С февраля 2022 года многое в мире меняется. В том числе на постсоветском пространстве. В ситуации противостояния России со сплотившимся, несмотря на трения, Западом для нас важно положение дел в ближнем круге. Чрезвычайно значима стабильность у соседей. Что же происходит?
Начнём с Центральной Азии. В начале января прошлого года Россия решительными действиями (по сути, жёсткой силой) воинского контингента стран ОДКБ предотвратила назревавшую «цветную революцию» в Казахстане. Понятно, что затевалась она при явной поддержке внешних сил.
Если же говорить о странах всего региона, то там прекрасно осознают, что физически находятся между Россией и Китаем. Поэтому вынуждены учитывать и учитывают, что возможные безрассудные действия без учёта интересов этих великих держав могут пагубно сказаться на их положении. Тем более что после периода неопределённости и выжидательности Китай теперь занял позицию разносторонней поддержки России.
Конечно, кому-то это совсем не нравится. Например, в столицу Казахстана недавно прилетал госсекретарь США Энтони Блинкен, чтобы встретиться с лидерами центральноазиатских стран. Он стремился вынудить их не заниматься параллельным импортом в Россию, да и в целом меньше взаимодействовать с нашей страной во всех сферах. Но, видимо, Блинкен и его советники всё-таки не в полной мере учитывают, что страны Центральной Азии появились в том или ином виде не сегодня и даже не 200 лет назад, как США, а намного раньше. Соответственно, традиции функционирования и выживания на территории, где находится много государств с разными интересами, у них огромные.
Нельзя исключить, что они могут что-то обещать господину Блинкену или кому-то другому, но останутся при своём мнении и без суеты продолжат проводить собственную политику. Они могут даже в максимальной степени кивать Блинкену, возможно, даже делать какие-то приятные Америке демонстративные шаги, но при этом не станут ссориться с теми, кто реально определяет ситуацию на евразийском пространстве, то есть с Россией и Китаем. Это во-первых. А во-вторых, с моей точки зрения, Россия предметно показала, что может жёстко противостоять попыткам радикально поменять внешнеполитическую ориентацию своих соседей. Причём теперь она может это делать при благожелательном отношении и глубинном понимании со стороны КНР.
Безусловно, ситуация в странах Центральной Азии далеко не простая. Не одно десятилетие между ними и Россией шло своего рода «капиталистическое соревнование», кто больше наберёт иностранных инвестиций. Очень старались, не особо задумываясь о последствиях. И тут, надо признать, больше других продвинулся Казахстан, добывающая промышленность которого почти полностью оказалась в руках транснациональных монополий, которые при ближайшем рассмотрении имеют англо-американское происхождение. Теперь именно Казахстан подвергается наиболее жёсткому экономическому шантажу по политическим основаниям, что не может не сказываться на политике страны и на жизни её граждан. Но, судя по всему, элиты (причём не только в Казахстане) уязвимость такого положения всё более осознают.
В Закавказье, прежде всего имею в виду Грузию, была предпринята попытка через давление или даже с помощью государственного переворота (опять же при нескрываемом участии внешних сил) изменить вдумчивую и прагматичную политику нынешнего грузинского руководства по отношению к российско-украинскому конфликту. Напомню, что правительство, сформированное партией «Грузинская мечта», при всём привычно резком восприятии ситуации вокруг Южной Осетии и Абхазии отказалось присоединиться к западным санкциям по отношению к России и уклонилось от каких-либо поставок вооружения в угоду властям Украины.
Будучи в Вашингтоне, вдали от «родных берегов», попытку захвата исполнительной власти откровенно поддерживала президент Грузии, бывшая ответственная сотрудница МИД Франции Саломе Зурабишвили. Заговор не удался. Ему и самой Зурабишвили успешно противостоял вместе со своими соратниками неформальный лидер правящей партии «Грузинская мечта» Бидзина Иванишвили. Который, не стоит забывать, являясь некогда российским олигархом Борисом Иванишвили, сумел заработать своё состояние в 90-е годы в, мягко говоря, не слишком спокойном Екатеринбурге. То есть у него имеется немалый опыт, как не проигрывать и кому больше доверять. Да и у грузинского народа на многое открываются глаза.
