В первой декаде июня в Гонконге около миллиона человек вышли на акцию против проекта закона об экстрадиции в Китай жителей Гонконга, выступающих против растущего влияния Пекина на политику местных властей. Те, в свою очередь, заявили, что речь идет только об экстрадиции уголовных элементов, не соблюдающих китайские законы. Но противостояние продолжается.
Похоже, протесты приобретают перманентный характер. Бунтари ходят на «мирные» демонстрации, как на работу. Слово «мирные» я не случайно взяла в кавычки. Ведь чем дальше, тем больше агрессии. На днях, например, митингующие ослепляли полицейских лазерными лучами, обливали кислотой, несколько офицеров получили ожоги. Как в таком случае должна вести себя власть? Всякому терпению приходит конец.
Из-за непрекращающейся бузы Гонконг может лишиться (и уже лишается) репутации одного из наиболее стабильных и авторитетных мировых финансовых центров. Серьезные международные компании подумывают о переходе в другие юрисдикции, экономический рост замедляется и может сойти на нет. Об этом на минувшей неделе сказала глава администрации Гонконга Кэрри Лэм, выступая перед представителями деловых кругов. Решительный голос подала армия. Чэнь Даосян, командующий военным гарнизоном НОАК в Гонконге, резко осудил уличное насилие и поклялся твердо защитить суверенитет Китая и национальную безопасность. Вечером того же дня военные разместили на своем аккаунте в Sina Weibo видео и опубликовали заявление, в котором выразили решимость гарантировать долгосрочное процветание и стабильность Гонконга.
Трехминутное видео всего за два часа просмотрели 3,1 миллиона человек. Многие восприняли его как предупреждение. «Если вы продолжите создавать проблемы, вы будете страдать от последствий», – написал один из пользователей, обращаясь к бунтовщикам.
В ответ на предостережения последовал угрожающий окрик со стороны США. Китай ответил быстро. «Если Белый дом искренне надеется на мир, стабильность и процветание в Гонконге, ему следует дать совет жестоким протестующим и радикалам выражать свои требования мирным, а не насильственным путем», – заявила представитель МИД КНР Хуа Чуньин.
Прибегнут ли власти Гонконга к помощи армии – этот вопрос пока остается открытым. Однако, если события будут развиваться так, как они развиваются, этого исключить нельзя.
В законе, регулирующем действия военного гарнизона НОАК в Гонконге, прописано, что гонконгская администрация может обратиться к центральному правительству с просьбой разрешить военному гарнизону оказать помощь в случае серьезных нарушений общественного порядка. Об этом на пресс-брифинге в Пекине напомнил официальный представитель Министерства национальной обороны Китая У Цянь.
Светлана СЕЛИВАНОВА, собкор «ЛГ», Пекин
«ЛГ»-досье
Гонконг, специальный административный район КНР, один из ведущих финансовых центров Азии и мира, расположен на Коулунском полуострове, с запада, юга и востока омываемом Южно-Китайским морем, а также на более чем 260 островах. В 1997 году КНР обрела суверенитет над территорией. Согласно совместной китайско-британской декларации и Основному закону Гонконга, территории предоставлена широкая автономия до 2047 года – на 50 лет. В рамках курса «Одна страна, две системы» Гонконгом управляют сами гонконгцы при высокой степени автономии. КНР взяла на себя вопросы обороны и внешней политики, а сам Гонконг – контроль над законодательством, полицией, денежной системой, пошлинами и иммиграционной политикой, сохраняя также представительство в международных организациях. Совершенно очевидно, что за ситуацией в Гонконге надо внимательно наблюдать, поскольку поддерживаемые Западом протесты направлены на то, чтобы осложнить обстановку не только там, но и во всем Китае.