Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 октября 2024 г.
  4. № 41 (6955) (16.10.2024)
Телеведение Литературный резерв

Бешеные деньги

Часть третья

18 октября 2024
Чарли Чаплин и Вирджиния Черилл в фильме «Огни большого города», 1931

Вновь мы возвращаемся к двигателю всякого кинопроизводства – деньгам. Говоря о кинематографе, важно помнить про его тройственную природу: это одновременно техническое устройство, индустрия и искусство. В любое время и в любой стране кино испытывает недостаток в этих трёх составляющих – новых технологиях, свежих талантах и больших деньгах; последние обходятся без новшеств. И раз уж мы довольно подробно поговорили об этом предмете в контексте отечественного кино, имеет смысл заглянуть за океан, в страну очень синего моря, очень голубого неба и очень зелёных купюр – Голливуд.

Как известно, лучшие цирковые атлеты – клоуны; нет ничего труднее, чем ходить по канату на высоте пары десятков метров, делая вид, что не умеешь этого делать. Так и Чарли Чаплин стал главным голливудским комиком – чем беднее, несчастнее и потрёпаннее становился «маленький бродяга» на киноэкране, тем больше нулей появлялось на счетах его безусого двойника. В 1914 году, когда в некоторых странах только начал складываться национальный кинематограф, Чаплин уже работал на студию «Кистоун» под началом Мака Сеннета, прославленного режиссёра фильмов-погонь, во многом определивших специфику жанра кинокомедии во всём мире. Чаплин, хваткий и прозорливый профессионал с задатками бизнесмена, однажды потребовал у Сеннета повышения зарплаты до тысячи долларов в неделю (по современным меркам около тридцати тысяч долларов); сумма тем более поражала, что сам Сеннет, его официальный начальник, и то получал меньше! На этом история, переданная биографом Чаплина Питером Акройдом, не кончается – в конце того же года будущая мировая кинозвезда номер один переходит под начало компании «Эссеней филм», которая предлагает на двести пятьдесят долларов в неделю больше, чем требовал он сам (в общей сложности почти сорок тысяч сегодня), плюс десять тысяч в качестве начального бонуса (более трёхсот тысяч); это притом что по условиям нового контракта Чаплин мог снимать меньше фильмов и тратить на них больше денег, чем раньше. Конечно, голливудских акул (хотя головной офис «Эссенея» располагался в Чикаго, откуда Чаплин вскоре бежал обратно в солнечные края) не могли разжалобить печальные улыбки актёра, но распознать и оценить талант продюсеры, конечно, были вполне способны.

Такой скрупулёзный подсчёт денег в чужом кармане может показаться неприличным даже в исторической перспективе, но нас здесь интересует более благородный предмет – сама природа кинематографа. Теоретически писатель может потратить на великий роман не больше, чем стоит ноутбук или даже бумага с ручкой, живописцу нужны лишь холст, кисть и краски. Потом, конечно, включаются бóльшие мощности – роман печатают в тысячах копий, картины продаются за миллионы. Но это именно что потом. Кино же требует колоссальных вложений здесь и сейчас. В этом оно не то чтобы ново – есть ведь монументальная скульптура, архитектура, но именно кинематограф вышел на новый уровень. Великий роман финансово не стоит почти ничего, великая скульптура стоит много, но даже самый плохой, небрежный фильм обойдётся в сумму, астрономическую в бытовом отношении. Отсюда иногда возникает недоверие далёкого от искусства человека к кино: пусть писатель марает себе бумагу, но вот эти бездельники могли бы вместо съёмок несколько домов купить! Точно так же можно узнать и настоящего профессионала – будучи сколь угодно стеснённым материально, на производственные траты он будет смотреть как Цезарь. А будет фильм хорошим или плохим – вопрос не денег и тем более не техники, но таланта.


Тэги: Кино с историей от Фёдора Шеремета
Обсудить в группе Telegram

Фёдор Шеремет

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кто нарисовал человечка?

    26.04.2025
  • Dreck und Feuer

    20.03.2025
  • Любовь двадцать четыре кадра в секунду

    23.02.2025
  • Хоть розой назови её, хоть нет

    24.01.2025
  • Играть по своим правилам

    20.12.2024
  • Время крупным планом

  • Dura lex, sed lex

  • Белым по чёрному

  • А ля гер ком а ля гер

  • Подождите, вы ещё ничего не слышали!

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS