Но всё проходит, и на смену одним звёздам приходят другие. Некогда гремевшие на весь мир имена забываются, и судьбы людей, заставлявших смеяться и плакать всю планету, уже никого не интересуют, кроме жёлтых таблоидов, которые даже спустя десятилетия сочиняют всё новые и новые небылицы об их появлении на экранах и сценах мира, а потом исчезновении с них. Посвятив всю свою жизнь служению искусству, пожертвовав для него всем, вчерашние кумиры уходят в тень нового времени. Одни судорожно цепляются за любую возможность напомнить о себе, другие, напротив, подвергают себя добровольному заточению, полагая, что только так возможно сохранить созданные ими мифы. И те и другие правы, вот только легче от этого не становится никому. Об этом новый спектакль Житинкина, который предложил роль Ирмы Гарленд замечательной актрисе Вере Васильевой, чья судьба в кинематографе и на российской сцене имела невероятные взлёты и невиданные падения.
По самым разным причинам, творческим и личным, судьба всенародной любимицы Веры Васильевой в кино и в театре складывалась драматично. И это неудивительно, потому что такой путь выпадает на долю почти каждой по-настоящему большой актрисы. Ирма Гарленд – не исключение, это своеобразная квинтэссенция образа…
Обаятельный малый Джон Уильямс – в сущности, полный лузер без гроша в кармане. Его прозу никто не читает, а сценарии никуда не годятся. Спасаясь от налоговой полиции, он случайно попадает в один заброшенный особняк на Голливудских холмах. Здесь его взору открывается жуткое зрелище: хозяйка дома и её дворецкий проводят траурную церемонию. Дом полон скорби. Его обитатели хоронят… пингвина! Вот так никому не известный писатель Джон Уильямс познакомился со звездой немого кино Ирмой Гарленд и с её преданным дворецким Фрэнком. С самой первой минуты их встречи Джон стал добровольным заложником своих амбиций, своих противоречивых чувств к этой странной и великолепной женщине, узнав страшную тайну этого уединённого дома и единственную мечту бывшей звезды Голливуда – снова появиться на экране и сыграть шестнадцатилетнюю Саломею. Ведь звёзды не гаснут!
Такой драматургический материал – подарок для артистов, и прежде всего для Веры Васильевой, к юбилею которой и был создан этот спектакль. Она – его душа, его мелодия. Васильева решилась на очень рискованный шаг, выйдя из зоны комфорта, отказавшись от привычных образов, от амплуа. И выиграла! Её Ирма – удивительная женщина. Она прекрасна и ужасна одновременно. Прекрасна в своей преданности профессии, в своей искренней влюблённости в Джона, в своей непоколебимой вере в силу искусства, в красоту, которая спасёт мир (недаром среди её монологов есть и Чехов, и Кокто, и Уайльд). Ужасна в своей уверенности, что её уже никогда не будут снимать в кино, в своём всепоглощающем эгоизме, ломающем судьбы других людей, в своей порочной страсти к Джону и в своём пренебрежении к единственному человеку, который положил жизнь на алтарь служения своей музе, который её любит, – к Фрэнку. Вера Васильева создаёт образ глубокий, трагичный и невероятно правдоподобный. Это и неудивительно, потому что в «Роковом влечении» большая актриса играет большую актрису.
Партнёрами Васильевой стали Олег Вавилов, исполнивший роль Фрэнка – дворецкого и мужа примадонны, и Игорь Лагутин, сыгравший литературного раба и последнее увлечение Ирмы – писателя Джона Уильямса.
Вавилов мастерски ведёт свою сложнейшую роль. В ней почти нет слов, но Фрэнк Вавилова становится квинтэссенцией того, что происходит на голливудской вилле. Он – человек-фантом, который не просто поддерживает мир фантазий Ирмы, но и всячески оберегает его от разрушения, выстраивая и организовывая жизнь своей пассии до мелочей.
Что же касается Игоря Лагутина, то его Джон Уильямс проходит путь от легкомысленного повесы до зрелого мужчины, осознающего всю абсурдность и безвыходность ситуации, в которую он попал. Польстившись на лёгкие деньги, халявный виски и свежие устрицы, он оказался заложником чужой судьбы, чужой жизни, которая, угасая, и его увлекает в небытие. Лагутину удаётся передать постепенное и неизбежное превращение живого человека в некую вещь. Вещь, которой манипулируют, которую используют и одновременно любят. Окончательно запутавшись в своих мыслях и чувствах, он оказывается у самого края, края своей неудавшейся жизни…
«Роковое влечение» в Театре сатиры – спектакль непростой. Он словно мозаика, созданная из разноцветных стёклышек, которые внезапно собираются в чудесную картинку. Фарс сменяется дамой, драма перерастает в комедию, комедия – в водевиль, водевиль – в детектив, детектив внезапно оборачивается трагедией. И эта лента прожитых персонажами жизней невольно заставляет зрителей задуматься о быстротечности времени, отпущенного каждому из нас. Несмотря на увлекательный сюжет, динамичность и броскую подачу, «Роковое влечение» обладает ещё одним – пожалуй, главным – достоинством. Это спектакль о любви. Беззаветной любви поклонников к талантам, любви к искусству, любви к жизни. Это спектакль-посвящение всем актёрам театра и кино. Всем звёздам, которые не гаснут. И конечно же, «Роковое влечение» – роскошный бенефис выдающейся отечественной актрисы Веры Васильевой. И она играет его на сцене Театра сатиры, которой отдала 67 лет!
Жанна ФИЛАТОВА