18 марта 2014 года в Москве был подписан договор о возвращении Крыма в состав России. Он вступил в силу 21 марта после ратификации Федеральным собранием РФ. Многое изменилось за 10 лет. О переменах, их влиянии на ход истории наш разговор с Заместителем председателя Совета министров Республики Крым – постоянным представителем Республики Крым при Президенте РФ Георгием Мурадовым (на фото).
– Георгий Львович, на минувшей неделе в Сочи завершился Всемирный фестиваль молодёжи. Были и молодые крымчане. 45 человек – от Крыма, столько же – от Севастополя, были и посланники «Артека». После фестиваля некоторые иностранные гости сами поехали в Крым и уже увидели, каков он. А всего-то десять лет прошло. Какие перемены вы считаете самыми заметными и важными?
– Прежде всего хочу поздравить с годовщиной возвращения Крыма домой не только крымчан, но и всех россиян. Это общая заслуга и достижение. Крымчане твёрдо отвергли госпереворот в Киеве и воспользовались в 2014 году своим правом – провели референдум о воссоединении с Россией. Возвращение в её состав – событие исторической важности. Думаю, исчерпывающую оценку ему ещё даст история, и не сомневаюсь: она будет очень высокой. Всё, что происходит в стране и мире сейчас, на мой взгляд, знаменует процесс собирания исторической России, собирания разрезанного по живому с развалом СССР многонационального российского народа с его русским стержнем.
Это ясно осознают в Крыму и в других частях страны, особенно в новых субъектах Российской Федерации. Знаю по рассказам коллег, что участники недавнего Всемирного фестиваля молодёжи в Сочи с огромнейшим интересом знакомились с жизнью крымчан и увидели, насколько она полна и гармонична и как динамично развивается Крым.
Главная перемена: Крым стал в полной мере российским, вошёл в российскую правовую и социально-экономическую ткань. Хотя в экономической сфере ещё остаются прорехи, которые предстоит устранить, поскольку ещё не все российские структуры начали работу в Крыму. Но в целом произошедшее напоминает прочно сросшуюся кость после болезненного перелома.
Цифры, факты, сама реальность говорят о крупных достижениях, о мощном прорыве в развитии полуострова после 2014 года. Ещё недавно европейцы и киевский режим не верили, что мы в столь короткий срок построим двадцатикилометровый Крымский мост, причём в таком ярком современном исполнении. Ведь он состоит из двух частей – железнодорожной и автомобильной, по сути, это два моста. Также мало кто верил, что так стремительно прорежет всю территорию Крыма с востока на запад скоростная трасса «Таврида». Сделано и многое другое. И я считаю, что это показатель мощи России, когда она собирает силы и концентрируется для выполнения исторической задачи.
– Но была и воля людей, с удовольствием всё делали.
– Не только воля людей. Это диктовала сама жизненная необходимость. И была построена не просто скоростная трасса «Таврида», а Дорога жизни, связавшая территорию Тавриды, где формировалась российская идентичность, с матерью-Родиной. Это, можно сказать, воля истории, что больше, чем воля людей. Конечно, их устремлённость, труд были тем фактором, который позволил быстро выполнять первостепенные и перспективные задачи. Искренняя благодарность руководителям и труженикам, которые претворяли в жизнь эти проекты. Отлично трудились инженерно-технический персонал и высококвалифицированные, энергичные рабочие, создавали уникальные объекты, в том числе один из самых красивых аэропортов на юге России, названный в честь великого художника-мариниста Айвазовского. Построены прекрасные медицинские комплексы, энергообъекты, гостиницы, десятки школ, детских садов и многое другое.
– Да, полуостров просто не узнать, если сравнить с тем, что было десяток лет назад.
– Ко всему прочему Крым стал местом проведения крупных событийных мероприятий. Уже все знают, что такое «Таврида-арт». Новую жизнь обрёл «Артек», в гостинице «Мрия» до пандемии и СВО прошли пять Ялтинских международных экономических форумов.
