Ну, во-первых, мы (в Союзе писателей) можем констатировать, что наша совестливая, традиционно сильная, с одной стороны, и новаторски современная литература отнюдь не иссякла. Она составляет разноцветное, многообразное поле художественных талантов, мастеров, тружеников, профессионалов и энтузиастов.
Не хочется выглядеть пустопорожним бодрячком, который не замечает потерь, сужения фронта книги, забрасывания в общественное сознание лжеценностей, извращённых подходов к душе человека, уравнения добра и зла, потакание греху и слабости. Это объясняется катастрофическим социальным расслоением в обществе, появлением невежественного слоя чванливых от своего богатства людей, снижением уровня культуры и художественного понимания. Это тревожно и даже опасно. Да, мир алчности, торгашества и невежества диктует свои законы. Но, видя эту глянцево-телевизионную пургу невежества, должна ли литература, наши писатели примириться с этим, отступить от совести, истины, заняться незатейливым коммерческим сочинительством, на котором многие окололитературные писаки с помощью сегодняшнего телевидения и СМИ могущественного олигархического лобби делают имя. Не будем греха таить – это выгодно тем, кто считает умножение собственного финансового богатства главной целью жизни.
Но истинная литература – это Храм. Как тут не вспомнить уроки жизни, которые дал нам Христос, изгнав из Храма бессовестных торгашей и менял, правда, позволив многим из торговцев и хозяев быть в этом же Храме, занимаясь полезным делом и милосердием. Для нас нет другого выхода, чем представить обществу, людям, читателям лучший образец, художественное открытие истины и лжи, добра и греха, хрусталь русского слова, слова всех народов России.
Давайте взглянем на эту нашу картину творчества рачительным, заботливым взглядом. Беру не в порядке расположения по «олимпийским» наградам и местам, а по художественной самобытности и вкладу как в общее, так и в индивидуальное творчество.
А в своё время мы много говорили об Орловской школе, которой даже обозначили имя – Третья литературная столица России с именами Толстого, Тургенева, Фета, Лескова, Пришвина и других гигантов нашей литературы, подпиравших их современных орловских писателей, к сожалению, некоторые из которых ушли. Кстати, там, в Орле, мы проводили XII по счёту съезд Союза. Тоже вне Москвы. Ну а несравненная Сибирская школа с именами Распутина, Вампилова, Астафьева и других! Теперь мы можем смело говорить о Белгородской школе.
Достаточно назвать таких талантливых всероссийских по масштабам поэтов, как Чернухин и Молчанов, бывалого бойца на литературном поле Шаповалова, побывавшего в Сирии, написавшего об этом и раненного там Сергея Бережного, хрестоматийного Тарасова с его рассказами «Серёжка» и «Внучок», Ю. Макарова с его «Ровенскими залепухами», недавно пришедшего в Союз и уже ставшего заметным писателем Хабибуллина, да и многих других. В организации постоянно проходят встречи, семинары молодых, открыт областной литературный музей. Способствовало творческому росту многих и то, что администрация области во главе с губернатором Е. Савченко, митрополит Иоанн, Н.И. Рыжков и Всероссийский совет «Прохоровского поля» вместе с Союзом писателей России постоянно проводят во всех районах «Прохоровские литературные чтения» с приглашением большой делегации писателей России. Творческой вершиной чтений является вручение литературной премии «Прохоровское поле» писателям России, Украины, Белоруссии. Назовём только несколько имён из лауреатов этого года, года 70-летия Курской битвы. Так, великое удовлетворение вызвала книга писателя-калужанина Михеенкова о замечательном маршале Победы И.С. Коневе, искромётные и глубокие стихи Валентины Ефимовской из Санкт-Петербурга, книга «Хунские повести» якутского писателя Николая Лугинова, обсуждение которой в Союзе писателей привлекло большое количество писателей, историков, философов и геополитиков. Книги-события об Отечественной войне, которые написали писатели Лариса Васильева и Николай Иванов. И, заметь их центральные СМИ и ТВ, навряд ли бы столь рьяно утверждали, что русская литература иссякла. Да что русская! Белгородчина стала инициатором вручения премии писателям Украины и Белоруссии, которые в этом году получили за свой десятитомник украинский писатель Маслов из Харькова и пронзительная поэтесса и прозаик Татьяна Дашкевич из Белоруссии: её книгам о военном детстве и песнетворце Алексее Фатьянове аплодировали в России и Белоруссии. Не только митинговать, а творчески объединять людей – таков смысл этой работы на Белгородчине. Нет нужды говорить, что в области установлены хорошие стипендии членам Союза. Ну, и, конечно, забота администрации области о постоянных публикациях, о выпуске отдельных номеров, которые она финансово поддерживает («Наш современник», «Роман-журнал»), что позволяет писателям не только печататься, а, совершенствуясь, с каждым годом выходить на всероссийскую арену. Ведь действительно часто, как говорят, писатели рождаются в провинции, а утверждают своё имя нередко в Москве. Думаю, что представители писательских организаций могут и рассказать о новых именах, о своей работе. Мы же для картины полнокровия сегодняшней литературы назовём некоторые лучшие творческие удачи последнего времени членов нашего Союза, понимая, что в других союзах тоже есть интересные имена и книги.
