Дарья Воронина,
Керчь
…(10:47) Мы подъезжаем к тринадцатому километру перевала Кок-Асан. Тут восхитительные пейзажи, горы, покрытые буковыми лесами, стремительные ручьи, а воздух - это нечто потрясающее! Уже видно ту самую «подковку», на которой, в январе 1942 года, Ичкинский партизанский отряд разгромил вражескую колонну. Поверить не могу, что по этой грунтовой дороге люди ходили и ездили почти два века. Впечатляет.
(10:59) Мне трудно говорить, меня прижало снаряжением, выпавшим из багажника, а нога придавлена передним сидением, я не могу выбраться, очень больно. Мы связались с МЧС Белогорского района, они обещали приехать в течение часа. Наш водитель, Валера, практически не шевелится, а Надя перестала стонать, может, уснула или потеряла сознание. Мне страшно и не с кем поговорить, буду говорить с диктофоном.
Мы ехали по дороге Белогорск – Приветное к морю. На месте нас должны были встретить друзья, они вышли на день раньше. Наверное, уже накупались вдоволь. Везунчики.
Когда мы проезжали «подковку» машину как-то странно повело, будто её силком потянуло вниз. Хотя это, конечно же, моя фантазия, просто узкая грунтовая дорога размытая ручьями и дождями сыграла злую шутку.
Кружится голова. Очень хочется пить. Надеюсь, МЧС скоро прибудет и…
Мяч бился о раскалённую стену, глухие удары эхом разносились по двору.
- «к» «о» «з», ещё две буквы и ты проиграл! – смахнув соломенную прядь со лба, крикнул Антон.
- Всё, сдаюсь! С меня пот уже в три ручья, - пожаловался Дима, обливаясь водой из бутылки. – На море хочу.
- А что, идея – подбежала к ним Катя, - я тоже на море хочу, да и остальные ребята будут рады.
- Ага, на море, а практику кто отрабатывать будет? – прищурил зелёные глаза Антон.
- Да ладно тебе, надзиратель плюшевый. – Надула пухлые губы Катя. – Нам три дня осталось отработать. Поехали на выходных, ну?
- Хорошо, на выходных поедем, а лучше пойдём, я один очень живописный маршрут знаю. – Антон улыбнулся и, ласково прижав Катю к себе, поцеловал её в рыжую макушку.
- Уф, ты горячий и липкий, и без тебя жарко. – Фыркнула Катя и поспешила вернуться в тень.
Костёр потрескивал, размеренно пожирая дрова. Вечерний ветер приносил запахи разнотравья из полей. Насвистывала свою колыбельную сплюшка. Компания подростков суетилась над продуктами. Надя с Катей нарезали овощи, Вика заворачивала картошку в фольгу, а Олег с Димой нанизывали мясо на самодельные шампуры. Антон же со своим старшим братом Валерой собирали сухой валежник. И вот, все приготовления закончены, картошка печётся, а мясо поджаривается, все расселись вокруг костра в предвкушении и Антон заговорил:
- Значит так, завтра мы отправляемся к морю. Нужно взять с собой палатки, спальники и посуду, пойдём дикарями. Основной едой запасёмся в Приветном, перекусы возьмём с собой из дома. Нужно будет разделиться на две группы: Валера на машине повезёт всё самое тяжёлое, останется два места, кому лень идти пешком, может поехать. Остальные едут со мной на автобусе до Красносёловки, дальше пешком.
- А сколько пешком идти? – поинтересовалась Надя.
- Да не много, километров 30.
- Ого, это ж часов шесть пилить! Не, я лучше поеду, ну вас, походников, мне мои ноги дороги. – Возмутилась Надя.
- Эм, ребят, - Валера, наконец, вынырнул из своих мыслей, - тут такое дело, я завтра поехать не смогу, дела. С воскресенья только свободен буду. Может, вы тогда вперёд пойдёте, а мы подъедем на следующий день? Одну ночь у моей бабушки заночуете, а мы с Надей утречком приедем, и палатки привезём и еды докупим. Только мне бы ещё одни мужские руки в помощь, а то одному всё таскать не охота, да и с картой сверяться в поездке будет удобней. Наде я это дело не доверю, из неё навигатор… кхм… так себе.
