Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 апреля 2015 г.
  4. № 15 (6505) (15.04.2015)
Общество Человек

И «похоронка» на десерт

15 апреля 2015

Уже полгода в Брянской области проходит региональная акция «Под знаменем Победы – к великому юбилею». Двухсотметровое красное полотнище, увеличенная копия Знамени Победы, путешествует по городам и сёлам области. Когда узнала, что Знамя Победы встречали и в Новозыбкове, моём родном городке, порадовалась. Была у меня для этого личная причина.

В нашей семье есть традиция 9 мая навещать могилы родных, на долю которых выпала война. Лет семь назад в этот день мой путь пересёкся с колонной горожан, идущих возлагать венки к воинским захоронениям. На меня надвигался лес синих знамён с эмблемой партии «Единая Россия». Кое-где развевались трёхцветные российские флаги, флаги с символикой города. Но красного знамени, Знамени Победы, в колонне не было!

Остаток того дня меня не покидали недоумение и возмущение. Зачем превращать День памяти и скорби в политическую рекламную акцию? Венки и цветы несли на могилы погибших солдат с лозунгами «Мы помним!», а знамя, под которым эти бойцы воевали и умирали, поднять «позабыли», «постеснялись», «испугались»?

Долго после того Дня Победы я старалась «не пересекаться» с официальными мероприятиями, но в прошлом году специально пошла на традиционный митинг накануне праздника. Из любопытства: а как теперь? Цветовая палитра на этот раз была разнообразнее. Даже Знамя Победы я увидела, но было оно не на сцене, где находились городские власти, а в небольшой колонне членов компартии.

Лет десять назад второклассник на мой вопрос, зачем он намалевал звёздно-полосатый флаг на танке, ответил, что сделал это потому, что в войне победили американцы. В той самой Великой Отечественной войне! Сейчас этому парню около двадцати лет. Подозреваю, что среди его ровесников и среди более юных граждан немало тех, кто историю учит по Голливуду. Впрочем, откуда им взять адекватные представления, если на площадях и улицах российских городов День Победы празднуют не под красными флагами, а под синими, полосатыми и т.д.?

Плохо когда символику Победы игнорируют и подменяют другой, но так же плохо, когда ею злоупотребляют, используют в сиюминутных политических или коммерческих интересах.

Каждую весну на рекламных листовках, заполняющих почтовый ящик, в огромных количествах появляется символика Победы. Храню наклейку, которую я сняла с банановой кожуры. На маленьком кружке – слова «С Днём Победы», изображение ордена Отечественной войны на георгиевской ленте и торговая марка бананового экспортёра.

Избавляясь от использованной обёртки, рекламы и банановой кожуры, мы привыкаем безразлично относиться к изображённым там символам. Это чувство постепенно переносится и на символизируемый объект. Глядишь, и нет уже былого преклонения перед воинским подвигом защитников Отечества, а есть безразличие или сомнения, а такой ли уж это был подвиг.

С символами нельзя обращаться легкомысленно, они обладают большой силой воздействия! Неслучайно использование государственной символики регламентируется законом. Запрещено пользоваться государственными символами «всуе», некорректно обращаться с ними. Ведь не напрасно крупные корпорации тратят миллионы долларов на создание брендов, разработку логотипов, монограмм, выбор фирменных цветов и жёстко защищают свои права на торговые марки.

С тревогой слежу за тем, что происходит с георгиевской (она же гвардейская) лентой. Акция, которая началась как благое напоминание о воинском подвиге, превращается в свою противоположность. Детали одежды в цветах георгиевской ленты – это уже не георгиевская лента. Именно георгиевская лента является символом боевого подвига. А что символизирует оранжево-чёрное полотнище или шарф? Можно ли преклоняться перед шарфом? Прозаическое отношение к предмету одежды невольно, неосознанно переносится и на символ воинского подвига.

Антонина ТРЕТЬЯКОВА


P.S. В прошлом году накануне праздника омская пивоваренная компания выпустила партию пива с изображением на этикетках портретов участников войны и кратким описанием их подвигов.

Ныне студенты Ижевского государственного технического университета имени Калашникова провели посвящённый юбилею Победы конкурс боди-арта. Жюри определяло на чьём голом торсе лучше смотрятся георгиевская ленточка, слова поздравления и военные лётчики-асы.

Апофеозом же кощунства стал проведённый в конце марта в Красноярске конкурс «Лучший кондитер Сибири». Десертом-победителем стал трёхъярусный торт, представляющий собой композицию из военного самолёта, «похоронки», старика, выносящего из разрушенной деревни ребёнка, и вечного огня. Возможно, торт и вкусен, но запивать чаем голову ребёнка или ногу плачущего старика... Это не дань памяти нашим дедам, как утверждали организаторы, это патологическая душевная глухота, приманка для патриотов-гопников, расписывающих свои выпущенные в Германии машины надписями «На Берлин» и орущих дурными голосами после шабаша «на шашлыках» святые военные песни.

Тэги: Великая отечественная война
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Невыдуманная история

    04.05.2022
  • Внештатный разведчик

    02.08.2021
  • Новые поджигатели войны

    22.06.2021
  • Двойной Нельсон Русского Танка

    08.05.2021
  • 75 лет фальсификации истории ВОВ и опыт борьбы с ней

    04.05.2021
  • Горькое лето 41-го

    235 голосов
  • Правда о «цене Победы»

    106 голосов
  • Оградить от глумления и лжи!

    105 голосов
  • За победу над фашизмом!

    85 голосов
  • Штрафные удары по фальсификаторам

    72 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS