Пространное, острое и весьма содержательное интервью с Сергеем Кургиняном, опубликованное в «Литературной газете», вызвало широкий резонанс и на сайте нашего издания, и в соцсетях. Отреагировали на яркую публикацию в «ЛГ» и те, кого принято относить к «лидерам общественного мнения», представители разных (порой антагонистических) социальных групп.
Леонид ГОЗМАН, политолог, общественный деятель:
Сергей Кургинян – один из немногих людей с «кремлевской стороны», которые искренне верят в то, что говорят. Он в течение многих лет не менял свою позицию и своих убеждений, что не может не вызывать к нему уважения. Еще больше я его зауважал, когда увидел, как он, не раздумывая, дал в морду типу, допустившему националистические высказывания. Наконец, Кургинян резко выделяется из длинного ряда защитников идеи диктатуры и восстановления, или, как говорит Сергей Ервандович, реставрации СССР в том или ином виде, еще и потому, что он умный и в высшей степени образованный человек. Единственное сомнение вызывает собранный Кургиняном митинг на Поклонной горе, – он не мог не знать, каким образом свозились туда целыми автобусами «бюджетники»…
С его концепцией «красного реванша» я категорически, стопроцентно не согласен, хотя, разумеется, я не против того, чтобы дух был выше «низменного». Уверен, именно либеральная идея и есть попытка того самого прорыва вверх, о котором говорит Сергей Кургинян. Никакая система не может унифицировать людей, хотя это пытались сделать тоталитарные режимы – и коммунизм, и фашизм. Люди – не деревянные солдаты Урфина Джюса, они разные, и живут они по-разному, и думают по-разному. Да, при либеральной системе мораль и этика тоже могут оказаться под ударом, но сама система организации либерального общества подталкивает человека к нравственному, моральному, этическому выбору. Тоталитарная система такого выбора не дает: там, где все должны жить одинаково, должно быть полное единомыслие, никакого выбора нет.
Конечно, и при коммунистической системе были по-настоящему высокоморальные, свободно мыслящие люди, – и семья Сергея Кургиняна, судя по тому, что он о ней говорит, тому примером. Но это было не благодаря, а вопреки системе.
Рассуждения Кургиняна о «красном реванше» можно и нужно обсуждать, как можно и нужно обсуждать любые идеи. Но мои возражения здесь не только по сути. Сергей Кургинян предлагает решение, но не говорит о процедуре принятия этого решения. В конце концов, кто решает, что русский народ, как гиперэтнос, должен быть «имперскообразующим» народом? Кто принимает решение о «модерне» или «немодерне», как о пути развития России? Получается, сам Сергей Ервандович или правильное, усвоившее его концепцию руководство страны. Мне же кажется, что люди все решения, в том числе, и о стратегии развития своей страны, должны принимать сами, а иного, кроме демократии, такого совместного принятия решений человечество не придумало. В демократической системе тот же Сергей Кургинян и его сторонники могут пропагандировать свои взгляды, идти на выборы, доказывать свою правоту в дискуссиях.
И каждый из нас, не меньше, чем Сергей Кургинян, имеет право решать и думать по-своему. При диктатуре, прошлой или будущей, к которой призывает Сергей Ервандович, это невозможно. Именно потому, что никто не имеет божественного права решать за человека, я не могу согласиться с концепцией Кургиняна. Уверен, что Россия должна стать светским, либеральным и демократическим государством, где у всех будет полная возможность отстаивать свою точку зрения.
Владимир МАМОНТОВ, генеральный директор радиостанции «Говорит Москва»:
Сергей Кургинян – без всякой иронии, великий человек, он построил свой мир, в котором есть черты знакомого нам мира, и в этом «другом мире» Кургинян – хозяин. Он может переделывать его, исследовать, развивать, и это очень интересный опыт, достойный изучения, точно так же, как безмерно талантливый создатель этого мира достоин уважения.
Многое из того, о чем говорит Сергей Кургинян, я не разделяю, но со многим могу и согласиться. Безусловно, согласен с ним в оценке роли Владимира Путина, пришедшего на свой пост в тяжелейшие для нашей страны времена, и поистине спасшего Россию.
