3 марта отмечается Всемирный день писателя. В Год литературы в России этот праздник приобретает особое значение. Роль и место литераторов жизни страны сейчас широко обсуждается. Мы обратились к известным российским авторам с вопросом: каков, на ваш взгляд, статус писателя в современной России?
 Магомед АХМЕДОВ, председатель Союза писателей Республики Дагестан, народный поэт Дагестана
Магомед АХМЕДОВ, председатель Союза писателей Республики Дагестан, народный поэт Дагестана
 Вера ГАЛАКТИОНОВА, прозаик, лауреат премии «ЛГ» им. А. Дельвига:
Вера ГАЛАКТИОНОВА, прозаик, лауреат премии «ЛГ» им. А. Дельвига:
– Нравится нам это или нет, но и поныне самое высокое положение в официальной литературной иерархии занимают у нас писатели либерального толка. Таково положение дел в современном российском обществе. На искусственное повышение их статуса четверть века работала целая система разрушения традиционных ценностей. А под выполнение задач глобализации заточено было у нас всё управление страной. Теперь что-то чуть-чуть меняется – «национальные мотивы» уже слегка вплетаются в философию этого правления, хотя и очень тонкой нитью. Но официальному литературному олимпу по-прежнему вполне хватает троих писателей патриотического направления. Ими всецело заполняется крошечная ниша для русофилов – и на телевидении, и в печати, и в публичных дискуссиях. Надо сказать, это устраивает всех. Почти всех. И низы им аплодируют, и верхи благодушествуют.
Само же литературное направление писателей-государственников, оставаясь в непроглядной тени, как и прежде, теряет сегодня даже те малые печатные площади, которые занимало оно ещё лет пять назад. Всё это пространство доступа к читателю поэтапно заполняется новым идеологическим направлением, известным, впрочем, с конца ХIХ века, – так называемым розовым христианством. Этот усовершенствованный «патриотизм» требует пасторали, умиления, приятного прославления достижений. Он отметает тему испытаний, поражений, катастроф – национальных, нравственных, исторических. Исследование ошибок прошлого, как и настоящего, «розовым идеологам» недостаточно приятно.
Такое лучезарное «христианство» – это только любовь: к другу, к врагу, к насильнику, к захватчику. Без самопожертвования, без борьбы со страстями, без видения тяжёлого и опасного для народа… Об изощрённой опасности «розового христианства» особо строго предупреждал Константин Леонтьев, это его термин. Пишут, что на борьбу с опаснейшим соблазном века его благословили оптинские старцы. А видные служители церкви подчёркивали: такая гуманитарная любовь в известном смысле «тоже духовна, но творится не Духом Святым, а противоположным духом».
О самобытной этой напасти можно было бы и не говорить, всецело полагаясь на духовенство. Однако слишком вероятно, что именно из «розовой» религиозной среды верхи будут стараться сформировать новую – бесконфликтную писательскую элиту, дабы создать новую – приятную литературу, которая ничего не исследует и ничего не решает. А это уж совсем никуда не годное дело – дело умерщвления творчества…
 Вячеслав АР-СЕРГИ, народный писатель Удмуртии:
Вячеслав АР-СЕРГИ, народный писатель Удмуртии:
– Здесь не обойтись без немажорного оксюморона: исходя из того, что у нас в стране на всё имеются две основные точки зрения – официальная и неофициальная, – ответ будет таков: вся современная российская литература создаётся бесстатусного статуса писателями. При официальном взгляде какого-то особого статуса писателя в нашей стране нет, поскольку в 90-е годы прошлого века даже само слово «писатель» было убрано из реестра российских профессий. Конечно, без спроса у самих писателей… А при неофициальном взгляде мы воочию видим, что писатель – есть, да ведь вот он – рядом. Бедноват, голодноват, как и вся многомиллионная читательская рать российская, депортированная от всех источников явного материального благосостояния. Среди писателей есть и исключения: несколько дюжин русскопишущих околостоличных авторов – «в тренде». В массе же своей живёт наш российский писатель свободным от благ и опек родной страны. Но окружающие его люди всё же думают, что статус у него есть. Должен быть! И по привычке доверяют ему – мол, доведёт до кого надо про беды наши, авось и спасёт красотой-то мир… А быть во всём с народом своим, делить с ним невзгоды общей судьбы на равных – этот статус у российского писателя никто не отнимет. И у русского, и у нерусского – живущего по статусу совести человеческой и слова Божьего, записанного в вечную Книгу нестатусной писательской рукой.
