Этот вопрос в ночь на пятницу задавали себе и телезрители, и участники дискуссии, пришедшие на «Закрытый показ» фильма Майкла Хоффмана «Последнее воскресение». Ведущий несколько раз задавал собравшимся один и тот же вопрос: если бы героями этой истории любви были не Лев Николаевич и Софья Андреевна, а какие-то другие пожилые люди, понравилось бы вам увиденное, но однозначного ответа так и не получил. Возможно, потому, что и фильм неоднозначен.
Первые пятнадцать минут Лев Николаевич жутко раздражал – не таким мы представляли себе великого Толстого. Но актёры играли прекрасно, и в конце концов я увлеклась, прощая иностранцам то, что было бы непростительно для русского режиссёра. Кудахтанье вспоминающей молодость Софьи Андреевны, ответное кукареканье перешедшего восьмидесятилетний рубеж Льва Николаевича. Крестьян, занимающихся на поляне какой-то восточной гимнастикой, прекрасную тёплую солнечную погоду в день смерти Толстого, слишком откровенную постельную сцену с Машей и Булгаковым, секретарём Льва Николаевича. Фильм делался для западного зрителя, и, чтобы он его смотрел, возможно, нужны были и вторая любовная линия, и оголтелая борьба за наследство, и стрельба. И всё же была в фильме и попытка понять этих русских. Деликатное отношение к нашей истории отметили все участники дискуссии. Потомки Льва Николаевича Владимир и Пётр Толстые, писатель Алексей Варламов, режиссёр Александр Адабашьян, актёр Сергей Шакуров, литературоведы Лев Аннинский, Павел Басинский, Марина Суровцева и другие.
Закончился показ в третьем часу ночи, ещё час телезрители не отрывались от экранов, слушая мнения экспертов, сопоставляя свои впечатления и пытаясь понять, почему этот фильм увидели только «совы». Почему развесистая клюква с американскими суперменами, играючи побеждающими наших офицеров, естественно, в шапках-ушанках и с огромными красными звёздами, идёт в прайм-тайм, а то, что заставляет задуматься, – глубокой ночью?