Наталья Варлей. Канатоходка.
Автобиография. –
М.: Эксмо, 2018
480 с. – 5000 экз.
Я вдруг понял, что, оказывается, не знал Наталью Варлей. Ну, то есть я давно её знаю и люблю, люблю её роли и фильмы (и любовь моя к артистке Варлей началась вовсе не с знаменитой «Кавказской пленницы» и даже не с «Вия», а с драматической ленты «Так и будет», где Наташа сыграла сложнейшую возрастную роль, и с её весёлых героинь в фильмах «Соло для слона с оркестром» и «Большой аттракцион»), я читаю её светлые, печальные стихи, такие трепетные и эмоциональные, я слушаю песни в её исполнении – всегда личностном, авторском; наконец, я дружу с ней, страшно сказать, с прошлого тысячелетия и даже имел счастье снимать её в своей кинокартине «Волкодав из рода Серых Псов», – но, к стыду своему, я не знал, что, оказывается, Наталья Варлей – ко всему ещё и такой интересный, глубокий писатель.
Нечасто встретишь столь незамутнённую искренность, открытость, исповедальность и такой такт и достоинство, какие проявила Наташа в этой книге. Это автопортрет пылкой, всегда юной, сильной и при этом трогательно ранимой женщины, сумевшей, несмотря ни на какие трудности и испытания, сохранить себя в жестоком мире. И я точно знаю, что перед нами в высшей степени аутентичный автопортрет, лишённый при-украшательства и кокетства. Могу подтвердить это, ибо был свидетелем, а иногда даже и участником некоторых событий, описанных на страницах книги. Да, такая она и есть, Наташа.
А ещё вы встретите в книге яркие, образные и порой некомплиментарные портреты множества современников, от знаменитых звёзд – Леонида Гайдая, Юрия Никулина, Нонны Мордюковой, Георгия Жжёнова, многих других – до тех, чьи имена неизвестны широкой публике (вернее сказать, были неизвестны – до появления этой книги!), очерки весёлых и печальных историй и ситуаций, через которые проходит жизнь автора; а ещё – тонкие, драматичные размышления о днях минувших и дне сегодняшнем, о стране, в которой мы живём, о ценностях нашего бытия – подлинных и мнимых.
Перед читателем за калейдоскопом лиц и событий встаёт образ времени, образ эпохи и образ сложной, яркой, многогранной творческой личности, запечатлевшей это время на страницах искреннего, пронзительного и очень человеческого произведения.
Николай Лебедев,
дважды лауреат Государственной премии России,
кинорежиссёр, кинодраматург