САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

Памяти друга и коллеги

13.11.2019
Памяти друга и коллеги 40 дней как ушел давний сотрудник «Литературной газеты», замечательный фотограф Евгений ФЕДОРОВСКИЙ.

Уникум

06.11.2019
Уникум Лев АННИНСКИЙ как явление.
О том, «каким он парнем был», вспоминает Александр НЕВЕРОВ.

Я помню его в слезах

03.11.2019
Я помню его в слезах Владимир БУШИН вспоминает Илью СЕЛЬВИНСКОГО и таинственные детали его биографии.

Позывной: Москвич (часть вторая)

15.11.2019
Позывной: Москвич (часть вторая) Продолжаем публиковать фрагменты записок русского добровольца – московского предпринимателя, отправившегося летом 2014 года на войну в Донбасс.

Во тьме грядущих новостей

09.11.2019
Во тьме грядущих новостей Стихи Нины ЯГОДИНЦЕВОЙ отличаются не только тщательной отделкой, но и пронзительной лиричностью.

Все равно продолжается жизнь

02.11.2019
Все равно продолжается жизнь Евгений СТЕПАНОВ не только поэт, но еще и редактор. А также издатель. И это не могло не отразиться в его стихах.

Мастер-класс главреда "Литгазеты" Максима Замшева на Пушкинфесте

Смотреть все...

Встреча российских и армянских ученых

18.11.2019
Встреча российских и армянских ученых В Москве отметили 150-летие Комитаса и Ованеса Туманяна.

«Вы здесь ходите по золоту…»

16.11.2019
«Вы здесь ходите по золоту…» Юрий МАРТЫНЕНКО о 70-летии писательской организации Забайкалья.

«Я – неоромантик!»

13.11.2019
«Я – неоромантик!» Концерты Государственного симфонического оркестра Татарстана под управлением Александра СЛАДКОВСКОГО – всегда праздник.
  1. Какие разделы Вас больше привлекают в «Литературной газете»?

Мигранты и демография

17.11.2019
Мигранты и демография Приезжие отнимают рабочие места у коренного населения, отмечает журналист и редактор Павел ПРЯНИКОВ.

Запад им поможет

11.11.2019
Запад им поможет О комичном «Форуме свободной России» в Литве высказывается Андрей ПЕСОЦКИЙ.

Профессор о профессоре

05.11.2019
Профессор о профессоре Иван ЕСАУЛОВ размышляет о природе русофобских высказываний Гасана ГУСЕЙНОВА.

Чертополох. Заметки о жизни и литературе - Сообщения с тегом "бизнес"

