Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 июня 2024 г.
  4. № 24 (6938) (19.06.2024)
Телеведение

Бешеные деньги

Часть вторая

21 июня 2024
Титр фильма «Поликушка», 1919

Социалистическая революция довольно хитрая вещь. В погоне за бесклассовым – а в идеале и «безденежным» – обществом она требует максимального ожесточения межклассовых и особенно денежных отношений. И если первые являются материалом для социологического исследования, то последние можно попытаться если не раскрыть, то описать и в рамках небольшого специального текста.

Наша «специализация» здесь подходит особенно удачно, ведь и кинематограф – вещь хитрая и требующая больших денег. В сущности, пример двух русских революций 1917 года дал нам уникальную ситуацию в области кино: официальный кинематограф – его роль исполнял «Скобелевский комитет» – революционные настроения в империи игнорировал и только в самый разгар событий выпустил несколько растерянных репортажей; у большевиков, как и у других партий, кинематографа не существовало, поскольку выгоды кинопропаганды им были ещё неизвестны, люди это были в основном печатной цивилизации, да и денег на хорошую постановку, конечно, не имелось. Зато вот частные компании, в тот суровый год переселившиеся на юг, в Крым, имели и средства, и кадры, и фантазию. Не то чтобы экран заполонили революционные драмы и трагедии, но как минимум один любопытный пример погибающая индустрия нам дала – меланхоличного «Революционера», одну из последних работ гениального стилиста Евгения Бауэра. Вот в чём заключён парадокс времени: вместо моря глухих необузданных пропагандистских лент зритель увидел отражение революции лишь в спокойном, глубоко личном авторском фильме, в котором за восторгами и проклятиями режиссёр попытался разглядеть обычных людей.

Приводить статистику и конкретные цифры зарплат режиссёров и актёров применительно к указанному периоду довольно трудно. Во-первых, потому что в послереволюционные годы работникам кино зарплату часто не платили вовсе, а во-вторых, в то же время страну охватила колоссальная инфляция, так что более или менее адекватно описать тогдашние товарно-денежные отношения можно было бы разве что в формате биржевой сводки. Как это часто бывает, самые яркие примеры нам даёт художественная литература. Если в Веймарской республике это «Чёрный обелиск» Ремарка, то в РСФСР – скажем, «Республика ШКИД» Пантелеева и Белых. Вот характерная цитата: «У сламщиков на руках оказалась невиданная ими ранее сумма – 260 «лимонов». Шестьдесят лимонов они великодушно отдали грузчикам и с тем отпустили их… Оставалось лишь купить червонцы. <…> Курс червонца равнялся 80 миллионам рублей дензнаками, они приобрели два червонца. Остальные деньги они в тот же день прокутили: сходили в кино, закупили папирос и хлеба…» Нехитрая арифметика подсказывает нам – поход в кино на двоих и некоторое количество папирос и хлеба обошлись друзьям в сорок миллионов рублей. При этом в другой части книги говорится о том, что хорошие английские ботинки были проданы на рынке за десять миллионов – то есть всего лишь в четверть указанной выше суммы. Иначе говоря, параллельный курс, введённый советским правительством в ходе реформ 1922 года, не упростил, но наоборот, значительно усложнил какие бы то ни было исследовательские выводы.

Главное чудо кинематографа тех лет – то, что он вообще существовал. Снимались фильмы: «Проект инженера Прайта», «Уплотнение», «Поликушка». В последнем, кстати, главную роль сыграл великий артист Москвин. Индустрия держалась на честном слове и энтузиазме молодых художников. Конечно, потом снова пришёл крепкий курс, тысячные гонорары и впечатляющие сметы – но именно годы после революции показали, что «бешеными» в кино могут быть не только деньги.


Тэги: Кино с историей от Фёдора Шеремета
Обсудить в группе Telegram

Фёдор Шеремет

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кто нарисовал человечка?

    26.04.2025
  • Dreck und Feuer

    20.03.2025
  • Любовь двадцать четыре кадра в секунду

    23.02.2025
  • Хоть розой назови её, хоть нет

    24.01.2025
  • Играть по своим правилам

    20.12.2024
  • Время крупным планом

  • Dura lex, sed lex

  • Белым по чёрному

  • А ля гер ком а ля гер

  • Подождите, вы ещё ничего не слышали!

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS