Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 марта 2022 г.
  4. № 11 (6825) (16.03.2022)
Искусство Культура

Я порастряс частицы мироздания

Волковский театр драмы в Ярославле показал космический мир Циолковского, воплотив на сцене вселенную учёного

16 марта 2022
Спектакль «Циолковский» – в семи номинациях на «Золотую маску»

Жизнь замечательных людей по-прежнему интересна многим. Только сейчас фокус с «замечательности» сместился на «жизнь». Точнее, на отыскание в этой жизни чего-то странного, лирического или фантастического.

 

Спектакль Бориса Павловича «Циолковский» как раз такой. Космический учёный в его трактовке предстаёт космогоническим. Он – автор целого мира, необъятной вселенной, которую постиг и полюбил. Не просто так же его жена – Варвара Евграфова – ревнует к «звёздам – собакам кусачим».

...Очень слабослышащий преподаватель математики и физики в женском епархиальном училище Калуги Константин Эдуардович Циолковский при помощи своего недуга может выключаться из контекста окружающей действительности. Тогда космос становится ему ближе, а люди – ученицы, например, – приобретают вид одинаковых тел на карте далёкой повседневности. На этом же полотне совершенно теряются жена, сын, открытия, сделанные другими учёными – всё, что отдаляет от звёзд, всё, что не полетит.

Однажды навещает Циолковского большой учёный – Дмитрий Иванович Менделеев, – человек, уважаемый заглавным героем за масштаб, несмотря на то что он автор водки и бездымного пороха. Только от него принимает Циолковский слова признания своих заслуг. Только ради него спускается он из своей вселенной в туман объективной реальности.

И всё же центральной темой спектакля остаётся жизнь Константина Эдуардовича со всеми её фантастическими элементами. Режиссёр делает попытку заглянуть «за кулисы» сознания гения и понять, «из какого сора растут стихи».

Кстати, о стихах. Во втором действии зрителя ждёт спектакль в спектакле. «Это что-то декадентское», – хочется констатировать вслед за героиней «Чайки» Ириной Аркадиной.

Воистину мистические стихи Николая Заболоцкого, разыгранные воспитанницами епархиального училища, выглядят ужасающе прекрасно. Каждой строчкой своей они раскрывают внутренний мир Циолковского и отдаляют учёного от простого обывателя, мыслящего в двухмерной системе координат.

Режиссёр неспроста так много цитирует из поэм «Деревья» и «Безумный волк»: лучшего пособия для понимая внутреннего мира героя сложно найти. Стихи эти были написаны Заболоцким под впечатлением от личности Циолковского, с которым он состоял в длительной переписке.

Ещё несколько слов о воплощении замысла. Заглавную роль исполнил Илья Варанкин – молодой актёр Ярославского театра драмы имени Фёдора Волкова. Сначала выбор режиссёра несколько обескураживает: Циолковский многим помнится почтенным бородатым старцем, а не субтильным молодым человеком. Но с началом спектакля с таким выбором соглашаешься полностью. Актёр находит убедительные интонации для определения характера своего персонажа.

Вызывает симпатию Дмитрий Менделеев в исполнении Николая Лаврова. Этакий медиум между миром звёзд и обывателей.

Сложнее всего пришлось Елене Шевчук, исполнившей роль жены Циолковского Варвары Евграфовны. Её героиня не симпатична главному герою, и зритель норовит пропустить её мимо сознания, так как уже увлекается характером иного персонажа – её мужа. Беременная на протяжении всего спектакля, она незаметно рожает детей, детей теряет и оплакивает и снова беременеет. Ей даже некому пожаловаться на судьбу – муж глухой, звёзды – соперницы. Её уста растворяет только песня-плач, горькая и пронзительная. И именно эта песня Варвары Евграфовны находит отклик в сердцах зрителей. Благодаря этой песне они могут понять героиню и посочувствовать ей.

Всё действо спектакля разворачивается между гигантскими чёрными щитами – школьными досками, исписанными мелом. Эти посредники между учёным и небом исчезают ближе к финалу, когда нам, зрителям, открывается внутренний мир Циолковского.

Спектакль Бориса Павловича выдвинут на «Золотую маску» сразу в 7 номинациях. Помимо режиссёра на профессиональное признание рассчитывают актёры Илья Варанкин и Елена Шевчук, художники Александр Мохов и Мария Лукка, а также художник по свету Стас Свистунович. Всем вместе им удалось рассказать убедительную и фантастическую историю учёного Циолковского, наполнив её символическими преображениями. А что вы хотели? Жизнь замечательных людей надо проживать так, чтобы не было мучительно скучно.

Кристина Шрамковская

 

Тэги: Кристина Шрамковская
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Мечта о мире строит будущее

    11.05.2025
  • «Ты не покинь меня, моя живая память»

    09.05.2025
  • «Лёгкая кавалерия» взяла Москву

    08.05.2025
  • Одна на всех. У каждого – своя

    07.05.2025
  • Дом науки и культуры, Ковчег, Театр оперы и балета

    05.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS