Когда-то давно в интервью Захар Прилепин сказал, что современные герои – это учителя, воспитатели, автослесари из глубинки, которые, несмотря ни на что, не уезжают, а выполняют свою работу. Не являюсь поклонником этого писателя, но тут он прав. Не поспоришь.
Особенно это заметно в Ханты-Мансийском автономном округе, где до некоторых поселков можно добраться только на вертолете, а расстояние между ближайшими населенными пунктами может быть 600 и более километров. Кто не знает, регион расположен на Западно-Сибирской равнине, по рекам Обь и Иртыш.
Ханты-Мансийск
Здесь мне удалось посетить Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж. Время у нас сейчас сложное, пандемия Covid-19, поэтому учащиеся слушают лекции дистанционно, лишь практику проходят на месте. Под нужды детей и педагогов «перепилили» распространенную программу для управления обучением Moodle. Тут есть все: кабинет учащегося, кабинет преподавателя, расписание, анализ успеваемости. То есть можно с максимальным комфортом получать знания из дома. Когда учащиеся живут в разных населенных пунктах, до некоторых 600 километров на вездеходе, то новая система дистанционного обучения как нельзя кстати. Поэтому в колледже собираются и в дальнейшем совмещать очное и заочное обучение. Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Директор колледжа Алексей Борисович Сарабаров рассказал о том, какие профессии больше всего востребованы: мастер по обслуживанию автомобилей, программист и повар. Также популярна специальность «правоведение», выпускники идут работать в полицию.
В системе обучения колледжа есть отличительная черта: профессии учат с первого курса, а не как раньше: половина обучения – общеобразовательные предметы, профессия – в конце. Теперь ты сразу погружаешься в дело, это интереснее, ребята понимают сразу, куда пришли и на кого учатся.
Вообще, судя по тому, что мне говорили учащиеся, им интереснее работать руками, чем слушать теорию. И это нужно учитывать. В тех больших городах России, где я бываю по служебной необходимости, высшее образование есть у всех, хотя нужно оно единицам. Есть у нас глупая мода на высшее образование. В ХМАО наблюдаем верный подход: человек получает ровно столько знаний, сколько может нести по жизни.
Если хочет кто-то работать руками, это нужно поощрять, в том числе и в семье, а не впихивать чадо учиться на юриста или экономиста, с тем чтобы он потом все равно работал на кассе в «Макдоналдсе».
66 % выпускников Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа устраиваются на работу, 10 % идут в вуз на очную форму обучения, остальные – в армию или замуж.
Отдельное слово нужно сказать о девушках, которые учатся по специальности «гостиничное дело». Посмотрев на то, как они проходят практику, я понял, что горничная – это не просто женщина с ведром и грязной тряпкой, которая говорит вам «здравствуйте», а специалист. Девушки должны знать, как застелить постель, где никогда нельзя оставлять пыль и многое другое.
Горничная в отеле четыре-пять звезд обязана понимать хотя бы один язык международного общения. А еще обязательные качества горничной: уравновешенная, ласковая и аккуратная – так что далеко не каждая подойдет.
Кстати, на площадке колледжа проходил всероссийский чемпионат молодых профессионалов WorldSkills.
Что такое WorldSkills?
Чемпионат по профессионально-технической подготовке прошел впервые в Испании в 1947 году. Страну необходимо было восстанавливать после гражданской войны, для испанцев это означало, что нужно поднимать престиж рабочих специальностей. Автором идеи был Хосе Антонио Элола Оласо, он был генеральным директором «Испанской молодежной организации». Уже в 1950 году идею поддержала Португалия, поэтому провели Пиренейские соревнования.
В 1953 году в Мадриде организовали Европейские соревнования. А вот впервые за пределами Испании соревнования состоялись в 1958 году в рамках Всемирной выставки в Брюсселе, а в 1970 году они первый раз прошли в Азии, а именно – в Токио.
WorldSkills в таком виде, как мы знаем сейчас, образовалась после реформы в начале 2000-х годов.
Сегодня под эгидой WSI (WorldSkills International) проводится множество мероприятий, включая региональные и национальные соревнования, континентальные первенства и – раз в два года – мировой чемпионат.
Россия впервые приняла участие в чемпионате Европы в 2014 году. В 2019 году мировое первенство провели в Казани.
Междуреченск
В этом поселке живет 12 000 человек, зимой сюда из некоторых мест ХМАО можно добраться только на вертолете. А между тем мало кто из выпускников Междуреченского агропромышленного колледжа собирается уезжать. Говорят: где родился, там и пригодился. И это не из-за лени. Большинство из тех, с кем я разговаривал, действительно любят свой поселок. Мне, человеку широких взглядов, такого никогда не понять, и я из-за этого впервые почувствовал себя ущербно.
