Последний номер минувшего года журнал «Русское искусство» посвятил Российскому императорскому дому: «Романовы – творцы и покровители искусства». Разговор, начатый на страницах издания больше десяти лет тому назад, получил своевременное продолжение.
В любом государстве процветание искусств во многом определяется тем, насколько открыты навстречу прекрасному сердца и души первых его лиц. Но выбор темы номера был обусловлен не столько этим очевидным фактом, сколько желанием редакции как можно полнее отразить реалии российского выставочного процесса, а потому среди авторов – сотрудники ведущих музеев, активно в нём участвующих. Так, статья доктора наук Ольги Дмитриевой «Большой тур» Петра I» сопровождает выставку в музеях Московского Кремля, показывающую неукротимого императора с неожиданного ракурса – как коллекционера и художника. Григорий Голдовский рассказывает о масштабном проекте Русского музея «Сага о Романовых», основу которого составляет не официозный государственно-политический, но личностный подход к представителям императорской фамилии.
Екатерина Великая никогда не была в Англии, но её любовь к романтичным и вместе с тем таким естественным английским паркам на столетие вперёд определила облик не только царских резиденций, но стиль и дух русской дворянской усадьбы. О собрании видовой английской гравюры, в котором императрица черпала отраду и вдохновение, рассказывают сотрудники музея-заповедника «Царское Село» Лариса Бардовская и Ираида Ботт. А Ольга Докучаева проводит читателя по лабиринту изысканно-сложной архитектурной игры, ради которой государыней была задумана подмосковная резиденция Царицыно.
Этот личностный подход к членам венценосного семейства, словно камертон, определяет звучание номера. Елена Жерихина рассказывает о судьбе Елизаветы Алексеевны, супруги Александра I, не только вдохновительницы поэтов и художников, но и выдающейся благотворительницы, женщины необыкновенного обаяния и огромной внутренней силы. Александр Закатов восполняет пробелы в биографии Виктории Фёдоровны, жены великого князя Кирилла Владимировича, очень ярко и интересно проявившей себя в художественном творчестве. А Лариса Черкашина рассказывает о сестре последнего императора – великой княжне Ольге Александровне, наделённой светлым и полнозвучным живописным талантом.
Журнал редко выстраивает свои номера по хронологическому принципу. Этот открывается рассказом о чудотворной иконе Богоматери Феодоровской, которой инокиня Марфа, в миру боярыня Ксения Шестова-Романова, благословила на царство своего сына Михаила Фёдоровича. А завершается очерком о роли императора Николая II в формировании неорусского стиля в архитектуре. И такая структура номера только усиливает скрытый посыл, адресованный читателю, – отечественная культура являет собой непрерывный поток, перетекающий из прошлого в будущее, из которого, как из многоводной реки, невозможно вычленить отдельные «ручейки».