Предлагаемая вниманию читателей «ЛГ» статья известного советского писателя А.Я. Яшина (1913–1968) была написана более полувека назад. Автор знаменитого рассказа «Рычаги» размышляет о той страшной лжи, с которой США живут постоянно.
Несколько лет тому назад делегация американских профессоров и преподавателей, находившаяся в Москве, пожелала встретиться в Союзе писателей с двумя советскими литераторами – с Евгением Евтушенко и со мною. Мы оба охотно пошли на эту встречу, и у меня остались о ней самые хорошие воспоминания. Вопреки предположениям не было никаких казуистических вопросов, нечистой игры, недоброжелательства. Был нормальный человеческий разговор, вызванный взаимным интересом друг к другу. Он не поколебал моего давнего уважительного отношения к великой заокеанской стране, к её людям, к её культуре.
Более того, я, по мягкости характера или по наивности, начинал даже забывать многое из того, о чём знал, когда жил ещё в Архангельске, – об американской интервенции на Севере, об островах смерти – Мудьюге, Иоканьге.
Что же происходит сейчас? Мои добрые чувства к Америке снова подвергаются жестокому испытанию. Почему Америка бросает своих солдат то в одну страну, то в другую и прикрывает это фарисейскими разговорами о «наведении порядка», о локализации войны?
Разве в оккупированном Архангельске американские завоеватели не ратовали за «прочный порядок» и нерасширение войны? Может быть, то были другие американцы? Ни одного из них уже не осталось в живых? И президент был другой?..
Всё так! Но почему же опять Америка? Почему она ведёт постоянно несправедливые, грязные войны и одновременно кричит о борьбе за мир? Почему и нынешний её президент то и дело обращается к Богу, а с неба что ни день кидает напалмовые и фугасные бомбы на чужие города и сёла?
И где те университетские учёные люди, которые так мирно беседовали с нами о поэзии, об искусстве? Поднимают ли они голоса в защиту мировой цивилизации и культуры или, раз проголосовав за своего президента, умыли руки и ограничиваются чтением лекций о гуманизме, о демократии? Если то, что сейчас творит Америка, называется борьбой за свободу, за демократию, то что же такое тогда человеконенавистничество, насилие, фашизм?
Разве о таком мире мечтали люди, когда пробивались, не жалея жизней своих, к гитлеровскому логову войны? Нам это логово казалось тогда единственным и последним.
Американский солдат с арестованным вьетнамцем, 1965
Но cнова гибнут дети, кровавыми слезами плачут матери, горит земля. Ей бы рожать хлеб, а она пустует. Людская кровь для неё не удобрение. Человек рождён, чтобы трудиться, а его заставляют воевать.
Разбой – профессия бандитов, а не тружеников. И что хорошего можно сказать о стране, которая ведёт войну за войной, защищая неправое дело? Сильная? Нет, несчастная, бессовестная страна! История, в конце концов, осудит её и распоясавшихся её руководителей.
Я не верю, что американский президент боится Божьего суда, хотя он часто по нужде и без нужды обращается к Богу. Но есть суд другой – суд людской, суд человеческий, суд справедливости и чести. И ещё – суд времени. И силы. Время не на стороне Соединённых Штатов Америки. И сила не на их стороне. Этого суда они должны бояться. Придёт время, и с него всё спросится. И взыщется. В это я верю.
Александр Яшин,
1965 г.
Публикация Натальи Поповой-Яшиной