и Америке после объявления СССР империалистическим государствами "холодной войны". Накануне провозглашений двух корейских государств — 18 августа 1948 года Вашингтон принял секретную Директиву Совета Национальной Безопасности США 20/1 (известную ныне как "Доктрина А. Даллеса") – план подрыва международного коммунистического и рабочего движения в капиталистических странах и уничтожения строящейся русской социалистической цивилизации.

В ней ставилась задача "сократить до разумных пределов несоразмерные проявления российской мощи... Сателлитам должна быть предоставлена возможность коренным образом освободиться: от русского господства, из-под российского идеологического влияния; должен был основательно разоблачен миф о СССР как выдающимся источнике надежды человечества на улучшение, следы воздействия этого мифа должны быть полностью ликвидированы."

В декабре 1948 года Сталин вывел советские войска из Северной Кореи. Трумэн, президент США, вывел американские войска из Южной Кореи...

ПОБЕДА КИТАЙСКОГО НАРОДА

Финансовая олигархия Запада потеряла в 1949 году Китай. Империалисты грабили его более ста лет.

Под руководством компартии китайский народ изгнал Чан Кайши и его банду из страны. Он бежал на остров Тайвань. 1-го октября 1949 года Мао Цзэдун объявил об образовании нового государства — Китайской народной республики.

В Южной Корее реакционный проимпериалистический режим Ли Сын Мана пытался подавить народно-освободительное движение за освобождение юга от националистов. Тысячи борцов за свободу Кореи были расстреляны, тысячи находились в застенках. Так в Южную Корею пришла наконец «буржуазная демократия»!

Понимая, что борьбу за независимость страны от империалистических держав Запада невозможно задушить, пока существует свободная Корейская Народная Демократическая республика (КНДР), спецслужбы и Пентагон начали готовить войну против Северной Кореи. Ее территория нужна была им как плацдарм для провокаций и войны с Китаем и СССР. Спецслужбы разрабатывали план военного вторжения войск США и их сателлитов в Корею.

Все сказки о том, что именно КНДР первой начала войну, распространяемые на Запада в течении семидесяти лет назад, придуманы стратегическими холопами олигархии для того, чтобы хоть как-то оправдать поражение объединённых вооружённых сил империалистических государств в этой локальной войне с "мировым коммунизмом".

Мировая система империализма переживала тяжелые времена. Мировая финансовая олигархия утратила контроль над экономикой одной третьей суши планеты (СССР, Восточной Европы, Кореи и Китая). Крошились колониальные империи – британская, французская, бельгийская, нидерландская. Провозгласили независимость Индия, Пакистан и Индонезия.

Антиколониальное брожение охватило всю Азию, Африку и Латинскую Америку. Такого тотального поражения в самом начале "холодной" мировой войне, развязанной по приказу сионистских кругов Запада Черчиллем и Трумэном, не ожидали ни в Лондоне, ни в Вашингтоне.

В 1949 г. в СССР испытали атомную бомбу, и США утратили монополию на владение оружием массового поражения. Народы России, Украины и Белоруссии залечивали раны, нанесенные фашистскими ставленниками мирового империализма. СССР помогал странам Восточной Европы строить новую жизнь на базе коллективной социалистической собственности.

В эти самые тяжелые послевоенные годы в стране Советов работали школы. В вузах и техникумах готовились молодые кадры советской интеллигенции, в профтехучилищах – грамотные кадры квалифицированных рабочих. Ускоренными темпами создавался многонациональный образованный класс, способный взять в свои руки экономику, науку, образование, медицину, культуру, литературу советской державы, государство рабочих, служащих и колхозников.

По всей стране и в дальневосточных гарнизонах проходили обучение военному делу сотни тысяч новобранцев, призванных в Советскую армию заменить демобилизованных ветеранов войны и готовых защитить свою родину от новых угроз, сыпавшихся, как из рога изобилия, от империалистических государств Запада.

Партия и правительство во главе со Сталиным не отказались в те тяжелые времена от задачи строительства коммунизма. Так в СССР называли тогда задачу РАЗВИТИЯ НЕКАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ на планете.