Не знаю, можно ли назвать меня сторонником «красного реванша», о котором говорит Сергей Кургинян. Но то, что я сторонник реванша – это правда. Этот реванш – в моей душе. Почему? Да потому, что я тоже был не раз обманут. Меня обдурили – нет моей страны, нет огромной державы, которой мы так гордились, и идея вернуть эту державу, пусть и в новом качестве, меня привлекает. Так что я тоже – реваншист.
Я русский человек, и очень хочу добра всем нам, хочу, чтобы моя страна возродилась в прежнем величии, чтобы в нее вошли все ушедшие от нас народы. Чтобы вошли – сами, без принуждения, зная, что здесь, в России, им будет хорошо и свободно. Но эта моя страна, о возрождении которой я мечтаю, отличается от той, о которой говорит Сергей Кургинян, – она более «травоядная», мягкая, в ней нет «ревущих широт».
Сергей Кургинян – удивительно яркий, фантастически талантливый человек, это один из умнейших и образованнейших людей нашего времени. Даже когда он говорит то, с чем я не соглашаюсь, – он говорит это искренне, с верой в идею. Сергей Ервандович очень точно ощущает вкус, цвет, запах – и суть времени. Он вовсе не романтический мечтатель-фантаст, его концепция опирается не только на глубочайшие знания постулатов и аксиом, но и на огромный жизненный опыт, – и столь же огромный опыт российской и общечеловеческой истории.
Я был на митинге на Поклонной горе, видел, как люди слушали Сергея Ервандовича. И было ощущение, что мы, стоящие на ледяном ветру люди, – единое целое, что мы не толпа, мы – народ. Да, кого-то привозили на тот митинг казенными автобусами, но мы-то пришли сами, никто нас на Поклонную за кушаки не тянул. Именно потому, что мы – народ, мы хотим сами вершить свою судьбу, идти своим путем. Уже за одно это ощущение единства можно сказать Сергею Кургиняну спасибо.
Захар ПРИЛЕПИН, писатель:
Сергей Кургинян – в высшей степени образованный, обладающий огромным жизненным опытом человек, знающий историю и прекрасно ориентирующийся в философских учениях. По моему разумению, он говорит не столько о «реставрации», сколько о реванше, то есть, о возвращении социалистических ценностей, о превосходстве духа над низменным, и о свободном человеке как необходимом условии поступательного развития России, которая действительно может стать примером для всего мира. Безусловно, ничего из сказанного Кургиняном в этом отношении не вызывает у меня никакого отторжения.
Знаю, что у Сергея Ервандовича строгое отношение к «левакам», и его никак нельзя сравнить, скажем, с Кантором или Лимоновым, хотя и они тоже называют себя «левыми». Как человек левых социалистических убеждений, я надеюсь, что эти мои убеждения вполне совпадают с идеалами Сергея Кургиняна.
Кургинян заново открывает нам Ленина и Маркса, и говорит об актуальности их учения. Это особенно важно при не прекращающихся попытках некоторых политиков и философов изобразить чужеродность левых идей для России. Такие попытки вызывают у меня только раздражение, – уверен, что именно левые социалистические идеи больше всего подходят нашей стране.
В Сергее Кургиняне я особенно ценю умение видеть истинную подоплеку и суть событий и явлений, обнаруживать исторические закономерности. У него свой, особый способ философского мышления, он внимательно исследует опыт прошлого, мастерски препарирует действительность, ищет и находит пути в будущее. Можно только гордиться тем, что мы – современники этого умного и глубокого политика и философа.
Всеволод ЧАПЛИН, протоиерей, настоятель московского храма святого Феодора Студита у Никитских ворот, член Общественной палаты Союзного Государства России и Беларуси:
С большим интересом ознакомился с интервью Сергея Кургиняна «Литературной газете», и мне созвучно многое из того, о чем он говорит. Признаюсь, раньше я не был близко знаком с концепцией «красного реванша», хотя мы давно знакомы с Сергеем Ервандовичем, не раз общались, и я участвовал в организованном его движением «Суть времени» митинге против «перегибов» ювенальной юстиции.