Назовём некоторых лауреатов премии имени Кирилла и Мефодия, присуждаемой и вручаемой патриархией в храме Христа Спасителя. Это всегда событие, которое нелегко не заметить. Так, наградили Станислава Куняева, автора книги «Поэзия. Судьба. Россия», знаковой книги о Есенине, перевода классической для Белоруссии поэмы и т.д. Он возглавлял в эти годы вместе с Александром Казинцевым, я бы сказал, стратегический для русской литературы журнал «Наш современник», получил из рук патриарха эту высокую премию. Станислав – сопредседатель нашего Союза, и я надеюсь, что эта премия может быть соотнесена с нашей творческой деятельностью.
Мы уже говорили, что выдающимся событием, которое вызрело тоже в недрах нашего Союза, явилась книга «Кирилл и Мефодий» писателя Юрия Лощица. По сосредоточению в ней философского мышления, исторических фактов и открытий, провидческого взгляда из глубин веков, сокровищ русского, древнеславянского языка, скрепляющего магнетизма прошлого и настоящего, – она явилась важным фундаментальным художественным и общественным событием нашей литературы.
Первое имя – Валентин Григорьевич Распутин. В этом году произошло знаковое историческое событие – ему была присуждена премия «за духовную деятельность». Это действительно событие: нашему писателю, сопредседателю Союза, великому мастеру присуждена премия с очень редкой, даже, может быть, единственной формулировкой «за духовную деятельность». Не министерству, вузу, собранию людей, а Человеку, писателю. Мы гордимся, радуемся и должны извлечь уроки. Как человек, который издавал на протяжении почти 50 лет большинство произведений Валентина Распутина в издательстве «Молодая гвардия», в «Роман-газете», знаю, как нелегко проходили его многие произведения, его идеи. Его оппоненты или согласились в конце концов с ним, или отступили. А его произведения вошли в «иконостас» российской литературы, и мы гордимся, что являемся его современниками.
О том, что он часто неприемлем для замутнённого компьютерного сознания, свидетельствует его выдвижение на Нобелевскую премию в области литературы, которую, конечно, не дали, ибо национальным, народным писателям их последнее время не дают.
А разве не событие в художественном мире маленький роман «Непрощённая» Альберта Лиханова? Ещё 15 лет назад он навряд ли появился бы. Ещё во всех нас кипел гнев войны, ненависть к врагу, который уничтожил 19 миллионов наших мирных людей – целое государство, целый народ. Может ли быть прощение этому противнику? Навряд ли и сегодня. Как не можем уничтожение народа простить Батыю, вероломство и сожжение Москвы – Наполеону. Так и это. Но война несёт свою гибельность не только народу, массам, но и отдельному человеку, его сути, хотя силой невероятных, исключительных обстоятельств иногда он и оставался живой. Прекрасный художник, писатель Альберт Лиханов. Ему, его перу подвластны описания души, её трепетность и неповторимость. Её свет, и трагедия, и глубокие страдания. Он ведь и в жизни стоит на защите хрупкого человека, ребёнка. Вот уже почти 30 лет он возглавляет Всероссийский детский фонд. Мало кто знает, чего это стоит и в прямом, и в душевном смысле, скольких бедных ребят спас фонд и лично он, отогрел душ и выпустил их в мир. Я думаю, что мы должны поблагодарить его как члена нашего Союза, его как сопредседателя за эту духовную благородную работу, за его, как он назвал, «маленький роман» «Непрощённая», который добавил в многотомье отечественной классической литературы горечи, совести и добра.
В ряд уникальных и блестящих художественных откровений и открытий я бы поставил неожиданный роман Анатолия Рогова «Мой гений, мой ангел, мой лучший друг», опубликованный в журнале «Наш современник». В центре – поэт Жуковский, а «Мой гений, мой ангел…» – возвышенная, романтическая, художественно выверенная в словах и чувствах книга, то бишь роман. В наш век быстротекущих любовных завязок и развязок, выстраивающих доказательную необходимость сходов и разводов произведений и телесериалов, любовь Жуковского, его чувства и трепетность, которые показал не дидактически, а духовно рельефно А. Рогов. В этом же романе и убедительное пламенное чувство какой-то надгоризонтной, заатмосферной, космической и в то же время земной любви. Высокие чувства между поэтом и Анной не могут не восхитить. Хотя найдутся люди, которые скажут, что это несовременно. Но это не так. Писатель сыграл на самых заветных струнах, которые есть и у сегодняшнего человека.
