Про историю журнала «Декоративное искусство» можно снимать сериал, в котором отразятся все сложные периоды жизни советской интеллигенции начиная с конца 1950-х. Журнал образовался через год после легендарного ХХ съезда ЦК КПСС, с которого началась так называемая хрущёвская оттепель, и долгое время являлся одним из самых популярных журналов не только у художественной интеллигенции.
Изначально журнал преподносил основные темы – монументальное декоративное искусство, декоративно-прикладное искусство, народное искусство. Но почти сразу круг тем стал заметно расширяться. Появились статьи о малых формах городской архитектуры, об оформлении промышленных и бытовых товаров. В 1961 году в журнале была опубликована статья, где впервые в СССР напечатали иностранное слово «design» на русском языке. В редакции долго спорили, как это слово произнести на родном языке, и выбрали «дизайн» (а ведь был вариант писать через «е»). С тех пор вместо оформителей стали появляться дизайнеры во многих сферах – от промышленности до архитектуры и бытовой техники. В журнале стали публиковать большие статьи о дизайне бытовых предметов, мебели и даже о дизайне промышленных станков, автомобилей и самолётов.
Тем не менее главными темами журнала оставались материалы о художниках декоративно-прикладного жанра, тех, кто работал с керамикой, деревом, металлом. В 60-х годах в СССР начали вновь широко развиваться художественные народные промыслы, что было не только экономической, но и социальной необходимостью для огромной страны. Магазины с работами художников-промысловиков появлялись в Москве, Ленинграде, других городах СССР. Уже к началу 70-х годов стало модным иметь такие работы в частных домах и квартирах. То же самое происходило и с советской фарфоровой и хрустальной промышленностью. Фарфор и хрусталь стали частью советского быта, и в этом значительную роль сыграл журнал «Декоративное искусство СССР», который освещал и деятельность отдельных художников, и целые заводы по производству фарфора и стекла – Ленинградский фарфоровый завод, Дулёвский, Дмитровский, Барановский, Бориславский, Гусь-Хрустальный, Гжель, Борисовский и т.д.
В 60-е годы в журнале начали появляться статьи о работе западных художников декоративного жанра, об оформлении западных городов, о дизайне зарубежных товаров. Это давало толчок и для советского производства – развивалось разнообразие производства мебели, обоев, световых домашних и уличных приборов, архитекторы стали продумывать ландшафты малой городской архитектуры – парки, бульвары, зоны отдыха, отделку жилых домов и административных зданий. К журналу обращались специалисты разных областей, так как авторы журнала часто ездили в зарубежные командировки и привозили готовые примеры в своих материалах. Как позже оказалось, журнал, который был посвящён прикладному искусству, стал флагманом советской промышленности в теме дизайна. Здесь впервые публиковались статьи о легковых машинах Fiat, с которых потом началось производство уже советских жигулей. Журнал старался опережать время, задавать, как сейчас говорят, тренды на различные темы. Поэтому он долгое время оставался передовым и модным изданием у широкой образованной аудитории, которая следила за новинками в разных областях быта и производства и, конечно, искусства. Кроме этого, в журнале печатались профессиональные материалы о графическом искусстве – о плакатах, афишах, шрифтах, оформительской графике, что также помогало художникам создавать банальные утилитарные предметы – театральные и киноафиши, рекламные листовки и таблички, витрины, надписи названий кафе, ресторанов и магазинов. Всё это относилось к графическому дизайну и уже тогда было важным элементом оформления рекламы. Рыночные элементы всё же пробирались в СССР. Да и сам журнал уже в 60-е годы был эталоном графического дизайна, оригинальной художественной вёрстки, что для того времени являлось уникальным событием для тиражных журналов.
В середине 90-х у журнала, как и у многих советских изданий, случился очень сложный период. В редакции происходили драматические события. Доходило до прямых столкновений сотрудников редакции. В итоге одни тайно продали огромное редакционное помещение на улице Горького (ныне Тверская), а другие потом пытались продолжать делать журнал в различных случайных помещениях. Но это уже другая история. Сегодня журнал выходит при поддержке Министерства культуры, но не регулярно. Постоянной поддержки пока нет. Хотя, уверен директор редакции журнала Дмитрий Гражевич, у «Декоративного искусства» остаётся не только исторический бренд, но и огромный потенциал для развития. Журнал 2020 года № 425 вышел в оригинальном digital-формате: на его страницах наряду с классическими ссылками на профессиональную литературу можно было найти QR-коды. С помощью них можно моментально найти источник цитирования, который приводит автор текста, или увидеть больше фотографий по заданной теме, посмотреть видео или послушать музыку. А главной темой номера стал спецпроект, который представил выставку «Масочный режим» – сначала на страницах издания, а потом в галерее «Наши художники» на Остоженке. Таким образом был заявлен новый выставочный формат, где произведения, подготовленные именитыми и молодыми художниками из разных стран специально для проекта, экспонируются «живьём» и на страницах журнала.
Декоративное искусство сегодня снова становится модным в разных жанрах, в том числе и самых передовых. И издание с большой историей старается следовать тенденциям, развивать их и опережать. Коллектив журнала своими силами постепенно создаёт сайт-галерею с основными архивными материалами и с новыми материалами журнала.
Демьян Ишин
ФАКТ
Журнал читали художники, искусствоведы, философы, техническая интеллигенция, студенты и даже советские домохозяйки – журнал был популярен у советских женщин, так как в нём публиковались первые статьи о моде, давались рекомендации по декору обычной квартиры и размещались руководства по вышивке. В 70-е годы тираж журнала доходил до 50 000 экземпляров. В разные годы главными редакторами и идейными руководителями журнала были известные искусствоведы, философы, историки искусства, художники – Михаил Ладур, Карл Кантор, Стелла Базазьянц, Олег Буткевич, Ада Сафарова. Среди авторов журнала были видные искусствоведы, философы, писатели, историки моды, архитекторы, художники, театроведы, критики.