Главная интрига последних дней – кома Дмитрия Быкова. Как известно, популярный писатель был госпитализирован 16 апреля в Уфе, где он собирался выступить с лекцией. Быкову стало плохо еще в самолете. Первоначально СМИ писали об инсульте, что было опровергнуто близкими Быкова. Затем, как сообщалось, писатель был введен в искусственную кому. Несмотря на то, что за ним наблюдали лучшие врачи Башкирии, было принято решение о транспортировке больного в Москву. Отсутствие внятной информации о состоянии Быкова и причинах его госпитализации привело к распространению самых разных слухов.
Так, политик, философ и публицист Константин КРЫЛОВ полагает, что Быков просто не рассчитал свои силы и переусердствовал с алкоголем:
Только что прочел, что с Быковым все в порядке, он полон сил, а медикаментозный сон ему прописали, чтобы он хоть немного отдохнул.
Не шучу, буквально это и прочел:
«Не нойте и не причитайте. Дима жив. Он сильный, полный жизни, сил и планов молодой мужчина. Просто не уберег себя ради нас же с вами – 3 огромных перелета за одни выходные с лекциями и встречами. Поэтому медикоментозный сон как компенсация – способ восстановиться и ускорить выздоровление».
Я не то чтобы много летал, но не вполне понимаю, что ужасного в трех перелетах за одни выходные, особенно если все неприятные хлопоты берут на себя помощники (а у Быкова их должен быть целый штат). Разве только у него легкая аэрофобия и он снимает ее алкоголем? И поэтому несколько перебрал? И печень взбрыкнула? А теперь уже и не признаются, потому как спасали его всем миром, на правительственном уровне. Не признаваться же теперь, что человек просто выпил лишнего?
Ну, в любом случае – все хорошо, что хорошо кончается, здоровья Быкову. И всем нам тоже.
Супруга писателя Ирина ЛУКЬЯНОВА раздраженно написала по поводу разных версий и диагнозов:
Сегодня ТАСС диагностировал у Быкова инфаркт мозга, а телеграм-канал Mash тяжелый сепсис. Завтра, думаю, найдут родильную горячку.
На всякий случай напоминаю всем коллекционерам чужих диагнозов о статье 13 Основ законодательства об охране здоровья граждан:
1. Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.
2. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей…
Но настоящий взрыв негодования вызвала информация о том, что «дело Быкова» на особом контроле у лучших врачей Башкирии и страны в целом. Люди в соцсетях начали волноваться: а кто есть Быков, за что ему такие почести, чем он лучше простых смертных?
К примеру, литературовед Иван ЕСАУЛОВ называет Быкова «государственным человеком», утверждая, что давно писал об этом в своей книге «Постсоветские мифологии»:
Дай Бог здоровья Дмитрию Быкову! Замечу, однако, что нельзя и придумать более удачной иллюстрации моих «Постсоветских мифологий» (где один из героев как раз Дм. Быков), чем история с его госпитализацией. И то сказать: министр здравоохранения Башкирии контролирует лечение пациента: «с ним работают лучшие республиканские специалисты». Мало этого: ход лечения контролирует еще и министр здравоохранения Российской Федерации Вероника Скворцова. «О ситуации знает и президент РФ». В ведущем сетевом издании РФ читаем, что «главный реаниматолог и анестезиолог Минздрава России Игорь Молчанов заявил, что уже провел консилиум, посвященный состоянию Дмитрия Быков». Хотя утверждается, что эти «лучшие республиканские специалисты» оснащены и самым лучшим оборудованием, подключен и глава клиники нейрохирургии НИИ Склифосовского Андрей Гринь. Еще раз: желаю полного и окончательного выздоровления Дмитрию! Но не знаю, что еще нужно для того, чтобы даже самый последний обыватель, одурманенный нашей пропагандой «о либералах», убедился: да никакие это не «либералы», никакие не «оппозиционеры», а ГОСУДАРСТВЕННЫЕ люди, первые люди в Российской Федерации. За состоянием здоровья которых следят – и в случае чего – спасают, как, по-видимому, нигде и никого в мире. В общем, «мы за ценой не постоим». Точнее, не так: «за ценой не постоят». В данном случае. И никакая «оптимизация» – опять-таки в данном случае – неприемлема. А сантехник Вася пусть и дальше верит сказкам «о либералах».
Блогер Денис ТИТОВ более резок в суждениях:
Мне непонятно удивление по поводу того, с каким вниманием госаппарат РФ относится к болезни дорогого товарища Зильбертруда Дмитрия Львовича.
И особый контроль минздрава, и консилиумы, и борт в Москву, разные бонусы и т. д.