Согласен с тем, что многие в России остро чувствуют утрату империи, утрату исконно русских территорий, в том числе нашего древнего центра – Киева. Но нам сегодня надо говорить не о реванше, а о восстановлении нормы, которая сегодня нарушена. Все-таки два раз в одну реку войти невозможно – нельзя восстановить во всех частностях ни Российскую империю, ни государство, которое мы потеряли в 1991 году. Можно и нужно говорить о необходимости восстановлении единства разделенного народа, о восстановлении империи, – вместе с идеей мощной собственной модели развития, которую мы можем предложить миру. Мы должны взять максимум лучшего и из опыта Российской империи, и из опыта Советского Союза. В этом я полностью согласен с Сергеем Кургиняном, как и в том, что у нас есть наш, российский исторический опыт развития, – в отличие от объявленных универсальными «ценностей» индивидуализма, ростовщичества, торгашества.
Братство, справедливость, коллективизм, приоритет общего над частным, – вот наши ценности, которым пытаются противопоставить идею «атомизации» личности, эгоизма, потребления материальных благ как якобы цели существования человека. Когда христианство пытаются встроить в потребительскую культуру, оно изменяет себе, превращается из соли земли и света миру – в товар на полке супермаркета. И, между прочим, наши споры с греческими «обновленцами» касаются не только принадлежности канонических территорий на Украине. Греческий религиозный истеблишмент, содержащийся на деньги Вашингтона и Брюсселя, а также правительства в Афинах, сегодня страшно боится оказаться в противоречии с потребительской экономической системой. Иерархам выкручивают руки «хозяева» из-за океана и из Евросоюза, побуждают проводить реформу православия по образцу «либеральных ценностей», следование которым на деле ведет к разрушению веры, к разрушению человека. Заменить христианскую веру культом «золотого тельца» – вот истинная цель всех этих «реформ».
Только Святая Русь может противостоять этой вакханалии, осуществив христианские идеалы в праве и политике. А значит, только Россия способна предложить миру новый путь развития, и только Россия, основываясь на вере и историческом опыте, может создать нового человека, о котором говорит Сергей Кургинян. Настоящий новый человек – не результат американского «плавильного котла», но и не результат «новой исторической общности людей, советского народа». Об этом новом человеке сказано еще в Новом Завете: человек должен стать новым творением во Христе. Не следовать греховной реальности мира, но показывать возможность жить по законам веры и настоящей свободы – свободы от ложных потребительских целей, навязываемых людям рекламой и маркетингом. Вот наш путь. И мы не можем не видеть попыток превратить христианство в этакую «развлекаловку», поместить его в нишу расслабляющей «духовки», где-то между астрологией и йогой,
Нам надо изменить мир любовью, а не подлаживаться под привычные грехи. И не случайно в свое время мы вместе с Сергеем Кургиняном боролись против ювенальной юстиции, основанной на непризнании нормальной семьи. Нам пытаются навязать представление о семье и семейных ценностях, как об отжившем свое институте. Ведь именно семья оказалась препятствием для тех, кто внушает людям систему ложных ценностей: живи один, не нужно детей, меняй пол, потребляй ненужные тебе товары и услуги, наслаждайся, как хочешь, а когда заболеешь или постареешь, – воспользуйся таким «благом цивилизации», как эвтаназия. Вот такой «образ счастья» рисуют нам наши оппоненты. Но на деле это – образ смерти.
С интересом ознакомился и с идеями Сергея Кургиняна о предлагаемой им политической системе. Я всегда выступал за формулу младороссов – «царь и советы». При этом представительная власть формируется снизу вверх, без политических партий и московской «тусовки», и сочетается с сильной персонифицированной властью пожизненно избираемого, а не наследственного императора. Это – в традициях Восточной и Западной Римской империи, в отличие от наследственных монархий Европы.
Несомненно, идеи, высказываемые Сергеем Кургиняном, достойны широкого общественного обсуждения, и очень хотелось бы, чтобы на многочисленных ток-шоу мусолили не одни и те же темы, но обращали бы внимание и на такие мировоззренческие, важнейшие для судеб народа и страны вопросы.
Материал подготовил Григорий САРКИСОВ.