Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 мая 2024 г.
  4. № 20 (6934) (22.05.2024)
Телеведение

Бешеные деньги

Часть первая

24 мая 2024
Кадр из фильма «Дитя большого города», 1914

Мы с вами уже второй год ведём благонравные разговоры о высоком искусстве немого кинематографа, его традициях и инновациях. Такой взгляд отчасти однобок, ведь из виду пропадает двигатель кинопрогресса – деньги. Причём двигатель буквальный: если поэту или художнику сам Бог велел нищенствовать с крысами в какой-нибудь мансарде на семи ветрах, то представить себе бедного, но гениального режиссёра мы можем разве что гипотетически, потому как и фильмы у него будут гипотетические. Разумеется, сегодня мы можем вспомнить и Джона Джоста, который снимал свои фильмы, будучи практически бездомным, и Роберта Родригеса, сделавшего костюмерную из собственного гардероба, однако независимое кино появилось только в 1960-х вместе с дешёвыми портативными кинокамерами. Только тогда на мир обрушилось наводнение, состоящее из множества «новых волн».

Но когда кино только появилось, с довольно громоздкой камерой умел работать только специально обученный оператор – а ведь ему тоже надо было платить. Представители первых кинокомпаний искали всё новые и новые строки дохода. Помимо очевидных – показов в собственных кинотеатрах и продажи копий фильмов другим коммерсантам (среди которых был даже великий Джойс, привлечённый быстрыми барышами, которые сулил кинотеатр, однако вскоре охладевший к этой затее) – были изобретены и весьма оригинальные способы заработка. Сеть агентов крупнейших фирм уже опутала весь мир, а их представители были готовы уступить право распространять свою продукцию местным синефилам – разумеется, за весьма солидную плату. Если раньше за новинками приходилось ездить в Париж, то теперь самые лакомые куски передавались по лицензии. Начался процесс, который марксисты могли бы описать как «первоначальное накопление капитала». В России солидные прибыли от показа зарубежных лент стали аккумулироваться в руках тогдашних бизнесменов, людей весьма и весьма амбициозных. Начались робкие попытки снимать своё кино.

Стартовым капиталом для Александра Ханжонкова, одного из первых и самых успешных наших продюсеров, были пять тысяч рублей, которые он получил при увольнении в запас из армии. А уже десять лет спустя годовой оборот его компании составил почти три миллиона рублей! Конечно, это именно оборот, а не чистая прибыль, но всё-таки прогресс налицо. Способов потратить эти деньги было очень много (как, впрочем, и сегодня): помимо собственно производства фильмов – а начальный бюджет первой полнометражной русской ленты «Оборона Севастополя» составил пятнадцать тысяч рублей – «киноателье» продолжали заниматься прокатом зарубежных боевиков. В частности, за двадцать экземпляров одного из первых пеплумов – знаменитой «Кабирии» итальянца Джованни Пастроне – Ханжонков отдал целых сто тысяч рублей.

Конечно, это были цифры исключительные, к тому же вéдомые в основном руководителям верхнего звена. Режиссёры с актёрами, несмотря даже на звёздный статус, получали суммы более скромные. Впрочем, и здесь был свой ранжир: Владимир Гардин за фильм «Ключи счастья» получил от Пауля Тимана бонус в размере двух с половиной тысяч, тогда как рядовой режиссёр игрового фильма сидел на месячном окладе в триста рублей. Хотя и это были весьма солидные средства – в 1913 году на один рубль можно было хорошо пообедать даже в столичном ресторане. Это благолепие не нарушила – напротив, только сыграла на руку, убрав зарубежных конкурентов, – даже мировая война, хотя конец бурному росту индустрии готовилась положить другая грозная сила, о чём мы расскажем уже в следующий раз.


Тэги: Кино с историей от Фёдора Шеремета
Обсудить в группе Telegram

Фёдор Шеремет

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кто нарисовал человечка?

    26.04.2025
  • Dreck und Feuer

    20.03.2025
  • Любовь двадцать четыре кадра в секунду

    23.02.2025
  • Хоть розой назови её, хоть нет

    24.01.2025
  • Играть по своим правилам

    20.12.2024
  • Время крупным планом

  • Dura lex, sed lex

  • Белым по чёрному

  • А ля гер ком а ля гер

  • Подождите, вы ещё ничего не слышали!

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS