В Суздале состоялся 26 Открытый российский фестиваль анимационного кино – главное событие в отечественной мультипликации.
В этом году в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией фестиваль прошел в гибридном формате. Для всех любителей мультфильмов была создана платформа suzdalfest.online на которой жители России, стран СНГ и Балтии могли бесплатно посмотреть анимационные фильмы и трансляции мероприятий. Профессионалы отрасли традиционно встретились во Владимирской области.
Было представлено 96 новых мультфильмов: 27 авторских короткометражек, 14 эпизодов сериалов, 22 студенческие работы, 13 фильмов-дебютов, 5 полнометражных лент и 15 работ прикладной анимации. Лучшие фильмы выбрало жюри, в состав которого вошли: эстонский режиссер, художник и сценарист анимационного кино Прийт Тендер; сценарист и продюсер Ирина Марголина; режиссер Владимир Хотиненко; режиссеры и художники анимационного кино Леонид Шмельков и Елизавета Скворцова; продюсер и киновед, генеральный директор «Московского кино» Наталья Мокрицкая; продюсер, режиссер анимационного кино Елена Чернова.
Гран-при ОРФАК вручен патриарху отечественной мультипликации Андрею Хржановскому за фильм «Нос, или заговор «не таких». Специальные призы получили молодые режиссеры Мария Коган-Лернер за анимационно-документальную драму «За забором», Саша Свирский за экспериментальную импровизацию «Вадим на прогулке» и выпускник Московской школы нового кино Кирилл Хачатуров за свой диплом «Голый», уже отмеченный наградами ряда значимых международных кинофестивалей.
Ключевым мероприятием деловой программы смотра стал «питчинг» – конкурс проектов, на котором начинающие режиссеры поделились с аудиторией идеями своих авторских короткометражных анимационных фильмов и мультсериалов. Он проводился совместно со старейшей отечественной студией «Союзмультфильм». В жюри вошли представители художественного и продюсерского советов студии и специальный гость – руководитель департамента кинематографии и цифрового развития министерства культуры РФ Светлана Максимченко. Она отметила высокий уровень презентаций и пообещала ввести аналогичные очные защиты проектов в ведомстве: эксперты по мультипликации раньше только читали сценарии, смотрели эскизы и принимали по ним решение на закрытом заседании, а публично сами претенденты перед ними не защищались. Такая возможность была предоставлена лишь авторам игровых фильмов и документальных спецпроектов.
Завершился фестиваль дополнительным показом фильмов-призеров на большом экране московского кинотеатра «Космос».
Алена СЫЧЕВА, Суздаль-Москва