 Лидия СЫЧЁВА, прозаик:
Лидия СЫЧЁВА, прозаик:
– Писателем года – 2013, мне кажется, был Алексей Навальный с его новеллами про чиновничье счастье. В 2014 году лидером чтения в блогосфере стал Игорь Стрелков с заметками из Славянска. Статус писателя в России всегда был и будет высок, покуда стоит земля Русская. Конечно, Навальный по своим художественным достоинствам вовсе не Салтыков-Щедрин, а Стрелков – не Юрий Бондарев. Но это уже проблема не писателей, а духовного развития общества, государства, власти. В России спрос на идеологию, смыслы, героев, справедливость всегда будет велик, скажу даже – определяющ. Как можно этого не понимать?!
 Канта ИБРАГИМОВ, народный писатель Чеченской Республики, председатель Союза писателей ЧР:
Канта ИБРАГИМОВ, народный писатель Чеченской Республики, председатель Союза писателей ЧР:
– На мой взгляд, в целом статус писателя в современной России – не очень важный. Сама литература не важна. И состояние литературного процесса зависит от состояния общества. А статус отдельного писателя зависит от самого писателя. И я благодарен судьбе, что стал писателем. И не надо думать о статусах; писатель должен писать, ведь без литературы не будет развития.
 Олеся НИКОЛАЕВА, поэт, прозаик, профессор Литературного института им. А.М. Горького:
Олеся НИКОЛАЕВА, поэт, прозаик, профессор Литературного института им. А.М. Горького:
– С начала 90-годов писатель в России перестаёт быть общественно значимой фигурой. Достоинства литературного творчества становятся его личным делом. Государство в лице некоторых своих чиновников от культуры заявляет это открытым текстом, в качестве аргумента выдвигая законы рынка, которые вовсе не предполагают подлинно художественных открытий и откровений, но выдвигают свои требования, часто несовместимые с таковыми. За журнальные публикации и даже книги, издающиеся с этой поры крошечным в масштабах России тиражом, то есть за свой профессиональный труд, писатель получает деньги, на которые не может прожить ни он, ни тем более его семья. Так писатель постепенно оттесняется в социальные низы. Помимо этого, он теряет своего читателя – как реального, так и потенциального. Кажется, почва уходит у него из-под ног: он начинает чувствовать себя невостребованным, лишним. Новые времена внушают ему мысль о том, что дело его жизни, то есть писательство, – это род самодеятельности, чудачество, хобби вроде филателии или разведения аквариумных рыбок, не имеющее ни ценности, ни значения.
Роль гуманитарных, нравственных, социокультурных экспертов и публичных фигур начинают играть чиновники, бизнесмены, политики, представители шоу-бизнеса, спортсмены, телеведущие, актёры и актрисы – кто угодно, только не писатели, которые на фоне этого процветающего в новые времена establishment’а чувствуют себя едва ли не маргиналами.
Это дурное социальное самочувствие усугубляется ещё и тем, что писатель понимает требования рынка: это и громкие спецэффекты, это и поведенческие выверты, это и политически маркированные публичные высказывания и поступки, все эти пиар-акции, которые лежат вне сферы его писательского искусства, но способные привлечь к нему внимание публики. И от этого знания его тошнит.
А ведь всё это попранное писательское мастерство могло бы стать национальным достоянием России.
 Андрей ВОРОНЦОВ, прозаик, лауреат премии «ЛГ» им. А. Дельвига
Андрей ВОРОНЦОВ, прозаик, лауреат премии «ЛГ» им. А. Дельвига 
– Ну, примерно, как статус городского сумасшедшего.
