В многосерийной версии «Союза спасения» создатели (Никита Высоцкий и Илья Лебедев) попытались объективно отобразить предысторию восстания. На телеэкране впервые появились самые важные фигуры славной эпохи.
В первую очередь это Сперанский в исполнении Максима Аверина. Михаил Михайлович – сын провинциального священника, который благодаря своим выдающимся способностям в служении Отечеству смог подняться до самого верха властной пирамиды. Появившиеся в сериале Александр (Виталий Кищенко) и Константин (Виталий Коваленко), хоть внешне и мало похожи на государя и его брата, но тоже показались убедительными, значимыми фигурами. Мы должны учитывать важные обстоятельства истории братьев Романовых: их прадед (Пётр I) чуть не погиб во время стрелецкого бунта, а дед (Пётр III) и отец (Павел I) были убиты заговорщиками. Причём последний на тот момент совсем недавно – всего 24 года назад. Таков исторический контекст – в заговорах с участием гвардии ничего необыкновенного не было.
Среди новых фигур декабристов отмечу совестливого хитреца Батенькова в исполнении Даниила Воробьёва, диалоги Батенькова со Сперанским очень хороши. Жаль, что ушла важная деталь: герои между собой изъяснялись большей частью по-французски – они действительно были «страшно далеки от народа». Бестужев-Рюмин (в сериале его играет Иван Янковский), например, на родном языке не говорил совсем.
В отличие от многих, возмущённых непохожестью Романа Мадянова на действительно «без лести преданного» Аракчеева, мне он в этой роли показался убедительным, а после нервного расстройства, связанного с убийством его возлюбленной (крепостной Минкиной), даже трогательным. И на самом деле после её смерти он отошёл от дел. Линия Милорадовича, замечательно прожитая Александром Домогаровым, – самая яркая и в фильме, и в сериале – тоже дополнилась, получив щемящий лирический финал. Искреннее сочувствие вызвал Владислав Ветров в образе подполковника Гебеля. Очень убедительны Сергей Безруков в роли Волконского и Алексей Гуськов (Щербатов) – настоящие вельможи Александровской поры.
В сравнении с этими появившимися в сериале царедворцами несколько поблекли «старожилы» во главе с Рылеевым (Антон Шагин). Запомнились в роли офицеров Юрий Борисов, Дмитрий Лысенков, Кирилл Зайцев, а самым убедительным в стане заговорщиков оказался Пестель (Павел Прилучный).
Великолепна работа художников, декораторов и костюмеров. Изумительно красив декабрьский Петербург и «ужасно прекрасны» сцены подавления восстания, перекочевавшие из фильма на телеэкран. Продюсер Анатолий Максимов говорил, что сериал прояснит причины мятежа. Но то, что государь отказался пить шампанское с гвардейцами после взятия Парижа – в сериале это важный символический эпизод, – вряд ли можно счесть тем роковым казусом, который толкнул Муравьёва и других на заговор. Также неуместна другая фантазия создателей: дуэль разжалованного в рядовые майора Баранова (Игорь Петренко) с Муравьёвым-Апостолом (Леонид Бичевин). Незавершённой и искусственно «пришитой» показалась линия отношений последнего с княжной Бельской (Софья Эрнст).
Полагаю, что сериал нуждается в продолжении, где будет более подробно показано драматическое расследование, которое вёл Николай (Ивану Колесникову в роли императора не хватало его непреклонной воли). И выяснится, что у каждого участника заговора были не только романтические порывы и прогрессивные устремления, но и свои обиды и счёты с властью. Что, конечно, не отменяет личной отваги декабристов и подвига их жён, которые тоже достойны киновоплощений.
Наше спасение в объективном отображении родной истории. Хорошо, что оно наконец началось. И надеюсь, не потонет в гламурной патоке вроде той, что обрушилась на Екатерининскую эпоху.