Назову ещё две-три прозаические книги, которые не на слуху у сегодняшних СМИ, но в сердце или по сердцу русской литературе, её традициям. Вот в издательстве «ИХТИОС» вышла ослепительная книга «Я вернулся» Сергея Коновалова. Эта книга о необычном человеке, который был вытащен из знаменитого «Груза двести» и затем сантиметр за сантиметром восстанавливал свою память, шаг за шагом возвращал своё физическое тело, постигал жизнь, постояв у своего памятника погибшему герою, как оказалось, возведённого его земляками. Эта книга о восстановлении, о возрождении погибшего человека, с помощью чистых сердец – врача, матери, с помощью высокого духа вытащившего себя из смерти. До Великой Отечественной войны мы восхищались силой, упорством, непоколебимостью духа Павки Корчагина из романа «Как закалялась сталь» Н. Островского. Да и сегодня, несмотря ни на какие идеологические несогласия, нельзя не восхититься ей, так же как после войны – простой, но выразительной «Повестью о настоящем человеке» Б. Полевого о бесстрашном великом безногом лётчике-герое Алексее Маресьеве. Мы ощущаем, что это книги о подвижниках и мучениках. Книга нашего члена Союза, Героя России Сергея Коновалова сродни этим книгам. Мы гордимся, что она получила нашу премию «Прохоровское поле» и тем более восхищаемся ею, что героем книги был сам автор.
Например, блистательный полемист Александр Казинцев, профессора-москвичи Вдовин, Перевезенцев, Нарочницкая, санкт-петербуржцы – Казин, Корольков, Колесов, смолянин Александров, автор книги о Петре и Февронии, писатель Фанкин из Мурома, создатели «русской доктрины» при ВРНС, написанной высоким художественным словом, или пытливый и настойчивый Кердан, создающий серию исторических романов о проникновении русских землепроходцев, предпринимателей и моряков на американский континент. А то, к чему призывала и даже стенала пресса, что, дескать, нет серьёзной большой книги о Первой мировой войне, осуществил наш писатель Сергей Куличкин, только что издавший объёмную, наполненную фактами, образами книгу об этом периоде – «Первая мировая».
Хочу отметить особую роль молодого писателя Игоря Шумейко, создающего серию публицистических книг, разоблачающего многие лжетеории, отвергающего нападки и фальсификации общественной истории. Особо интересной явилась его книга «Вторая мировая война. Перезагрузка». Эта очень важная книга вводит в нашу жизнь многие факты и события, которые за давностью лет пытаются увести от нашего сознания и памяти. Может быть, не со всем можно согласиться в книгах Игоря Шумейко, но безусловной его заслугой следует признать выход первого «Краткого курса фальсификации истории России». Так же, как создание полноценных учебников по истории России для школы секретарём нашего Союза, профессором Сергеем Перевезенцевым. Эту линию писателям следует продолжать и новому правлению усилить.
Надо снова утвердить как одно из генеральных направлений линию о деревне, селе, крестьянстве. Вспомним книги Ивана Васильева, Леонида Иванова, Валентина Овечкина, Василия Белова – этих «деревенщиков», «районщиков», – без снисхождения писавших обо всём лучшем и худшем, о проблемах, которые они понимали. Ныне сельская тема не в чести – печально, грустно, не приносит прибыли, не «крутая» для издателей. Вопреки всему этому вырисовался писатель, который занял это пространство, стал главным и общероссийским писателем, авторитетом в этом вопросе. Это Александр Арцибашев. В его пространных очерках, в его глубинном романе «Божии поля» видна не только боль, но и просвет в душе, не похоронная песнь, но призыв бороться, сеять, строить, жить. Да и Александр возглавляет при Союзе писателей Совет по деревне, Совет по проблемам села, и не только в сфере хозяйственной, но, главное, в нравственной, о силе крестьянина, неизбежном возрождении села. К нему примыкают алтаец Кирилин с его исчезающей деревней, мордовец Доронин, башкир Аминов, получивший Большую литературную премию за книги и повесть «Китай-город», оренбуржец Уханов.
В последние годы мы не можем обходить, да и не обходим, тему православия, тему веры. Одним из самых ярких писателей в этом смысле мы назовём, конечно, Николая Коняева из Санкт-Петербурга. Удивляюсь его творческому накалу во все последние годы. Тут и «Православный хронограф», и «Размышления об исторической монархии», биографии таких разных, но таких возвышенных людей, как Николай Рубцов и Платон Ойунский из Якутии, пронзительно просвечиваемые лучом веры и гуманизма. И рядом с Коняевым – псковитянин Смолькин, москвич Сергей Котькало, который и сам блестящий писатель, но ещё подлинный пропагандист этой духовной литературы, возглавляющий журнал «Новая книга России» и сайт «Русское воскресение».
В связи с широким вхождением православия в нашу жизнь возродились многие старые слова и понятия, составляющие языковую ткань нашей речи. Мы с упоением слушаем ежесубботнее «Слово пастыря», стилистически отточенные православные беседы Святейшего Патриарха Кирилла, являющиеся в каком-то смысле примером смыслового, логического, художественного, стилистического, филологического мастерства для нас.
В нашу писательскую жизнь пришли и многие священники и монахи. Так, многомиллионными тиражами пришла к читателю книга «Несвятые святые» настоятеля Сретенского монастыря, члена нашего Союза архимандрита Тихона (Шевкунова). А песнопения и романсы иеромонаха Романа (Матюшина) иногда, кажется, поёт вся страна. Хорошо встречены книги его стихов последних лет «Пою Богу моему», «Избранное». Так же, как стихи Андрея Логинова (Кострома). Известны и популярны публицисты: протоиерей Алексей Мороз (Санкт-Петербург), москвич Александр Шумский, книга «Райские хутора» Ярослава Шипова, роман «Жёны-мироносицы» Николая Агафонова и др.
А вот ещё петербуржец, «другого поля ягода», как говорится, воспевший в своей книге ту подлинную высоту культуры и духа советской эпохи, которую мы, настоящие интеллигенты, не должны терять. Это – Андрей Грунтовский. Могу к этому присовокупить и ещё петербуржца Бориса Белоголового, автора целого ряда повестей с тонким взглядом на события («Участковый»), но особенно книги, где он ярко, вдохновенно, раздумчиво показал судьбу военного стратега, одного из великих дореволюционных и советских штабных командиров Снесарева, которая не позволяет забывать выдающихся людей («Один из нас»). Не могу не сказать о чеченском писателе Канте Ибрагимове, откликнувшемся на события последних лет романом «Детский мир», полновесным, художественно вылепленным, образным произведением нашей общей российской литературы.
После посещения пленумом воюющей и разбитой Чеченской Республики в 2000 году мы в прошлом году на Ассамблее народов России увидели там возрождённый Чеченский союз писателей, построенное новое здание, библиотеку, выделенные средства для оплаты работников, даже кабинет для главы республики в здании Союза, где он должен встречаться с писателями. Почему этого нет в других областях и республиках? Этот вопрос повисает в воздухе.
Хочу сказать об одном важном явлении в работе нашего Союза: к нам в Союз тянутся честные и талантливые художники и композиторы, актёры и кинематографисты. Великий композитор Георгий Свиридов часто говорил, приезжая в Союз писателей: «Я очень люблю бывать у вас, где ведётся живой разговор о жизни, о России, об искусстве и Слове». Он каждый раз говорил, что его покоряют сердца и разум наших писателей Распутина и Белова, Астафьева и Кострова, Передреева и Куняева и многих других. Мы присудили ему премию Сергея Есенина. Эту линию художественного единения следует продолжать и сегодня. Достаточно вспомнить, что народный художник России В. Сидоров ещё и замечательный талантливый писатель, а писательница Татьяна Маршкова со товарищи написала бесценную книгу о Большом театре и его актёрах, что особенно важно сейчас, когда развёрнута кампания атак на центры национальной культуры, наши святыни. Татьяна получила за эту книгу премию «Имперская культура». Только что мы приветствовали издание об отечественной архитектуре члена Союза писателей, члена-корреспондента Академии художеств Виктора Савельева. Всё это подтверждает, что наш Союз явился подлинным средоточием талантливых художественных сил, что поднимает и наш творческий потенциал.
Скажу напоследок лишь об одной укоренившейся и недоброй государственной привычке. Мы много раз обращались к властям всех уровней с просьбой ввести, как во всех национальных республиках, звание «Народный писатель (поэт) России». В Дагестане – есть, в Якутии – есть, в Татарстане – есть, в Северной Осетии – есть, в других национальных образованиях – есть. А русским писателям это почему-то запрещено, русские писатели не пользуются доверием власти (или как?). Между прочим, есть звания «Народный художник России», «Народный артист России» и т.д. А писателя – нет.
В общем, в статье приведены отдельные и не новые, может быть, имена для нас, для нашего Союза, но это некий ориентир и литературный пласт, вокруг которого мы и собираемся выстроить обсуждение литературных итогов 2013 года.