Приводятся вопиющие случаи, когда в аналогичных ситуациях люди, которые, казалось бы, по логике государства, гораздо ценнее, не получали и десятой доли сверхдолжного вмешательства… Ну и, конечно, про онкобольных детей, на лечение которых нефтегазовая держава по телевизору собирает с граждан через СМС.
А тут… и либерал, и русофоб, и заукраинец, и «гражданин поэт» и т. д.
Да помилуйте, Дима Быков – государственный чиновник уровня Государственного советника Российской Федерации, а то и выше. Просто одни внуки чекистов так и работают чекистами, а другие внуки чекистов работают имитацией чекистам оппозиции.
Также тему особого статуса Быкова поднимает политолог и журналист Борис МЕЖУЕВ:
Дмитрия Быкова можно сколько угодно ругать, но в нем как в капле воды проявились все наши проблемы. Я уже писал, как мне говорили некоторые высокопоставленные люди, какое право поэт Игорь Караулов имеет писать о политике. Когда я сослался на поэта Быкова, который может писать о чем угодно, мне сказали: ему можно. Типа – на особом счету. Это ведь вопрос не к либералам, это вопрос ко всем нам, как мы допустили такую власть, у которой Дмитрий Быков на особом счету, а Игорь Караулов не имеет права писать о политике? Кроме как в АПН? «Логически мысля, сей пес невозможен» – как возможна такая власть, такой строй, такой режим, при котором пресс-секретарь президента выступает на одном концерте с поэтом, который во всеуслышание называет этого президента «крысой»? Как возможна такая оппозиция, в которой главный критик власти пользуется такой откровенной протекцией этой власти? И сам Быков явно не выдержал всей этой лжи и фальши, частью которой он являлся. И ни один вменяемый и честный человек не способен все это выдержать и не тронуться умом.
Обсуждение Быкова-больного не могло не перейти в обсуждение Быкова-гражданина. Тут Дмитрию Львовичу начали припоминать самое разное…
Правозащитник и публицист Наталья ХОЛМОГОРОВА высказывается именно в этом ключе:
Быков писал прекрасные стихи. Давно. Человек он, кажется, всегда был не очень. Кто-то сказал о нем «свинья, проглотившая соловья»; но пение было действительно соловьиное.
Потом свинья переварила соловья. На место стихов пришли рифмованные памфлеты, громоздкие мутные романы с трусливо-...ливыми героями, в которых как-то чересчур ощущался автор, и «возмутительные высказывания» на разные темы.
Но мало ли таких? И это само по себе не приговор.
Для меня Быков кончился после «девочки Лизы».
Даже не знаю, почему именно это так подействовало. Но – как отрезало.
Он поглумился над изнасилованным ребенком. Над реальной девочкой, называя ее настоящим именем. В рифму, с приличествующим случаю изящным острословием, сообщил, что она «сама хотела», и пригласил своих прогрессивных соратников тоже над этим похихикать. Он ничего не имел против этой девочки, вряд ли вообще о ней задумывался – ему просто нужно было написать очередную стихотворную колонку для «Новой», и эта тема показалась ему остроумной и достаточно пикантной, чтобы привлечь публику. Он, кажется, даже не понял, что сделал не так.
На этом кончился человек – хороший ли, плохой ли – и осталось пустое место, иногда по инерции издающее неприятный запах.
Смерти я ему не желаю, конечно. Желают смерти тем, кого ненавидят, а ненависть все же означает, что «что-то есть». А тут ничего уже нет. Что произойдет с пустотой – никакой разницы.
Несгибаемый национал-большевик Эдуард ЛИМОНОВ, как обычно, резок по отношению к политическим оппонентам:
Я было размягчился к Быкову, а тут сейчас слушаю повторы его передач на «Эхе» и противно стало, я его вспомнил!
Нравоучительный такой, хвастливый и врет все.
Не, невозможно примирение, даже когда он вдребезги умирающий лежит. Лгать-то не надо. Сталин действительно получил Россию с сохой, а оставил с ядерным оружием. И если бы не комиссары с наганами, даже индустриализации в России бы не было.
А так называемая «оттепель» ничем в культуре не отметилась. Сборище гнилозубых посредственностей, все диссиденты были посредственны, начиная с Пастернака и его китча – «Доктор Живаго». Все посредственны, все нули!
Вот либеральный Быков! Вот поганец! В 90-е годы он еще формировался, был еще не сформировавшимся. Потом он mal tourne, как говорят французы – плохо обернулся.
В коме лежит. Ну, пусть лежит...
Любопытно, что перед Уфой Дмитрий Быков читал в Екатеринбурге лекцию на тему «Страсти в мировой литературе». И мало кто мог представить, что вскоре в России разыграются вот такие «страсти по Быкову». В то время как «виновник» будет лежать в коме. Впрочем, как сообщают СМИ, из комы он вышел, хотя и остается в тяжелом состоянии.