  • Архив

    «   Ноябрь 2019   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30  

Артель - обновление традиции

У провинциального бизнеса своя специфика. Наиболее успешны проекты, предлагающие населению не развлекательные, а бытовые, жизненно-необходимые услуги.  
В последние годы нарастает популярность артельной самоорганизации. Народ возвращается к тому, что естественно – рабочему товариществу.
Объединяются хорошо знакомые друг с другом люди, уверенные в том, что их соратники достойны доверия. В артельном движении - естественный отбор. Никто не пригласит в дело пьяницу, бездельника, человека конфликтного, непунктуального.
В нашей местности артели занимаются строительством и ремонтом домов, но не избегают и прочих работ, в которых заинтересованы местные жители. Все знают, к кому можно обратиться с просьбой, если нужно заготовить дрова, погрузить мебель при переезде или очистить колодец.
Членов артели земляки уважительно называют мастерами. И впрямь среди них встречаются мастера на все руки, обладающие навыками печника, сварщика, электрика, плотника, ремонтника, способного исправить водяную станцию, которые в последнее время стали устанавливать в своих домах сельчане, чтобы иметь автономный источник воды.
Наблюдаю за двумя такими тружениками.
- Не можешь быстрей? Нам ещё дом поднимать. – Строго говорит Иван Алексею, который ставит мне забор.
Я знаю, о чём речь. Порой деревянные дома, а чаще пристроенные к ним сенцы, начинают крениться, и тогда их поднимают с помощью двух домкратов, которые подводят под нижние брёвна.  
Понимаю, почему Иван пришёл за Алексеем. Если одного артельщика позвали делать ремонт, то он старается подключить к делу товарищей, чтобы дать им возможность заработать.
- Ведь я его учил. – Кивает на Алексея Иван.
Вместе с артелью вернулись связанные с ней традиции. Пожилые мастера передают опыт молодым, как велось в старину.
В артелях, которые я наблюдала, нет такой должности как староста. Но, как правило, есть тот, кто берёт на себя организационную работу, и в то же время обладает большим мастерством, чем остальные. К нему идут наниматели, с ним лично расплачиваются даже в присутствии прочих членов артели, а этот человек справедливо делит заработанное среди соратников по ремеслу.
Когда-то я считала, что артели были только до революции – замечала упоминания о них у Бажова, у Горького, у Мельникова-Печерского, у Лескова и многих других классиков. Из книг помнила, что в охотничью артель, например, не принимали без своего снаряжения: ружья, капканов и собаки. Что был в артели выборный глава, который распоряжался работой. Брали туда учеников – сирот или родственников старших мастеров.
К началу XIX века артельными промыслами занимались не менее 14 миллионов российских крестьян. И не только. Даже в солдатской среде существовали артели, о чём подробно рассказывает Лев Толстой в повести «Хаджи Мурат»: «В те времена на Кавказе каждая рота заведовала сама через своих выборных всем хозяйством. Она получала деньги от казны по шесть рублей пятьдесят копеек на человека и сама себя продовольствовала: сажала капусту, косила сено, держала свои повозки, щеголяла сытыми ротными лошадьми. Деньги же ротные находились в ящике, ключи от которого были у ротного командира».
Про артель тепло отзываются русские пословицы: «В одиночку не одолеешь и кочку, артелью и через гору впору», «В хорошей артели все при деле», «Дружная артель — та же семья».
Вряд ли сегодняшние рабочие из райцентров Тамбовской или Воронежской областей  знают о том, как развивалась артель до и после 1917 года.  Что были когда-то артели приисковые, рыболовные, бурлацкие, охотничьи, торговые – в зависимости от регионов. Сезонные, объединявшие крестьян только на летний период, и переселенческие, уходившие за лучшей долей на окраины страны.
В XIX  веке, возможно, под влиянием социалистических идей, стихия самоорганизации охватила широкие массы и в городах. Там появились артели творческие, объединявшие художников, писателей, переводчиц. Возникли чисто женские артели золотошвеек, продавщиц, кассирш, что уже напоминает о профсоюзе – ведь кассирши и продавщицы могли и не работать на одном предприятии, но что-то свело их вместе. Возможно, роль сыграл модный в те годы роман Чернышевского «Что делать?», где речь идёт, в том числе, и о создании женской артели.
При советской власти артели продолжили своё существование. Они вели деятельность во время войны даже в блокадном Ленинграде. Видимо, советская власть сочла, что артель - добровольное объединение трудящихся, не противоречит её целям. В артели не вынуждали вступать всех подряд, как порой происходило с первыми колхозами. Артельщиками становились люди со схожими интересами и целями.
Совнарком и ЦК ВКП(б) в начале 1941 года издали постановление, рекомендующее начальству на местах не вмешиваться в артельный труд и подчеркивающее непременную выборность глав коопераций на всех уровнях. Единственным условием стало то, что розничные цены не должны были значительно превышать государственные на ту же продукцию. На два года артели освобождались от большинства налогов и госконтроля над ценообразованием.  
Непонятно, чем руководствовался Хрущёв, который постановил к 1960 году полностью передать государству почти все артельные предприятия, причём пайщики потеряли свои взносы и собственность. В 70-80-е остались только артели золотодобытчиков.
Но в двадцать первом веке безработица в сельской местности стала катализатором артельного движения. Пришёл на выручку дух общинности, свойственный славянам.
Артель, где все равны, все отвечают за результат и все должны проявлять инициативу – чем не гражданское самосознание, которое мы ищем только в политическом поле?  
Что интересно, все знакомые мне мастера – люди верующие и со своим взглядом на окружающий мир, со своеобразной народной мудростью и сметкой. Заметны в их характере такие черты, как любовь к природе, к своему краю.  
Сегодня они красят крышу в одном селе, завтра в другом меняют колодезный сруб, послезавтра возьмутся за возведение колокольни в райцентре. Так и кочуют, но, заметьте -    вокруг да около родного дома. Это и есть естественный, а не лозунговый патриотизм.
 



Новости
18.11.2019

В Петербурге продадут квартиру Пушкина

Именно в ней Александр Сергеевич написал «Капитанскую дочку».
18.11.2019

Орлуша финансирует АТО

Российский поэт признался в том, что перечисляет деньги украинской армии.
17.11.2019

Генрих Боровик отметил юбилей

Президент России Владимир Путин поздравил журналиста-международника с 90-летием.
16.11.2019

Умер Валерий Дударев

Известный поэт и редактор ушел на 55-м году жизни.
16.11.2019

В память о певце Урала

В Сыктывкаре состоялось вручение премии имени Дмитрия Мамина-Сибиряка.

Все новости

Книга недели
Самый объёмный за всю историю

Самый объёмный за всю историю

Вышел самый объёмный за всю историю выпуск «Дня поэзии»
Колумнисты ЛГ
Евстафьев Дмитрий

Чего хочет народ

Публикация результатов соцопроса Левада-Центра и Фонда Карнеги взбудоражила обще...

Крашенинникова Вероника

Фигура умолчания

Прошёл День народного единства. Празднику 15 лет, а народной любви и признания о...

Неменский Олег

Маша от Зеленского

Развод сил на пробных участках в Донбассе – это своего рода военный балет, никак...

Крашенинникова Вероника

Что видят, то и бредят

Если посредством сцены распространять нравствен­ный упадок, жестокость и насилие...

Макаров Анатолий

Ботинки и воронки

Наши телеведущие не смотрятся как нуждающие­ся.