Советское руководство понимало, что для выполнения этой задачи необходимо, во-первых, создать мощную современную материально-техническую базу советского государства, опираясь на собственные силы, поскольку Запад категорически отказался от научно-технического сотрудничества со странами некапиталистической ориентации; во-вторых, в ходе строительства этой базы сформировать новую всесторонне развитую личность, сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Эти цели мы можем обнаружить, кстати и в русско-ведической "Велесовой книге", и в русском православии.

Постановку таких грандиозных задач могло позволить себе поставить только государство, развивающееся на основе коллективной, общенародной собственности, избавившее населения от тотальной диктатуры буржуазии и помещиков, капиталистической эксплуатации. Подобных задач не выдвигало и не может выдвинуть до сего времени ни одно так называемое "цивилизованное, демократическое" государство в мире, включая и современную буржуазную Россию.

Мое поколение русских шестидесятников-интернационалистов приняло самое активное участие в реализации этих грандиозных задач в послевоенные десятилетия. Русскоязычное поколение шестидесятников-инородцев пыталось сорвать это планы и затем бежать от законного возмездия в Израиль, Европу и США..

****

Не предполагал я, что трехлетнее пребывание нашей семьи в Северной Корее после Великой Отечественной войны изменит мою жизнь. Корея стала магнитом, который в будущем притянет меня к изучению восточной культуры. С наслаждением я буду изучать мусульманскую культуру во время работы военным переводчиком в Египте. Там я выучу разговорный арабский язык, с наслаждением буду слушать арабскую музыку. Напишу воспоминания об эпохе президента Гамаля Абдель Насера, принявшего решения о строительстве арабского социализма.

Позже увлекусь буддийской культурой, стану поклонником Агни-Йоги, учениями Вернадского, Рериха, Льва Гумилева; увлекусь теософией, перечитаю все труды Е. П. Блаватской на английском языке и напишу две книги о ее вкладе в западную и русскую культуру. С главами из этих книг тоже можете познакомиться на рериховском сайте...

Буддийский храм на окраине Канко научил меня, русского, уважению к чужим языкам, культурам и учениям. Там, в Корее, я прошел науку жизни среди людей, отличающихся от русских традициями, обычаями, складом жизни — практическому интернационализму.

Эта наука уважения к Востоку через двадцать лет победит во мне тягу к Западной культуре и литературе, и я выучусь на востоковеда и защищу диссертацию о национально-освободительной борьбе народов юга Африки.

А все начиналось с буддийского храма на холме в городе Канко...

*****

Далее: рассказы о жизни подростков и юношей в военных гарнизонах Приморья: Барабаше и Занадворовке, Хабаровске и Уссурийске.  

Фото:



Новости
23.01.2020

Андрею Дементьеву поставят памятник

Его планируют установить в Твери – на улице, носящей имя поэта.
23.01.2020

Маяковский уйдет с молотка

Редкий сборник стихов Владимира Маяковского в оформлении Эль Лисицкого выставят на торги.
22.01.2020

Минский вандал задержан

В Белоруссии задержали радикала, осквернившего памятник Пушкину.
22.01.2020

Князь был поэтом

В Российской академии художеств пройдет вечер памяти Михаила Владимировича Голицына.
21.01.2020

Немец с русской душой

В Москве состоится презентация книги «Спешите делать добро. Доктор Федор Петрович Гааз».

Все новости

Книга недели
На все времена

На все времена

Это наиболее полная история детища Пушкина и Дельвига, подготовленная специалистами.
Колумнисты ЛГ
Евстафьев Дмитрий

Три вызова

2019 год избавил наше общество от многих иллюзий. Мы подошли к черте, за которой...

Сазанович Елена

Избранный

Есенин был создан исключительно для поэзии! Не для прозы жизни! Застёгнутой на в...

Воеводина Татьяна

Ёлки-палки

В Кемерове потратили на новогоднюю ёлку 18 млн бюджетных денег

Сазанович Елена

Великий магнат

21 декабря 1940 года умер Френсис Скотт Фицдже­ральд. Классик американской литер...

Купреянов Иван

Большой куш

Поэтических премий в России пруд пруди. Только вот есть небольшая проблема: кро­...