- Я могу поехать с тобой. – Предложил Дима. – Буду тебе навигатором и дорожным дневником, я себе диктофон новый купил вчера, хочу опробовать.
- Хорошо, значит, отправимся двумя партиями. Я с Катей и Олег с Викой завтра пешком и налегке. Вы трое на следующее утро к нам присоединитесь с вещами. – Антон поворошил угли палкой. – Эй, кто там заведует напитками? Пора разливать, мясо готово!
- Ой, а давайте какие-нибудь истории рассказывать? – предложила Вика. – Романтика же, ночь, лес.
- Истории? Ну, слушай. – Тут же отозвался Олег. – Ходит легенда, что на перевале Кок-Асан, примерно на тринадцатом километре, там, где дорога делает резкий поворот, так называемая «подковка», сидит дед Кондратий, прям у оврага. Сухонький такой старичок с клюкой. В сером картузе и кургузом пиджачке, брюки в носки заправлены, на ногах тапки старые, а на носу очки в толстой роговой оправе. Только не просто так он там сидит – машины подстерегает, а потом цепляет за колесо клюкой и в пропасть стаскивает. А зачем – никто не знает.
Тревожный холодок прошёл у Нади по спине.
- Так нам же по этой дороге ехать, а вдруг он и нас того, стащит?
- Да сказки это всё, а ты как маленькая повелась. – Рассмеялся Дима.
На этом с историями решили закончить, и переключится на еду. Шашлык удался на славу. Сытыми и довольными ребята разошлись по домам готовиться к завтрашнему походу.
Автобус появился, как только подростки подошли к остановке. Ехали быстро, с ветерком. Вот и конечная остановка. Солнце припекало, и идти дальше пешком абсолютно перехотелось. Решили подождать попутку и перекусить заодно. Сели неподалёку от остановки, разложили продукты и только принялись за еду как…
С окраины посёлка к ребятам направлялся человек. Это был сухой старичок в сером картузе, кургузом пиджачке, в брюках, заправленных в носки, старых тапочках на ногах, а на носу красовались очки в толстой роговой оправе. Он опирался на клюку при ходьбе, но выглядел вполне бодро.
- Здоров молодёжь, а вы кто такие будете? Вроде раньше вас не видал. Едите куда?
Вся компания перестала жевать и, не моргая смотрела на старика. Точь в точь как Олег вчера рассказывал.
- Здравствуйте, - первым от ступора очнулся Антон, - да местные мы, Белогорские, на море захотелось, вот и добираемся.
- А-а-а, тутошние, - одобрительно покачал головой дед, - это хорошо, да… ну, идите ребятки, добрый путь.
Старик заковылял прочь, а компания ещё долго не могла прийти в себя.
- Это что ж получается, нас сам Кондратий на поход благословил? – прошептала Катя.
- Получается что так. – Эхом отозвался Олег.
- Ну, всё, посидели, надо двигать, - решил за всех Антон, - причём пешком, сказано же идите, а не езжайте.
По северным склонам подниматься было легко и приятно. Со всех сторон дорогу окружал густой лес. Буки и каменные дубы давали много прохладной тени. Воздух наполнялся свежестью и чудесными запахами. Палые листья, влага от земли и множества мелких ручьев, что буквально изрыли землю Кок-Асана. Проходя по «подковке» компании открылись шикарные пейзажи, уже виднелось в дали Чёрное море. По правую руку от тропинки возвышалась скала, каменные выступы на ней так и норовили обвалится и придавить путников. По левую руку хищно скалился острыми камнями овраг глубиной метров в тридцать. На его дне, местами, виднелись ржавые остовы машин. Грунтовая дорожка метровой ширины, размытая ручьями и летними ливнями, петляла, спускаясь всё ниже. Щебёнка, которой изредка присыпали дорогу, выскальзывала из-под ног. Пройти тут было не сложно, а вот проехать, даже легковой машине, с трудом и крайне осторожно.
Горы остались позади, и ребята вышли к Приветному. До пляжа оставался один километр и, забыв об усталости, подростки рванули к воде наперегонки.