Междуреченск – административный центр Кондинского района, только тут во всем Ханты-Мансийском автономном округе можно выращивать овощи и фрукты. Как сообщает «Википедия», именно здесь родилась девушка с самыми красивыми щечками, но больше никаких следов этого конкурса мне найти не удалось. А жаль, заинтриговало.
Кстати, даже от Урая, от которого мы приехали на микроавтобусе, лет десять назад можно было добраться только на вездеходе.
В агропромышленном колледже 485 студентов, востребованные профессии: «обслуживание и эксплуатация тракторов», «веб-дизайн», «программирование». Конкурс есть на все специальности колледжа – от полутора до двух человек на место. Учатся не только местные, но и со всего ХМАО. В этом году запустили специальность «рабочий зеленого хозяйства», на будущий год запустят специальности «швея» и «каменщик».
20 % педагогов Междуреченского агропромышленного колледжа – его же выпускники. Огромный интерес к выпускникам проявляют местные крестьянские (фермерские) хозяйства. В прошлом учебном году из колледжа выпустилось 92 человека, и только один из них стоял в службе занятости.
У колледжа нет своей платформы для обучения на курсах, как в Ханты-Мансийске, и они используют Zoom. Не все учащиеся могли разобраться в том, как пользоваться, поэтому выезжали волонтеры, которые помогали и настраивали программу. Другая проблема – это бедность, и тем, у кого не было ноутбуков, их выдавали от училища. Это удивительно, с моей точки зрения.
На автомеханика в этом колледже обучаются и девушки. Я поразился, а вот мастера бесстрастны: «А что такого, если они с пятого-шестого класса ездят на мотоцикле?»
Ну любят технику! Ну хотят быть автомеханиками! На вид они ничем не отличаются от сверстниц, девушки как девушки. И они уже знают своих будущих работодателей.
Тракторы, на которых тренируются учащиеся, стоят от 116 000 евро. Это дорогая современная техника, она даже может работать по навигатору.
Объясняю, как это – работать по навигатору: сначала оператор загружает в компьютер карту поля, потом размечает маршрут, а затем трактор идет точно по этой разметке и, например, разбрызгивает удобрения туда, куда нужно, и два раза один кусок не обрабатывает. Налицо экономия ресурсов и времени.
Урай
В Урайском политехническом колледже есть целая «Литературная гостиная», где детей учат читать художественную литературу, понимать ее, писать и преподносить со сцены. Татьяна Николаевна Рижкина, учитель русского языка и литературы колледжа и руководитель «Гостиной», говорит, что для многих учащихся все это останется только как хобби. Хотя нет, все же один выпускник учится в Екатеринбургском государственном театральном институте, а это немало. Профессионалы творческих профессий – штучный товар.
Татьяна Николаевна из всех нынешних учеников выделяет Полину Липину, которая сочиняет фантастику, и поэтессу Владу Макееву. Девочки мечтают писать профессионально, остается пожелать им удачи.
В политехническом колледже есть центр содействия трудоустройству выпускников, который осуществляет связь учащихся с работодателями. Дети проходят практику на разных предприятиях, и, как говорит руководитель центра содействия Шимова Анастасия Владимировна, работодатели часто «влюбляются» в учащихся и ждут их после окончания обучения.
Почти все выпускники колледжа остаются в городе. В этом – преданность и желание развиваться там, где родились.
В Урайском колледже я услышал впервые слово «патриотизмы», педагоги подразумевают некие составляющие педагогического процесса, то, что учит детей любить город, округ, страну. И у них получается, раз выпускники не уезжают.
Есть у меня только одно замечание: чтобы привить патриотизм, детей учат истории нашей Родины, но это в основном крупные военные победы. Я не услышал, что есть планы отметить 60-летие со дня полета в космос Юрия Гагарина, или 200-летие со дня рождения Достоевского, или 150-летие со дня рождения Рахманинова. Вопрос: мы готовим молодежь к чему?
Урайский политехнический колледж принимает активное участие в чемпионате WorldSkills. Кстати, интересная ремарка: чтобы подготовить к экзаменам и провести их с группой электриков (24 человека), нужно два километра медного кабеля. Впечатляет?
В Москве я часто наблюдаю презрение интеллигента к простолюдину. Да-да, не спорьте, это так. Даже если снобизм не афишируют, он есть. Рассуждать о величии русского мира или, наоборот, его убогости, сидя на диване, – это удел интеллигенции из двух противоборствующих лагерей: патриотического и либерального. В ХМАО я познакомился с людьми, которые молча созидают. В этом есть и любовь к Родине, и свобода.
Захар Прилепин был прав: вот кто герои нашего времени. Не такие, как у Лермонтова, скучающие щеголи, а настоящие герои: они просто живут, просто работают, именно на их плечах город, округ, область, республика, страна, а мы этого не замечаем. Их подвиг повседневный и от этого прекрасный.
Александр ГРИЦЕНКО