История о четырёх проститутках с казацкого Юга России, решивших открыть фитнес-центр, манила и отталкивала, возмущала и заставляла прощать, потрясала и разочаровывала. В итоге увлекла так, что выпуск каждой новой серии на онлайн-сервисе more.tv многие ждали с нетерпением. Мало какой сериал, показанный на телевидении или в Сети, куда постепенно перемещается художественное кино, вызывал такой интерес и такие противоречивые отклики.
Сюжет – в написании сценария режиссёру помогали Настя Кузнецова и Антон Коломеец – прост: в небольшой городок (или большую станицу) где-то на Кубани или в Ростовской области к трём подругам, обслуживающим дальнобойщиков на трассе, возвращается на красном «Мини Купере» четвёртая, из Москвы. Она увлекает товарок в свою мечту о счастливой жизни – о собственном деле. И постепенно все подруги загораются и начинают реализовывать идею фитнес-центра. Для этого им приходится завязать с прошлым и войти в конфликт с сутенёром, всеми правдами и неправдами они добывают деньги на аренду помещения, делают всё, что реально нужно для открытия бизнеса.
Их жизнь меняется, и они меняются, в них влюбляются, и они влюбляются, их обманывают, предают, кидают, а они удивительно верны своей дружбе – и не сдаются. Героини, а вместе с ними актрисы замечательно раскрываются. Мы входим в обстоятельства жизни, семьи этих отчаянных мушкетёров женского пола, этих четырёх «маленьких Вер» (стилистика сериала близка знаменитому перестроечному фильму Василия Пичула) и сочувствуем и любим их, несмотря на многое. На что?
Того, что здесь не понравилось и даже возмутило, хватило бы на несколько сериалов. Внутренний Станиславский, поначалу увлечённый неожиданным действием, покорённый образностью заставки-ролика с каким-то то ли русским рэпом, то ли песенкой-молитвой, обращённой к Божечке, молчал, успев порадоваться, что одну из главных ролей, заводилы Жанны, играет замечательная Ирина Горбачёва. Но когда привык к лицам её подруг (их играют не такие известные, но тоже очень хорошие молодые актрисы) и душевно к ним расположился, то стал надоедать со своим «Всё-таки нет, не верю». А потом стих, как будто уговорив себя: «Ну пусть, ну таковы правила игры в этом сериале, ну допустим».
Да, поверить в то, что героини, которых прекрасно сыграли Алёна Михайлова, Ирина Носова, Варвара Шмыкова и Ирина Горбачёва, – шалавы, стоявшие на трассе, невозможно. В этом городке все друг друга знают, здесь в авторитете казаки с нагайками и пистолетами, они бы не допустили того, чтобы сразу четыре их землячки (вроде даже одноклассницы) пошли обслуживать дальнобойщиков на трассе. Дорожные проститутки, так называемые плечевые, как подтверждают специалисты, совсем другие. Они, если поработали пару лет, вряд ли так массово по зову подруги и сердца захотят бросить свою работу – они предрасположены к оказанию сексуслуг, а не к написанию бизнес-планов. И неужели в городке, а тем более в казачьей станице кто-то пойдёт к таким в фитнес-центр? Нет, побрезгуют. В эпизоде мелькнула коллега героинь, оставшаяся работать на трассе, абсолютно счастливая, что без конкуренток у неё очень много работы. Её сбивает рефрижератор (сильный символический эпизод!), вот она была очень похожа на проститутку. В ней были бесстыдство и вульгарность, вросшие в кровь и плоть. Этого в подругах нет, видно, что они не пропащие.
С другой стороны, если брать высокую планку, великую литературу или кино, то те же специалисты говорят: «Ну какая Соня Мармеладова проститутка? И Кабирия Джульетты Мазины? Клиент с одной расплачется, а с другой ещё и расхохочется». Всё-таки хочется правды, и в сериале её много, но героини никакие не «плечевые», а обыкновенные женщины: продавщицы, поварихи, официантки, не очень устроенные, одна – мать-одиночка, другие – незамужние или разведёнки. Единственное, что героинь роднит с «плечевыми», – мат, без которого в фильме, конечно, можно было бы обойтись. Обсценная лексика сейчас обязательна для любого якобы свободного, бесцензурного фильма. Правды мат не добавляет, напротив – раздражает, ведь это не документальное кино, а художественное, в котором множество условностей.
Условен и в общем счастливый финал историй четырёх подруг, три из которых завершаются хеппи-эндом, а вот инициатора движения (к счастью, самую умную и энергичную) обманывают так же, как наивную Кабирию, отбирают и квартиру, и деньги и вдобавок сажают в тюрьму.
Отличный актёрский ансамбль. Очень неожиданна и хороша в роли Людки Варвара Шмыкова. Несмотря на чрезмерный накал мелодраматизма в её истории, актрисе веришь. И Ирине Носовой – тоже, её Светка не только встретила хорошего верного человека, хоть и бывшего уголовника (Иван Фоминов), но и смогла от него забеременеть, хотя в начале сериала врачи её убеждали, что шансов родить у неё нет. И Марина в исполнении Алёны Михайловой необыкновенно интересна – и тоже неожиданно устраивает свою жизнь. Её кошмарно коварную мать играет Виктория Толстоганова – у подружек и так всё трудно идёт, а она их фактически грабит.
Хороши здесь и мужчины. Отметим Михаила Тройника в роли отца Сергия. Очень трудно убедительно сыграть хорошего человека, особенно священника, но актёру веришь. Тут сложный образ: Сергий очень помогает Жанне не только из христианского милосердия, но и потому что неравнодушен к ней как мужчина.
Среди условно отрицательных героев убедителен Виталий Кищенко в роли Валеры, который мечтал стать лётчиком, а стал сутенёром. Сложный мистический образ полуказака-полубандита создал Сергей Гилев, его функция по сюжету – портить жизнь героиням: одну избивает до полусмерти, другую насилует. Но видно, что этому казаку не нравится жизнь, которую он ведёт. Он как будто тайно любит Жанну, но у него семья – и нельзя же, в конце концов, любить проститутку. И он мучается сам и мучает всех вокруг. Хорош в роли полицейского, брата Светы, популярный блогер Антон Лапенко. Ещё лучше Николай Денисов в роли их отца. А самый положительный герой, который вряд ли понравится зрителям-казакам, – то ли грек, то ли испанец, которого играет вообще американец (!) Стивен Томас Окснер, живущий и работающий сейчас в России. И хорошо играет. Его герой, бывший как бы муж Жанны, всё хочет наладить с ней и сыном отношения, она его не может простить, беспощадно отшивает, и с горя у него завязывается что-то серьёзное с подругой Жанны.
Но главная победа сериала в том, что воссозданы очень жизненные ситуации, живые характеры, и, несмотря на избыточный, как мне показалось, накал мелодраматизма, это лучший сериал последних месяцев и первый удачный – о женской дружбе.
Александр Кондрашов