Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 июля 2025 г.
  4. № 28 (6992) (16.07.2025)
Телеведение Литературный резерв

Авангард и авангардность

Ищем истину между «макро» и «микро»

17 июля 2025
Кадр из фильма «Покойный Матиас Паскаль», 1925/26

Нынешний текст – тридцатый в нашей рубрике. К этому небольшому юбилею (два с половиной года всё-таки) решено слегка изменить направление, а вернее, фокус наших рассуждений: вместо общих разговоров и широких тем мы переместимся в область конкретных фильмов, при этом расширив её на весь ХХ век.

Любые тексты на широкую тематику, как бы ни были они насыщены фактическим материалом, неизбежно его упрощают. Нельзя обобщить любой массив данных, не отказавшись от некоторых деталей. А дьявол, как известно, кроется именно в них. Возьмём «французский киноавангард». Да, именно в кавычках. На рубеже 1910-х и 1920-х годов во Франции сформировалась группа бывших газетных критиков, которые мечтали о реформации кинематографа, застрявшего в плоских сюжетах и соответствующих штампах. Центральная для этого кружка концепция – фотогения. Жан Эпштейн, который наравне с Луи Деллюком, Жермен Дюлак и Марселем Л’Эрбье входил в это общество авангардистов, писал: «Я буду называть фотогеничным любой аспект вещей, существ и душ, который умножает своё моральное качество за счёт кинематографического воспроизведения». Фотогеничными считались вода, огонь, природные силы вообще, современные механизмы, отдельные качества предметов. Фотогеничными могли быть и люди.

Некоторые фильмы, снятые Деллюком и Дюлак, могут навести на мысль, что французский киноавангард, или киноимпрессионизм, является прародителем экспериментальных фильмов будущего – например, снятых в послевоенных США. Медлительные либо чрезвычайно быстрые, с искажёнными или расколотыми фигурами в кадре, эти фильмы, где сюжет часто отходит на второй план, являются чем-то противоположным зрительскому кинематографу. Однако фильмы Эпштейна и в особенности Л’Эрбье, а также стоявшего особняком Абеля Ганса вполне сюжетны – и сюжеты эти мелодраматичны или даже авантюрны. Особенно любопытен фильм Марселя Л’Эрбье «Покойный Матиас Паскаль», экранизация романа Луиджи Пиранделло. Пройдя стадию наивных, хотя и эффектных поисков кинематографической образности исключительно в визуальных находках – замысловато сделанные (и даже «вделанные» в кадр) интертитры в «Человеке моря», орнаментальные трафареты на объективе в «Эльдорадо», необычайные декорации в «Бесчеловечной», – французский режиссёр создаёт великолепную, абсолютно зрительскую феерию длиной почти в три часа, где в заглавной роли блистает Иван Мозжухин, вполне успешно продолживший свою карьеру после эмиграции. Неудачливый библиотекарь Матиас Паскаль, в короткий срок лишившийся всего, случайно инсценирует собственную смерть, попутно выиграв громадную сумму в Монте-Карло, затем переезжает в Рим, находит новую любовь, участвует в спиритическом сеансе, становится жертвой ограбления, является призраком ненавистной тёще и срывает выборы в родном городе. Каскад событий прерывается внутренней борьбой героя, блестяще выраженной визуально: рядом с заново рождённым «Адрианом» ещё живёт покойный Матиас, теперь насмешливый и злой. Л’Эрбье активно использует новейшие кинематографические приёмы и экспериментирует с повествованием, но не с целью его разрушить – наоборот, развить и укрепить. То же происходило и в его более ранних фильмах, но в «Покойном…» такое стремление достигло своего пика. Отчасти противореча собственным мыслям о кино как «природном языке», Л’Эрбье выводит ключевую особенность французского экспериментального кино что в 1920-е, что в 1960-е («Новая волна») или 1980-е («Необарокко») годы – эксперименты в основном касаются формального выражения сюжета, зачастую вполне классического. Конечно, исключения есть всегда: Годар «вертовского» периода, «В прошлом году в Мариенбаде» Алена Рене и вообще фильмы, отмеченные влиянием «нового романа» в литературе, и, конечно, достопамятный «Андалузский пёс» Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали. К слову, ключевую роль в последнем исполнил Пьер Батшефф, который в «Покойном Матиасе Паскале» сыграл грабителя-эпилептика Сципиона – две стороны авангарда наглядно.

Вот в чём ценность предметного взгляда на фильмы (но не рецензий): как это часто бывает в кинематографе и в жизни, слова расходятся с реальностью, а истину приходится искать где-то посередине между «макро» и «микро».


Тэги: Кино с историей от Фёдора Шеремета
Обсудить в группе Telegram

Фёдор Шеремет

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кто нарисовал человечка?

    20.06.2025
  • Кто нарисовал человечка?

    23.05.2025
  • Кто нарисовал человечка?

    26.04.2025
  • Dreck und Feuer

    20.03.2025
  • Любовь двадцать четыре кадра в секунду

    23.02.2025
  • Время крупным планом

  • Dura lex, sed lex

  • Белым по чёрному

  • А ля гер ком а ля гер

  • Подождите, вы ещё ничего не слышали!

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS