Любовь наша Большая Сельменьга. К 400-летию деревни Большая Сельменьга Нюксенского района Вологодской области.
– М.: издательство «У Никитских ворот», 2019.
«В Большую Сельменьгу сразу и навсегда влюбляется каждый, впервые оказавшийся здесь. Есть что-то притягательное в этой деревне, чего невозможно передать словами. И дело не только в необыкновенной красоте этой земли, но и в какой-то особенной её атмосфере. Будто дыхание древней истории до сих пор присутствует здесь. Может, огромные валуны на берегу Сухоны тому виной?». Так пишет составитель небольшой по объёму, элегантно изданной и замечательно иллюстрированной книги москвичка Ирина Колпакова, взявшая на себя труд составить и выпустить к значимому юбилею своеобразную летопись деревни, которая даже не на каждой карте указана. Она влюбилась в эти места почти три десятилетия назад и приезжает сюда каждый год – сначала с детьми, теперь с внуками.
400 лет. Не каждый населённый пункт может похвастаться такой историей. А Большая Сельменьга в этом году празднично, с накрытыми на улице столами, концертом и фейерверком, с многочисленными гостями отгулявшая юбилей, большой родословной своей гордится. И помнит: 68 человек ушли отсюда на фронт. 33 не вернулись. Все они поимённо названы в книге. О знатных земляках рассказывают старые снимки и биографии. Жители заложили в юбилейные дни кедровую рощу – потомкам от сельмежан.
Немноголюдно вроде бы зимой в деревне, дачники поразъехались – в Москву, Петербург, Архангельск, Петрозаводск, Вологду, Ярославль, Киров. Но вот хоронили недавно 97-летнего ветерана Великой Отечественной Николая Сергеевича Лебедева, давно променявшего шумную столицу на Вологодчину – проводить его пришли все, кто мог.
Книга про Большую Сельменьгу и любовь к ней есть в каждом доме. Раздавали в дни юбилея. Но желающих получить её все равно оказалось больше. Спасибо замечательному издательству – допечатали тираж.
Сейчас Большая Сельменьга в снегах – таких сугробов в Москве не увидишь. И качает лапами на угоре старая сосна, оберег и святыня деревни, свидетель большой её истории, теперь запечатлённая в книге.
Д. Тёмин