В нашей семье есть традиция 9 мая навещать могилы родных, на долю которых выпала война. Лет семь назад в этот день мой путь пересёкся с колонной горожан, идущих возлагать венки к воинским захоронениям. На меня надвигался лес синих знамён с эмблемой партии «Единая Россия». Кое-где развевались трёхцветные российские флаги, флаги с символикой города. Но красного знамени, Знамени Победы, в колонне не было!
Остаток того дня меня не покидали недоумение и возмущение. Зачем превращать День памяти и скорби в политическую рекламную акцию? Венки и цветы несли на могилы погибших солдат с лозунгами «Мы помним!», а знамя, под которым эти бойцы воевали и умирали, поднять «позабыли», «постеснялись», «испугались»?
Долго после того Дня Победы я старалась «не пересекаться» с официальными мероприятиями, но в прошлом году специально пошла на традиционный митинг накануне праздника. Из любопытства: а как теперь? Цветовая палитра на этот раз была разнообразнее. Даже Знамя Победы я увидела, но было оно не на сцене, где находились городские власти, а в небольшой колонне членов компартии.
Лет десять назад второклассник на мой вопрос, зачем он намалевал звёздно-полосатый флаг на танке, ответил, что сделал это потому, что в войне победили американцы. В той самой Великой Отечественной войне! Сейчас этому парню около двадцати лет. Подозреваю, что среди его ровесников и среди более юных граждан немало тех, кто историю учит по Голливуду. Впрочем, откуда им взять адекватные представления, если на площадях и улицах российских городов День Победы празднуют не под красными флагами, а под синими, полосатыми и т.д.?
Плохо когда символику Победы игнорируют и подменяют другой, но так же плохо, когда ею злоупотребляют, используют в сиюминутных политических или коммерческих интересах.
Каждую весну на рекламных листовках, заполняющих почтовый ящик, в огромных количествах появляется символика Победы. Храню наклейку, которую я сняла с банановой кожуры. На маленьком кружке – слова «С Днём Победы», изображение ордена Отечественной войны на георгиевской ленте и торговая марка бананового экспортёра.
Избавляясь от использованной обёртки, рекламы и банановой кожуры, мы привыкаем безразлично относиться к изображённым там символам. Это чувство постепенно переносится и на символизируемый объект. Глядишь, и нет уже былого преклонения перед воинским подвигом защитников Отечества, а есть безразличие или сомнения, а такой ли уж это был подвиг.
С символами нельзя обращаться легкомысленно, они обладают большой силой воздействия! Неслучайно использование государственной символики регламентируется законом. Запрещено пользоваться государственными символами «всуе», некорректно обращаться с ними. Ведь не напрасно крупные корпорации тратят миллионы долларов на создание брендов, разработку логотипов, монограмм, выбор фирменных цветов и жёстко защищают свои права на торговые марки.
С тревогой слежу за тем, что происходит с георгиевской (она же гвардейская) лентой. Акция, которая началась как благое напоминание о воинском подвиге, превращается в свою противоположность. Детали одежды в цветах георгиевской ленты – это уже не георгиевская лента. Именно георгиевская лента является символом боевого подвига. А что символизирует оранжево-чёрное полотнище или шарф? Можно ли преклоняться перед шарфом? Прозаическое отношение к предмету одежды невольно, неосознанно переносится и на символ воинского подвига.
Антонина ТРЕТЬЯКОВА
P.S. В прошлом году накануне праздника омская пивоваренная компания выпустила партию пива с изображением на этикетках портретов участников войны и кратким описанием их подвигов.
Ныне студенты Ижевского государственного технического университета имени Калашникова провели посвящённый юбилею Победы конкурс боди-арта. Жюри определяло на чьём голом торсе лучше смотрятся георгиевская ленточка, слова поздравления и военные лётчики-асы.
Апофеозом же кощунства стал проведённый в конце марта в Красноярске конкурс «Лучший кондитер Сибири». Десертом-победителем стал трёхъярусный торт, представляющий собой композицию из военного самолёта, «похоронки», старика, выносящего из разрушенной деревни ребёнка, и вечного огня. Возможно, торт и вкусен, но запивать чаем голову ребёнка или ногу плачущего старика... Это не дань памяти нашим дедам, как утверждали организаторы, это патологическая душевная глухота, приманка для патриотов-гопников, расписывающих свои выпущенные в Германии машины надписями «На Берлин» и орущих дурными голосами после шабаша «на шашлыках» святые военные песни.