К сожалению, на грани ожесточения военных действий, использования ультиматумов из-за многострадального Карабаха балансируют Армения и Азербайджан. К тому же привлекают в качестве посредников страны Запада, создавая гаранту реального мирного соглашения – России – очередную головную боль. Мне кажется, там, особенно в Армении, ставки делаются не на тех.
Наконец, чтобы в России, что называется, ещё больше не скучали, наши противники напрягают ситуацию на западных границах: вокруг Молдавии с Приднестровьем и Белоруссии.
Присмотримся. Как ни удивительно, но и в Молдавии, и в Приднестровье опасаются нападения Украины на ПМР. На Украине не скупятся на провокационные заявления и даже засылали киллеров для устранения приднестровского президента Вадима Красносельского, попутно угрожая напасть на стародавнее хранилище советских боеприпасов вблизи селения Колбасна.
Но почему-то многие забывают, что в регионе есть одна ключевая проблема – сам Кишинёв, который, как и другие страны, включая Россию и Украину, считает Приднестровье частью Молдавии. Поэтому неспровоцированное нападение на Приднестровье по канонам международного права будет считаться нападением на… Молдавию. Иными словами, нападением не на непризнанное самопровозглашённое государственное образование, а на суверенную страну – члена Организации Объединённых Наций. Поэтому без прямой команды «высшего начальства», а мы знаем, кто для Украины является таковым, Киев вряд ли пойдёт на подобное безрассудство. Полагаю, «высшее начальство» сейчас в раздумьях. С одной стороны, ему, конечно, очень бы хотелось создать России ещё одну горячую точку, с другой – РФ всё время обвиняют в нападении на Украину, а теперь получится, что вроде как жертва «агрессии» сама нападёт на страну-соседку по «европейской ориентации». Поэтому в Штатах сейчас в мозговых центрах кипит работа: пытаются просчитать, какими могут быть политические последствия этого шага. Так что в этом регионе не всё так однозначно, как иногда видится со стороны.
Да, американцы в любой момент могут дать отмашку на какие-то действия. Например, учитывая, что средства массовой информации, в том числе мировые, находятся у них под контролем, они вполне могут организовать массированный вброс на тему атаки на «незалежную» со стороны самого Приднестровья. Хотя в любом случае это не лучший вариант. Поэтому пока, на мой взгляд, вокруг Приднестровья будет больше шума, чем действий.
За прошедший год все убедились, что истинным союзником России выявляет себя Белоруссия. Она демонстрирует реальную поддержку России в небывалом ранее противостоянии с блоком западных стран. И, кстати, наиболее радикальными врагами России оказались как раз ближайшие соседи Белоруссии – Польша и страны Балтии. И не от хорошей жизни белорусскому лидеру пришлось просить Россию разместить на территории страны тактическое ядерное оружие, поскольку эти соседи ведут себя всё более агрессивно, нагло. Мало им запретов для большегрузов на погранпунктах и прочих провокаций. На трудолюбивую мирную Беларусь обрушился почти тот же объём санкций, которыми пытаются задавить и Россию. Вызывает уважение, как Александр Лукашенко вместе с руководимой им страной продолжает успешное развитие, но держит порох сухим. Весьма успешным стал визит Лукашенко в КНР, где он договорился о поставках жизненно важных товаров, которых из Европы сейчас не завезти. И ещё штрих: Си Цзиньпин принимал его и как друга России, и совсем не так, как, скажем, Макрона.
Если итожить, можно сказать, что отношения с нашим ближним кругом складываются непросто и по-разному. Западные страны старались и, уверен, будут стараться впредь создавать России максимум проблем в её ближнем кругу, устраивать провокации или даже «цветные революции». Но всё же следует отметить, что ни одна страна СНГ, кроме Молдавии, не присоединилась к режиму беспрецедентных санкций, никто пока не вышел из ЕАЭС и ОДКБ. Хотелось бы большего, но худшего всё же пока удаётся избегать.