Или сфера туризма, которая стала развиваться так, что даже после пандемии, в 2021 году, число отдыхающих в Крыму было 9,3 миллиона человек. Такого прежде не случалось. И людей привлекают самые разнообразные направления туризма, не только примитивный отдых.
– Крым уникален. Как человек, который объездил десятки стран, знаю не понаслышке.
– Да, есть не только места, где загар на пляже у тёплого моря. Огромны возможности познавательного туризма. Исторический, морской, экологический, экстрим-туризм, включая спелеологию. Можно ознакомиться с винодельнями, провести гастрономические туры и многое другое. Даже на упавших в пещеры древних мамонтов можно посмотреть.
– Летом 2021 года я возвращался с отдыха в Крыму, меня вёз в аэропорт имени Айвазовского таксист-украинец. Он сказал, что после событий 2014 года хотел уехать «на материк» (так он назвал Украину), но остался: «Никуда не уеду, русские всё делают гораздо лучше, чем было».
– Такое мнение разделяют практически все крымчане. Кстати, на полуострове 15 процентов населения – этнические украинцы, хотя по большей части русскоязычные. И если человек испытывает потребность развиваться в знании украинского языка, украинской культуры, никаких помех не встретит. Украинский и крымско-татарский языки наряду с общегосударственным русским – государственные региональные языки. Есть школы, классы с преподаванием на них, они изучаются в вузах. Налицо всесторонняя господдержка национальных культур, уважаются все конфессии. Крымские татары и украинцы вместе трудятся и в руководстве всех республиканских и муниципальных органов. Так стало сразу после воссоединения с Россией. И в этом отличительная особенность и привлекательность для мира модели нашей российской цивилизации. Так повелось испокон веков, на этой основе выстроены отношения русского народа с большими и малыми этносами, которые сплотились в мощное, большое государство, чтобы обеспечить своё выживание, сохраняя национальную идентичность. Это своего рода стержень, на котором держится вся Россия.
– Прежде, что называется «до того», бывая в Крыму, не раз слышал о трениях между славянами и татарами. Речь шла о незаконных участках земли, о спорных точках общепита... Сейчас это забыто?
– Вы говорите о бытовых вещах. Они вообще-то не особо связаны с национальной принадлежностью, хотя могут придавать картине восприятия некую эмоциональную окраску. Сейчас тема недовольств или трений снята. Все требования, которые предъявляли татары к украинской власти, пока Крым 23 года находился в составе независимой Украины, были сразу же в полном объёме реализованы российской властью. Ещё раз отмечу: татары получили свой язык, образование, начиная с детского сада до университета. Произошла легализация всех религиозных объектов, а мечетей в Крыму порядка четырёхсот. «При Украине» они пребывали в подвешенном состоянии, не были оформлены земельные и имущественные отношения. Ключевую роль в этом сыграла как федеральная программа социально-экономического развития полуострова, так и Указ Президента о реабилитации народов, незаконно выселенных из Крыма.
Но коснусь более значимого. Крымские татары, а это, напомню, 13 процентов населения, с первых месяцев после Крымской весны чувствуют себя составной частью управленческой системы Крыма, работают на руководящих постах в министерствах и ведомствах, органах местного самоуправления. И, если вернуться к теме российской цивилизации, не надо забывать, что крымско-татарский народ был единственной ветвью татарского народа, которая временно оказалась за пределами России. Теперь он вернулся в единую семью. Напомню о ещё одном воссоединении: в этом году мы отмечаем 240-летие создания Екатериной II Таврической области, в которую наряду с Крымским полуостровом входили земли Запорожья и Херсонщины, то есть Северной Таврии. Теперь они вновь обрели историческое единство.
Кстати, татарский народ в своей совокупности был полноправным участником процесса создания нашего великого государства от Балтийского и Чёрного морей до Тихого океана. Татары и украинцы-малороссы и сегодня проживают во многих регионах России, даже северных. Честно говоря, киевским властям нужно быть полными глупцами, чтобы, выстроив совместно с русскими и другими народами наш богатейший дом, выступать за то, чтобы бросить свою семью ради «кружевных трусиков». Но надо понимать, что даже эти трусики, если говорить образно, производились в Европе из нашего сырья и за счёт наших энергоресурсов. Теперь же неблагодарная Европа может остаться без них.