Солнце уже не пекло, а нежно грело и не давало замёрзнуть мокрой коже.
- Всё-таки хорошо, что пешком пошли. Такая красота. – Вытянулась на полотенце Вика.
- А водичка то, как хороша! – восторженно заметил Олег, выбираясь на берег.
- Ну, всё, сворачиваться надо и к бабушке идти, она ложится рано, а нам ночевать больше негде. – Позвал ребят Антон.
Летняя ночь радовала свежим морским бризом. По дому разносился запах мяты, полыни, чабреца и яблок, которые бабушка сушила на зиму, подвешивая связки под потолок на верёвках. Но всё равно спалось плохо, и от чего-то тревожно. Может дневная усталость так сказывалась, а может и утренняя встреча не давала покоя, но нормально уснуть ребятам удалось лишь к рассвету.
- Подымайтесь, сони! Уж полдень скоро, а вы всё дрыхните. Неужто не выспались за ночь? – не унималась бабушка.
- Встаём уже, встаём. – Откликнулись все хором, но как-то неохотно.
Телефонный звонок молнией прорезал тишину. Неизвестный номер отображался на экране. Антон поднял трубку:
- Алло?
- Здравствуйте, вас беспокоят из Белогорской районной больницы. Вы Булавин Антон Викторович? Булавин Валерий Викторович ваш брат?
- Да, да, а что случилось? – у Антона бешено колотилось сердце, и уже начали подкашиваться ноги.
- Вы должны приехать в наш морг для опознания, просим вас приехать в кротчайшие сроки.
Антон сполз по стене. Руки дрожали как у запойного пьяницы, а глаза стояли на мокром месте.
- Нам нужно обратно, как можно скорее!
Про опасную дорогу забыли, машина неслась на всей возможной скорости.
В головах билась одна мысль: «Только бы они ошиблись».
- Здравствуйте, проходите, пожалуйста, нет-нет, только вы, друзья могут подождать вас в холле. Вы узнаёте этого человека?
- Вот чёрт! Воды и ватку с нашатырём сюда, срочно!
Антона привели в чувство и усадили на стул. На холодном кафельном столе лежал человек, точь в точь его брат, только не весёлый и розовощёкий, как обычно, а тихий и мертвенно бледный. Он как будто спал.
- Это он. – Из серых глаз Антона катились слёзы, и предательски дрожала нижняя губа. – Но как так вышло?
- Авария, подробности пока не известны. Вам нужно будет пойти в полицию, чтобы заполнить некоторые бумаги. Возможно, там вам скажут больше.
Антон шёл на не гнущихся ногах. Пока его провожали к выходу из морга, он увидел ещё двух человек, это были Надя и Дима, такие же спокойные и мертвенно бледные как Валера.
В полицию решили пойти вместе. Так легче.
- Здравствуйте, примите наши соболезнования. Вот бланки, которые вам нужно заполнить, так как вы его единственный родственник. Можете не слишком торопиться, но и затягивать не стоит, их нужно прикрепить к делу до похорон. Теперь к делу. Ваш брат и его попутчики ехали на автомобиле ВАЗ 2101 по трассе Белогорск – Приветное в сторону моря. С дороги сошли примерно на тринадцатом километре перевала, там есть опасный поворот, очень узкая дорога, отсутствие заграждений. Видимо машину занесло, и она сорвалась. Об аварии они сами сообщили в МЧС, но пока их нашли… сами понимаете. Вот личные вещи вашего брата и его попутчиков, мы так же нашли диктофон, который частично пролил свет на произошедшее. Ждём вас не позднее чем через три дня. Всего доброго.
Друзья вышли из участка и направились домой. Катя в слезах жалась к Антону. Он, в свою очередь, прижимал её к себе и смотрел куда-то отсутствующим взглядом. Вика рыдала и осыпала проклятьями извилистую узкую горную дорогу, старую машину и себя заодно, за то, что поддержала идею поездки на море. Олег шёл молча, опустив глаза и часто спотыкаясь.
Перед самым домом они решили прослушать диктофонную запись и узнать, что же там произошло. Из диктофона послышался Димин голос: «10:47 Мы подъезжаем к тринадцатому километру перевала Кок-Асан…»