– Согласен. Много краплёных карт Западом бессовестно разыгрывалось…
– Это так. Но добавлю ещё о Крыме.
Несмотря ни на что, была восстановлена активная международная роль Крыма.
В результате Крымской весны он стал объектом притяжения внимания всего мира, демонстрацией российской незыблемой воли и пассионарности в мировых делах. Конечно, крымчанам было очень нелегко. Особенно в период, когда Крым оказался с 2014 года в полной блокаде, под невиданными санкциями Запада. И так восемь лет, до начала СВО, когда санкции стали расползаться в отношении всей нашей страны. Вообще-то мы изначально говорили, предупреждали, писали, что всё так просто не кончится. Не может оставаться Крым один в качестве мальчика для битья. Да, киевскому режиму удалось террористическими способами лишить полуостров электроэнергии. Но Россия в короткий срок построила энергомост из Краснодарского края, а затем возвела и две электростанции. Затем Киев перекрыл Северо-Крымский канал, по которому к нам поступало 80 процентов пресной воды. Но и с этим справились.
Всё это в целом было со стороны киевской хунты актом геноцида в отношении крымчан. Запад молчал. Для нас это было свидетельством его агрессивных намерений и замыслов в отношении России. Почему? Было ощутимо неудержимое, я бы сказал маниакальное желание Запада не дать России возможности интегрировать Крым. Это не входило в его планы и расчёты. Он вложил в реализацию задуманного переворота в Киеве огромные деньги, и Крым был одной из основных целей. В Крыму должна была появиться американская военно-морская база, и Россия была бы уже в клещах НАТО. Но всё сорвалось. Крымчане себя повели без всякого преувеличения героически, а Россия твёрдо заявила: Крым наш – и точка! Кризис был неизбежен.
Конечно, в тех условиях задача демонстрации российского статуса Крыма была очень важной. Именно в этих целях организовали Ялтинский международный экономический форум, который ещё заявит о себе, как только позволит ситуация. Успешно проходят ежегодные форумы «Крым в современном международном контексте», Ливадийские гуманитарные форумы, которые называют форумами Русского мира. Надо поблагодарить за их активную поддержку главу Совета Федерации Валентину Ивановну Матвиенко. Постепенно складывалась целая палитра международной деятельности республики.
– Я знаю, что проводятся мероприятия с участием зарубежных учёных, писателей, деятелей культуры и искусства.
– «Таврида-арт» – колоссальный проект, и он разрастается. Ещё надеемся, что у нас в Крыму появится такой же яркий и многогранный проект, как «Сириус» в Сочи. Крым исторически по своей притягательности именно таков. Ещё с царских времён. Уже тогда он манил многих деятелей культуры, образования, науки. В Республике Крым и в Севастополе наука имеет мощную базу и свои яркие особенности. Например, Никитский ботанический сад вблизи Ялты или уникальные академические институты Севастополя по исследованию южных морей. Имеются редкие для России научные разработки в связи с тем, что Крым – единственный в стране регион сухих субтропиков. Словом, у нас есть что исследовать и в чём проявить себя научной мысли. Отличные перспективы!
– Причём с юных лет. Имею в виду «Артек».
– Безусловно, это уникальный центр детского творчества, дружбы и сплочения, яркая часть большой картины человеческого развития полуострова. Но хочется большего. Именно поэтому я сказал, что ратую за строительство у нас таких же больших конгрессно-выставочных центров, как в Сочи. Но всему своё время. Прежде необходимо решить вопросы, связанные с предотвращением любой опасности и агрессии со стороны западных противников, которые рвутся через украинский плацдарм покорить и Крым, и всю Россию. Но крымчане знают: таким замыслам никогда не суждено сбыться!
Окончание в статье: Крымская искра